                                        Министерство образования Омской области БПОУ ОО «Омский строительный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине
ХИМИЯ Специальности
21.02.08 Прикладная геодезия
21.02.04 Землеустройство
07.02.01 Архитектура
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Омск, 2015 г.
Одобрено на заседании методического совета БПОУ ОО «Омский строительный колледж» протокол № _______ от « » ____________ 2015 г.
Химия. Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ для студентов дневного обучения технических специальностей. – Омск: 2015.- 10 с. Составители: преподаватели высшей квалификационной категории Железнова Н.Н., Пастухова С.В. Рецензент: Назарова Н.И. – руководитель областного МО преподавателей биологии, химии и экологии Омских СПУЗ, преподаватель высшей категории БПОУ ОО «Омский торгово-экономический колледж им.Г.Д.Зуйковой» Аннотация
Методические указания предназначены для обучающихся по специальностям технического профиля 21.02.08 Прикладная геодезия
21.02.04 Землеустройство
07.02.01 Архитектура
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
с целью методического сопровождения реализации учебной программы дисциплины «Химия».
В пособии представлены перечень и содержание практических и лабораторных работ, матрица формирования компетенций, инструкция по ТБ при выполнении работ в кабинете химии и справочные таблицы.
СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр.
| 1.
| Пояснительная записка
| 4
| 2.
| Перечень практических и лабораторных работ
| 5
| 3.
| Матрица формирования компетенций
| 8
| 4.
| Инструкция по ТБ при выполнении работ в кабинете химии
| 11
| 5.
| Содержание практических и лабораторных работ
| 13
| 6.
| Приложения
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Химия» предназначены для студентов специальностей_21.02.08 Прикладная геодезия, 21.02.04 Землеустройство, 07.02.01 Архитектура, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Данное учебно-методическое пособие содержит материалы по методике практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, с целью оказания помощи студентам по выполнению работ в объеме определенной темы или раздела.
В структуру пособия входят перечень практических и лабораторных работ, матрица компетенций с требованиями к результатам обучения, содержание заданий с теоретической частью, формами отчета и критериями оценки результатов.
Необходимым структурным элементом работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, согласно «Положения об организации и проведении практических занятий и лабораторных работ», является инструктаж, проводимый преподавателем.
В приложении представлены темы рефератов и справочные материалы – таблицы «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Анализ катионов», «Анализ анионов», «Распознавание пластмасс», «Распознавание волокнистых материалов».
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ и ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п
| Тема, раздел
| Вид работы
| Кол-во часов
| Форма контроля
|
| Основные понятия и законы химии
| Практическая работа №1
Расчетные задачи на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, по уравнениям реакций.
| 2
| Письменный отчет по решению задач
|
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
| Практическая работа №2. Составление электронных формул атомов (Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов и переходных элементов больших периодов. Электронные конфигурации атомов химических элементов).
| 2
| Письменный отчет с написанием электронных формул атомов и ионов
|
| Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
| Лабораторная работа №1. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.
| 2
| Письменный отчет
|
|
| Классификация неорганических соединений и их свойства
| Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач (Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами, с оксидами металлов, с солями. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей друг с другом).
| 2
| Письменный отчет с указанием солей в 3-х пробирках
|
| Химические реакции
| Лабораторная работа №2. Типы химических реакций.
| 2
| Письменный отчет
|
| Металлы и неметаллы
| Лабораторная работа №3. Ознакомление с химическими свойствами кальция. Распознавание минералов, содержащих кальций.
| 2
| Письменный отчет
|
| Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Классификация органических соединений.
| Практическая работа №4. Изготовление моделей молекул органических веществ.
| 2
| Таблица с ответами на вопросы и с фото составленных моделей
|
| Углеводороды и их природные источники
| Лабораторная работа №4. Получение и свойства этилена и ацетилена
(Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде).
| 2
| Письменный отчет
|
| Кислородсодержащие органические соединения
| Лабораторная работа №5. Получение и свойства альдегидов (Окисление спирта в альдегид. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы).
| 2
| Письменный отчет
| Лабораторная работа №6. Свойства карбоновых кислот и углеводов (Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал).
| 2
| Письменный отчет
|
| Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
| Лабораторная работа №7. Свойства белков (Растворение и осаждение белков в воде. Обнаружение белков в молоке. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании).
|
| Письменный отчет
| Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
|
| Письменный отчет с указанием веществ в 3-х пробирках
| Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон.
|
| Письменный отчет с указанием видов пластмасс и волокон
|
МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Данные методические рекомендации демонстрируют формирование конечных результатов обучения в виде общих компетенций (ОК), умений (У) и знаний (З):
ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
| ОК 8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| З1
| важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
| З2
| основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, периодический закон Д.И. Менделеева;
| З3
| основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
| З4
| важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
| У1
| называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
| У2
| определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
| У3
| характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
| У4
| объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
| У5
| выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
| У6
| проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
| У7
| связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
| У8
| решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
|
ОК, знания,
умения
| ПР
№1
| ПР
№2
| ПР
№3
| ПР
№4
| ПР
№5
| ПР
№6
| ЛР
№1
| ЛР
№2
| ЛР
№3
| ЛР
№4
| ЛР
№5
| ЛР
№6
| ЛР
№7
| ОК 1
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
|
|
| ОК 2
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| ОК 3
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК 4
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК 5
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК 6
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| ОК 7
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| ОК 8
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| ОК 9
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З1
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| З2
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З3
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З4
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| У1
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
| У2
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
| +
| У3
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
| У4
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
|
| +
| У5
|
|
| +
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| У6
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У7
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
|
|
| У8
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|