Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)


Скачать 3.41 Mb.
Название Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
страница 1/31
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Н. В. Нищева

Программа

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет)

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт - Петербурга

Санкт- Петербург

«ДЕТСТВО- ПРЕСС»

2007

ББК 74.100

Н71

Рецензенты:

Г. А. Волкова - канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина - канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева - канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова - канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская - зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Нищева Н.В.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

ISBN 978-5-89814-356-4

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….5

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Занятия с детьми :……………………………………………………………………………..11

Предметно- пространственная развивающая

Среда…………………………………………………………………………………………...12

Совместная деятельность логопеда

и воспитателя …………………………………………………………………………………13

Работа логопеда с родителями : .......•......................................................................................14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда :………………………………………...20

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………....22

План-программа коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………......44

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю : …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………….71

Предметно-пространственная развивающая среда ................................................................74

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал …………………………………...………………76

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………98

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………...…117

Еженедельные задания логопеда воспитателю .......................................................................127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы ................................................................132.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………...…136

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………159.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………...159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю ...................................................................... 184

Приложения

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет) …………………………………………………………………………………...189

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе ................................................................................252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т'-с-с'-ц], [р-р'-л-л'-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития. Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель, осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе...
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической...
Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 25а тел/факс. 562-62-52; 562-72-85
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Программа принята на заседании
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с онр
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Рабочая программа коррекционно развивающей работы в логопедической...
Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Пояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления...
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon «Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у...
Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Викторина «Ответь на вопросы». Употребление в речи глаголов в разных...
Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) icon Пояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск