Скачать 0.67 Mb.
|
Темы семинарских занятий и контрольные задания для проверки самостоятельной работы студентов Тема 1. Первобытное общество.
а) форма государства, положения правителя, особенности организации центральных и местных органов власти; б) роль сельской общины и храмов в управлении; армия, суд. Контрольные вопросы: 1. Сформулируйте общие закономерности эволюции древнейших исторических типов общества. 2. На чем основывалась власть в локальных группах охотников и собирателей? 3. Какие изменения произошли в обществе в ходе неолитической революции? 4. В чем заключалась проблема организации власти в первобытной деревне примитивных земледельцев и скотоводов? 5. Можно ли отнести мужские союзы, тайные «братства» к властным структурам? 6. Какую власть можно назвать традиционной и харизматической? 7. Перечислите условия, необходимые для образования государства. Термины: «вождество», «протогосударство», «талион», «неолитическая революция», «реципрокный обмен», «экзогамия», «эгалитарные отношения», «редистрибуция». Литература:
Тема 2. Законы царя Хаммурапи.
Контрольные вопросы: 1. Докажите казуальность права, его символизм, формализм по ЗХ. 2. Назовите источники права по ЗХ. 3. Правовое положение свободных людей. 4. Перечислите условия заключения брака и условия для развода для мужа и жены 5 Докажите, опираясь на Законы Хаммурапи, что в Вавилоне было распространено патриархальное рабство. 6. Как Законы Хаммурапи защищают общинную собственность и интересы общинников? 7. Опишите условия заключения договоров по Законам Хаммурапи. 8. Какие формы вины известны Законам Хаммурапи? Термины: авилумы, байрум вардум, редум, илку, лугаль мушкенумы, тархатум, надитум, тамкар, рабианум, шамаллум. Решите задачи по З.Х.: 1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья? 2. Авилум Забар приобрел для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забирал 2/3 дохода. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике – «дочери человека». Прожив с ней 7 лет, Кубар умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал имущество своего раба, оставив Лике ее приданое. Вдова обратилась в суд. Какое решение должен вынести судья? 3. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обатился в суд, оспаривал свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двух детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура? 4. Если человек имел на себе долг и он отдал за него в долговую кабалу свою жену, то при каких условиях ее можно вернуть из долговой кабалы? 5. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, и она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу и ввести ее в свой дом. Может ли этот человек взять в таком случае наложницу и ввести ее в свой дом согласно законам Хаммурапи? 6. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи? 7 Судья Залгуда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем был и изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с законами Хаммурапи? 8. Лапсидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что он не выдаст свою дочь за Лапсидоносора, а задаток и выкупную оставил у себя. Как должен быть решен вопрос о спорном имуществе по законам Хаммурапи? Литература:
Тема 3. Законы Ману 1 Общая характеристика Законов Ману. 2 Социально-правовой строй по ЗМ. 3 Имущественные отношения и обязательственное право. 4 Брачно-семейное и наследственное право. 5 Преступления и наказания. Суд и судебный процесс. Контрольные вопросы и задания: 1 Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Возможен ли был переход из одной варны в другую? 2 Дайте общую характеристику Законов Ману ( источники, основные черты, структура законов, когда и где составлены) 3 Что такое дхармашастра? 4 Как З.М. закрепляют правовое неравенство в сфере гражданского и уголовного права? 5 Какие субъективные формы вины прописаны в ЗМ? 6 Какие нравственные нормы заложены в ЗМ? Термины: Артхашастра, брахманы, вайшии, варна, веды, гана, даса, дхарма, дхармашастра, каста, кшатрии, паришад, сенапати, шудры. Решите задачи: 1 Взрослая дочь ростовщика Тарбы во время его отсутствия купила дорогой золотой браслет. Через две недели отец, узнав о покупке, потребовал расторгнуть сделку и вернуть деньги. Но продавец отказался. Как должен быть разрешен данный спор? 2 Торговец продал Деварадже позолоченную вазу, выдав ее за золотую. Через месяц, обнаружив подделку, Девараджа потребовал расторгнуть сделку и вернуть ему деньги. Но торговец отказался, утверждая, что срок для расторжения сделки пропущен. Правомерны ли требования Девараджи? Как следует разрешить спор? 3 Во время судебного процесса выяснилось, что ответчик, опасаясь проиграть крупный денежный спор, дал ложную клятву. Будет ли он нести ответственность и в каком объеме? 4 Кшатрий обругал шудру обидными словами. Шудра обратился с жалобой в суд. Будет ли кшатрий нести ответственность? 5 Обедневший брахман за богатый выкуп отдал в жены свою дочь за представителя варны щудр. Какие правовые последствия будут у всех трех? 6 На судебное разбирательство был доставлен житель деревни, обвиненный в укрывательстве воров Какое наказание ему грозит? Литература:
Тема 3. Государственный строй Афин.
Контрольные вопросы: 1. Каковы главнейшие черты афинского судоустройства? 2. Какой из судебных органов был наиболее авторитетным в эпоху расцвета демократии? 3. Когда и почему произошло закрепление демократических принципов в государственном строе Афин? 4. Каковы основные реформы Клисфена? 5. Кто мог подвергнуться процедуре остракизма? 6. Какую роль в развитии государственного строя Афин сыграли реформы Солона? 7. Что такое сисахвия? 8. Каковы были полномочия народного собрания? 9 В чем состоит политическое значение реформ Эфиальта и Перикла? 10 Кто из жителей Афин пользуется гражданскими правами? 11 Каков порядок формирования и функционирования органов власти? 12 Имелись ли негативные моменты при избрании ( назначении ) на государственную должность? Термины: агора. ареопаг, архонт, Аттика, базилевс, булэ (буле), гелиэя, геоморы, Драконт, демиурги, докимасия, ипотека, Клисфен, клерухия, навкрария, остракизм, Перикл, полеты, полис, псефизма, синойкизм, сисахвия, Совет пятисот, Солон, стратеги,Тезей, теменос, тирания, тритии, феты, фила, форос,эвпатриды, экклесия, эфеты. Литература:
Тема 4. Государственный строй Древнего Рима.
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные особенности деятельности должностных лиц в Римской республике? 2. Какой характер имела Римская республика и почему? 3. В чем сущность реформ Сервия Туллия? 4. Какие периоды в развитии Римского государства вы знаете? Охарактеризуйте каждый период. 5. В чем проявлялось своеобразие общественно-политического устройства Рима? 6. Каковы источники знаний о государстве и праве Древнего Рима? 7. Государственное устройство Древнего Рима периода республики. 8. Раскройте государственный строй Древнего Рима в период домината. 9. Охарактеризуйте систему власти в Римском государстве в период принципата. Литература:
Термины: Гай Юлий Цезарь, Гракхи (Тиберий и Гай), Диоклетиан, доминат, квестор, квириты, клиенты, колонат, комиции, консисториум, консул, курия, куриатные комиции, латины, оптиматы,патриции, перегрины, плебеи, понтифики, популяры, претор, префект, принципат, проскрипции, сабины., Сервий Туллий, Луций Корнелий Сулла, трибы, трибуатные комиции, триумвират, центурия, центуриатные комиции эдилы, этруски. |
Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8 Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30 |
Руководство администратора тема: «Создание автоматизированной системы... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Регламентов (смжц) Тема: «Развитие типовых решений по функционированию... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Руководство пользователя тема: «Поддержка внедрения и развития автоматизированной... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Руководство администратора этап 2 Тема: «Поддержка внедрения и развития... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Отчет Этап 2 Тема: «Методическая поддержка, обеспечение наполнения,... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Решением регионального портала госуслуг этап 2 Тема: «Поддержка внедрения... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Решением регионального портала госуслуг этап 1 Тема: «Поддержка внедрения... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Руководство администратора спгу-ргиму-и3(1)-01 Тема: «Методическая... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Пояснительная записка на ам окгу этап 1 Тема: «Развитие типовой информационной... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Руководство пользователя на типовой портал мфц государственный контракт... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Тема История экономических учений как наука. 2 Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23 |
||
Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема... |
Руководство пользователя аис мфц спо этап №2 работ Тема: «Развитие... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
||
Руководство пользователя Федерального реестра государственных услуг... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Руководство пользователя Регионального реестра государственных услуг... Закрытое акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «ланит» |
Поиск |