Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине


НазваниеМетодические указания к практическим работам по учебной дисциплине
страница1/6
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Агинское, 2017
Составитель: Дамдинова Б.Н.

Одобрено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № __ от «14» апреля 2017 года

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине История отечественного государства и права для студентов СПО специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..4

Тематическое планирование…………………………………………………….……....5

Практическая работа № 1……………………………………………..………………. ..6

Практическая работа № 2 …………...…………………………………...…………... 11

Практическая работа № 3 ……………………………………………………..…...…..15

Практическая работа № 4 ……………………………………………………………...19

Практическая работа № 5……………………………………………………………. .26

Практическая работа № 6 ……………………………………………………………..31

Практическая работа № 7……………………………………………………………...39

Пояснительная записка

Методические указания к практическим работам составлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине История отечественного государства и права, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Практическая работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

  • развитию исследовательских умений.

Также настоящие методические указания направлены на развитие:

ОК 4. осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПК 1.1. осуществлять профессиональное толкование нормативно правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 3.1. анализ практической ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные и справочно-правовые системы.

ПК 3.2. предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Тематическое планирование




Наименование темы

Содержание работы

Количество часов

1.

Тема 1.1. Древнерусское государство и право (IX- начало XII)


Работа с первым законом на территории нашей страны «Русская правда»

12

2.

Тема 1.2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности ( началоXII-XIV в.)

Псковская и Новгородская судные грамоты

10

3.

Тема 2.1. Образование и развитие централизованного государства (XIV- первая половина XVI)

Судебники 1497 и 1550 годов


8

4.

Тема 2.2. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-середина XVII)

Соборное уложение 1649 г.

10

5.

Тема 3.1. Становление и развитие абсолютизма в России (конец XVII- XVIII вв.)

Абсолютная монархия в России. Реформы Петра I и Екатерины II

4

6.

Тема 3.2. Государство и право России в XIX в.

Государственный и общественный строй в первой половине XIX в.

Реформы второй половины XIX в.

Государственный строй конституционной монархии России в начале XX в.

10

7.

Тема 4.3. Государство и право СССР в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1945-1953 гг.)

Государство и право в 60-80-е годы

14







ИТОГО

68


Содержание практической деятельности студентов
Тема 1.1. Древнерусское государство и право (IX- начало XII в.)

Практическая работа №1

«Русская правда»
Цель: развитие умения оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ним правоотношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы

Задание

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое Закон Русский?

2. Какое влияние на древнерусское право оказало церковное право? В каких формах происходило это влияние?

3. В чем заключалось ( если имело место) влияние византийского права на древнерусское? 4. Какие редакции и списки Русской Правды известны науке? В чем их различия? Что такое Протограф?

5. Что такое юридические и канонические сборники древнерусского права?

6. Чем определялся юридический статус свободного человека в Древней Руси?

7. Назовите особенности правового положения закупов.

8. Как меняется статус холопа от Краткой к Пространной редакции?

9. Как регулируется статус иностранцев в договорах с Византией, в Русской правде?

10. Как доказать, что Русская правда отличает право собственности от права владения?

11. Каковы способы приобретения вещных прав по Русской правде?

12. Назовите объекты вещных прав по Русской Правде. Существует ли классификация этих объектов? Почему?

13. В чем особенность древнего понимания правовых последствий обязательства?

14. Какова основная форма заключения договоров по Русской Правде?

15. Какие существенные условия договора упоминает Русская правда? Назовите виды обязательств из договоров?

16. Каковы виды и условия договора займа?

17. Что представляет собой договор найма? Назовите виды этого договора.

18. Допускалась ли передача предметов на хранения без свидетелей?

19. Кто осуществлял правосудие в Древней Руси?

20. Можно ли говорить, что в Древнерусском государстве суды были «общими» для всех? 21. Какая форма судебного процесса существует в Древнерусском государстве?

22. Назовите стадии процесса.

23. Назовите основные процессуальные действия. Кто осуществляет эти действия?

24. Назовите основные доказательства, которые упоминает Русская правда?

Документы для изучения:

1.Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных (вещественных) доказательствах, будет признано доказанным; если же какому-либо (доказательству) не станут верить, то пусть присягнет та сторона, которая домогается, чтобы ему (доказательству) не доверяли; и когда присягнет, согласно своей вере, пусть наказание будет соответствовать характеру преступления.

4. О следующем. Если кто-либо убьет ( кого-либо) - русский христианина или христианин русского, - пусть умрет на месте совершения убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается ему по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по обычаю. Если убийца окажется неимущим и (при этом) он бежал, то пусть окажется под судом до тех пор, пока не будет найден (если же будет найден, то), пусть умрет.

5. Если (кто) ударит мечом или побьет (кого) каким-либо орудием, то за тот удар или избиение пусть даст 5 литров серебра по обычаю русскому. Если же совершивший это окажется неимущим, то пусть даст сколько может вплоть до того, что даже снимет с себя те самые одежды, в которых ходит, а (что касается) недостающего, то пусть присягнет согласно своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть судебное преследование с целью взыскания (с него) штрафа на этом кончается.

6. О следующем. Если русский украдет что-либо у христианина или же христианин у русского и схвачен будет вор потерпевшим в то самое время, когда совершает кражу, при этом он окажет сопротивление и будет убит, то не 11 взыщется его смерть ни христианами, ни Русью, но пусть даже потерпевший возьмет то свое (имущество), которое у него пропадало. Если же вор отдастся без сопротивления в руки того, у кого совершил кражу, и будет им связан, то пусть возвратит то, на что осмелился посягнуть, в тройном размере.

7. О следующем. Если кто-либо - русский у христианина или христианин у русского, - причиняя страдания и явно творя насилие, возьмет что-нибудь принадлежащее другому, пусть возместит убытки в тройном размере.

8. Если выброшена будет ладья сильным ветром на чужую землю и окажется там кто-нибудь из нас, русских (поблизости), то если захочет (хозяин) сохранить ее вместе со своим товаром и отравить обратно в Греческую землю, пусть проведем ее (мы) чрез любое опасное место, пока не придет она в место безопасное; если же эта ладья, спасенная после бури или после того, как она была выброшена на мель, не сможет сама возвратиться в свои места, то мы, русские, поможем гребцам той ладьи и проводим ее с их товаром невредимой. В том случае, если случится такое несчастье около Греческой земли с русской ладьею, то ( мы, греки) проведем ее в Русскую землю и пусть ( свободно) продаются товары той ладьи; (так что) если можно что-либо продать из (той) ладьи, то пусть мы, русские, разгрузим их ладью. И когда приходим (мы, русские) в Грецию для торговли или с посольством к вашему царю, то пропустим (мы, греки) с честью привезенный для продажи товар ( с) их ладьи. Если же случится ( так, что) кто- либо из прибывших на той ладье будет убит или избит нами, русскими, или окажется что-либо взятым из ладьи, то пусть русские, сотворившие это, будут присуждены к вышеуказанному наказанию.

9. О следующем. Если пленник (из числа подданных) той или иной страны насильно удерживается русскими или греками, будучи запродан в другую страну, а объявится (соотечественник пленного), русский или грек, то (тогда разрешается его) выкупить и возвратить выкупленного на родину, а ( купцы, его) купившие, возьмут цену его, или пусть будет засчитана в выкупную цену поденно 12 (отработанная рыночная) цена челядина. Также, если и на войне (он) будет взят теми греками, все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет (за него), как сказано выше, его цена, существующая в обычных торговых расчетах. (…)

10. О пленных русских (христианах), привезенных из какой-либо страны на Русь и сразу же продаваемых в Грецию. Если же когда-нибудь пленные христиане будут привезены из какой-либо страны на Русь, то они должны продаваться по 20 золотников и возвращаться в Грецию.

11. О следующем. Если русский челядин будет украден или убежит или будет насильно продан и русские начнут жаловаться, то пусть подтвердится это показаниями челядина и ( тогда) русские его возьмут; также если и купцы потеряют челядина и заявят об этом, то пусть производят розыск и, найдя его, заберут (...). Если кто не даст произвести этого разыскания местному чиновнику, то будет считаться виновным.

12. О русских, находящихся на службе в Греции у греческого царя. Если кто (из них) умрет, не завещав своего имущества, а своих (родственников) у него (в Греции) не будет, то пусть возвратят его имущество ближайшим родственникам на Руси. Если же он составит завещание, то пусть тот, кому (он) написал (распоряжение) наследовать имущество, возьмет завещанное и наследует им.

13. О различных ( людях), ходящих в Грецию и остающихся в долгу (...). Если злодей (? не) возвратится на Русь, то пусть русские жалуются греческому царскому величеству, и он да будет схвачен и возвращен насильно на Русь

14. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же (с ними). Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках, 944 г. (…) Если убежит челядин от русских, пришедших в страну нашего царского величества и (живущих) около святого Мамонта, и если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется, то пусть присягнут наши русские - христиане в соответствии с их верой, а нехристиане - по их обычаю, и тогда возьмут от нас, согласно установленной прежде расценке, 2 драгоценные ткани за челядина. Если убежит к вам наш челядин от людей нашего царского величества, или из нашей столицы, или из других городов и принесет что-нибудь (с собою), то вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него (т. е. хозяина) два золотника за поимку (челядина). 5. Если же кто из русских попытается (самовольно) взять что-либо у людей нашего царского величества и свою попытку осуществит, то будет сурово наказан; если же (он) уже возьмет (что-либо), то пусть заплатит вдвойне; и если то же причинит грек русскому, то (он) подвергнется такому же наказанию, какому подвергся и тот (русский при совершении кражи).

15. Если же случится украсть что-либо русскому у греков, то следует возвратить не только украденное, но и (приплатив сверх того) его цену; если же окажется, что украденное уже продано, то путь отдаст вдвойне его цену и будет наказан по греческому обычаю и по уставу и обычаю русскому.

16. И сколько бы сюда пленных христиан нашей страны русские ни приводили, то, если будет юноша или хорошая девица, пусть ( при их выкупе) дают ( наши по) 10 золотников и забирают их; если же ( будет) обыкновенный (пленник), то дают 8 золотников и забирают его; если же будет стар или мал, то дадут 5 золотников. Если же окажутся русские из числа пленников в рабстве у греков, то пусть русские выкупают их по 10 золотников; если же грек купил (русского), то следует ему присягнуть и взять свою цену, сколько он дал за него. (…)

17. И о следующем. Если найдут русские греческий корабль, выкинутый где- нибудь на берег, пусть не причиняют ему ущерба; если же кто возьмет с него что- 14 либо, или обратит какого-либо человека (с этого корабля) и рабство, или убьет, то будет наказан согласно русскому и греческому обычаю. (…)

Задания:

1.Дайте определение терминов «вира»; «урок»; «варяг»; «вервь»; «видок»; «задница»; «закуп»; «бояре»; «извод»; «мытник»; «покон»; «ряд»; «свод»; «смерд»; «тать»; «челядин».

2. Сравните нормы обычного права и княжеское законодательство:

а) применение смертной казни или другой высшей меры наказания;

б) штрафные санкции и «дикая вира»;

в) судебный процесс.

3. Русская Правда наиболее интересный правовой документ. Древнерусского государства. Право по Русской Правде – «право привилегий». Аргументируйте вышеприведенный тезис ссылками на документ.

4. Охарактеризуйте положение женщины по древнерусскому законодательству

Задания

Задачи

Вариант 1

Задачи:

1. Горожанин укрыл у себя беглого холопа. Беглеца обнаружили на второй день. К какому решению придет суд?

2. Рогнеда, вдова зажиточного крестьянина Пустосвята, имеющая двух несовершеннолетних сыновей, растратила имущество покойного мужа и решила снова выйти замуж. Как решатся имущественные тяжбы с сыновьями?

3. Два дружинника повздорили. Первый ударил второго мечом плашмя. Второй, не стерпев обиды, выхватил меч и нанес ответный удар. Какое решение примет суд, если:

– в результате драки никто не пострадал;

– увечья получил первый дружинник;

– увечья получили оба дружинника.

4. Огнищанин Свинелод отправился собирать дань. Во время сбора дани он был убит на территории своего погоста. Какие меры могут быть приняты к убийце? Варианты решения задачи.

5. Купец Малюта взял в долг у соседа Троекура 14 гривен с обещанием вернуть деньги после торговой экспедиции, однако корабль с товаром потерпел кораблекрушение. Троекур в счет долга продал Малюту в холопы. Правомерно ли такое решение?
Практические задания:

Разрешите приведенные ниже ситуации, используя нормы Пространной редакции Русской правды:

Задача 1. Закуп Игнат служил у боярина. Он пас его скот на боярских лугах и пользовался при этом боярским конем. Однажды Игнат заснул, а проснувшись увидел, что скотина пропала. Он вскочил на коня и пытался в течение трех дней отыскать пропавший скот. Скот он не отыскал, а лошадь загнал до смерти.

Задача 2. Господин послал закупа в поле пасти скот. Днем он явился туда и избил закупа, срывая разочарование от несостоявшейся утром сделки. Свидетелями этого оказались свободные смерды. Закуп на некоторое время потерял сознание. Разбежавшийся за это время скот был собран к вечеру, но одного коня закуп так и не досчитался. Загнав скот в господский двор, закуп запер его и сообщил о пропаже коня. Господин жестоко избил закупа.

Задача 3. Ремесленник приобрел на торгу у незнакомого человека красивую одежду для жены и дочерей. Сделка заключалась устно, но при ней присутствовал мытник. Впоследствии выяснилось, что вещи были украдены у соседнего купца.

Задача 4. У боярина Бориса пропало из хлева несколько коз. Опрос показал, что кражу совершило несколько незнакомых человек. Однако их удалось опознать как холопов князя, гостившего у своего родственника.

Задача 5. Проснувшись ночью, смерд Бобр услышал в хлеву подозрительные звуки. Он позвал сына, вместе с которым ему удалось повязать вора. Его связали, чтобы утром доставить в суд. Однако уже на рассвете Бобр увидел, что в хлеву сломана стена, и в сердцах ударил вора по голове на глазах у соседей. Вор от удара скончался.

Задача 6. Ночью смерд Захар пошел (уже не в первый раз) собрать тайком мед из бортных деревьев соседа. Приступил к делу, но тут на него набросился сосед, давно уже подозревавший Захара в кражах меда. В завязавшейся драке сосед был убит Захаром. Соседи видели, как Захар смывал кровь с одежды недалеко от места убийства.

Задача 7. Ночью смерд Захар пошел (уже не в первый раз) собрать тайком мед из бортных деревьев соседа. Приступил к делу, но тут на него набросился сосед, давно уже подозревавший Захара в кражах меда. В завязавшейся драке сосед был убит Захаром. Свидетелей убийства нет, но вдова соседа уверенно обвиняет Захара перед судом, не имея возможности предъявить доказательства.

Задача 8. Челядин боярина Глеба давно жалел, что нанялся к жестокому хозяину. Воспользовавшись знакомством с иноземным купцом, он попросил того взять его к себе. Купец согласился и укрыл челядина. Однако на четвертый день после объявления на торгу о пропаже челядина Глеб увидел своего челядина, который уже покидал город вместе с купеческим караваном.

Задача 9. После смерти боярина Василия осталась вдова Февронья, а также дети от первого брака. Кроме того, остался сын от Василия у холопки. В завещании Василия приданое первой жены, оказалось отписанным Февронье. Она также претендует на участие в наследстве наравне со своими детьми, особо упирая на то обстоятельство, что дети еще маленькие, и она должна иметь средства на их содержание.

Проанализируйте текст первых двух статей Краткой и Пространной редакции Русской правды.Предложите собственные ситуации, составленные на основе текста

Пространной редакции Русской Правды.

Норма времени: 14 часов

Формат выполненной работы: терминологическая модель, графическая модель, содержательное обоснование

Критерии самооценки выполненной работы: глубина проработки материала, наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, аргументированные доводы за и против

Список рекомендованной литературы:

1.Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М. 1984. Отечественное законодательство XI-X веков. Часть 1. М. 2000.

2.Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

3.Лешков В.Н. Русский народ и государство. Любое издание.

4.Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М. 2005. 5.Петров И.В. Государство и право Древней Руси. СПб, 2003.

6.Рыбаков Б.А. Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1982. Свердлов М.Б. От 7.Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

8.Юшков С.В. Русская правда. М. 1950, 2002.

9.В.В. Формирование русского средневекового права. М. 2003.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по учебной дисциплине Эксплуатационные материалы...
Методические указания по учебной дисциплине Эксплуатационные материалы для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по оп. 06 Основы аналитической химии для студентов...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Базы данных»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных», для специальности ксиК

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине “
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Нормативные документы и должностные инструкции” / А. Г. Куприянов, А....

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторно-практическим работам по дисциплине «охрана труда»
Составлены на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее фгос...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «микроэлектронные устройства»
Горохов А. В, Пичугина Л. П. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Микроэлектронные устройства». – М.: Ргу...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организации»
Экономика организации [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальностям...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconО. Р. Никитин Специализация по теме диссертации Методические указания...
Методические указания к лабораторным работам предназначены для бакалавров направления 210400 «Радиотехника» и специальности 210600...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине
Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы учебной дисциплины «Устранение и предупреждение...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по практическим занятиям по учебной дисциплине...
Информатика для студентов специальности 23. 02. 06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и Положения об организации...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Физико-химические методы анализа»
Методические указания составили: доценты: С. А. Соколова, О. В. Перегончая, Л. Ф. Науменко, А. К. Решетникова, О. В. Дьяконова,,...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания «Аналитические запросы» по дисциплине «Постреляционные базы данных»
Учебно-методические материалы «Аналитические запросы» представляют собой методические указания к лабораторным работам по дисциплине...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторным работам №№1÷4 по дисциплине «Web-программирование»
Отчеты по лабораторным работам оформляются в электронном виде с именами авт-500 Иванов, Петров (лр1). doc (или *. docx, *. rtf, *....

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания к лабораторным и домашним работам по дисциплине «Операционные системы»

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине iconМетодические указания по выполнению практических работ ен. 02 Информатика
Методические указания разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине ен. 02 «Информатика» по специальности 270101...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск