Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело»


Скачать 2.37 Mb.
Название Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело»
страница 1/18
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды.

Новый трудовой профиль «гончарное дело» не только расширяет кругозор учащихся, но и открывает перед ними возможность обучения древнему русскому искусству. Гончарное ремесло это, прежде всего, решение общетерапевтических задач.

Доступный, дидактически значимый трудовой профиль, предъявляемый для достижения конкретных коррекционных целей.

Тема занятий выбирается исходя из интересов и возможностей детей. Природные свойства глины, ее пластичность, способность сохранять форму позволяет проделывать с ней самые разные операции и реализовать учащимся любые фантазии. Глину можно месить руками, отрывать от нее кусочки и катать шарики, колбаски, скалкой раскатывать пласт и вырезать из него квадратики, прямоугольники, круги, овалы и т. д. На глине с помощью различных приспособлений можно отпечатывать нужную фактуру. Изготовление даже простого керамического изделия – это разнообразие операций:

- лепка из целого куска глины или кусочков;

- формовка на болванках;

- лепка из пластин;

- тиснение, гравировка, налепы на глине;

- формовка на гончарном круге;

- роспись изделий.

Данный трудовой профиль направлен на решение задач по исправлению имеющихся недостатков в развитии учащихся это:

- обучение их правилам безопасной работы и организации рабочего места;

- исправление недостатков в трудовой деятельности и привитие соответствующих трудовых навыков;

- формирование доступных технических и технологических знаний, умений и навыков учащихся;

- нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

В трудовую группу входят учащиеся, проявляющие интерес и склонность к данному виду деятельности и, которые не могут заниматься другими видами труда (слесарным, столярным, молярным и швейным делом). Дети, входящие в эту группу обладают слабо развитой моторикой и речевыми отклонениями.
Обучение «гончарному делу» делится на 4 этапа:

Первый этап – знакомство с глиной и ее свойствами, с инструментами, правилами безопасной работы и организации рабочего места.

Второй этап – работа с объемными формами, Формование керамических изделий ручным способом. Декорирование керамики.

Третий этап – формование изделий с помощью шаблонов и на гончарном круге.

Четвертый этап – русская глиняная игрушка. Изучение и копирование малых скульптур дымковских мастеров. Творческая обработка керамики.

Обучающиеся каждый технологический процесс должны изучать в упрощенной форме, закрепляя знания и трудовые навыки практическими повторениями за учителем.

В процессе обучения необходимо использовать дифференцированный подход к отдельным обучающимся (учитывать индивидуальные способности).

На практическую работу отводится не менее 70 % учебного времени.

Особое внимание нужно уделять соблюдению правил техники безопасности, гигиены труда и правилам противопожарной безопасности. При оценивании знаний, умений и навыков учитывать правильность выполнения технологических приемов работы, их последовательности, наличие творческих элементов,

Эстетического оформления и степени самостоятельности в работе.

Календарно – тематический план составлен исходя из возможностей конкретной трудовой группы; психических и физических возможностей детей и материально – технического обеспечения гончарной мастерской.

Обучение гончарному делу позволяет расширить не только кругозор, но и возможности выпускников в выборе профессии.

Такой трудовой профиль отвечает требованиям, предъявляемым к данной категории учащихся. Специфические задачи для детей с умственной отсталостью определены следующим образом:

- коррекция недостатков познавательной деятельности;

- воспитание положительных качеств личности и исправление недостатков развития.

Занятия с глиной – лепка, разминание, работа на гончарном круге и т. д. – это метод коррекционной работы, и по степени эффективности не имеет себе равных.

Дополнительное воздействие на центры, возбуждающие кору головного мозга, имеет силовая нагрузка на руку, мелко-моторные движения, мелкая пальцевая моторика, тактильная чувствительность, при этом улучшается координация движений,

В занятиях с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей с нарушениями интеллекта.

Сама лепка – это эффективный способ познания, в особенности – изучение предмета в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координирование движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировки руки и глаз.

Гончарное дело предусматривает стимулирование творческих способностей ребят и трудовой инициативы. Кроме того, керамические изделия красивы и могут быть подарками.

Такой трудовой профиль направлен на решение основных задач:

- формирование доступных технических и технологических знаний о керамическом производстве;

- развитие у обучающихся трудовых умений;

-обучение профессиональным приемам труда по специальности «керамист» и привитие соответствующих трудовых навыков;

- исправление недостатков в трудовой деятельности повышение на этой основе общего уровня развития;

-нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание учащихся.

В такую трудовую группу входят ребята, проявляющие интерес и склонность к данному виду деятельности дети, которые не могут заниматься другими видами труда (слесарным, столярным, швейным и другими).

Обучение предусматривает несколько этапов:

1 этап: Знакомство с глиной и ее свойствами, с инструментами, изготовлением простых керамических изделий.

П этап: Работа на плоскости, изучение различных видов рельефов, изразцов, способов декорирования керамических изделий.

Ш этап: Работа с объемными формами, изучение различных способов формования.

1V этап: Скульптуры малых форм, изучение и копирование изделий различных народных керамических промыслов (филимоновской и других игрушек)
НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ:



  1. Создание условий для развития познавательной деятельности, творческих способностей, коррекции имеющихся недостатков в развитии, воспитание культуры труда и поведения средствами народных художественных промыслов.

  2. Ознакомление и обучение простым технологиям изготовления керамики.

ЗАДАЧИ:



  1. Формирование знаний о народных керамических промыслах.

  2. Расширение словарного запаса и совершенствование фразовой речи.

  3. Освоение основных технологических приемов ручной лепки, техники работы на гончарном круге и росписи керамики.

  4. Развитие координации движений рук, мелко – моторных движений пальцев, тактильной чувствительности.

  5. Формирование и развитие творческих способностей детей, аккуратности, настойчивости, самостоятельности в работе, самоконтроля и оценочных суждений.

По окончании обучения должны

ЗНАТЬ: 1. Правила безопасной работы и организации рабочего места.

  1. Инструменты и приспособления для ручной лепки и для работы на гончарном круге.

  2. Основные свойства глины.

  3. Приемы лепки простых форм.

  4. Способы декорирования изделий.

  5. Последовательность формования изделий ручным способом и на гончарном круге.

  6. Историю возникновения русской керамической игрушки.

  7. Последовательность изготовления дымковской игрушки.


УМЕТЬ: 1. Правильно организовать рабочее место и пользоваться инструментами.

2. Заготовить глину и хранить ее.

  1. Приготовить керамическую массу.

  2. Ориентироваться по образцу и освоить приемы лепки простых форм.

  3. Декорировать и расписывать керамику.

  4. Копировать на бумаге и формовать глиняные изделия ручным способом, литьем и на гончарном круге.

  5. Ориентироваться в задании по технологическим картам, планировать работу и выполнять формовку изделий.

  6. Выполнять индивидуальную и коллективную композицию.

  7. Художественно оформлять керамику к аукциону, выставке и празднику.

  8. Составлять отчет о проделанной работе или экскурсии.



№ урока

Изучаемая тема

Кол-во часов

Дата проведения

Знания, умения, отрабатываемые на уроке

Средства обучения

Формы организации урока

Способы контроля над усвоением знаний и умений

Коррекционные задачи










1

2

3

4

5

6

7

8

9










5 класс










1

Тема №1.Вводное занятие.

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Распределение обязанностей. Хранение глины и поделок.

Инструкции № 1, 11, 14.

Теоретический урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос.

Развитие речи. Формирование умения работать по инструкции, формирование школьной мотивации.













Тема № 2. Из истории керамики.

2













2-3

Памятники древности из керамики.

2




Определение керамики. Сведения о времени появления керамики. Развитие керамического производства. Применение керамических изделий сегодня.

Рисунки из коллекции «Плоская и объемная керамика» и «Скульптуры малых форм». Экспонаты: готовые образцы керамических изделий терракота фаянса, фарфора.

Теоретический урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Индивидуально - дифференцированная работа с раздаточным материалом.

Развитие словесно-логического мышления, умения работать по инструкции.













Тема №3. Керамическое сырье. Заготовка глины.

6













4-5

Глина как сырье керамического производства.
Пр. работа. «Свойства глины».

2




Отличительные черты глины от других пород. Свойства глины: цвет, гигроскопичность, пластичность. Правила безопасной работы и организации рабочего места.

Инструкции №11, 14. Коллекция стр. материалов. Г.Федотов «Глина и керамика» стр.15-17.Стаканчики

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.










6

Способы заготовки и хранение глины.

1




Способы заготовки глины. Место хранения.

Г.Федотов «Глина и керамика» стр.15-19. Образец глины из коллекции стр.материалов.

Теоретический урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос.

Развитие пространственной ориентации.










7

Пр. работа «Подбор и копка глины».

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Подбор глины по цвету и содержанию, копка глины. Анализ образца проводит учитель.

Инструкции № 4, 14. Образец глины. Г. Федотов «Глина и керамика» стр. 16-17. Инструменты: лопаты, совки, мешки.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, словесно-логического мышления.










8

Пр. работа «Просеивание глины»

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Разбивание комков глины. Просеивание через сито.

Инструкции №11, 14. Г.Федотов «Глина и керамика» стр.25-26. Молоток - киянка, сито, ведро или емкость, бачок.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие пространственной ориентации.










9

Пр. работа «Укладка глины на хранение».

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места.

Укладывание глины на хранение в специальный ящик.

Инструкции №11, 14. А.Поверин энциклопедия «Гончарное дело» стр. 28-29. Ящик для хранения глины, совок, ведро.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие речи. Формирование умения работать по инструкции.













Тема №4 Приготовление керамической массы

6













10-11

Керамические массы.
Пр. работа «Замачивание глины».

2




Назначение керамической массы. Основные компоненты: глина, каолин, песок. Правила безопасной работы и организации рабочего места. Планирование. Последовательность приготовления гончарной глины. Замачивание глины.

Инструкции №11, 14. А. Поверин энциклопедия «Гончарное дело» стр. 33-34. Совок, бачок, ведро или емкость.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Формирование умения работать по плану.










12-13

Пр. работа «Приготовление гончарной глины».

2




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Способы сушки глины. Разминание гончарной глины и укладка на хранение.

Инструкции №11, 14. Г.Федотов «Глина и керамика» стр. 21-22. Гипсовые плиты, ситцевые салфетки, пластиковые пакеты, деревянные доски.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие речи, пространственной ориентации. Формирование зрительно-моторных координаций.










14-15

Пр. работа «Приготовление керамических масс».

2




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Способы приготовления керамических масс. Отощающие добавки. Отмучивание.

Инструкции №11, 14. А. Поверин энциклопедия «Гончарное дело» стр.34-35.Ведро или другая емкость, сито, деревянные доски.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Формирование умения работать по плану. Развитие зрительно - моторной координации, внимания.













Тема №5. Освоение приемов лепки.

8













16-17

Пр. работа «Основные приемы разминания глины».

2




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Инструменты и приспособления. Способы разминания глины. Ориентировка в задании по образцу. Практическое разминание глины.

Инструкции №11, 14. А. Поверин энциклопедия «Гончарное дело» стр68-69. Скалка, деревянные доски, салфетки.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие познавательной деятельности, пространственной ориентации, зрительно - моторной координации.










18-19

Пр. работа «Лепка деталей геометрических форм».

2




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Способы ручной лепки. Лепка шара - шарика, овала, куба - кубика.

Инструкции №11, 14. Экспонаты: образцы шара - шарика, овала, куба - кубика. Стаканчики, салфетки, деревянные доски, стеки.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование зрительно-моторной координации.










20

Пр. работа «Лепка декоративных элементов».

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Лепка декоративных элементов: жгута, лепестка, листика звезды и т.д.

Инструкции №11, 14. Г.Федотов «Глина и керамика» стр.47, 48. Образцы декоративных элементов. Стаканчики, салфетки, деревянные доски, стеки.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Развитие познавательной деятельности, формирование зрительно-моторной координации.










21

Пр. работа. «Лепка медальона».

1




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Раскатывание ровного пласта глины. Вырезание круга по шаблону. Украшение медальона декоративными элементами.

Инструкции №11, 14. Образец медальона. Шаблоны. Стеки для ручной лепки, стаканчики, салфетки, деревянные доски, пластины.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Формирование зрительно-моторной координации. Развитие фонематического восприятия.










22-23

Пр. работа «Изготовление декоративного панно из глины».

2




Правила безопасной работы и организации рабочего места. Изготовление миниатюрного панно по шаблону. Использование форм для декорирования панно.

Инструкции № 11, 14. Образец панно. Г.Федотов «Глина и керамика» стр. 96-98. Шаблоны, формы, стаканчики, стеки для лепки, салфетки, деревянные доски, пластины.

Комбинированный урок (групповая, индивидуальная работа).

Устный опрос. Практическая работа.

Формирование зрительно-моторной координации. Развитие фонематического восприятия.












  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7
Программа «Гончарное дело» имеет художественную направленность, модифицированная, составлена на основе первого года обучения авторской...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Игры и упражнения на развитие пространственных представлений. Цель:...
Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения...
Темы интегрируемых предметов: химия – «Загрязнение окружающей среды», биология – «Влияние человека на биосферу»
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Инструкция по безопасному движению аккумулятор
Простое управление, отсутствие загрязнения окружающей среды, мобильность и удобство в использовании – все это идеально подходит для...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Пояснительная записка к экзаменационным билетам по профессионально-трудовому...
Экзаменационный материал для итоговой аттестации выпускников 10 класса «Кимовской общеобразовательной школы-интерната», обучающихся...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Пояснительная записка 3-10
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга...
Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга...
Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Элективный курс «Фармацевтическая химия». Разработан учителем химии...
Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Вакцинация самое эффективное средство защиты детей
Вакцинация самое эффективное средство защиты детей против многих инфекционных болезней!
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon 2. Requirements to the PhD program uptake results
Профиль Экология: Современные исследования окружающей среды Specification Ecology: Modern environmental studies
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Решение проблем устойчивого развития перенасыщенной промышленностью...
Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды Подмосковья. Загрязнение воздуха, воды, болезнь лесов стали повсеместным...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon 7 «мероприятия по охране окружающей среды»
Краткая характеристика объекта проектирования и оценка состояния окружающей среды (ОС) в районе его расположения
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Тематическое планирование по информатике 4 класс
Иметь первоначальное представление о материальных и информационных моделях, иметь опыт построения материальных (из конструкторов)...
Пояснительная записка обучение изготовлению и росписи керамики это эффективное средство познания объемно-пространственных свойств предметов и действительности, окружающей среды. Новый трудовой профиль «гончарное дело» icon Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше
Заместитель Министра министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск