Диагностическая методика «графический диктант»


Скачать 36.57 Kb.
Название Диагностическая методика «графический диктант»
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Инструкция
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Диагностические возможности методики.

• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.

• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.

• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Инструкция. Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете - ждите пака я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее проводите вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Эта я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно (снова называется реальный имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?

После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.

Э к с п е р и м е н т а т о р. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании следующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

Э к с п е р и м е н т а т о р. Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна Клетка вверх. Одна Клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.

Предоставляет детям 1,5-2 минуты на самостоятельное продолжение узора.

Э к с п ер и м е н т а т о р. Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх ....

Через 1,5-2 минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо ... ».

Все. рисуемые узоры приведены в рис. 1 и 2. По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, экспериментатор и ассистент собирают у детей листки. Общее проведение методики обычно составляет около 15 минут.


рис. 1


рис. 2
Оценка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

  • точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

  • воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

  • воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

  • воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл;

  • отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), . который может коле6'аться в пределах от 0 до 16 баллов.

Итоговые уровни: 0-5 баллов - низкий уровень;

6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.

Похожие:

Диагностическая методика «графический диктант» icon Урок №10 Упражнение «Моя память»
Графический диктант, состоящий из ломаной линии и замкнутых фигур. Повторение пройденного
Диагностическая методика «графический диктант» icon Регламент начисления баллов инструктаж участников критерии оценки...
Дизайнер работающий в направлении «Графический дизайн» должен обладать пакетом профессиональных знаний и множеством умений. Область,...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц ) Автор(ы):...
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
Диагностическая методика «графический диктант» icon Мбуз «Консультативно-диагностическая поликлиника №2» протокол №61
Предмет запроса котировок: право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию портативного дефибриллятора-монитора...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Мбуз «Консультативно-диагностическая поликлиника №2» протокол №58
Экг и ад (по Холтеру) и обучение специалистов для нужд мбуз «Консультативно-диагностическая поликлиника №2»
Диагностическая методика «графический диктант» icon Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе
«Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Ediabas (Электронная диагностическая базовая система)
Это руководство описывает, как работать с ediabas (Электронная диагностическая базовая система)
Диагностическая методика «графический диктант» icon Извещение о размещении муниципального заказа путем проведения запроса...
Муниципального учреждения здравоохранения Консультативно-диагностическая поликлиника №27
Диагностическая методика «графический диктант» icon Извещение о размещении муниципального заказа путем проведения запроса...
Муниципального учреждения здравоохранения Консультативно-диагностическая поликлиника №27
Диагностическая методика «графический диктант» icon Извещение о размещении муниципального заказа путем проведения запроса...
Муниципального учреждения здравоохранения Консультативно-диагностическая поликлиника №27
Диагностическая методика «графический диктант» icon Извещение о размещении муниципального заказа путем проведения запроса...
Муниципального учреждения здравоохранения Консультативно-диагностическая поликлиника №27
Диагностическая методика «графический диктант» icon Извещение о размещении муниципального заказа путем проведения запроса...
Муниципального учреждения здравоохранения Консультативно-диагностическая поликлиника №27
Диагностическая методика «графический диктант» icon Программа основана на системе дифференциальных уравнений в частных...
Взаимодействие с программой возможно стандартным способом – через графический интерфейс пользователя (gui), либо программированием...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Методика "Сокращение алфавита"
Методика предназначена для выявления предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу. Иными...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Методы диагностики изучения уровня развития внимания учащихся коррекционной школы
Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант...
Диагностическая методика «графический диктант» icon Гуткина Н. И. Г 97 Диагностическая программа по определению психологической...
Г 97 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.:' Мгппу, 2002 3-е...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск