Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №1790
г. Москва, ул. Ивана Франко, д.38, кор.2
тел./факс 417-01-10; 417-12-08
Проект «Детский сад будущего»
Модуль «Равные шансы для всех:
инклюзивное и интегративное
образование»
Методические рекомендации и практические материалы (игры, упражнения, сказки)
Автор - составитель:
Педагог-психолог
ГОУ детского сада № 1790
Киселева В.А.
Успешность поэтапной интеграции ребенка во многом зависит от характера детско-родительских отношений и микроклимата в семье. Именно в семье формируется чувство привязанности и развивается базовое доверие к миру, которые в дальнейшем станут фундаментом успешной адаптации в социуме. Основой формирования базового доверия в раннем возрасте является эмоционально-личностное общение и тесный телесный контакт ребенка и значимого взрослого. Нарушения в этой сфере детско-родительских отношений тормозят развитие ребенка, негативно отражаются на формировании его личности (особенно «страдают» самооценка и образ «Я»). Эмоциональное отвержение и неприятие ребенка, депривация и недостаток тактильных контактов, постоянный страх за ребенка, переживание чувства вины и гиперопека и др. способствуют развитию невротических черт характера, мешают полноценной социализации. Зачастую искаженный характер детско-родительских отношений инвалидизирует ребенка гораздо больше, нежели первичный дефект.
Именно поэтому в городской программе «Московская семья – компетентные родители» (авторы-составители: Е.П. Арнаутова, К.Ю.Белая, М.М. Цапенко) большое внимание уделяется формированию воспитательной культуры родителей, составной частью которой является эмоционально-соматическая культура. В программе дается следующее определение этого термина: «Эмоционально-соматическая культура – способность устанавливать духовную взаимосвязь с ребенком на уровне телесного опыта (т.н. «внутренней моторики»), проявляющаяся в понимании родителями психологического содержания движений ребенка, логики его моторного развития»1.
Умение устанавливать духовную и эмоциональную взаимосвязь с ребенком на уровне телесного опыта необходимо родителям еще и потому, что большинство детей дошкольного возраста – т.н. «кинестетики» (термин, предложенный НЛП-психологами, для обозначения людей, воспринимающих большую часть информации через движение, действия и тактильные ощущения). По мнению авторов программы «Московская семья – компетентные родители», наиболее эффективными средствами общения и оптимизации процесса воспитания ребенка дошкольного возраста являются: «язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или «язык внутренней моторики (по А.В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований».2
Учитывая вышесказанное, нами был разработан цикл занятий для детско-родительской группы (возраст детей от 2.5 до 5 лет), целью которого является формирование эмоционально-соматической культуры родителей.
Основные задачи:
углубление эмоционального и тактильного контакта между матерью и ребенком;
развитие навыков социального взаимодействия, эмоционально-личностного, делового, телесного общения (как у родителей, так и у детей);
обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, развитие навыков совместной игровой, конструктивной и творческой деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия варьируется в зависимости от состава участников (учитывается возраст, степень тяжести нарушения развития у детей и др.) и составляет от 25-35 минут до 1 ч. 30 минут.
Предполагаемые результаты для родителей
Формирование позитивного отношения к ребенку.
Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
Умение уважать желания и потребности малыша.
Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Углубление эмоциональной связи с ребенком на уровне телесного опыта.
Расширение арсенала психолого-педагогических знаний, умений и навыков.
Предполагаемые результаты для детей.
Социальная адаптация и овладение навыками общения и поведения в группе.
Углубление эмоционального контакта и делового общения с родителями.
Овладение элементарными навыками самообслуживания.
Общее (эмоциональное, интеллектуальное, речевое и моторное) развитие.
Овладение элементарными навыками творческой деятельности.
Структура занятия:
Блоки
|
|
Назначение
|
Примерная длительность
|
Приветствие:
|
|
Эмоциональный настрой на занятие
|
3 мин
|
Пальчиковая разминка
|
|
Развитие тонкой ручной моторики, произвольного внимания, памяти, представлений о схеме тела, действий по подражанию, усидчивости, тактильный контакт родителя и ребенка
|
3-7 мин
|
Подвижные игры
|
|
Развитие координации движений действий по подражанию, снятие напряжения, развитие у родителя понимания логики движений ребенка
|
3-7 мин
|
Сказка
|
|
Развитие произвольного внимания, памяти, активизация «внутреннего ребенка» родителя, терапевтическая метафора, позволяющая переосмыслить существующие психологические проблемы и возвращающая взрослого к собственному детскому опыту, помогающая лучше понять и принять своего ребенка.
|
3-7 мин
|
Игры с реквизитом (по мотивам сказки)
|
|
Развитие памяти, навыков сюжетно-ролевой и режиссерской игры, навыков социального взаимодействия и самообслуживания, развитие речи.
|
5-10 мин
|
Творческое задание
|
|
Овладение элементарными навыками творческой деятельности, опыт сотворчества родителя и ребенка, диагностика стиля детско-родительских отношений.
|
5-10 мин
|
«Полоса препятствий»
|
|
Развитие двигательных навыков, координации движений, снятие напряжения.
|
5-10 мин
|
Прощание
|
|
Закрепление позитивного настроения, тактильный контакт родителя и ребенка, завершение занятия.
|
5-7 мин
|
Свободная игра (необязательный блок)
|
|
Свободная игровая деятельность и общение детей и взрослых, наблюдение за детской игрой (в т.ч. родителями) и игровым взаимодействием родителя и ребенка
|
15 -30 мин
|
Далее будут представлены игры, упражнения и сказки, используемые в практике работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии.
Мы также предлагаем родителям, посещающим занятия, использовать эти игры для домашнего досуга, расширяя состав участников за счет включения других членов семьи или игрушек. Обучая родителей игре с ребенком и прося использовать этот опыт дома, мы косвенно содействуем сплочению семьи и включению всех ее членов в общение с ребенком.
Все игры и упражнения (если иного не указано в описании) могут быть использованы для семей, имеющих детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Критерием подбора игр является возможность развивать эмоционально-соматической культуру родителей. При этом большинство из них позволяет также решать и такие задачи, как развитие крупных движений и мелкой моторики, познавательной активности и коммуникативных навыков, обогащение сенсорного опыта ребенка.
Для удобства использования материал объединен в разделы в соответствии с основной целью: формированием эмоционально-соматической культуры.
Игры, стимулирующие тактильный контакт родителя3 и ребенка.
Игры, развивающие эмоционально-личностное общение и игровое взаимодействие родителя и ребенка.
Игры, развивающие у родителя понимание логики движения и развития ребенка.
Игры, способствующие развитию у ребенка ощущения безопасности и защищенности.
Упражнения для родителей, способствующие развитию эмоционального принятия ребенка.
Задания и упражнения, способствующие развитию навыков делового взаимодействия и совместной конструктивной деятельности родителя и ребенка.
Сказки для показа в детско-родительских группах.
Игры, стимулирующие тактильный контакт родителя и ребенка
«Доброе утро»
Описание игры: Ребенок сидит на коленях у родителя, опираясь спиной на его грудь и живот. Родитель напевает песню и совершает поглаживающие движения в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей: Посадите ребенка к себе на колени. Напевая песенку, поглаживайте называемые части тела ребенка:
Доброе утро, ручки, вы проснулись,
Доброе утро, ножки, вы проснулись,
Доброе утро, головушка, ты проснулась,
Доброе утро, животик, ты проснулся.
Вот проснулись, потянулись, потянулись!
(Помогите ребенку подняться на ноги и потянуться вверх)
Мамочке (папочке, бабушке) улыбнулись!
( Загляните ребенку в глаза и улыбнитесь друг другу)
«Вздумалось детке…»
Описание игры: Ребенок сидит напротив родителя. Родитель напевает песню, ребенок дотрагивается до частей лица родителя в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей: Посадите ребенка напротив себя, попросите его дотрагиваться до вашего лица в соответствии с текстом песенки. В случае, если ребенок не может сделать этого самостоятельно, возьмите его руки в свои и помогите ему прикасаться к вашему лицу. Напевайте песенку (на мотив «Жил-был у бабушки серенький козлик»):
Вздумалось детке ушки потрогать,
Вот как, вот как, ушки потрогать,
Вздумалось детке щечки потрогать,
Вот как, вот как, щечки потрогать!
Модификации игры: Если ребенок умеет самостоятельно удерживать равновесие сидя, игра может проводиться на большом гимнастическом мяче. В этом случае ребенок сидит на мяче, родитель сидит перед ним, фиксируя мяч коленями. Родитель может страховать ребенка, прижимая ноги ребенка к мячу рукой в области бедер или придерживая его за одну или обе руки.
«Дарики-комарики»
Описание игры: Ребенок сидит на коленях или напротив родителя. Под чтение потешки они совершают действия в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей:
Посадите ребенка напротив себя, читая рифмовку, совершаете действия по тексту, побуждая к этому ребенка:
Дарики, дарики, ай да комарики!
Вз-вз-вз,
Вились, кружились
В ножку (ручку, животик и т.д.) вцепились:
Кусь, кусь, кусь.
А мы их прогоним:
кыш, кыш, кыш!
Хлопайте в ладоши
соедините пальцы в щепоть
совершаете круговые движения руками
побуждайте его пощипывать вас
слегка пощипываете ребенка за называемые части тела, машите руками.
Игры, развивающие эмоционально-личностное общение и игровое взаимодействие родителя и ребенка
«Кошки»
Используемые материалы: бантик на веревочке, игрушечный кот.
Описание игры: Ребенку и родителю предлагается поиграть в кошек. Для этого педагог раздает реквизит. Первоначально педагог показывает ребенку пример игры: берет бантик и предлагает родителю ловить его игрушечным котом. Потом передает бантик ребенку, и предлагает продолжить игру. Через некоторое время нужно предложить родителю и ребенку поменяться ролями.
Инструкция для родителей: Дайте ребенку в руки бантик, а сами возьмите игрушечного кота, «ловите» бантик котом, побуждая ребенка, шевелить бантиком, как бы «дразня» кота. Через некоторое время поменяйтесь игрушками.
Игру можно сопровождать чтением рифмовки:
«Мяу-мяу» – сказала кошка –
«Поиграем–ка немножко,
Доставай-ка бантик, Тяпа,
Я его поймаю лапой!»
«Веселый колокольчик»
Используемые материалы: колокольчик, перчаточная кукла.
Описание игры: Появляется перчаточная кукла (например, зайка), у нее есть колокольчик. Напевая песенку, зайка звонит в колокольчик, потом передает его одному из родителей. Родитель тоже звонит в колокольчик и передает его ребенку. Поется песенка, и ребенок (самостоятельно или с помощью родителя) звонит в колокольчик. Затем ему предлагают отдать колокольчик зайке или родителю. Далее игра повторяется с другой парой участников. Постепенно по ходу игры, когда дети привыкают отдавать колокольчик, перчаточная кукла исключается из игры.
Инструкция для родителей: Напевайте песенку, звоните в колокольчик, потом передайте его ребенку. Спойте песенку еще раз, побуждая его звонить в колокольчик. Потом попросите его отдать колокольчик сначала вам или перчаточной кукле, а потом передавать другим участникам игры (это могут быть родственники или игрушки):
У зайки колокольчик,
Веселый колокольчик.
Диги-диги-дон, диги-диги-дон,
Отдам колокольчик маме.
У мамы колокольчик,
Веселый колокольчик.
Диги-диги-дон, диги-диги-дон,
Отдам колокольчик - имя ребенка
Далее текст повторяется с изменением имен.
«Солнышко покатилось»
Используемые материалы: несколько теннисных мячей или шаров.
Описание игры: Участники сидят на полу по кругу, расставив ноги – «воротца». Если ребенку трудно сидеть самостоятельно, он может сидеть перед родителем, опираясь на него спиной. Напевая песню, участники катают мячи друг другу.
Инструкция для родителей: сядьте с ребенком на пол, и предложите ему сделать «воротца» - расставить ноги. Напевая песню, катайте мячи друг другу, постепенно расширяйте круг участников, привлекая к игре родственников или игрушки.
Солнышко покатилось Быстро, быстро покатилось
Красное покатилось И в воротца закатилось!
Игры, развивающие у родителя понимание логики движения и развития ребенка
«Плывет кораблик»
Описание игры: Родитель сидит на по держаться за руки, разведенные в стороны, имитирующие «кораблик». Напевается песня, под которую родитель и ребенок совершают действия в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей: Сядьте на пол, и поставьте ребенка перед собой, лицом к себе. Возьмитесь за руки, и разведите их в стороны – у вас получился «Кораблик». Напевая песню, совершаете вместе с ним действия по тексту:
Плывет, плывет кораблик, надуты паруса (покачивайтесь из стороны в сторону, следя за ритмом) – 2 раза
Плывет кораблик с одной потягушечкой ( помогите ребенку поднять руки вверх, для создания твердой опоры придерживайте ребенка за бедра, слегка надавливая вниз)
Повторяем текст добавляя:
И одной попрыгушечкой ( придерживайте ребенка за бедра, помогите ему пружинить, слегка приподнимая его),
И одной повертушечкой, (держа ребенка за одну руку, повернитесь в сторону, поменяйте руку и повторите)
И одной наклоняшечкой ( придерживая ребенка за бедра, отклоняйтесь назад, помогая ему наклониться к вам)
И одной обнимашечкой ( обнимите малыша)
И одной целовашечкой ( возьмите ребенка на руки, обнимите и поцелуйте)
Модификация игры: Если ребенок умеет самостоятельно удерживать равновесие сидя, игра может проводиться на большом гимнастическом мяче. В этом случае ребенок сидит на мяче, родитель сидит перед ним, фиксируя мяч коленями. Родитель может страховать ребенка, прижимая ноги ребенка к мячу рукой в области бедер или придерживая его за одну или обе руки.
«Прогулка»
Используемые материалы: лист картона или ватмана с четырьмя «дорожками» разной фактуры или формы: гладкая - скотч, шершавая - крупа, прерывистая - точки, поставленные краской, мягкая - вата.
Описание игры: Ребенок и родитель сидят рядом за столом или на полу. Перед ними лежит лист с «дорожками». Под чтение рифмовки родитель помогает ребенку
проводить каждым пальцем по
соответствующей «дорожке».
Инструкция для родителей: Читая рифмовку, помогите малышу «проходить» каждым пальчиком по своей дорожке, помните о том, что наибольшую сложность вызывают дифференцированные движения безымянным пальцем.
Раз, два, три, четыре, пять. ( помогите малышу последовательно раскрыть кулачек)
Вышли пальчики гулять: ( помогите ему покачать раскрытой ладошкой)
Этот пальчик – по дорожке, (проведите большим пальцем малыша по «дорожке» из скотча)
Этот пальчик – по тропинке, ( проведите указательным пальцем малыша по «тропинке» из крупы)
Этот пальчик по льдинкам, ( дотрагивайтесь средним пальцем малыша до нарисованных «льдинок»)
Этот пальчик по снежочку, ( проведите безымянным пальцем малыша по «снежку» из ваты)
Пятый пальчик поскакал, поскользнулся и – упал! ( помогите мизинцу малыша «поскакать», переверните руку малыша раскрытой ладонью вверх)
«Часы»
Описание игры: родитель и ребенок стоят рядом друг с другом, ноги на ширине плеч, под чтение потешки они вместе совершают действия по тексту, следя за ритмом. В случае, если ребенок не может стоять самостоятельно, родитель может держать ребенка за руки, помогая ему совершать движения.
Инструкция для родителей: Встаньте рядом с ребенком. Читая потешку, помогите ему совершат действия по тексту:
Дедушкины часы: тики-таки, тики-таки (руки расставлены в стороны, совершайте наклоны в стороны, медленный темп чтения)
Матушкины часы: тики-таки, тики-таки (хлопайте ладонями по животу, средний тем чтения потешки)
А мои, мои часы: тики-таки, тики-таки, бом! (быстро читая потешку, топайте ногами, хлопая в конце в ладоши над головой)
Модификация игры: Игра также может проводиться на большом гимнастическом мяче. При этом родитель фиксирует мяч коленями, придерживая ребенка за ноги в области колен.
Игры, способствующие развитию у ребенка ощущения
безопасности и защищенности
«Цыплятки»
Используемые материалы: перчаточная кукла «Лиса», шали или большие платки для родителей.
Описание игры: Родители-«курочки» стоят по кругу, дети-«цыплятки» «гуляют» в центре круга пока звучит песня. В конце песни появляется ведущий – «лиса», которая хочет поймать «цыплят». «Цыплята» прячутся под шаль-«крыло» «курочек» от «лисы». Потом «лиса» прячется, «цыплята» выходят в центр круга и игра повторяется.
Инструкция для родителей: Предложите ребенку поиграть: пусть он будет цыпленком, а вы – курочкой. Попросите кому-нибудь из родственников побыть «лисой». Объясните ребенку, что пока звучит песенка, он может ходить, прыгать и т.п. Но как только появляется «лиса», он должен спрятаться от нее под ваше «крыло». Когда «лиса» уйдет, можно опять выходить «гулять».
На зеленом на лугу
Бегали цыплятки,
И затеяли игру
Все цыплятки в прятки.
Мама-курочка глядит,
Нет моих цыпляток, «ко-ко-ко», она кричит,
Где мои ребятки.
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,
Хочет поймать цыплят,
Ну-ка, к мамам, прячьтесь!
«Редечка»
Описание игры: Родители сидят на стульях по кругу. Дети сидят на коленях у родителей. Ведущий тянет детей за руки или за ноги, пытаясь стащить их с колен, родители не отпускают детей.
Инструкция для родителей: Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени лицом от вас. Крепко держите его, не давая ведущему стащить ребенка с ваших колен.
Ведущий: тук-тук у ворот
Родители и дети: Кто стучится на порог?
Ведущий: Барыня угорела,
Много сахару поела,
Редечки захотела!
Родители и дети: Тащи, только не с корнем!
Ведущий: тянем-тянем редечку!
Родители и дети: Ой, не дадим!
«Дом»
Описание игры:
Ребенок сидит на коленях у родителя, спиной к нему. Под чтение рифмовки родитель совершает действия в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей:
Посадите ребенка к себе на колени. Читая рифмовку, совершайте действия по тексту.
Есть в деревне старый дом
(соединив руки над головой ребенка, сделайте «крышу»)
Нам тепло, уютно в нем
(прижмитесь к ребенку, положите свой подбородок к нему на голову)
Крыша есть и стены есть (погладьте ребенка по голове, плечам, спине, груди)
Лавка, чтобы нам присесть (погладьте ребенка по коленям)
В доме деточку мою (окружите ребенка «кольцом», соединив руки впереди)
От врагов всех схороню (обнимите ребенка)
Игры, способствующие развитию эмоционального
принятия ребенка
Хоровод «Кто у нас хороший»
Описание игры: игра проводится с несколькими детьми или родственниками. Дети и взрослые стоят в кругу, держась за руки. Если дети не могут стоять, родители могут держать их на руках. В центр круга выходит первый ребенок (если ребенок не хочет стоять в кругу, он может выйти вместе с родителем), поется песня, во время которой остальные участники водят хоровод. В конце песни ребенок подходит к кому-либо и приглашает его в центр круга, а сам занимает его место в хороводе. Игра повторяется.
Инструкция для родителей: Встаньте вместе с детьми в круг. Пусть один из родителей выйдет вместе с ребенком в центр. Остальные будут водить хоровод. Пока поется песня, вы можете танцевать с ребенком или просто помогите ему «пружинить» на ногах. Когда закончиться песня, подойдите вместе с ребенком к другому малышу и за руку выведите его в центр, а сами встаньте на его место.
Кто у нас хороший? На коня садился,
Кто у нас пригожий? Конь под ним бодрился
(Имя ребенка) хороший, К (имя) подъезжает,
(Имя ребенка) пригожий! (Имя) привечает!
Модификация игры: с детьми старше 3 лет можно использовать лошадку на палочке, на которой будет «скакать» ребенок в центре круга.
«Помощник»
Описание игры: Ребенок сидит на коленях у родителя, опираясь спиной к нему. Читая рифмовку, родитель помогает ребенку совершать движения в соответствии с текстом.
Инструкция для родителей: Посадите ребенка к себе на колени. Читая рифмовку, совершайте вместе с ребенком движения по тексту.
Подметаю пол, пол.
( делайте «выметающие» движения)
Собираю сор, сор.
( помогите малышу сложить пальцы «щепоткой» и «собирать сор» в ладонь)
Будут все меня хвалить:
«Молодец!» - мне говорить.
( обнимите и поцелуйте малыша)
«Малыш и я» (Игра для детей до 3 лет)
Используемые материалы: зеркало.
Описание игры: Родитель и ребенок сидят перед зеркалом. Читая рифмовку, родитель показывает части тела у себя и на отражении ребенка в зеркале, стараясь вовлечь ребенка в игру.
Инструкция для родителей: Сядьте с ребенком перед зеркалом. Читая текст рифмовки, дотрагивайтесь до называемых частей тела себя и показывайте их на отражении ребенка в зеркале. Предложите ребенку показывать свои части лица:
Смотри, ( имя ребенка) – вот это я, ( укажите на свое отражение)
А это – деточка моя (укажите на отражение малыша в зеркале и пощекочите малыша)
У меня глаза есть, и глазки у тебя.
У меня есть нос, и носик у тебя.
У меня два уха, два ушка у тебя.
Это ты, а это я,
Крошка, деточка моя! ( обнимите и поцелуйте малыша)
«Диалог» (Игра для детей старше 3 лет)
Описание игры: Родитель и ребенок сидят друг напротив друга. Им предлагается вести диалог: ребенку произносить и заканчивать фразу: «Я умею (или я могу)....» и потягивать родителю руку ладонью вверх. Родителю нужно отвечать на эту фразу: «молодец!» или «умница!» и хлопать по протянутой ладони.
Инструкция для родителей: Предложите ребенку поиграть в такую игру: он должен заканчивать фразу «Я умею…» и протягивать вам руку. Вы должны отвечать ему: «молодец!» или «умница!» и хлопать по протянутой ладони
Модификация игры: В случае если речь ребенка недостаточно развита или отсутствует, он может показывать какое-либо действие. При таком варианте игры, родитель может поизносить фразу «Я умею (или я могу)....» за ребенка. Хлопок по ладони также может быть заменен объятиями.
Задания и упражнения, способствующие развитию навыков
делового взаимодействия и совместной конструктивной
деятельности родителя и ребенка
«Дерево»
Используемые материалы: большой лист ватмана, пальчиковые краски (кисти и ватные палочки в модифицированном варианте).
Ход выполнения: Детям вместе с родителями предлагается нарисовать дерево красками, используя ладони и пальцы. Родителям дается задание нарисовать с помощью ладоней ствол, а детям – почки, листья с помощью пальцев.
Инструкция для родителей: Сейчас мы будем рисовать дерево. Окуните ладонь в краску и поставьте отпечаток на лист ватмана. Рассмотрите его вместе с ребенком. Нарисуйте таким способом ствол дерева. Затем помогите детям окунать пальцы в краску и ставить точки-отпечатки, это будут листья и почки.
Модификация игры: Вместо пальчикового рисования можно провести рисование с использованием кисти родителями и ватных палочек детьми.
«Кошки-мышки»
Используемые материалы: листы А4 и восковые мелки по количеству участников, игрушечный кот.
Ход выполнения: Детям вместе с родителями предлагается поиграть в «кошки-мышки» необычным способом: сначала родитель рисует мышек, а ребенок дорисовывает им хвосты. Затем «появляется» игрушечный кот, детям предлагается спрятать мышку – зарисовать ее мелком.
Инструкция для родителей: Нарисуйте несколько мышек, можно схематично. Покажите ребенку, как мышке можно нарисовать хвост. Предложите ему поиграть: вы рисуете мышек. Он – дорисовывает им хвосты. Возьмите игрушечного кота и предложите ребенку спрятать от него мышек – зарисовать их мелками.
Модификация игры: Вместо игрушечного кота, родитель может рисовать кошку или ее морду. В этом случае ребенку сначала предлагается дорисовать ей усы, а потом «прятать» мышек.
«Кораблики»
Используемые материалы: пластилин или цветная масса для лепки, камушки, ракушки, природный материал, большой лист плотного картона, скорлупки грецкого ореха, зубочистки, маленькие бумажки-«паруса» по количеству участников.
Ход выполнения: Сначала детям вместе с родителями предлагается создать на листе картона из пластилина и природного материала реку и берега. Затем каждой паре предлагается сделать кораблик из скорлупы ореха: ребенок катает шарик пластилина, прикрепляет его внутрь скорлупки и втыкает в него зубочистку. Родитель делает «парус» - накалывает бумажку на зубочистку. Когда кораблик готов, участникам предлагается поиграть в него»: «отправить в плавание» по «реке».
Инструкция для родителей: Сейчас мы будем делать реку с берегами. Помогите ребенку отрывать кусочки пластилина и размазывать их по картону. Покажите, как можно крепить на пластилин ракушки, камушки и т.п. Когда река будет готова, помогите ребенку сделать кораблик: скатать и прикрепить в скорлупку шарик пластилина, воткнуть зубочистку. Возьмите небольшую бумажку и нанижите ее на зубочистку – получился парус. На кончик зубочистки сделайте пластилиновый флажок. Покажите ребенку, как кораблик «плывет» по реке. Поиграйте с ним таким образом.
Сказки для показа в детско-родительских группах
«С кем мне всегда хорошо» (неизвестный автор)
Реквизит: куклы: Мальчик, Мама, заяц, синяя ткань, кораблик, овечки, домик, елки
Жил-был Мальчик вместе со своей мамой. Как-то раз пошел он гулять на зеленую лужайку. Там он встретил пушистого белого Зайку. Прыг-скок — прыгал Зайчик. Прыг-скок — прыгал Мальчик. Мальчику очень нравилось прыгать с Зайкой. «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Прыг-скок — прыгал Зайчик. Прыг-скок — прыгал Мальчик. Но скоро Мальчик устал, а белый Зайчик ускакал. Мальчик расстроился и сказал: «Вот если б кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Тут прибежал ручеек озорной и, конечно, взял Мальчика с собой. Мальчик в ручейке играл, Мальчик ручейку сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Но вода была холодна, бр-р-р! — очень холодна! Мальчик замерз, играть перестал и сказал: «Вот если б кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Тогда приплыл кораблик золотой и, конечно, взял Мальчика с собой. Мальчик на кораблик вскочил и поплыл. Мальчик кораблику сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Кораблик на волне качался, качался, и Мальчик вместе с ним качался, качался. Но скоро Мальчик устал и тихо-тихо сказал: «Вот если б кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Мимо шел Пастух домой и взял Мальчика с собой. А дома у Пастуха жила овечек семья: папа-овечка, мама-овечка, овечка-дочка и два сыночка. Мальчик с ними играл, спать он их укладывал и им песню напевал. Пел, пел и сам спать захотел. Стало ему тепло и уютно. Он глазки закрыл и сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» И вдруг он услышал, как кто-то поет: «Л ю-ли, лю-ли, мой сынок, лю-ли, лю-ли, голубок, лю-ли, лю-ли, мой росток, лю-ли, лю-ли, клеверок!» Открыл Мальчик глазки и увидел, что перед ним стоит его мамочка. Мальчик очень обрадовался: «Мамочка моя пришла!» Мама нежно сыночка обняла и домой с собой взяла. А Мальчик сказал: «Вот с кем мне хорошо, с кем всегда мне хорошо!»
«Сказка про розовый куст» (В. Киселева)
Реквизит: зеленая ткань, 3 куклы, 3 розовых куста (можно сделать из проволоки), роза, лейка.
Жили-были 3 девочки. Решили они посадить розовые кусты. Каждая посадила свой кустик и стала за ним ухаживать. Но как-то ночью налетел сильный ветер и поломал кусты. Вышли утром девочки, увидели надломленные, расстроились. Поплакали, погоревали, и стали думать, что дальше делать. Посоветовались и решили и дальше ухаживать за кустами, а вдруг, они еще вырастут? Но сколько они не поливали, не подкармливали, кусты продолжали желтеть и чахнуть. Поэтому первой девочке быстро надоело ухаживать за сломанным кустом. Разозлилась она на куст, и раз от раза обращала на него внимание все меньше и меньше. Куст продолжал чахнуть и скоро совсем засох. Вторая девочка исправно ухаживала за кустом и поливала его. Иногда, когда у нее было особенно хорошее настроение, она даже разговаривала с ним. Ее розовый куст не засох, но вырос чахлым и слабым. Третья девочка очень любила свой розовый куст, она заботливо ухаживала за ним, поливала и подкармливала. Девочка подолгу разговаривала с ним и часто гладила его сломанные ветки. Она никогда не сердилась на розовый куст, даже если ей случалось уколоть палец об его шипы. Прошло немного времени, и ее розовый куст дал новый отросток, на котором к концу лета расцвел прекрасный цветок.
Список литературы:
1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики) – Спб., 2003
2. Городская программа «Московская семья – компетентные родители» 2 из. доп. Составители: Е.П. Арнаутова, К.Ю.Белая, М.М. Цапенко. – М., 2008
3. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года – Спб., 2003
4. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. – Спб., 2004
5. Литус А.Ю. Беби-гимнастика. От года до трех лет. – М.,Спб., 2005
6. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. 2-е изд. доп. – М., 2005
|