Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа


Скачать 243.92 Kb.
Название Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа
Тип Документы
Игры и упражнения

на развитие пространственных представлений.


Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Усвоение ориентировок слева-справа.

  1. Стихотворение В.Берестова.

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.


  1. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).




Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.



  1. Уточнение пространственных взаимоотношений, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;


по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;

определить место соседа по отношению к себе;

определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на

соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя - слева от

меня.»);

стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у

товарища, левую руку, правую руку и т.д.
4. Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

5. «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.

7. Усвоение понятий «Левая сторона листа - правая сторона листа. Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький

треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
1. Ориентировка в пространстве:

Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).

2. Ориентировка на листе бумаги:

Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
Упражнения в употреблении

предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.

Задание № 1

Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:

- Куда спрятался котенок?

- Откуда он выскочил? и т.д.
Задание №2

Цель: словесно обозначить местоположение предметов на картинках. Игра «Магазин» (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится).

Показать действия, о которых говорится в стихотворении.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать:

И под шкафом,

и за шкафом,

и в шкафу,

и на шкафу.

Не люблю я пыли! Фу!


Ориентировка на листе бумаги.
1. Моделирование сказочных историй «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.»

«Зима»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.

Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.

Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.

Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.

Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.

Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»


«Птичка и кошка»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

2. Графическое воспроизведение направлений

(И.Н. Садовникова).

- Даны четыре точки, поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй - сверху, от третьей - слева, от четвертой - справа.

- Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 - вниз, 2 - вправо, 3 - вверх, 4 - влево.

Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в квадрат:

а) Мысленно сгруппировать точки в квадрат, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.

Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить ее стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.

б) В квадрате выделить левую верхнюю точку, затем правую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева на право.

Аналогично нижние точки соединить в направлении справа налево.

в) В квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева-направо-сверху-вниз.

г) В квадрате выделить левую нижнюю точку и правую верхнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.

Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.
1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы. Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш? Положите карандаш в книгу. Где он сейчас? Возьмите его. Откуда взяли карандаш? Спрячьте карандаш под книгу. Где он? Выньте карандаш. Откуда его вынули?

2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.

Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).

3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над . красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»


  1. Игра «Какого слова не хватает?»

-«Река вышла берегов.

-Дети бегут класс.

-Тропинка шла полю.

-Зеленеет лук грядке.

-Мы добрались города.

-Лестницу прислонили стене.»



  1. Игра «Что перепутано?»

-Дед в печи, дрова на печи.

-На столе сапожки, под столом лепешки.

-Овечки в речке, караси у речки.

-Под столом портрет, над столом табурет.


6. Игра «Наоборот» (назвать противоположный предлог).

Взрослый говорит: - Над окном.

Ребенок: - Под окном.

К двери - ... В ящик - ... Перед школой - ... До города - ... Перед машиной - ...

- Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги.


7. Игра «Сигнальщики».

а) К картинке подобрать карточку-схему соответствующего предлога:

б) Ведущий читает предложения, тексты.

Дети показывают карточки- схемы с нужными предлогами.

в) Ведущий читает предложения, тексты, пропуская предлоги. Дети показывают карточки-схемы пропущенных предлогов.

б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

в) «Какая фигура лишняя».

Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.
г) «Найти две одинаковые фигуры».

Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.

Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.

д) «Выбери подходящую коробку для игрушки». Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.
е) «На какую площадку приземлится ракета».

Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.


Задание №3

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:

1. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;

2. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;

3. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо

A) различить стороны листа;

Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;

B) обвести контур рисунка;

Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.

4. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штрихов

ке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.

Речевая гимнастика

1-я неделя

Ра-ра-ра — Кате спать пора. Ро-ро-ро — на полу стоит ведро. Ры-ры-ры — летают комары. Ри-ри-ри — на ветке снегири. Ор-ор-ор — подмели мы двор. Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.

2-я неделя

Мы мало слов встречали,

Где «ё» стоит вначале.

Тут первым делом назовешь

Три слова: «ёлка», «ёрш» и «ёж».

И все ужасно колко —

И ёж, и ёрш, и ёлка.

(Шибаев)

3-я неделя

Была тишина, тишина, тишина...

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько —

Ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал

По крыше...

Наверно, сейчас барабанить

Он станет...

Уже барабанит! Уже барабанит!

(Шибаев)

4-я неделя

Скороговорка произносится в разном темпе.

Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша кашу доедает, Маме не надоедает.

Послушайте загадки: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется
всех чище». (Голосом выделяется звук [щ].) Покажите, как он мо­
ется? Какой звук я выделила?

Еще отгадайте: «Вместо хвостика — крючок, вместо носа —
пятачок, пятачок дырявый, а крючок вертлявый». (Звук [р].)

«Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в
птицу может превратиться». (Звук [ц].)

«Не будильник, а звонит, не приемник — говорит». Угадайте,
кто же он? Ну конечно ... телефон. (Интонировать звук [л].)

«Л-л-л»., Ой, у меня вырвалась песенка и убежала к Лене.
(Лена поет: «Л-л-л».) А теперь к Алеше, Юле. Возвращайся, песен­
ка, в колокольчик, а то он без тебя не поет, не звенит.
Физкультминутка. («Игра с колокольчиком».) Колокольчик зве­нит, а дети бегают по группе (или на месте). Колокольчик замол­чал — дети присели и притихли. (Повторить 2—3 раза.)

— А сейчас я буду показывать картинки с изображением раз­
ных животных. Вы будете произносить их названия хором и по
отдельности; на кого покажу рукой, тот изобразит животное. Вос­
питатель показывает лягушку на картинке. «Лягушка», — говорят
дети хором и индивидуально. Кто лучше интонирует звук, тот изо­
бражает лягушку.

На картинках могут быть зайчик, обезьянка, жаба, цыпленок, мишка, жук, мышка, комар и т.д.

Игра «Закончи стихотворение»

Воспитатель читает стишок, дети заканчивают его.

— Ой, — кричат вокруг хозяйки, В огород забрались... (зайки).

Доски на гору везем, Будем строить новый... (дом).

Между гор издалека Течет быстрая... (река).

Любопытные мартышки Собирают с елок... (шишки).

Слезы льются у Оксанки, У нее сломались... (санки).

Подарила мама дочке Разноцветные... (платочки).

—. Молодцы, хорошо занимались. Чьи песенки вы пели?

Дидактическая игра «Куда спрятался звук?»

Материал. Набор крупных игрушек и предметов: самолет, зайка, цыпленок, жук, мишка, лошадка, стульчик, щетка, ра­нец (или любые другие со звуками в наименовании [с], [з], [ц], [ж], [ш], [ч], [щ], [р], [л]). '

Содержание. Воспитатель называет звук, показывая артику­ляцию; дети повторяют хором (подгруппой, индивидуально); ре­бенок подходит к доске и ставит кубик перед тем предметом, в названии которого спрятался нужный звук.
Чтение отрывков из знакомых произведений

Цель. Учить находить слова с заданными звуками. Материал. Лист бумаги, пенал с геометрическими фигурами (кружками, квадратиками, ромбиками и т.п.).

Содержание. Воспитатель называет звук, дети повторяют его хором и индивидуально. Затем воспитатель читает отрывок из сти­хотворения, дети откладывают столько геометрических фигур (на­пример кружков), сколько услышали слов с заданным звуком. Тексты подбираються со звуками: [с], [з], [ц], [ж], [ш], [щ], [р], [л].

***

Дядя Степа в этот раз Утопающего спас.

(С. Михалков)

***

Сперва от магазина Несла покупку Зина. (С. Михалков)

***

К нам на пестрые страницы Прилетели две синицы.

(А. Б ар то)

***

Уронила белка шишку, Шишка стукнула зайчишку. (Шульжин)

***

Лежала между елками Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, Потом вдруг побежала. (Ульяницкая)

***

Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки. (К. Чуковский)

***

Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи. (С. Маршак)

***

А возле этой елки Бродили злые волки. (А, Барто)

***

Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. (Кузнецова)

Игра «Найди смысловые несоответствия»

Цель. Учить правильно придумывать клички животным на за­данный звук.

Содержание. Воспитатель обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объяснить, почему курицу называют «хохлаткой».

— Послушайте стихотворение:

Жили-были дед и баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою называли Жучкой,

А Хохлаткою они звали жеребенка,

А еще была у них курица Буренка,

А еще у них была собачонка Мурка,

А еще два козла — Сивка да Бурка!

Дети находят смысловые несоответствия. Затем воспитатель вы­ставляет картину «Кошка с котятами» и предлагает придумать клички на определенный звук.

Поочередно выставляются картины: «Собака с щенком», «Коро­ва с телятами», «Лошадь с жеребенком». Детям дается задание при­думать клички со звуками: [с], [з], [ц], [ж], [ш], [ч], [щ], [р], [л].

Речевая гимнастика

1-я неделя

Са-са-са — в лесу бегает лиса. Со-со-со — у Вовы колесо. Су-су-су — было холодно в лесу. Ас-ас-ас — у нас свет погас. Ос-ос-ос — на поляне много ос. Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.

2-я неделя

В очень сильную грозу Увели домой козу. Удивляется коза: И кому нужна гроза? Видит волк козу, Забыл и про грозу!

3-я неделя

Девочки Мальчики

Спят ли волки? Спят, спят.

Спят ли пчелки? Спят, спят.

Спят синички? Спят, спят.

А лисички? Спят, спят.

А тюлени? Спят, спят.

А слоны? Спят, спят.

А все дети? Спят, спят.

Хором

Все на свете спят, спят.

Потом дети меняются ролями.

4-я неделя

Лиза купила Зине

Корзину в магазине.

У Зины — козлик в корзине.

***

Носит Сеня сено в сани. Спать на сене будет Сеня.

Словесное упражнение «Две девочки»

Цель. Учить правильно произносить звуки [с], [з].

Содержание. Воспитатель показывает детям две картинки с изо­бражением девочек.

— Жили дружно две девочки. В имени одной из них есть звук [с]. Как ее зовут? (Света, Соня, Оксана...) Правильно, одну из них зовут С-с-светой. В имени другой девочки есть звук [з]. Верно, вторую девочку зовут 3-з-зоей. У Светы есть такие игрушки, в названии которых живет звук [с], [с'] а у Зои — [з], [з']. Девочки очень любят рисовать. Света берет карандаш, в названии которого есть звук [с], [с']. Зоя любит рисовать карандашами, в названии которых есть звук [з], [з']. Стали девочки рисовать животных. Кого они нарисовали? Пришла с работы мама и загадала им за­гадки.

Хвост — крючком, нос — пятачком. (С-с-свинка.)

Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет — когда это бывает? (3-з-зимой.)

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лис-с-са.)

Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок. (3-з-заяц.)

Беседа «Дифференциация звуков [с] — [3]»

Программное содержание

Учить детей дифференцировать звуки [с] — [з].

Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з],
[з']; умение называть слова, в которых они слышатся, умение от­
четливо произносить слова и фразы; вычленять из фразы слова, в
которых есть тот или иной звук.

Способствовать дальнейшему развитию фонематического слуха.

Учить выразительности речи, тренировать силу голоса.

Учить заниматься сообща, слушать ответы товарищей, допол­
нять друг друга.

Материал

Картинки с изображением солнца и звезды.

Мелкие предметы, в названии которых есть звуки [с], [с'].

Игрушки, в названии которых есть звуки [з], [з'].

Ход

— Дети, вспомните, какой звук слышится, когда летит комар?
А когда льется вода? (З-з-з, с-с-с.) Давайте договоримся, если ус­
лышите звук [з] — «прогоняйте комара рукой»; если звук [с] —
«умывайтесь». Звук за мной не повторяйте, а только показывайте
движения. А теперь я буду говорить слова, а вы внимательно слу­
шайте и называйте только звук. (Дети отвечают хором.)

Воспитатель называет слова: «кислый», «заяц», «суровый», «сне­гирь», «зеленый», «слева», «озорник», «внизу», «сутолока». (Разбор нового слова.)

Внимание, теперь задание меняется: звук не называйте, а
сигнальте светофором ([с], [с'] — синим; [з], [з'] — красным). (Слова:
«озеро», «синичка», «заря», «серебряный», «сахар», «золотой».)

Дети, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисо­
вано? («Солнце», — отвечают 3—4 ребенка с выделением голосом
звука [с].) Какой звук стоит в начале слова? С какого звука начина­
ется слово?

Воспитатель показывает картинку с изображением звезды. Рабо­та та же, что и в предыдущем случае.

На столе лежат мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут к картинке либо со звездой, либо с солнцем. Нужно спрашивать детей, почему они положили именно этот предмет. Ос­тальные реагируют на правильные ответы хлопками.

— Назовите предметы, относящиеся к посуде, со звуками [с],
[с'] в названиях (стакан, сковорода, кастрюля); к мебели (стол, стул,
кресло). Назовите игрушки, в названиях которых есть звуки [з], [з'].

Физкультминутка. Дети имитируют движения в соответствии с текстом, читают стишок тихим и громким голосом.

Раз, раз, раз — утром вытрясем матрас. Два, два, два — расколи скорей дрова! Три-три-три — подмети и не сори! Четыре-четыре — прибери в своей квартире! Пять-пять-пять — можно выйти погулять!

А теперь послушайте внимательно стихотворение: «Сорок сорок
в короткий срок съели сырок». Кто запомнит и назовет больше слов
со звуком [с], тот получит звездочку. Кто назовет слова? Давайте
повторим хором. (Потом 2—3 человека отвечают индивидуально.)

Еще одно стихотворение: «Соня Зине принесла бузины в кор­
зине». (Работа та же.)

Дети, посмотрите, к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты?
Спрятался. Надо его позвать. Давайте хором позовем его веселым
голосом. (Петрушка появляется и пляшет.)

Тихо — ложится спать. Медленно — бредет вперевалочку. Быстро — скачет. Грустно — плачет.

— А теперь игра «Закончи стихотворение». Нужно подбирать слова,
близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки [с], [с'] выделяйте
голосом.

Сперва от магазина Несла покупку... (Зина).

Заглянула в дверь коза, Очень грустные... (глаза).

Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский... (сад).

На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и... (синицы).

— Сейчас я загадаю загадки, а вы отгадаете слова и скажете,
есть ли в них звуки [с] — [с'] или [з], [з'].

Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. (Зонт.) По земле ползает, к себе не подпускает. (Змея.) Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол.) Белая скатерть все поле покрыла. (Снег.) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

— Скажите, какие звуки вы сегодня называли и различали?

Игра «Кто в домике Живет?»

Цель. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], учить дифференцировать эти звуки.

Материал. Двухэтажный домик и картинки с изображениями животных.

Содержание. Воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть звуки [с], [с'], на первом этаже, а жи­вотных, в названии которых есть звуки [з], [з'], — на втором.

Словесное упражнение «Назови предметы»

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Содержание. Воспитатель просит назвать предметы, в названиях которых есть звуки [с], [с']; животных, живущих в зоопарке, в названиях которых есть звуки [з], [з']; напитки, в названиях кото­рых есть звуки [с], [с']; игрушки, в названиях которых есть звуки [з], [з']; ребят в группе, в чьих именах есть звуки [с], [с'], [з], [з'].

Речевая гимнастика

1-я неделя

Ца-ца-ца — у кольца нет конца. Ца-ца-ца — вода льется из колодца. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. Цы-цы-цы — поспели огурцы. Ец-ец-ец — очень вкусный огурец. Це-це-це — стоит цапля на крыльце. Це-це-це — курицы бегают по улице.

2-я неделя

Заглянет солнце и к нам в оконце. Конец — делу венец.

3-я неделя

Мальчики Девочки

Заяц белый, В лес дубовый.

Куда бегал? Лыко драл.

Что там делал? Под колоду.

Куда клал? Родион.
Кто украл?
Выйди вон.

Потом мальчики и девочки меняются ролями.

4-я неделя

Игра в слова

Скажи погромче слово «гром»! — Грохочет слово, словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат», — И сразу мыши зашуршат. Скажи «Кукушка на суку» — Тебе послышится: «Ку-ку».





А скажеи:- слово «листопад», И листья падают, летят. И словно наяву, ты видишь осень: Темный сад и мокрую траву... Слова бывают разные — Хорошие, простые. Слова бывают разные — Ненужные, пустые.

(А. Бар то)

Заучивание поговорки

Цель. Тренировать в произношении звуков [с] — [ц].

Содержание. Воспитатель разучивает с детьми поговорку «Загля­нет солнце и к нам в оконце». Объясняет ее смысл. Дети работают над ударным словом хором и индивидуально.

Заглянет солнце и к нам в оконце. Заглянет солнце и к нам в оконце. Заглянет солнце и к нам в оконце. Заглянет солнце и к нам в оконце.

Работа со звуковыми кубами

Цель. Научить различать звуки [с], [с'], [ц]. Содержание. Воспитатель дает детям задания, используя инди­видуальные звуковые кубы.

Выделите и назовите первые звуки в названиях предметов.

Выделите и назовите последние звуки в названиях предметов.

Назовите слово, которое начинается со звуков [с], [с'].

Назовите слово, которое начинается со звука [ц].

Назовите слово, в котором звук [ц] есть в середине слова.

Назовите слово, в котором звук [ц] есть в конце.

Подберите сходно звучащие слова.

Рассматривание картины «Мальчик и снеговик».


Ход

Кто напомнит, как звучит песенка воды? А я вам напомню
песенку белочки: «Ц-ц-ц». Давайте повторим хором (подгруппой, индивидуально). Сейчас я буду произносить звуки [с] и [ц], а вы
показывайте, чью песенку слышите ([с] — умывание, [ц] — скачет
плоскостная белочка). Произносить звуки следует, закрыв рот лис­
том бумаги.

Звуки [с], [с'], [ц] встречаются во многих словах. Я буду
произносить слова. Если услышите звук [с], [с'], то хлопните в
ладоши; а если звук [ц] — молчите. (Слова: «цыпленок», «сом»,
«оконце», «цапля», «ослик», «осенний», «огурец».)

Посмотрите на картину «Мальчик и снеговик». Назовите пред­
меты, в названиях которых есть звуки [с], [с']. Оценка — фишки.

А теперь будет небольшое путешествие на поезде. Я ставлю
паровоз и вагончики. В путешествие отправятся только те живот­
ные, в названиях которых есть звук [ц]. Выбирайте. (Набор пред­
метных картинок: слон, гусеница, медведь, цыпленок, заяц, цап­
ля, муха-цокотуха, синица, лисица и др.)

Физкультминутка. («Угадай».) Дети разделены на две подгруп­пы.

— Здравствуйте, дети, где вы бывали, что вы видали?

(Дети отвечают: «Что мы видели, не скажем, а что делали — покажем». Затем они показывают разные действия.)

— А теперь послушайте стихотворение:

Ранним утром солнце встало, Поднялось и запылало. Все уснувшее проснулось, Отряхнулось, встрепенулось. Над кустом взлетела птица, Над цветком пчела кружится. (Щеголев)

Понравилось? Давайте хором повторим первые строчки. Те­
перь ты, Оля (Света и др.). В этих строчках слова со звуками [с],
[с']. Какие это слова? (Ответившим верно воспитатель дает одно­
цветную пирамидку.)

А вот эту двухцветную пирамидку я дам тому, кто назовет
слово, в котором есть звуки [с], [ц]. Теперь послушайте две после­
дние строчки. Назовите слова со звуком [ц]. Оценка — фишки.

— А сейчас я по-разному прочту вам одну и ту же строчку:

Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось.

В чем разница? Теперь вы произнесите так, чтобы ударным
было первое, второе, третье слово. (Воспитатель вызывает двух-
трех ребят.)

А теперь игра. Если я буду медленно произносить слова, зна­
чит, и вы медленно отвечайте. «Жили-были три цыпленка». (Дети
говорят: «Цып, цып, цып».)

Вокруг нас спрятано много слов. Видите, сколько предметов
в группе, и все они имеют названия. Это слова, которые звучат. Я
нашла слово, послушайте, как оно звучит: «Стол». Теперь ты скажи
его, Света. А кто нашел свое слово и может сказать его? (два-три
ребенка отвечают.)

Есть слова, которые звучат сходно: «сверчок», «паучок», «жу­
чок». Произнесите хором и вслушайтесь. Что можно сказать про
такие слова? (Дети отвечают.) Посмотрите на звуковые часы. Кто
сможет найти сходно звучащие слова?

Занятие заканчивается. Подводятся итоги.

Дидактическая игра «РазлоЖи игрушки по местам»

Цель. Закрепить понятие о дифференциации звуков [с], [с'],

М-

Материал. Набор игрушек или картинок: слон, санки, лиса, автобус, курица, яйцо, заяц.

Содержание. Дети раскладывают игрушки так, чтобы в назва­ниях одних были звуки [с], [с'], в других — [ц], ориентируясь с помощью опорных предметов (картинок).

Речевая гимнастика

1-я неделя

Ша-ша-ша — мама моет малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Аш-аш-аш — у Вовы карандаш. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.

2-я неделя

На столе лежали пышки, А в углу играли мышки. Если б не было здесь мышки, Были б целы эти пышки. (Щербаков)

3-я неделя

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная!

Мне скучно без игрушки —

Любимая была!

Но все же я подружке

Лягушку отдала.

4-я неделя

Жук, жук, пожужжи!
Где ты прячешься, скажи?

Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.

Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!

Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу!

Упражнение на развитие слухового внимания

Цель. Развивать у детей слуховое внимание. Содержание. Воспитатель громко и отчетливо читает детям сти­хи. Они внимательно слушают.

Январским ясным утром, В начале сентября,

Взошла луна, а звезды Упали на поля. Нарцисс закукарекал, Расцвел петух-чудак, А я в подвал спустился, Чтоб подмести чердак.

После паузы воспитатель читает стихотворение еще раз и пред­лагает детям внимательно вслушаться в него и назвать несоответ­ствия.

Игра «Найди пару»

Цель. Научить детей определять сходно звучащие слова.

Содержание. Воспитатель предлагает мальчикам и девочкам со сходными по звучанию именами (Маша — Саша, Аня — Ваня) построиться в пары.

Затем воспитатель читает детям пословицу, выделяя голосом звуки [ш] и [ж].

Что посеешь, то и пожнешь, Что пожнешь, то и смолотишь, Что смолотишь, то и смелешь, Что смелешь, то и съешь.

Занятие «Дифференциация звуков [ш] — [Ж]»

Программное содержание

Отрабатывать четкое произношение слов, содержащих звуки
[ш], [ж], учить дифференцировать их.

Развивать фонематический слух, находя звуки в словах.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, от­
рабатывать речевое дыхание.

Материал

Картинка или игрушка ослика, иллюстрация (нарядная елка, два мальчика), фишки, палочки (раздаточные). Ход занятия

Кто вспомнит, чьи это песенки: «Ж-ж-ж», «Ш-ш-ш»? (Дети
отвечают: «Жука, змеи».) Услышав звук [ш], вы должны показать
рукой (зигзагообразное движение), как ползет змея; звук [ш] — по­
ставить руки перед грудью и двигать кистями вверх-вниз. (Тем, кто
ошибается, целесообразно выполнить задание индивидуально.)

Дети, сейчас я буду называть слова со звуками [ж] и [ш].
Если услышите звук [ж] — исполните песенку жука, если звуком
[ш] — песенку змеи.

Слова: «карандаш», «еж», «малыши», «ежи», «живут», «шея», «ну­жен», «ужин», «черепашка», «дурашка», «лягушка», «жук», «душ».

Какой скоро будет праздник? (Дети отвечают.) Под Новый
год два брата украшают дома елку. (Показывает иллюстрацию.)
Одного зовут именем, которое начинается со звука [ж], а друго­
го — именем со звука [ш]. Женя говорит: «Мое имя начинается со
звука [ж]. И я буду вешать игрушки, в названии которых есть этот
звук». Какие игрушки повесит Женя? А какие игрушки будет ве­
шать Шурик? Вскоре пришла мама и сказала: «Как вы интересно
развесили игрушки. Вот вам награда», — и повесила красную, яр­
кую звезду.

Дети, посмотрите, какой ослик пришел к нам в гости. А
знаете, почему у него длинные уши? Послушайте сказку «Про ос­
лика»:

У ослика был день рожденья, И он принимал поздравленья: Барбос ему сено принес, Коза подарила овес, Вошли торопливо барашки, Они принесли две ромашки. Тянули ослика за ушки, Лошадки, овечки и хрюшки. А ушки росли, подрастали И к вечеру длинными стали. (Фаркади)

Последнюю строчку воспитатель читает так, чтобы зафиксиро­вать внимание на том, какими дли-и-и-и-нными стали уши. (По­том два-три ребенка повторяют за ним.)

— А теперь я прочитаю отрывок из стихотворения. Услышав
слова со звуком [ш], откладывайте счетные палочки. «Тянули осли­
ка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Сколько палочек отложи­
ли? Почему? Назовите слова со звуком [ш]. В сказке про ослика есть
еще одно слово со звуком [ж]. (Читает первую, вторую строчки.)
Послушайте, какое это слово? Выделите голосом звук [ж].

Физкультминутка. Все встают в круг.

У ослика день рождения, мы будем петь ему песенку про
каравай и водить хоровод. Начало песенки будем петь хором, а со
слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» — кто-то один. (Перед
солистом воспитатель ставит ослика или называет ребенка по име­
ни.) Какие знакомые звуки слышны в словах «ширины», «ужины»?

Послушайте пословицу: «Поспешишь — людей насмешишь».
Почему так говорят? Как вы понимаете ее? Я повторю еще раз
пословицу, а вы запоминайте. Повторим хором и каждый отдельно.
В каких словах есть звук [ш]?

Дети, а теперь давайте побудем поэтами. Чтобы написать сти­
хи, поэты придумывают сходные по звучанию слова. Я буду назы­
вать слово, а вы подбирайте похожее на него. («Ромашка — букаш­
ка», «неваляшка — замарашка», «волчок — бычок — сучок», «ста­
ричок — каблучок — казачок», «птичка — синичка — невеличка —
певичка — голубичка — ежевичка — земляничка».) Поощрение —
фишка.

Кто напомнит, какие звуки мы научились различать сегодня?

Упражнение «Умеешь ли ты слушать?»

Цель. Закрепить у детей произношение звуков [ш], [ж]. Содержание. Дети сидят на стульях.

— Я буду произносить слова. Если услышите в слове звук [ш],
хлопайте в ладоши, если звук [ж] — молчите.

Слова: «шапка», «жук», «кошка», «жаба», «вешалка», «флажок», «мышь», «груша», «лыжи», «подушка».


Похожие:

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Развитие восприятия пространственных представлений у детей
При затруднениях у ребёнка формирования пространственных представлений необходимо пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров,...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Урок.
Цель: способствовать повторению построения сечений с помощью аксиом стереометрии; формированию у учащихся умений и навыков решения...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Рабочая программа профессионального модуля
...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Инструкция: «Скажи, где мишка». Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от»
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Программа профессионального модуля с варка и резка деталей из различных...
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это...
Новый трудовой профиль «гончарное дело» не только расширяет кругозор учащихся, но и открывает перед ними возможность обучения древнему...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Техническое задание на выполнение работ по созданию информационной...
Требования к составу и качеству работ по созданию информационной системы геопространственного обеспечения государственного управления...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon На процесс формирования когнитивных карт пространства
Оценка искажений пространственных представлений проводилась при помощи метода отображения и анализа карт-обзоров пространства. Результаты...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Программа профессионального модуля
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Программа профессионального модуля
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Аннотации к рабочим программам дошкольного образования Возрастная...
С деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Содержание содержание 1
Руководство пользователя упрощенного редактора пространственных данных Краевой гис 8
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Методические рекомендации по выполнению практических работ по пм...

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Методические рекомендации и практические материалы (игры, упражнения, сказки)
Зачастую искаженный характер детско-родительских отношений инвалидизирует ребенка гораздо больше, нежели первичный дефект
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. Усвоение ориентировок слева-справа icon Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск