Скачать 1.05 Mb.
|
Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа)» (1993). Изменения коснулись формы и содержания работы, а также сетки занятий. В подготовительной логопедической группе для детей с ОНР проводятся фронтальные занятия со всей группой (10 человек), а не с подгруппами. Закрепление материала фронтальных занятий производится в подгруппах (2—3 человека) в логопедическом кабинете и на вечерних занятиях воспитателя по заданию логопеда. Таким образом, у детей освобождается время для настольных и подвижных игр, что немаловажно для их здоровья. Занятия имеют комбинированный характер, который выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. Упражнения, предусматривающие компенсацию высших психических функций, — максимально вербализированы. Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период— март, апрель, май. Каждый период включает в себя 10 тематических циклов. В книге представлены; сетка занятий, тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал. Первый период (сентябрь — ноябрь). Тематический цикл «Осень» (первая неделя) 1 Тематический цикл «Осень» Беседа Осенние месяцы; основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, листопад, тучи, дожди, перелет птиц, урожай). Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.
Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья. Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь.
Ветер дует, а ветры... Цветок увядает, а цветы... Птица улетает, а птицы... Холод наступает, а холода... Лист желтеет, а листья... Урожай созревает, а урожаи... Дождь моросит, а дожди... Лист падает, а листья... Развитие связной речи • Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении: «Прошло лето, и наступила... Дни стал... Подул... Стало... Люди одеваются... На деревьях... На землю... Моросит... Увядает... На юг... Люди собирают... Скоро наступит...» Дети повторяют рассказ без помощи взрослого. Физкультминутка - логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворению «Осень». Игра проводится в середине занятия. Осень в гости к нам пришла, Деток радует она: Разукрасила наш сад, Подарила листопад. Уточнение артикуляции и произношения звука [а]. Буква А. • Знакомство со звуками окружающего мира. Логопед рассказывает детям о многообразии звуков в окружающем мире; показывает, как некоторые из них звучат (звоночек, барабан, молоток, ключи, ножницы, вода, ветер, жук, тигр и т. д.). • Знакомство со звуками речи. Логопед говорит детям о том, что речь состоит из звуков: [а], [у], [р], [с] и т. д.; что в каждом слове несколько звуков. Он называет выставленные на доске картинки, растягивая голосом каждый звук, например: «Р-р-рак». • Знакомство со звуком [а] (гласный, поется, рот открыт, произносим голосом). Дети вместе с логопедом называют картинки: «А-а-авто-бус, а-а-ананас, а-а-апельсин, а-а-арка, А-А-Алеша, а-а-аб-рикос, а-а-актер» и т. д. Подчеркивают, что эти слова начинаются со звука [а]. Затем на доске составляются схемы слов: А________. • Считалка под мяч «Дружим мы со звуком А»: Дружим мы со звуком А, Повторяем: «А-А-А. Апельсин, ананас. Абрикос волнуют нас». • Знакомство с буквой А. Логопед говорит детям, что буквы обозначают звуки, которые мы произносим. Заучивание правила «Звуки и буквы» (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, воздух): Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем. • Обведение пальцем контура буквы А, печатание буквы пальцем на парте, отыскивание ее в алфавите, составление из палочек. • Выделение конечного гласного [а] в произношении слов по картинкам: пила, кошка, зима, весна, рыба, дочка, ива. Звук [а] произносится протяжно. • «Где звук?» Работа со схемами (полоски из картона), позволяющими наглядно представить позицию звука в слове, а также запомнить изучаемую букву. Логопед называет слова со звуком [а] в начале, середине или в конце слова, а дети показывают соответствующую схему. • «Найди слова-друзья». Учить детей сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже). А На доске — пары картинок: мак — рак, юла — пила, лейка — скамейка, коза — стрекоза, шишка — мышка, чашка — кашка. Картинки перемешиваются, и к каждой подбирается пара. 2.Тематический цикл «Овощи» Беседа Когда собирают урожай овощей; где растут овощи; в чем их польза: что из них готовят и т. д. Беседа сопровождается показом картинок. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Чего много в корзине?» Закрепление категории родительного падежа множественного числа. В корзине много помидоров. В корзине много огурцов. И т. д.
противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. Помидор круглый, а морковь... (продолговатая). Помидор красный, а морковь... Помидор мягкий, а морковь... Помидор кислый, а морковь... У помидора внутри семечки, а у моркови... Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
прилагательных. Исправленные предложения дети должны проговорить целиком. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа и т. д.
Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.) Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д
изображением овощей и спрашивает: «Что ты съешь сначала, а что потом?» Дети отвечают по очереди: «Сначала я съем помидор, а потом — огурец» и т. д.
На игровом поле картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребенок берет картинку и комментирует: - Я срезаю капусту. -Я дергаю морковь. -Я срываю горох. -Я снимаю огурцы. -Я копаю картошку. - Я срезаю кабачок и т. д. Физкультминутка — логоритмика • «Раздели слово ладошками» (словарь по теме). Со словами мы играем. Их хлопками разделяем.
двум опорным картинкам. Капуста больше моркови, а морковь... (меньше капусты). Помидор мягче огурца, а огурец... (тверже помидора). Кабачок длиннее огурца, а огурец... (короче кабачка). Помидор меньше тыквы, а тыква... (больше помидора). Чеснок крупнее редиски, а редиска... (мельче чеснока). Развитие связной речи
(грядка, рот или рожица, круг, цветок, вата и кубик, кастрюля, бутылочка): «Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм». Уточнение артикуляции и произношения звука [у]. Буква У. • Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, губы трубочкой — упражнение «хоботок»). • «Найди картинку». На доске выставлены картинки: автомат, автобус, улитка, учитель, астры, аллея, улица, утюг. Дети находят картинки, названия которых начинаются со звука |у|. • Выделение звука [у] в конце слова. Дети протяжно произносят окончания глаголов, например: «Сижу-у-у». Ты сидишь? — Я сижу. Ты идешь? — Я иду. Ты пишешь? — Я пишу. Ты ждешь? — Я жду. Ты пляшешь? — Я пляшу. Ты глядишь? — Я гляжу. И т. д. • Считалка под мяч «Мы со звуком У играем»: Мы со звуком У играем: «У-У-У, мы повторяем, — Ухо, усик, умница, Утка, угол, улица». • «Звуковичок». Логопед показывает Звуковичка. на крылышках у которого — рисунки: автомат, астра, арка, ананас, автобус и т. д. По рисункам дети должны отгадать имя Звуковичка (Звуковичок А). • «Договори слово»: удоч…; уро…; указ…; ули…; ут…; умни…; учени…; утрен…; учи…; улит... и т. д. • Знакомство с буквой У. Обведение пальцем буквы У, печатание ее на парте пальцем, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Повторение правила «Звуки и буквы» (см. «Звук и буква А»). • Чтение и анализ звукокомплексов: ау, уа, ауа, уау, аауа. Логопед. Сколько букв я произнесла? Какая буква первая, вторая и т. д.? • «Раздели слово ладошками». Закрепить представления детей о словах: у каждого предмета есть имя — слово, слова бывают короткие, а бывают длинные. Логопед. Со словами мы играем и хлопками разделяем: ус — усы — усики (графические схемы слогового состава слов — полоски из картона). • «Где звук?» (См. «Звук /а».) Тематический цикл «Фрукты» Беседа Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа. На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д. • «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д. • «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д. • «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле. На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д. • «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д. • «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными. Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют. Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д. Из Развитие связной речи • Составление рассказа-описания «Апельсин» по вопросам логопеда: «Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми». Затем дети повторяют рассказ целиком. Физкультминутка-логоритмика • Считалка под мяч «Мы делили апельсин» На игровом поле расположены картинки с изображением героев считалки. Логопед очищает апельсин и разрезает его на пять частей. Читая считалку, он кладет дольки рядом с называемым персонажем. Мы делили апельсин, Много нас, а он один: Эта долька — для ежа, Эта долька — для чижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда! Уточнение артикуляции и произношения звука [и]. Буква И. • Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, губы растянуты в улыбке — упражнение «заборчик»). • «Найди слово». На доске — картинки, среди которых нужно найти те, в названии которых есть звук [и]: иголка, зонт, индюк, кошка, игрушка, маки, бочка, изюм. • «Звуковичок» (см. «Звук [у]»). • «Где звук?» (См. «Звук [а]».) • «Какой звук потерялся?» ...зюм, ...голка, ...грушка, ...ндюк, ...риска, ...гра, ...скра, ...мя, ...ва. • «Хлопни в ладоши». Логопед произносит имена. Услышав слово со звуком [и], дети должны хлопнуть в ладоши: Аня, Инна, Ира, Алла, Оля, Ирина, Антон, Иванушка. • «Чего не стало?» На доске — картинки. Логопед незаметно для детей убирает одну из них и спрашивает: «Чего не стало?» При ответе дети должны выделить звук [и]: игрушки, иголки, ириски, индюшки, ивушки, Иванушки, иволги, изгороди. • «Назови много»: нога — ноги, утюг — утюги, рука — руки, конь — кони и т. д. • Знакомство с буквой И: обведение контура буквы, печатание ее пальцем на парте, отыскивание в алфавите, составление из палочек. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко, например: «Ми, си, ли». • Подбор лексически значимых звукокомплексов. Как кричат в лесу? (Ау!) Как плачет малыш? (Уа!) Как кричит ослик? (И-а!) Как распевается певица? (А-у-и.) Изображение буквами данных звукокомплексов. Тематический цикл «Сад — огород» Беседа Где растут овощи и фрукты; что из них готовят; в чем их польза. Лексико-грамматические игры и упражнения • «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления. У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т. д. • «Четвертый лишний». Составление сложных предложений с союзом потому что. На доске — четыре картинки (три овоща и фрукт или наоборот). Ребенок должен убрать одну из них и объяснить: «Лишний помидор, потому что это овощ, а на других картинках — фрукты» и т. д. • «Запомни и расскажи». Логопед молча выполняет три каких-либо действия с овощами и фруктами, а дети комментируют их. Вы положили апельсин в вазу, огурец на тарелку, а яблоко разрезали пополам. Вы отдали лимон Коле, грушу положили в карман, а чеснок разделили на дольки и т. д. При необходимости логопед помогает детям. • «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для. На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)». • «Что сделаешь с овощем или фруктом?» Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке. Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол и т. д. Развитие связной речи • Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы. «Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм». Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью. Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты. Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений в такт стихотворению «Овощи и фрукты». Овощи и фрукты Вкусные продукты. В огороде и в саду Для еды я их найду. Уточнение артикуляции и произношения звука [м]. Буква М • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится губами и голосом). • «Назови слово». На доске — картинки с изображением овощей и фруктов. Логопед хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в том или ином слове. Дети называют слова с соответствующим количеством слогов. • «Сосчитай звуки»: ауи, аум, им, иуа, ама, мау аму, ауим. • Выполнение инструкций логопеда. Назови гласный звук и звук [м]. Назови два гласных звука и звук [м]. Назови звук [м] и два гласных звука. Назови три гласных звука и звук [м]. И т.д. • «Запомни и повтори». На доске — десять картинок с изображением овощей и фруктов. Логопед называет те из них, в названии которых есть звук [м] (4—5 картинок). Дети должны повторить эти слова. • «Сосчитай». Дети должны сосчитать, сколько раз логопед произнесет слог -амам-ам, ам-ам-ам, ам-ак-ам, ас-ам-ак и т. д. • «Мамина сумка». Логопед просит детей догадаться, какие продукты принесла мама из магазина; в названии каких из них есть звук [м]: молоко, масло, маргарин, манка, мороженое, манго, морс, мармелад. • «Звуковичок» • Знакомство с буквой М: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, составление из палочек, отыскивание в алфавите. • Составление обратных слогов, чтение и преобразование их в прямые: ам — ма, ум — му, им — ми. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко. • «Дружба». На доске — комплекс букв, например, уам. Логопед просит детей сказать, с какими буквами дружит буква А. И т. д. • Составление и анализ слова мама. Графическая схема слова: красные квадраты для гласных, а синие — для согласных. • Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске. «Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: "Петя, я тебя съем". Петя испугался и хотел закричать: "Мама", но от испуга все перепутал и закричал: "Ам-ам". Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть "Ам-ам", но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: "Мама". Так они стояли и разговаривали. Петя говорил "ам-ам", а крокодил — "мама"». |
Методическая разработка «Интеллектуальная викторина-игра по дисциплине «Охране труда» Внеклассое мероприятие: Интеллектуальная викторина-игра по дисциплине «Охрана труда» «Лучшие знатоки охраны труда» |
Наблюдение за ролью глаголов в речи. Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова... |
||
Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?» В связи с тем, что прилагательные в речи появляются позднее других частей речи, то можно предположить, что словообразование именно... |
Викторина естественно-математического цикла в формате «Своя игра» Рекомендуется использовать в рамках «смотра знаний» по предметам, как внеклассное мероприятие |
||
Задание Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов |
Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т д. Игра: «Составь фигуру» Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей |
||
Разработка игр и игровых упражнений для не говорящих детей и детей... Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик... |
1 Определи и запиши количество слогов в словах Составь и запиши предложение из данных слов, употребив их в нужной форме. Подчеркни грамматическую основу предложения |
||
Викторина великой победе посвящается Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа... |
Игра света? 3 Прорыв 4 Ченнелинг 8 Все было другим. Не передать словами, как это возбуждало, пугало, волновало. Я поняла вдруг, что жизнь — всего лишь дивная игра и... |
||
Осень Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко... |
Задание 1 Ответь на вопросы: Что же такое древесина? Вопрос № в каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы? |
||
Инструкция: «Ответь на вопросы» Цель: определить уровень развития социальных качеств, связь с общей осведомлённостью ребёнка и развитие мыслительных операций |
Урока Тема «Робик. Цепочка выполнения программы» ... |
||
54. способы передачи чужой речи. Вопросы и задания по разделу 1:... Определите понятия «императивная (обязательная)» и «вариантная» нормы. Приведите примеры |
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
Поиск |