Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности


Скачать 120.49 Kb.
Название Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности
Тип Документы
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА»

для студентов 3 курса по специальности

43.02.10 Туризм

2016 - 2017 учебный год

Преподаватель Щучкина Г.Н.
Тема 1. Сущность и история развития современного менеджмента. История развития менеджмента туризма

Теоретические вопросы:

1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме.

2. Особенности туризма как объекта управления.

3. Характеристика основных этапов развития менеджмента в туризме.

4. Основные направления развития российского и международного менеджмента туризма.

Практические задания/задачи: не предусмотрено
Тема 2. Организация как система управления.

Теоретические вопросы:

5. Организация как система управления. Понятие организации. Элементы организации.

6. Сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции.

7. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия.

8. Внешняя среда организации. Факторы среды косвенного воздействия.

9. Индустрия гостеприимства. Связь туризма и гостиничного дела.

10. Современные тенденции развития индустрии гостеприимства.

11. Содержание и значение организационной (корпоративной) культуры в развитии турфирмы.

12. Характеристика организационных (корпоративных) культур

Практические задания/задачи:

Задание 1. По принятой миссии определить цели развития бизнеса организации

  1. Определить цель в области инновации.

  2. Определить цель в сфере производства.

  3. Определить цель в сфере менеджмента.

Исходная ситуация. Миссия турфирмы: «Миссия Coral travel заключается в том, чтобы максимально способствовать созданию цивилизованного туристского рынка, Где отношения в цепочке клиент – агент – оператор основаны на взаимном доверии и уважении. Конечная цели деятельности – сделать качественный отдых доступным для всех категорий населения страны».

Задание 2. По миссии описать компоненты структуры миссии, указав:

А) продукт;

Б) категорию целевых потребителей;

В) технологию;

Г) конкурентные преимущества;

Д) философию компании.

Исходная ситуация. Миссия турфирмы: «Миссия Coral travel заключается в том, чтобы максимально способствовать созданию цивилизованного туристского рынка, Где отношения в цепочке клиент – агент – оператор основаны на взаимном доверии и уважении. Конечная цели деятельности – сделать качественный отдых доступным для всех категорий населения страны».

Задание 3. Продолжить «цепочку» целей организации, показывающую взаимодействие по уровням управления. Задание выполнить в таблице.

Стратегические цели

Тактические цели

Оперативные цели

увеличение рынка сбыта продукции







Задание 4. Продолжить «цепочку» целей организации, показывающую взаимодействие по уровням управления. Задание выполнить в таблице.

Стратегические цели

Тактические цели

Оперативные цели

увеличение объемов производства







Задание 5. Продолжить «цепочку» целей организации, показывающую взаимодействие по уровням управления. Задание выполнить в таблице.

Стратегические цели

Тактические цели

Оперативные цели

Расширение ассортимента продукции







Задание 6. Оценить факторы внешней среды и внутренней среды, способные вызвать данные изменения в организации. С учетом возникшей проблемы внести коррективы в краткосрочные цели предприятия.

Исходная ситуация. Руководство турфирмы обеспокоено снижением прибыли за последние полгода.
Тема 3. Цикл менеджмента. Функции менеджмента в рыночной экономике

Теоретические вопросы:

13. Цикл менеджмента. Основные функции управления, их взаимосвязь.

14. Планирование – функция менеджмента. Виды планирования, его методы.

15. Сущность стратегического планирования. Миссия и цели предприятия

16. Организация как функция менеджмента. Делегирование полномочий и ответственности. 17. Организационные структуры управления (ОСУ). Типы ОСУ.

18. Функции менеджмента. Роль планирования в турфирме.

19. Мотивация, как функция менеджмента. Виды мотивации.

20. Теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации.

21. Характеристика содержательных теорий мотивации.

22. Характеристика процессуальных теорий мотивации.

23. Функции менеджмента. Мотивация труда на предприятиях туризма.

24. Функции менеджмента. Мотивация клиентов на предприятиях туризма.

25. Характеристика линейной организационной структуры.

26. Характеристика функциональной организационной структуры.

27. Характеристика линейно – функциональной организационной структуры.

28. Характеристика адаптивной организационной структуры.

29. Контроль деятельности экономического субъекта. Понятие контроля и его основные типы.

30. Этапы управленческого контроля.

Практические задания/задачи:

Задание 7. По технологическому циклу определить вид организационной структуры управления, характерные черты, преимущества и недостатки


Внешний туризм




Внутренний туризм




Визовый отдел


Отдел по рекламе


Задание 8. Определить вид организационной структуры управления, характерные черты, преимущества и недостатки



Задание 9. Определить вид организационной структуры управления, характерные черты, преимущества и недостатки



Задание 10. Определить вид организационной структуры управления, характерные черты, преимущества и недостатки



Задание 11. Определить вид организационной структуры управления, характерные черты, преимущества и недостатки.

TUI Group
TUI Pussia and CIS

Туроператор Собственная розничная сеть

и франчайзинговые

турагенства TUI
Задание 12. Дать характеристику типовой структуры гостиничного комплекса


Задание 13. Предложить способы мотивации работников для каждой из предложенных ниже ситуаций.

  • Высокая текучесть кадров среди менеджеров турфирмы.

  • Нарушение трудовой дисциплины стало нормой в организации.

  • Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент.

  • Процедура повышения квалификации, необходимость переподготовки специалиста воспринимается в коллективе без инициативы - как наказание, а не привилегия.

Задание 14. Определить потребности целевых групп /семьи с детьми, пенсионеры, молодежь/ в услугах турфирмы. Задание выполнить в таблице.

Целевые группы

Удовлетворяемые потребности

Предлагаемые товары /услуги

семьи с детьми,







пенсионеры,







молодежь






Задание 15. Составить схему управленческого контроля. Задание выполнить в таблице.

Исходная ситуация: по результатам отчета за третий квартал XXXX года было выявлено, что фактически выполненный объем составил 80% от плана отчетного периода. Необходимо, с учетом возникшей проблемы, внести коррективы в план четвертого квартала.




Этапы управленческого контроля




установление стандартов и критериев

сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами

принятие необходимых корректирующих действий

1.











Тема 4. Методы и стили менеджмента

Теоретические вопросы:

31. Понятие и сущность методов управления. Характеристика методов управления.

32. Социально – экономические методы управления.

33. Организационно-административные методы управления.

34. Социально-психологические методы управления туризмом.

35. Стиль управления и факторы его формирования.

36.Классификация стилей управления. Совместимость стилей управления.

37. Имидж организации. Методы, направленные на формирование имиджа организации.

38. Взаимосвязь стиля управления и вида организационной культуры.

Практические задания/задачи:

Задание 16. Определить вид методов управления, характерные черты, преимущества и недостатки.

Исходные данные: формы проявления методов управления:

обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);

рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).

Задание 17. Определить вид методов управления, характерные черты, преимущества и недостатки.

Исходные данные: формы проявления методов управления:

Устав организации:

Положение о персонале:

Должностные инструкции;

технологическая карта /технологическое задание.

Задание 18. Определить вид методов управления, характерные черты, преимущества и недостатки.

Исходные данные: формы проявления методов управления: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критика и самокритика, производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, ритуалы и обряды.

Задание 19. Определить стиль управления, характерные черты, преимущества и недостатки. В каком случае возможно оптимальное применение?

Исходные данные: централизация власти в руках одного руководителя, ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит.

Для него характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.

Задание 20. Определить стиль управления, характерные черты, преимущества и недостатки. В каком случае возможно оптимальное применение?

Исходные данные: коллегиальное решение вопросов, систематическое информирование подчиненных о положении дел в коллективе; часть управленческих функций делегируется другим специалистам. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. В общении с подчиненными он предельно вежлив, находится с ними в постоянном контакте,

Задание 21. Определить стиль управления, характерные черты, преимущества и недостатки. В каком случае возможно оптимальное применение?

Исходные данные: не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности: его отличает безынициативность; он боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных.

Задание 22. Дать характеристику стилям управления по Управленческой решетке Блейка – Моутона.



Задание 23. Дать характеристику персоналу гостиничных предприятий.

Исходные данные: Среди специалистов в области гостиничного и ресторанного менеджмента популярна классификация персонала контактных служб, которая включает следующие типы:

1) "замороженные" —

2) "гастрофабрика" —

3) "дружеский хаос" —

4) «высокий класс» — .
Тема 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений

39. Содержание и виды управленческих решений.

40. Методы принятия управленческих решений.

41. Этапы рационального решения управленческих проблем.

Практические задания/задачи:

Задание 24. Определить оптимальную последовательность элементов процесса принятия управленческих решений:

1) контроль;

2) реализация решений;

3) окончательный выбор решения;

4) определение альтернатив;

5) диагностика проблемы;

6) выявление ограничений.

Задание 25. Применить управленческое решение в перечисленных проблемных ситуациях. Задание выполнить в таблице.

  1. Снижение конкурентоспособности фирмы.

  2. Ухудшение качества продукции.

Диагностика проблемы




установление ограничений

Определение альтернативных решений, их преимуществ и недостатков

Окончательный выбор

Исполнение и контроль


























Тема 6. Особенности менеджмента отдельных видов деятельности в сфере туризма

Теоретические вопросы:

42. Менеджмент современного туризма. Лечебный, бальнеологический туризм.

43. Менеджмент в отдельных видах туризма. Менеджмент анимации и спорта

44. Менеджмент гостеприимства.

45. Экскурсионный менеджмент. Менеджмент безопасности в туркомплексах

46. Менеджмент в отдельных видах туризма. Экологический менеджмент.

47. Менеджмент в отдельных видах туризма. Финансовый менеджмент в туркомплексах.

Практические задания/задачи: не предусмотрено.
Тема 7 . Инновационный менеджмент как система управления развитием тур фирмы

Теоретические вопросы:

48. Инновационный менеджмент как система управления развитием турфирмы.

49.Инновации как объект инновационного менеджмента в туризме.

50. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций

Практические задания/задачи: не предусмотрено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Основные источники

Для преподавателей

  1. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. М., КНОРУС, 2010.

  2. Е.Л.Драчева., Л.И.Юликов. Менеджмент.,М., ИД «Академия», 2010

  3. Одинцов А.А., Одинцова О.В. Управленческая психология. М., ИД «Академия», 2013.

  4. Н.И. Кабушкин «Основы менеджмента», Минск, Новое знание, 2012

  5. Н.И. Кабушкин «Менеджмент туризма», Минск, Новое знание, 2010


Дополнительные источники

  1. www.consultant.ru

  2. Справочно-правовая система «Гарант»

  3. Справочно-правовая система « Консультант Плюс»

  4. Щучкина Г.Н. Управление персоналом. Практикум. Самара, ГОУ СПО «СГППК», 2009.

  5. Щучкина Г.Н. Управленческая психология. Курс лекций. Самара, ФГОУ СПО «ПГК», 2011.

Похожие:

Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Учебной дисциплине менеджмент для студентов n бд 324; 3 курса по специальности Банковское дело
Заполните схему, указав в ней уровни менеджмента и характер труда менеджеров каждого уровня
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon «менеджмент (по отраслям)» для студентов специальности
Бабушкина О. А. Практикум по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» Тольятти, Изд. Гапоу со «типк», 2016. 22 с
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические рекомендации к лекционному материалу по учебной дисциплине...
Пк способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Практикум по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов специальности...
Практикум по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов специальности «Финансы и кредит» всех форм обучения и студентов второго...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические указания по практическим занятиям по учебной дисциплине...
Информатика для студентов специальности 23. 02. 06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и Положения об организации...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Учебное пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
«Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)» и для студентов направления 080500....
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
«Менеджмент» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям). Задания определяются...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Рабочая программа курса Код курса: сдм. 19 Тип курса
Рабочая программа курса «Компьютерные технологии управления проектами (международный опыт)» в рамках учебной программы «Управление...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методика проведения промежуточной аттестации (экзамена) по дисциплине...
Экзамен по микробиологии, вирусологии будет проходить в учебном корпусе №2 кгму по адресу ул. Толстого, д 6/30, в лекционной аудитории...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Курс лекций для студентов IV курса Специальности 080507 «Менеджмент организации»
Тема IХ. Научно-технический прогресс и повышение эффективности работы предприятия
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине
Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине История отечественного государства и права для студентов спо специальности...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Пояснительная записка Рабочая тетрадь для студентов 2 курса специальности...
Ользовано на практических занятиях для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Геодезия» для специальности 08. 02. 05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и слушателей ннгу, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент»...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Методические рекомендации к лекционному материалу по учебной дисциплине...
Пк-5 Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных патолого-анатомических...
Учебной дисциплине «менеджмент туризма» для студентов 3 курса по специальности icon Самостоятельная работа студентов с учебно-методической
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск