Скачать 2.66 Mb.
|
Россия в мировой цивилизацииУчебное пособиеВолгоград 2005УДК 93: 008: (470+571) (07) ББК 63.3. (2) Я 73 Р76 Учебное пособие «Россия в мировой цивилизации» разработано коллективом кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета (проф. Петрова И.А. (темы N 1, 3, 9, 10, 16, 22, 25, 27), доц. Скворцов Ю.Е. (темы N 17, 18), доц. Медведева Л.М. (темы N 26), доц. Пащенкова Е.И.(темы N 11-14,), доц. Кибасова Г.П.(темы N 5-8, 19), ст. преп. Черемушникова И.Н. (темы N 4, 5), доц. Каден А.Г. (тема N 2, 19), ст. преп. Петров А.В.(темы N 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема N 15), преп. Киценко Р.Н.(темы N 20, 21), Киценко О.С. (тема N 24), Кобылкин Р.А. (темы N 23), Под редакцией зав. кафедрой, проф. Петровой И.А. Рецензенты: - Зав. кафедрой истории, политологии и экономики Российского государственного медицинского университета, профессор Ковтюх Г.С. - Зав. кафедрой истории России Волгоградского государственного педагогического университета доктор ист. наук, профессор Болотова Е.Ю. Р76 «Россия в мировой цивилизации». Учебное пособие./Под общей редакцией проф. Петровой И.А. Изд. 3-е., доп. и испр. – Волгоград : ВолГМУ, 2005. – 111 с. Учебное пособие раскрывает основные положения тем курса “Россия в мировой цивилизации”, содержит примерные планы семинарских занятий, исторических источники, с темы контрольных работ и тестов, а также списки рекомендуемой литературы. Авторы учебного пособия ставили перед собой задачу оказать помощь студентам-заочникам Волгоградского государственного медицинского университета. Пособие разработано в соответствии с Государственным стандартом 2000 г.. Вместо эпиграфа На заре современной исторической науки, в конце XVIII века, один из ее основателей, английский просветитель лорд Болингброк писал: «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она неотделима от любви к самому себе. …Ребенок внимает с восторгом сказки своей няни, он учится читать и пожирает с жадностью невероятные легенды и рассказы; в более зрелом возрасте он усердно занимается историей или тем, что он принимает за историю, – официальным вымыслом; и даже в старости желание узнать, что произошло с другими людьми, уступает лишь желанию узнать, что произошло с нами самими. Как жаль, … что даже самая лучшая история так редко говорит что-либо нашему разуму! За это мы не должны винить никого, кроме самих себя»1 Со времени Болингброка историческая наука сильно изменилась, но в чем-то она осталась прежней. Сегодня, когда профессиональные историки стремятся познать законы исторического развития человеческого общества в его целостности и многообразии, когда история все больше становится похожей на естественные науки, оперируя статистическими, социологическими данными, привлекательность ее для широкой публики заключается все в том же, – в изучении судеб людей. Состояние современной исторической науки, продолжая аналогии Болингброка можно сравнить с восприятием молодого человека, только вступающего в жизнь. Для него не существует авторитетов, он все должен попробовать сам, проверить и понять. Сегодняшняя история динамична и дискуссионна. Переломное состояние науки объясняется переходным состоянием мировой цивилизации, становлением постиндустриального общества, контуры которого уже определены, а вот его параметры еще весьма расплывчаты. В сознании каждого человека существует своя история, проблема в том, чтобы она наиболее точно отражала объективную реальность. Изучая историю, Вы можете почувствовать дух времен прошедших, попытаться спрогнозировать будущее и определиться в своем теперешнем бытии. Ограниченный объем нашего общеобразовательного курса делает невозможным расширение фактических знаний, но интерес к историческому прошлому России, ее роли в мировой истории, развитая потребность знать свое прошлое заставит Вас и в дальнейшем обращаться к книгами и дочитать недочитанное. Успехов Вам! Пояснительная записка. Настоящее учебное пособие содержит планы семинарских занятий по курсу «Россия в мировой цивилизации», изучаемого студентами первокурсниками всех факультетов ВолГМУ. Планы семинаров составлены в соответствии с требованиями Государственного Стандарта по истории и рабочей программы курса. По каждой теме они включают в себя введение в тему, основные вопросы, необходимый минимум хрестоматийного материала, список обязательной литературы и методические рекомендации по подготовке каждого вопроса плана, которые ориентируют студентов на современный анализ проблем исторического процесса, побуждают к их самостоятельному осмыслению. Кроме этого, к большинству тем курса предлагаются темы контрольных работ и тестов, а также список дополнительной литературы, которая рекомендуется как для подготовки рефератов, так и для самостоятельного, более углубленного изучения студентами, интересующимися проблемами истории и работающими в студенческих научных кружках по истории. Отметим, что учебным планом курса предусматривается обязательное выполнение каждым студентом-заочником контрольной работы, которая состоит из двух частей: ответы на вопросы тестов и написание реферата на выбранную студентами тему. Правила оформления контрольных работ. Студенты заочного отделения фармацевтического факультета должны выполнить одну контрольную работу по предлагаемой тематике. Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть – тема по выбору из настоящего пособия, вторая – ответы на вопросы итогового тестирования (приложение в конце пособия). Контрольные работы должны быть представлены в определенные сроки. Объем работы – примерно 12 страниц печатного текста. На титульном листе указывается тема контрольной работы, фамилия, имя, отчество, домашний адрес студента-заочника. В начале работы обязательно помещается ее план, изложение материала должно завершаться выводами по проблеме. В конце работы в качестве приложения дается составленный в алфавитном порядке список источников и литературы, при оформлении которого следует учитывать требования Государственного стандарта на библиографическое описание. За образец нужно взять оформление подобных списков в настоящем пособии. Перечень контрольных работ составлен по темам учебного курса. Соответственно указываются тематические списки литературы, которая может быть использована при написании предлагаемых по данной теме контрольных работ. Студент выбирает любую из них. Из рекомендуемого достаточно большого списка литературы можно взять лишь несколько наименований в зависимости от темы конкретной контрольной работы и наличия указанных книг в библиотеке. Возможно, есть новые и другие книги, не вошедшие в этот список. Следует привлечь и их. Контрольная работа – это небольшое самостоятельное исследование, предлагающее изучение материалов учебника, литературы и имеющихся источников. Написанная контрольная работа является результатом их изучения, анализа избранной темы, в том числе самостоятельного, когда студент демонстрирует умение выражать и обосновывать свою позицию по проблеме. В исторической науке литературой называются исследования историков, их книги и статьи на ту или иную тему. Особое внимание при подготовке контрольной работы следует уделить анализу письменных документов эпохи, называемых в исторической науке источниками. Исторические источники подразделяются на различные группы, главные из них: законодательные акты, т.е. манифесты, указы, международные договоры и т.д.; делопроизводственная документация – это текущая переписка различных учреждений; периодическая печать – журналы, газеты, выходившие в исследуемую эпоху; документы личного происхождения – это мемуары, т.е. воспоминания, письма, дневники современников событий. Подбирая литературу в соответствии с указанным списком, необходимо иметь в виду: если библиографическое описание делится на две части двумя параллельными косыми чертами, то это означает, что с левой стороны представлены лишь составная часть или отдельная статья книги, журнала. Например: Пресняков А.Е. Апогей самодержавия //Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.: Росмен, 1990. – 67-123 с. Вначале следует найти книгу, издание, указанное в правой части, после косых параллельных черт, в данном случае – это монография Преснякова А.Е. «Российские самодержцы». В этой книге помещается статья или глава, раздел, обозначенные в левой части описания, до косых черт. Подготовку контрольной работы следует начать с ознакомления с соответствующим разделом учебника, затем изучить указанную литературу и называемые источники. Приводим основную учебную литературу по всему курсу. Авторы выражают надежду, что данное пособие поможет студентам-заочникам не только лучше подготовиться к экзамену, но и повысит их интерес к Отечественной истории. Тема 1. Введение. История как наука. Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ. Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:
Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал, что история как наука имеет двоякий смысл: как движение во времени, процесс и как познание этого процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием научного исторического знания является сам исторический процесс, т.е. ход, условия человеческого общежития, жизнь человечества вообще в ее развитии и результатах. Историческая наука развивалась по тем же основным законам, что и все научное знание в целом. В период специализации наук (ХVIII – первая половина ХХ вв.) «история» превратилась в комплекс наук, исполняющих роль интегративного познания человека и человеческого общества в их развитии. План 1 История как наука. Структура исторического знания. 2. Место истории в системе научного знания. 3. Методология истории и ее периодизация. Обязательная литература:
Дополнительная литература: 1. Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. – М.: Наука, 1986. – С. 6-29. 2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. Любое издание. 3. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – С. 14-42. 4. Методологические поиски в современной исторической науке. // Новая и новейшая история. – 1996. – № 4. – С. 24-48.
Методические рекомендации. Подготовку к первому семинарскому занятию рекомендуется начать с краткого ознакомления с имеющейся учебной литературой. Сравните учебники, просмотрев оглавление. Чем они отличаются? Насколько они совпадают с программой изучаемого курса? Какие разделы в них представлены, и какие проблемы курса практически отсутствуют? Просмотрите конспект первой лекции. Какие вопросы плана семинара совпадают с вопросами, рассмотренными на лекции? Какие вопросы оставлены на Вашу самостоятельную подготовку? После этого можно приступать к подготовке первого вопроса плана семинара. Прежде всего, на основе многолетнего изучения истории в школе и прослушанной лекции попытайтесь самостоятельно сформулировать определение истории как науки. Теперь обратитесь к конспекту лекции и проверьте себя. Есть ли важные моменты, которые, на Ваш взгляд, упустил лектор. Прочитайте указанные страницы учебника под ред. А.С. Орлова. Выделите характеристику видов исторических источников. Затем прочитайте 5-10 стр. учебника Островского. Какие новые идеи вы находите здесь? В тетради для семинарских занятий по истории разделите первую страницу на две приблизительно равные части. В первой постарайтесь записать план ответа на вопрос: «История как наука». Вторая половина остается чистой для ваших записей в ходе семинарского занятия. После этого можно перейти к разбору вопроса о структуре исторического знания. Посмотрите на схему «структура исторического знания», данную Вам на лекции. Прочитайте 26-27 стр. учебника Ю.В. Яковца. Найдите отличия в этой схеме и схеме, данной в лекции. Попробуйте найти линии взаимосвязи исторической науки с такими естественными науками, как химия и биология, а также с гуманитарными науками (например: филология, философия, социология) и с точными науками (алгебра, геометрия). Просмотрите первые страницы работы Яковца. Дополните свой план ответа по вопросу: «История как наука». Подготовку по второму вопросу целесообразно ограничить материалами лекции и базовых школьных знаний по истории развития различных наук. Проанализируйте схему, данную на лекции - «Развитие науки». Вспомнить материал лекции вам поможет статья И. Петровой, опубликованная в Вестнике ВМА за 1999 г. Разберитесь в следующих моментах:
Особое внимание необходимо обратить на этапы развития исторического знания. Подумайте, как уровень развития исторической науки отражал уровень развития научного знания в целом? Вспомните известных Вам русских историков (Н.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский). К какому этапу развития исторической науки относилась их деятельность. По материалам лекции выясните, с творчеством каких историков связан прогресс исторической науки (Геродот, Августин, Н. Макиавелли, Дж. Вико и др.) Интересные материалы можно найти на сайтах www.sci.aha.ru, www. examen.ru. Третий вопрос является, с одной стороны, итогом двух предыдущих, а с другой - его изучение дает базу для современного осмысления всего курса истории. Вернитесь к составленному плану ответа на первый вопрос. Еще раз вспомните определение истории как науки. Из второго вопроса выделите основные этапы развития истории. Теперь попробуйте определить, что позволяет нам выделять эти этапы. Как менялась историческая наука? Из материалов лекции сформулируйте определение хронологического, формационного и цивилизационного подходов. Подумайте над следующими вопросами:
Для более глубокого понимания данных вопросов прочитайте материалы, указанные в разделе историографических источников данного плана семинара. Теперь обратитесь к таблице «Периодизация истории», данной на лекции. Выявите различия в периодизации истории при использовании различных методологических подходов. Отметьте для себя, что и общецивилизационный, и локально-цивилизационный подходы к изучению истории не отрицают хронологический и формационный подходы, а включают их в качестве конкретных методик. Использование той или иной методологии в современной исторической науке зависит от конкретной темы исследования. |
Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова... В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая... |
Учебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с |
||
Учебное пособие часть III москва Аквариус «ВитаПолиграф» 2010 удк 69 ббк 38. 2 |
Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с |
||
Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с |
Учебное пособие Уфа 2012 удк 1 ббк 87 Рецензенты: д филос н., проф. А. Ф. Кудряшев (Башкирский государственный университет) |
||
Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом... |
Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом... |
||
Учебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Москва... Подписано в печать с готовых диапозитивов 24. 12. 2004. Формат 60х90'/ Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл печ л. 12. Тираж 3000... |
Методическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11 В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы... |
||
Учебное пособие Краснодар Кубгау 2016 удк 811. 111 (075. 8) Ббк 81. 2 Англ Т19 Water is Life : учеб пособие / Н. Н. Тарасенко. – Краснодар : Кубгау, 2016. – 65 с |
Учебное пособие Нижний Новгород 2012 удк ббк м-15 Мизиковский И.... М-15 Мизиковский И. Е., Милосердова А. Н., Ясенев В. Н.: Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие., 2012, 6,1п л |
||
2005 удк ббк п Гимназия в условиях модернизации общего образования: 25 26 марта 2004г. Спб.: Политехника, 2005. – 103 с |
Учебное пособие Волгоград 2 009 удк 658. 512. 011. 56 (075) т 38... Рецензенты: главный технолог зао «Газпромкран» В. А. Старухин; заместитель директора по качеству ООО «Камышинский машзавод» Н. А.... |
||
Учебное пособие рпк «Политехник» Гринчук Ф. Ф., Хавроничев С. В. Комплектные распределительные устройства напряжением 610 кВ. Часть I: Учеб пособие / Воггту, Волгоград,... |
Учебное пособие рпк «Политехник» Гринчук Ф. Ф., Хавроничев С. В. Комплектные распределительные устройства напряжением 610 кВ. Часть II: Учеб пособие / Воггту, Волгоград,... |
Поиск |