Скачать 119 Kb.
|
Комплексная коррекционно-логопедическая работапри дизартрии.Дизартрия - это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход. 1. Медицинское воздействие. Консультация невролога. В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать: - тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок) ; - мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц) ; - язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация) ; - звукопроизношение; - наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов) ; - наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия) . Медицинское лечение: фармакотерапия - для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе: - нейрометаболические церебропротекторы - препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам) ;. - ангиопротекция - препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам) ; - дигидратация, процесс промывания мозга - препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К) ; - гепатопротекция - препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин) ; - минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В) ; - противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию) ; - мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю. Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия) ; - корректоры поведения - противосудорожные и рассасывающие лекарства. Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ) . Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги) . Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт) . 2. Психологическое воздействие. Развитие психических функций: А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки) ; Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД. 3. Логопедическое воздействие: А) нормализация или улучшение мышечного тонуса: - контрастотермометрия; - массаж; - артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная) ; Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза; В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой. Г) постановка звуков; Д) автоматизация звуков. 3. Логопедическое воздействие при дизартрии. Нормализация мышечного тонуса. Гипертонус языка - это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц. 80 % межзубного произношения - спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка. 1. Работа по нормализации тонуса языка в статике. Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе. Коррекция: - медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону; - термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс) ; - расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика) . 2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике: - распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики - удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта; - повышение тонуса языка («Иголочка») ; - дифференциация тонуса («Иголочка» - «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами; - расслабление и напряжение языка в ротовой полости. Гипотонус языка - мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени. Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга) . 1. Работа по нормализации тонуса языка в статике. - тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.) ; - термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов) ; - тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню; 2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике: - улучшение тонуса через движение («Белочка») . - удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии) ; - дифференцирование тонуса («Лопаточка» - «Иголочка») ; - формирование правильного артикуляционного уклада. Артикуляционная гимнастика при дизартрии. Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка. 1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка. 2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами. 3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики. 4. Формирование правильного артикуляционного уклада. При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости. В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную) . Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность. 1. Работа над артикуляционными движениями: - выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится; - выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию; - упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию; - упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» - «Иголочка» вне рта; «Горка» - «Растаяла горка» во рту. 2. Формирование правильного артикуляционного уклада. Гимнастика для шеи. Цель: - нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления) ; - профилактика шейного остеохондроза. 1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину. 2. Нарисовать подбородком круг впереди себя. 3. Вдавить голову в шею («пружинка») . 4. Сделать круг головой вправо, влево. 5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд. 6. «Велосипед» - круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад. Контрастотермометрия. Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка. Цель: - воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса. Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце. Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день. При спастике: холод – тепло (х - т) ; При паретичности – тепло – холод (т - х). В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта. При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т) . При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х) . Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса. Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка) . При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм: 1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло») . 2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» - «Лопаточка») . 3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз. 4. Формирование цепочки артикуляционных движений. Снижение тонуса на корень языка. Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение: 1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу. 2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка») . Сочетанное нарушение тонуса языка. Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма) : 1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод - тепло) . 2. Выглаживание корня языка. 3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии. 4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» - «Иголочка», «Горка» - «Горка растаяла») . Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика: 1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод) . 2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка. 3. Выглаживание корня язие языка. 4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка. Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:
Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды. Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт. Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики: Пассивная гимнастика языка:
Пассивная гимнастика губ:
Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»). Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией 20 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой 1. «Забор». Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. 3. «Мост». Цель: выработав нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Это упражнение функционально очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж. 4. «Парус». Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженный и широкий. 5. «Трубочка». Цель: выработать подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. 6. «Чередование «Забор» - «Трубочка». Цель: добиться ритмичности, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм. 7. «Лопата». Цель: выработать положение широкой: языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор» -«Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. 8. «Лопата копает». Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. 9. «Вкусное варенье». Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие 10. «Теплый ветер». Цель: вызывание шипящих звуков. Meтодические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощущать теплую воздушную струю. 11. «Цокает лошадка». Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус». Meтодические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте языком. Челюсть неподвижна. 12. «Молоток». Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка. Meтодические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить ЗВУК [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо pта. P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. 13. «Дятел». Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р]. Meтодические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе: ддд - ддд - ддд с паузами. 14. «Пулемет». Цель:_ {закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Meтодические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю: ддд-ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка дрр. /5. «Холодный ветер». Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Meтодические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. 16. «Пароход». Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Mocт» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка /зубы должны быть видны/и длительно произносить звук [ы]. 17. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л]. 18. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. 19. «Маляр». Цель: растянутъ подьязычную связку для произношения шипящих звуков и [р]. [л]. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по небу в передне-заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной. 20. «Качели». Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Meтодические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Mocт». Чередовать 5-6 раз. 21. «Фокус». Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги или ватка и сдуть ее. |
Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по... «Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием... |
Т. Г. Серебрякова Новосибирск 2014 Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонематических процессов у детей 5-6 лет с дизартрией в условиях психо-неврологического... |
||
Стертая дизартрия у детей ... |
Нормализация физиологического и фонационного Логопедическая работа над дыханием при коррекции голоса у детей с дизартрией и стертыми ее формами строится по следующей схеме |
||
Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями... Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста |
Пояснительная записка 2 примерные рабочие программы 7 вариант 2 (I... Коррекционный курс: индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа. 1 Дополнительный и 1 классы 661 |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины психолого-педагогическая... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... |
Григорьева О. Б. Логопедическая служба Забайкалья: история, традиции,... Григорьева О. Б. Логопедическая служба Забайкалья: история, традиции, перспективы 4 |
||
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами |
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными... Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами |
||
Лабораторная работа 1 4 лабораторная работа 2 13 лабораторная работа... Интернете разнообразную информацию – описательную, графическую, картографическую и пр. При разработке сайтов необходимо уметь работать... |
«Диагностика одаренности» Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка,... |
||
Комплексная профилактика осложнений беременности и родов у женщин... Работа выполнена в Дагестанском научном центре рамн и гоу впо «Дагестанская государственная медицинская академия Росздрава» |
Пояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления... Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11 |
||
Методические рекомендации по организации и проведению комплексной работы по чтению во 2 классе Комплексная работа проводится с целью выявить и оценить уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, а также... |
Комплексная оценка видов, объемов, стоимости и качества терапевтической... Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» |
Поиск |