ГБОУ СОШ №23 имени Б.А. Кучера
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор СОШ №23
истории ________Рапопорт В.Е. _______В.В.Петрова
«___»____2016 г «____»______2016г
_______А.А. Шаповалова
«_____» _____2016г
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Знаем и реализуем свои права »
в рамках ФГОС для 6 классов
3 часа в неделю
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель Тетерук Н.А.
Социальный педагог
Адаптированная образовательная программа кружка «Знаем и реализуем свои права»
Автор: Тетерук Наталья Александровна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 23.
Пояснительная записка
Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.
Адаптированная образовательная программа курса «Знаем и реализуем свои права» адресована учащимся 6-х классов и рассчитана на 1 год обучения.
Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Цель программы заключается:
Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников − граждан Российской Федерации − на основе освоения ими основных правовых норм;
Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- знакомство учащихся с основными понятиями права;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие;
- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений
в области защиты своих прав.
Методы проведения занятий: беседа, лекция, дидактические игры, составление таблиц и схем, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.
Литература
Астахов П.А. «Я и дорога». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
Астахов П.А. «Я и улица». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
Астахов П.А. «Я и семья». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
Астахов П.А. «Я и школа». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
Астахов П.А. «Я отдыхаю». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
Астахов П.А. «Я и магазин». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
Астахов П.А. «Я и государство». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
Административный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Дидактический материал:
карточки с заданиями;
тематические фотографии, иллюстрации;
презентации и видео ролики по темам.
Оборудование и приборы:
персональный компьютер;
проектор.
Ожидаемый результат
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
Программа по основам правовых знаний
Курс состоит из 13 разделов: «Правила поведения на дорогах», «Правила поведения на улице», «Ребенок и семья», «Правила поведения в школе», «Ребенок в мире правоотношений», «Правила, которые должен знать каждый покупатель, «Наше Государство», благодаря которым учащиеся узнают как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона, а также познакомятся с возможными последствиями тех или иных поступков.
Правила поведения на дорогах.
Здесь учащиеся знакомится с некоторыми ПДД; изучают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток), средства регулирования дорожного движения (красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора), правила движения по обочинам и тротуарам, правила перехода проезжей части, правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Правила поведения на улице.
Главная цель данного раздела – рассказать детям о праве доступным языком. На занятии учащиеся знакомятся с некоторыми несложными правилами поведения на улице, соблюдая которые, можно избежать многих несчастных случаев. Кроме того, здесь школьники будут рассматривать различные жизненные ситуации, обдумывать возможные последствия тех или иных поступков. Большое внимание здесь обращается на правовые аспекты взаимоотношений людей.
Ребенок и семья.
Изучая этот раздел, учащиеся узнают, что такое семья, в чем ее ценность, как она создается, каковы основные права ребенка в семьи, как защитить свои права. Отдельная тема будет посвящена вопросу гражданства и документам, удостоверяющим личность. Помимо этого, есть несколько уроков, которые посвящены сложностям во взаимоотношениях детей с родителями.
Правила поведения в школе.
Изучение данного раздела начнется с важного вопроса: зачем вообще учиться? Затем учащиеся знакомятся с Законом «Об образовании в РФ», со «ступенями» образования; рассматривают основные гигиенические требования к условиям обучения, права и обязанности школьников. Составляют памятку «Обязанности школьников».
«Экология и мы»
Этот раздел познакомит с нормами экологического права. Затронет темы уровня загрязнения окружающей среды. Познакомит с правом на безопасную окружающую среду. Поможет разобраться: как правильно отдыхать, чтобы отдых не причинил вред нашему здоровью и окружающей среде. Какие опасности, могут подстерегать детей на отдыхе. Мы рассмотрим правила отдыха не только на природе, но и дома. В этом разделе, учащиеся познакомятся с понятием «Красная книга», экоцид.
Правила, которые должен знать каждый покупатель.
В первую очередь школьники рассматривают вопрос, что такое магазин и как он устроен; учатся совершать покупки самостоятельно. Затем знакомятся с основными правами потребителя (право на безопасность товара, обмен и возврат товаров, срок службы, гарантийный срок, информация об изготовителе товара и др.) Отдельный урок посвящен опасным продуктам и товарам.
Наше Государство.
Раздел познакомит с основами государства и права Российской Федерации, изложенными в Конституции РФ. Рассказывается о федеративном устройстве государства, о гражданстве, об органах государственной власти.
Важное воспитательное значение имеет тема «Ловушка для подростков», в которой рассказывается о правонарушениях в среде несовершеннолетних, об опасности наркомании и способах вовлечения в преступную деятельность. Материал развивает у учащихся уважение к своему государству, Конституции, законам, правоохранительным органам, формирует правовую культуру личности.
Учебно-тематическое планирование уроков по факультативу
«Знаем и реализуем свои права»
№
п/п
|
Разделы (темы)
|
Кол-во часов
|
Примечания
|
1.
|
Раздел 1. «Правила поведения на дорогах».
|
7
|
|
2.
|
Раздел 2. «Ребенок и семья».
|
10
|
|
3.
|
Раздел 3. «Правила поведения на улице».
|
15
|
|
4.
|
Раздел 4. «Правила поведения в школе».
|
5
|
|
5.
|
Раздел 5. «Правила поведения на отдыхе».
|
11
|
|
6.
|
Раздел 6. «Правила, которые должен знать каждый покупатель».
|
12
|
|
7.
|
Раздел 7. «Наше Государство»
|
6
|
|
ИТОГО часов
|
102
|
|
Календарно-тематическое планирование
по основам правовых знаний
в 6 классе (66 часов)
№ п\п
|
Тема урока
|
Дата
|
|
Раздел1: Ребенок и общество: Знакомство с курсом.
|
|
1.
|
Человек в мире правил.
|
05.09.16
|
2.
|
Правовые нормы в жизни ребенка
|
07.09.16
|
3.
|
Главные ценности в нашей жизни
|
09.09.16
|
4.
|
Правила личной безопасности
|
12.09.16
|
5.
|
Основные меры безопасности в различных ситуациях
|
14.09.16
|
|
Раздел 2. «Правила поведения на дорогах».
Понятие дороги и ее основные элементы (проезжая часть, пешеходный переход).
|
|
6.
|
Понятие дороги и ее основные элементы (тротуар, обочина, перекрёсток).
|
16.09.16
|
7.
|
Средства регулирования дорожного движения. Светофор. Сигналы регулировщика.
|
19.09.16
|
8.
|
Простые правила дорожного движения.
|
21.09.16
|
9.
|
Дорожные знаки и указатели, их виды.
|
23.09.16
|
10.
|
Правила передвижения на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде.
|
26.09.16
|
11.
|
Правила посадки, высадки и поведения в общественном транспорте.
|
28.09.16
|
12.
|
Итоговая игра: «Азбуку дорожную знать каждому положено».
|
30.09.16
|
|
Раздел 3: Ребенок - участник правоотношений. (Понятие правоотношений, соотношение прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних, знакомство с правовыми документами)
|
|
13.
|
Правоотношения, в которые вступает ребенок
|
03.10.16
|
14.
|
Правовая культура каждого гражданина РФ.
|
05.10.16
|
15.
|
Конституция РФ. Знакомство с другими нормативными документами по защите прав и свобод человека и гражданина.
|
07.10.16
|
16.
|
Что такое закон. Как найти нужный.
|
12.10.16
|
17.
|
Права несовершеннолетних. Игра «Прогулка по Правограду»
|
14.10.16
|
18.
|
Обязанности несовершеннолетних. Имею право, но обязан.
|
17.10.16
|
19.
|
Юридическая ответственность несовершеннолетних
|
19.10.16
|
20.
|
Сказочная правовая викторина «Права ребенка согласно Конвенции ООН»
|
21.10.16
|
|
Раздел 4. «Правила поведения в школе».
|
|
21.
|
Закон «Об образовании». «Ступени» образования. Правила учащихся в школе. Устав школы.
|
24.10.16
|
22.
|
Правила поведения учащихся в школе.
|
26.10.16
|
23.
|
Правовые взаимоотношения в ОУ. Права учеников. Обязанности учеников.
|
28.10.16
|
24.
|
Конфликты в школе. Пути их разрешения. Служба медиации». «Заседание службы медиации»
|
31.10.16
|
25.
|
Урок доброты. Все мы разные и все имеем права.
|
02.11.16
|
|
Раздел 5. «Ребенок и семья». Семейные ценности.
|
|
26.
|
Что такое семья? Ценность семьи. Знакомство с Семейным кодексом РФ.
|
07.11.16
|
27.
|
Права ребенка в семье. Право жить и воспитываться в семье.
|
09.11.16
|
28.
|
Права ребенка в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
|
11.11.16
|
29.
|
Права ребенка в семье. Право ребенка выражать свое мнение.
|
14.11.16
|
30.
|
Права ребенка в семье. Право на общение с родителями и другими родственниками.
|
16.11.16
|
31.
|
Права ребенка в семье. Право на частную жизнь и личную тайну.
|
18.11.16
|
32.
|
Как защитить свои права, не нарушив права другого человека. Всемирный день защиты детей.
|
21.11.16
|
33.
|
Взаимоотношения с родителями. Жестокое обращение с ребенком.
|
23.11.16
|
34.
|
Развод родителей.
|
25.11.16
|
35.
|
Ответственность родителей за воспитание детей.
|
28.11.16
|
36.
|
Взаимные обязанности детей и родителей
|
30.11.16
|
37.
|
Итоговое занятие: «Семья и семейные ценности»
|
02.12.16
|
|
Раздел 6. «Наше Государство». Изучаем основной закон государства.
|
|
38.
|
Что такое государство Россия. Столица РФ. Денежная единица. Государственный язык.
|
05.12.16
|
39.
|
Символика России. Флаг. Герб. Гимн.
|
07.12.16
|
40.
|
Президент РФ. Как стать Президентом?
|
09.12.16
|
41.
|
День рождение Основного закона государства - Конституции РФ.
|
12.12.16
|
42.
|
Человек, его права и свободы согласно Констиуции РФ.
|
14.12.16
|
43.
|
В какой стране мы живем? Государственное устройство РФ.
|
16.12.16
|
44.
|
Гражданство и документы, удостоверяющие личность.
|
19.12.16
|
45.
|
Я – Гражданин РФ
|
21.12.16
|
46.
|
Обязанности гражданина
|
23.12.16
|
47.
|
Итоговое занятие: «В стране Законии».
|
26.12.16
|
|
Раздел 7. Правонарушения. Основные понятия, признаки и виды. Юридическая ответственность.
|
|
48.
|
Правонарушение – противоправное поведение и его последствия. Основные понятия, признаки и виды.
|
11.01.16
|
49.
|
Отличие правонарушения от преступления
|
13.01.16
|
50.
|
Опасный путь преступной жизни
|
16.01.16
|
51.
|
Юридическая ответственность и ее виды. Возраст.
|
18.01.16
|
52.
|
Правовое сознание – профилактика правонарушений.
|
20.01.16
|
|
Раздел 8. «Правила поведения на улице».
Что такое право? Основы административного и уголовного права
|
|
53.
|
Береги красоту вокруг себя!
|
23.01.16
|
54.
|
Вандализм. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
|
25.01.16
|
55.
|
Самое ценное – жизнь и здоровье человека. Убийство. Причинение вреда здоровью.
|
27.01.16
|
56.
|
Переговоры – лучшее решение любых проблем.
|
30.01.16
|
57.
|
Когда лучше прикусить язык: оскорбление и клевета.
|
01.02.16
|
58.
|
Мошенничество: не будь доверчивым!
|
|
59.
|
Мы и животные.
|
03.02.16
|
60.
|
Простая шалость или уже хулиганство?
|
06.02.16
|
61.
|
Антиобщественные действия. Алкоголь и наркотики.
Ток-шоу по проблеме алкоголя
«Давайте задумаемся!»
|
08.02.16
|
62.
|
Курение на территории школы и в общественных местах
|
10.02.16
|
63.
|
Будь осторожен! Похищение детей.
|
13.02.16
|
64.
|
Будь осторожен! Пиротехнические игрушки.
|
15.02.16
|
65.
|
Находка. Как с ней нужно поступать?
|
17.02.16
|
66.
|
Правопорядок и полиция.
|
20.02.16
|
67.
|
Что делать если ты потерялся?
|
22.02.16
|
|
Раздел 9. Труд – это главное богатство. Права несовершеннолетних на труд и отдых.
|
|
68.
|
Трудовой кодекс РФ. Документы необходимые при приеме на работу. Как написать резюме.
|
24.02.16
|
69.
|
Труд несовершеннолетних. Особенности и отличия. Привилегии и льготы.
|
27.02.16
|
70.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. «Правила поведения на отдыхе».
Отдыхаем дома. За компьютером.
|
|
|
Отдыхаем дома. В квартире или подъезде.
|
|
|
Отдыхаем на природе. Правила поведения в лесу.
|
|
|
Санитарная безопасность в лесу.
|
|
|
Правила пожарной безопасности в лесах.
|
|
|
Охота и рыбалка.
|
|
|
Красная книга. Заповедники.
|
|
|
Купаемся и загораем.
|
|
|
Активные игры.
|
|
|
Музеи и выставки.
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. «Правила, которые должен знать каждый покупатель». Знакомство с ФЗ «О защите прав потребителей»
Что такое магазин? Делаем покупки самостоятельно.
|
|
|
Осторожно! Опасные продукты и товары.
|
|
|
Вредные игрушки. Право на безопасность товара.
|
|
|
Наши права как потребителя. Обмен и возврат товаров.
|
|
|
Наши права как потребителя. Информация об изготовителе товара.
|
|
|
Наши права как потребителя. Срок службы.
|
|
|
Наши права как потребителя. Гарантийный срок.
|
|
|
Наши права как потребителя. Инструкция о применении.
|
|
|
Нарушения прав потребителей.
|
|
|
Кража – это преступление!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 8. «Я и мои права» Что такое права и обязанности
|
|
|
Права и обязанности ребенка.
|
|
|
Конституция РФ и другие международные документы
|
|
|
|
|
|
Юридическая ответственность несовершеннолетних
|
|
|
Здоровые дети-здоровая нация!
|
Апрель
|
|
«Мы за здоровый образ жизни!»
Тренинг по предупреждению употребления психотропных и одурманивающих веществ.
«Как сказать наркотикам «НЕТ!»»
|
|
|
Труд – это главное богатство.
|
|
|
Права работников
|
|
|
«Знатоки права» Итоговое занятие
|
|
|