7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из


Скачать 1.82 Mb.
Название 7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из
страница 1/12
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
7. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Процессы коммуникативные - процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации - это одна из наиболее сложных и неоднозначных проблем организационного поведения. Коммуникации занимают до 75 % времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний. Менеджеры должны и совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации. До 80 % рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на различные виды общения. Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных па вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте назвали умение выслушивать подчиненных. Менеджер обязан быть коммуникатором. Под коммуникацией понимается обман идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

7.1Этапы и элементы процесса коммуникации

Процесс коммуникации включает ряд этапов: отправление сообщения, его передача и получение. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная связь.

1.Отправление сообщения. Минимум два лица — отправитель и получатель. Кодирование - это перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т. д.). Основной формой кодирования выступает язык общения. В результате кодирования формируется сообщение, послание, содержащее данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.

2.Передача сообщения. Послание по каналам сама среда (воздух, свет, вода) и различные технические устройства (линии связи, электромагнитные волны)) передается получателю. Информация может передаваться путем личного общения, групповых встреч, телефонных переговоров, передачи сообщений по факсу, подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов, с помощью графиков производства и отгрузки продукции, электронной почты, телеконференций, радиотрансляции. Эффективность передачи сообщения зависит от средств, которые для этого используются. Для простых, рутинных и очень доступных сообщений должны использоваться простые средства, т. е. «бедная» среда - докладные записки, объявления на досках, дающие ограниченную информацию. Для сложных - сложные средства, «богатую» среду, - личное общение, которое дает немедленную обратную связь, позволяет расширить объем получаемой информации за счет невербальной составляющей. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение.

3. Получение сообщения. Тот, кому адресовано послание и кого оно достигло, называют получателем. Получатель декодирует (переводит, расшифровывает) сообщение. Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Декодирование включает восприятие сообщения получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получатель получил, понял и принял отправленное сообщение.

4. Обратная связь - присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Обратная связь дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызнало ли оно ожидаемую реакцию. Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение.
7.2Классификация коммуникаций

1.Субъект и средства коммуникации: - с помощью технических средств, инфо технологии; -межличностные.

2.Форма общения: -вербальные; -невербальные.

3.Каналы общения: -формальные; -неформальные.

4.Организационыый признак (пространственное расположение каналов): -вертикальные; -горизонтальные; -диагональные.

5.Направленность общения: -нисходящие; -восходящие.

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС).

Межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.

Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи.

В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации.

Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения. В отношении ожидании получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.

Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию. Получатель может признавать его статус и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.

Коммуникации по форме общения. Вербальные коммуникации - осуществляются с помощью устной речи как системы кодирования. Достоинствами устных коммуникаций - быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.

Коммуникации определяются существующими регламентами: организационными (схемой организационной структуры); функциональными (положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями») (в основном - иерархическая структура управления).

Неформальные коммуникации - социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении (слухи -75% точности). Они дополняют формальные коммуникации. Слухи: 1.Мечты – отражают желания и надежды, инициирующих слухи – позитивные слухи, способствующие творчеству работников. 2.Слухи – «пугала» - возникают на страхах и опасениях работников, вызывают беспокойство в коллективе, вызывают ущерб. 3. «Вбивание клиньев» - продиктованы агрессивностью, ненавистью, наносят урон репутации компании и ее работникам. 4.Финальный слух – вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация но каналам передается по вертикали — сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости п по диагонали. Нисходящие коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз - от руководителя к подчиненным. Восходящие коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх - от подчиненных к руководителю. Горизонтальные коммуникации — коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов различных уровней иерархии (менее эффективны). Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению. В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

7.3Невербальные средства общения:

1.1.Кинесические – выразительные движения тела (жесты, мимика, пантомимика, поза, походка); 1.2.Визуальный контакт (взгляд – направление, длина паузы, частота контакта). 2.Просодические и экстра лингвистические - голос, речь (интонация, тембр, громкость, ритм, темп речи, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, издох, смех, плач, кашель, зевание). 3.Такесические – динамические прикосновения (рукопожатие, поцелуи, похлопывания). 4.Проксемические – пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция).

Кинесические средства общения — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика — изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам. Жесты — разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах.

Жесты общие для всех культур: 1.Комуникативные – с их помощью, осущ. общение (жесты приветствия, прощания, запрета, утвердительные, отрицательные…). 2.Модальные – отражают оценку отношений (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия…). 3.Описательные – имеют смысл в контексте речевого высказывания (жесты указания размера, формы, направления).

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

1.жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта, вставание и прохаживание, наклоненная голова;

2.жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

3.жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание но столу пальцами; троганье спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

4.жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

5.жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

6.жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань.

7.жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

8.жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

9.жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать па столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика — движения мышц лица. Главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость.

Поза - положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Различают «закрытые» и «открытые» позы. Закрытые, когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Различают также позы раздумья и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный пален вытянут к веку). Есть «наполеоновская» поза: а) стоя, когда руки скрещены на груди и б) сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка — стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» — при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка — при страдании.

Взгляд — наиболее естественное средство невербального общения. Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению. Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в наши глаза настораживает. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею.

Просодические и экстралингвистические средства общения. Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралитвистическая составляющая речи — включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха. С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Виды взглядов: 1.Подъем головы и взгляд вверх – подожди минутку подумаю – необходимо прервать контакт. 2.Движение головой и насупленные брови – не понял повтори – усилить контакт. 3.Улыбка и возможно легкий наклон головы – понимаю, мне нечего добавить – продолжить контакт. 4.Ритмичное кивание головой – ясно, понял, что тебе нужно – продолжить контакт. 5.Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседника – хочу подчинить себе – действовать по обстановке. 6.Взгляд в сторону – пренебрежение – уйти от контакта. 7.Взгляд в пол – страх и желание уйти – уйти от контакта.

Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие, гнев, страх. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении. Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость. Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией.

Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим. Главная задача, паузы — психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении). Пожатие прямой, не согнутой рукой — признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера но общению на удобном для себя расстоянии. Пожатие с применением обеих рук выражает искренность пли глубину чувств по отношению к партнеру. Похлопывали с по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близости общающихся людей.

Проксемические средства общения - Пространство выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку. Это та дистанция, которую соблюдают люди при общении. Виды: 1.Интимная (до 50 см.) – общение самих близких людей; 2.Персональная (50-120) – со знакомыми; 3.Социальная (120-350) – официальное общение, общение с людьми, которых не очень хорошо знают, дискуссии между коллегами; 4.Публичная, общественная (свыше 350) – формальные разговоры, выступления перед аудиториями.

На создание психологической атмосферы при общении существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратный или прямоугольный стол, являющийся обычно рабочим столом, следует использовать для деловых бесед, переговоров, брифингов. Круглый стол следует использовать для непринужденной, неофициальной атмосферы; он хорош, если вам необходимо достичь соглашения.

Взаимоотношения людей осуществляются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чужим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому человеку. Если вы заставляете другого ждать, то тем самым вы заявляете о своем праве распоряжаться ситуацией.

Барьеры на пути эффективных коммуникаций - Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает нее, что собирался передать ему отправитель. Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения, называю барьерами. Личностные барьеры — коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя. Физические— коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Семантические барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия.

Языковые барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие, языковых различии отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутри-групповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

Организационные барьеры — коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления. Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его.

Коммуникативные барьеры— коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Активное слушание как средство эффективного общения - Успех коммуникации во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Причем необходимо не только слушать, но и слышать собеседника. Потери информации в случае, если говорящий не ориентируется на собеседника, а лишь на себя, могут составлять от 50% до 80%. По некоторым оценкам руководитель затрачивает на слушание до 80 % своего рабочего времени.

Коммуникационные сети - Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом. Совокупность каналов передачи или обмена информацией связывающих несколько организационных единиц, образует коммуникационную сеть. В коммуникационной сети в процессе коммуникации происходит соединение определенным образом людей с помощью информационных потоков.

Сети могут быть открытыми и закрытыми. Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути пет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел. В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне. «Цепочка» — линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к В, С, Д, Е и наоборот. «Цепочка» эффективна при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.

Горизонтальные связи — элементы децентрализации.

«Колесо». Вся информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение (точка Е). Иногда эту сеть называют «звезда». Силовые линии исходят из центра. В сетях типа «колесо» представлена формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника. «Колесо» позволяет начать действовать быстрее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь всегда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка. Это наиболее устойчивый тип сети, в ней трудно образовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зависит от личностных характеристик лидера (центра). Может возникнуть информационная перегрузка центра. Возможна фильтрация информации центром.

«Шпора» аналогичны «колесу», Но включают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий в его промежуточной позиции. Пункт В — центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах В, возможно, и в интересах Д, Е. «Шпора» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе»; при этом следует тщательно продумать работу В.

Централизованные сети типа «шпора» и «V» эффективны при решении простых проблем. «Вертушка» используются в ситуациях, когда группы осуществляют коммуникации по кругу. Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информации при ее интерпретации. «Круг» — коммуникации осуществляются между людьми, расположенными рядом друг с другом. В «круге» более благоприятный климат, но он менее устойчив, чем «колесо».+ «Всеканальные» сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет. Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет возможность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. В ней воспитываются лидеры, в ней обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный, он может осуществляться из нескольких точек. К основным недостаткам всеканальной сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекватность оценки трудностей (в группе — и «море по колено»), возникает угроза нарушения стабильности и порядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера.

Во вторичных сетях типа «тент», «палатка», «дом» позиции В и С, Е и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обоих направлениях. «Тент» — здесь две разные силовые линии идут от руководителя А, который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возникает минимум неформальных взаимодействий.

«Палатка» образуется, когда руководитель («босс») в позиции А решает, что его старшим подчиненным В и С выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, В, С образуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между В и С. «Палатка» может быть очень аффективной и действенной при условии четкого определения прав и обязанностей В и С. В противном случае возникает широкая область неопределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство пункта А; производительность сети снижается.

«Дом» получается, когда возникает новый официальный канал Е-Д, это полностью замкнутая система. Возможна связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам. Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети и два малых — А, В, С и В, С, Д, Е. С организационной точки зрения «дом» — самая уязвимая из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.

8.УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ (Жизненный цикл)

Культура корпоративная — атмосфера (социальный климат) в организации; общее понимание членами организации ожидаемого поведения. Типы культур — типология корпоративных культур, построенная на основе двух рыночных факторов: уровень риска и скорость получения информации в процессе обратной связи в организации. Кредо организации — коренное убеждение, основы мировоззрения. Репутация организации — созданное устойчивое мнение о качествах, достоинствах и недостатках организации в деловом мире (в определенном сегменте рынка). Бренд — торговая марка товара, определенный уровень его известности на рынке. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла - Существование любой организации, подобно жизни человека, проходит все стадии: с рождения до прекращения жизнедеятельности. Длительная и эффективная жизнь — удел далеко не всех организаций, и причина этого — специфические черты организации, возможности ее приспособления к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Существование организации на рынке во многом связано с выбором форм и методов ее адаптации к внешним условиям, управлением ее поведением в соответствии с требованиями рыночного окружения. Одним из действенных методов адаптации является разработка стратегии развития в соответствии с конкретным этапом жизненного цикла организации. Эффективная и устойчивая деятельность любой организации зависит от того, как руководители и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл и каждую из его стадий. Руководитель всегда должен знать, на какой стадии развития находится организация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии. Жизненный цикл ориентирует менеджеров па периодическую перепроверку специфических целей организации, па постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в котором она создавалась изначально.

8.1.Понятие жизненного цикла организации. Особенности отдельных стадий

Жизненный цикл организации — это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). Каждая стадия жизненного цикла имеет специфические особенности. 1.Стадия создания организации. Организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены па создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера — новатор. Па данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения. На этой стадии перед организацией стоят две основные задачи: * доступ к необходимым ресурсам; * овладение механизмом конкуренции. Руководству следует сосредоточить особое внимание на: * изучении потребительского спроса на производимую продукцию, услуги на конкурентных рынках; * сборе и анализе информации о деятельности и намерениях конкурентов, их сопоставлении с возможностями, ресурсами своей организации; * выяснении необходимости и целесообразности наращивания потенциала организации и внесение соответствующих корректив в стратегию; * рационализации управленческого процесса, включающей расстановку кадром, создание надежного механизма принятия решении, системы мотивации; * принятии всевозможных мер но привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников. На стадии создания организации перед менеджерами стоят особенно сложные задачи. Их суть можно свести к дилемме «быть или не быть». На этой стадии необходим особо тщательный и всесторонний анализ ситуации. 2.Стадия роста организации. На этой стадии интенсивно развиваются инновационные процессы, окончательно формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль остаются неформальными. Но мере роста организации в ней усиливаются процессы разделения и специализации управленческого труда, что в свою очередь вызывает образование новых структурных подразделений. Следовательно, организационно структура становится более сложной, растет число уровней иерархии, происходит увеличение удельного веса административных методов управления за счет создания новых инструкций, положений, процедур, нормативов. На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи: * обеспечить условия экономического роста; * достичь высокого качества товаров, услуг. Руководством организации должен быть выбран такой тип управления, который обеспечит поддержание стабильного баланса между стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности в текущем периоде с одновременным планированием будущего. На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи: * решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников; * обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала; * оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологии. 3.Стадия зрелости организации. Структура организации становится иерархически все более сложной, формальной, вводятся новые правила и процедуры. Возрастает степень разделения труда и специализации работников, усиливается роль высшего руководства. Процесс принятия решений становится все более консервативным. Роли уточнены настолько, что выбытие тех пли иных сотрудников не вызывает серьезной опасности. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. На этой стадии весьма вероятно обюрокрачивание аппарата управления организации. Для предупреждения этого необходима децентрализация управления, корректировка системы мотивации. Перед организацией стоят задачи: » обеспечить общую стратегическую дееспособность; » сохранить и упрочить устойчивое положение па рынке. На стадии зрелости руководитель организации должен: * заблаговременно организовать работу по созданию и освоению повой продукции, чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров; * вести мониторинг организационной структуры управления, периодически корректировать се с целью обеспечения большей гибкости; * постоянно анализировать поведение конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в стратегию развития организации; * использовать возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической подготовки производства; * создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы отдельных сотрудников и команд, использования матричных организационных структур управления. 4.Стадия спада организации. Организация сталкивается с уменьшением спроса па свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, обладающих наиболее цепными специальностями. Число конфликтов нередко растет. Механизм разработки и принятия решений централизован. Организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся сдержать, замедлить спад. Характерные симптомы этой стадии: » снижение спроса ужесточает конкуренцию и изменяет ее формы конкурентной борьбы; » усиливается диктат поставщиков; » возрастает роль соотношения цен и качества в конкурентной борьбе; » нарастает сложность управления производственными активами; » усложняется процесс создания товарных инноваций; » снижается прибыль. На стадии спада необходимо вдохнуть в организацию новую жизнь, резко скорректировать стратегию, произвести необходимые организационные изменения. В этих условиях руководителю предстоит: » рассмотреть возможности рационального использования всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности организации на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки; » изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях; » приступить к осуществлению изменений в организации, наладить связи с новыми рынками и поставщиками. Анализ ситуации на стадии развития рынка –

Направления и этапы

Цель

Методы

Результаты

1.Выбор товара или услуги

Определить нишу на рынке

Изучить объем продаж и емкость рынка (спрос), возможность вытеснения товара с рынка

Возможный объем продаж товара

2.Оценка действий конкурентов

Определить возможности конкурентов для занятия ниши на рынке

Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение сбыт, инфраструктурные связи

Доминирующий фактор конкуренции

3.Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые ресурсы и возможность их получения

Изучить возможности создания технологий, приобретения, установки оборудования, его эксплуатации; обеспечить сырьем, материалами, помещениями, услугами

Формирование системы исходных условий и предпосылок

4.Анализ окружения

Определить значимость внешних факторов

Изучить состояние государственно – политических, экономических, технологических и др. факторов. Определить тенденции их развития

Неопределенность значений факторов, стабильность значений факторов, темпы изменения значений


Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. (8)

Корпоративная культура - символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях.(9)

Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. (10)

Если сравнить между собой определения понятия «корпоративная культура» разных авторов, то можно выделить среди них общие моменты.

Большинство специалистов утверждают, что корпоративная культура представляет собой сложную композицию образцов базовых предположений (часто не поддающихся формулированию), которых бездоказательно придерживаются сотрудники в своих действиях. Часто авторы упоминают ценности, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений как внутри организации, так и за ее пределами, которые принимаются большинством членов организации. Они направляют сотрудника в том, какое поведение считается допустимым, а какое – нет. Также в определениях корпоративной культуры можно встретить такое понятие как «символика», с помощью которой сотрудникам передаются ценности, нормы и т. д. (11)

Для того чтобы до конца разобраться с определением понятия «корпоративная культура», необходимо рассмотреть ее функции. Функции корпоративной культуры приведены в таблице 2.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
По оцен­кам специалистов, в общей совокупности экономической инфор­мации этой системы более половины всего ее объема составляют данные...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon 2. Теории поведения человека в организации (4 часа) 46 Тема Коммуникативное...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon При президенте РФ
Коммуникация – это социальное взаимодействие. В то же время коммуникация это процесс передачи информации или переноса содержания...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Задачи Стратегия План действий, включая задачи и подробные планы по 4-м аспектам Бюджет
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Приказ Минприроды России от 23. 12. 2015 №553 «Об утверждении порядка...
Правомерное поведение – это поведение, соответствующее требованиям нормам права, гарантируемое и охраняемое государством. Правомерное...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Техническое задание на поставку медикаментов группы «Средства, влияющие...
«Средства, влияющие на процессы обмена, препараты гормональные» для нужд мму «Нефтегорская центральная районная больница»
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Жалоба на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона
Реестровый номер открытого аукциона № [номер извещения, 19 символов по 44 фз или 13 символов по 223 фз]
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon На поведение человека в организации воздействует большое количество...
В свою очередь, поведение отдельного индивида влияет на поведение других людей в ходе совместной трудовой деятельности. Особая роль...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Инструкция по эксплуатации содержание
Если перед параграфом стоит один из следующих символов, это указывает на возможную опасность при несоблюдении рекомендуемых мер
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Технологический университет «мисиС» псп 014. 1 Выпуск 2 Изменение 0 Экземпляр №1
Б I – бизнес – процесс. Подстрочный индекс I обозначает пункт раздела 7 (процессы жизненного цикла продукции, т е процессы, относящиеся...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Техническое задание на поставку лекарственных средств, влияющих на...
Поставка лекарственных средств, влияющих на процессы тканевого обмена, для нужд гауз мо «Химкинская центральная клиническая больница»...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации....
При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Неотложной помощи на догоспитальном этапе
«Скорой помощи». Это привело в ряде регионов страны к слиянию в единую систему поликлинических пунктов неотложной помощи и скорой...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Мониторинг позволяет автоматизировать процесс сбора и передачи отчетных сведений
Еиас мониторинг – приложение, используемое сотрудниками регулируемых организаций для отправки юридически значимых документов в регулирующие...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Оглавление
Земли — это объективный процесс. В рамках эволюционного процесса протекает глобальный исторический процесс, т е процесс изменения...
7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации это одна из icon Развивающие игры для детей
Мышление одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск