Скачать 351.25 Kb.
|
Чаленко Валентина Ивановна ГБПОУ РО " Сальский казачий кадетский профессиональный лицей ", город Сальск, Ростовская область Преподаватель химии Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Химия» для профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля: «Хозяйка(и) усадьбы». Содержание. Пояснительная записка. 1. Практическая работа №1. Обнаружение углерода и водорода в органических веществах. 2. Практическая работа №2. Получение метана и изучение его свойств. 3. Практическая работа №3. Получение этилена и опыты с ним. 4. Практическая работа №4. Растворимость спиртов в воде. Химические свойства спиртов. 5. Практическая работа №5. Изучение восстановительных свойств альдегидов. 6. Практическая работа №6. Химические свойства карбоновых кислот. 7. Практическая работа №7. Получение мыла и изучение его свойств. 8. Практическая работа №8. Химические свойства углеводов. 9. Практическая работа №9. Химические свойства аминов, аминокислот, белков. 10. Практическая работа №10. Обнаружение биологически активных веществ в продуктах и анализ лекарственных препаратов. 11. Практическая работа №11. Очистка веществ. 12. Практическая работа №12. Решение задач на основные законы химии. 13. Практическая работа №13. Приготовление растворов различных видов концентрации. 14.Практическая работа №14. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. Получение аммиака, его свойства. 15.Практическая работа №15. Получение гидроксидов алюминия и цинка, исследование их свойств. Получение и исследование свойств оксидов серы, фосфора и углерода. Используемая литература. Пояснительная записка. Знания теоретического материала по химии закрепляются и проверяются на практических работах. Основная задача практических работ по химии — научить учащихся необходимым умениям и навыкам работы с различными химическими веществами, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. Чтобы хорошо освоить навыки работы с различными химическими веществами необходимо изучить теоретический материал настоящего учебного пособия и строго соблюдать требования техники безопасности и инструкции по выполнению эксперимента. Настоящее учебное пособие содержит:
Цель курса:
Вид урока: практические работы закрепляющего и проверяющего знания характера. Методы обучения: лабораторный эксперимент, практикум по решению экспериментальных задач. Знания теоретического материала и готовность учащихся к работе проверяется путем опроса. В конце работы выполняются необходимые расчеты, делаются выводы по работе, оформляется отчет. Практическая работа №1. Обнаружение углерода и водорода в органических веществах. Цель работы: 1. Научить находить углерод и водород в органических веществах. 2. Научить анализировать органические вещества. 3.Отработать практические умения и навыки работы с органическими веществами. Оборудование и реактивы: комплекты НПХЛ, парафиновые свечи, стеклянные стаканы, спички. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. 1. Осторожно обращайтесь с огнем. Правильно зажигайте и тушите сухое горючее. Гасите сухое горючее только накрывая пламя фарфоровой чашкой. 2. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а за тем, не вынимая ее из пламени, ту ее часть, где находится вещество. 3. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости. 4. Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой. 5. Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды. 6. При обнаружении дефектов химической посуды, разливе или рассыпании химических реактивов немедленно сообщить преподавателю. Задания практической работы: 1. Обнаружение углерода и водорода в парафине. Ход работы. 1. ТБ. 2. Инструктаж по выполнению работы. 3. Поместить в широкий химический стакан кусочек парафиновой свечи и поджечь его с помощью горящей лучинки. 4. Обратить внимание на стенки стакана – на них появляются капельки воды. (О наличии какого химического элемента в составе парафина они свидетельствуют?) 5. Погасить свечу и вынуть её из стакана. 6. Налить в этот стакан немного прозрачной известковой воды, осторожно взболтать. (Что наблюдаете? О наличии какого химического элемента в составе парафина они свидетельствуют?) 7. Оформить отчёт Критерии оценки: «5» - Знание основных понятий и выполнение практической работы. «4» - Знание основных понятий с небольшими недочётами и выполнение практической работы. «3» - Допущены несоответствия в основных понятиях и в выполнении практической работы «2» - Полное незнание и не понимание основных понятий, не выполнена практическая работа. Домашняя работа. С 71 - 78, задание №8 с 78 (учебник «Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков. Москва. Академия. 2013.) Практическая работа №2. Получение метана и изучение его свойств. Цель работы: 1. Научить получать метан из ацетата натрия. 2. Научить анализировать органические вещества. 3.Отработать практические умения и навыки работы с органическими веществами. Оборудование и реактивы: комплекты НПХЛ, CH3COONa, NaOH, раствор KMnO4 ,пробка с газоотводной трубкой, бромная (йодная) вода. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. 1. Осторожно обращайтесь с огнем. Правильно зажигайте и тушите сухое горючее. Гасите сухое горючее только накрывая пламя фарфоровой чашкой. 2. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а за тем, не вынимая ее из пламени, ту ее часть, где находится вещество. 3. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости. 4. Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой. 5. Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды. 6. При обнаружении дефектов химической посуды, разливе или рассыпании химических реактивов немедленно сообщить преподавателю. Задания практической работы: 1. Получить метан из ацетата натрия. Ход работы. 1. ТБ. 2. Инструктаж по выполнению работы. 3. Поместить в пробирку смесь безводного ацетата натрия и натронной извести 1:2 (CH3COONa, NaOH). 4. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой и закрепить наклонно вверх в лапке штатива. 5. Нагреть содержимое пробирки в пламени спиртовки. 6. Выделяющийся газ пропустить через подкисленный раствор KMnO4. (Что наблюдаете?) 7. Выделяющийся газ пропустить через бромную (йодную) воду. (Что наблюдаете?) 8. Выделяющийся газ поджечь. (Метан горит бесцветным пламенем). 9. Оформить отчёт Критерии оценки: «5» - Знание основных понятий и выполнение практической работы. «4» - Знание основных понятий с небольшими недочётами и выполнение практической работы. «3» - Допущены несоответствия в основных понятиях и в выполнении практической работы «2» - Полное незнание и не понимание основных понятий, не выполнена практическая работа. Домашняя работа. С 78 - 89 (учебник «Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков. Москва. Академия. 2013.) Практическая работа №3. Получение этилена и опыты с ним. Цель работы: 1. Получить этилен. 2. Научить анализировать органические вещества. 3.Отработать практические умения и навыки работы с органическими веществами. Оборудование и реактивы: комплекты НПХЛ, гранулы технического полиэтилена, пробка с газоотводной трубкой, раствор KMnO4, бромная (йодная) вода. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. 1. Осторожно обращайтесь с огнем. Правильно зажигайте и тушите сухое горючее. Гасите сухое горючее только накрывая пламя фарфоровой чашкой. 2. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а за тем, не вынимая ее из пламени, ту ее часть, где находится вещество. 3. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости. 4. Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой. 5. Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды. 6. При обнаружении дефектов химической посуды, разливе или рассыпании химических реактивов немедленно сообщить преподавателю. Задания практической работы: 1. Получить этилен. Ход работы. 1. ТБ. 2. Инструктаж по выполнению работы. 3. Поместить в пробирку 5 -7 гранул технического полиэтилена. 4. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой и закрепить в лапке штатива. 5. Нагреть содержимое пробирки в пламени спиртовки. 6. Выделяющийся газ пропустить через подкисленный раствор KMnO4. (Что наблюдаете?) 7. Выделяющийся газ пропустить через бромную (йодную) воду. (Что наблюдаете?) 8. Выделяющийся газ поджечь. (Этилен горит светящимся пламенем). 9. Оформить отчёт Критерии оценки: «5» - Знание основных понятий и выполнение практической работы. «4» - Знание основных понятий с небольшими недочётами и выполнение практической работы. «3» - Допущены несоответствия в основных понятиях и в выполнении практической работы «2» - Полное незнание и не понимание основных понятий, не выполнена практическая работа. Домашняя работа. С 89 - 108 (учебник «Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков. Москва. Академия. 2013.) Практическая работа №4. Растворимость спиртов в воде. Химические свойства спиртов. Цель работы: 1. Исследовать растворимость спиртов в воде. 2. Исследовать химические свойства спиртов. 3.Отработать практические умения и навыки работы с органическими веществами. Оборудование и реактивы: комплекты НПХЛ, этанол, изоамиловый спирт, глицерин, сухое горючее, медная проволка, CuSO4, NaOH. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. 1. Осторожно обращайтесь с огнем. Правильно зажигайте и тушите сухое горючее. Гасите сухое горючее только накрывая пламя фарфоровой чашкой. 2. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а за тем, не вынимая ее из пламени, ту ее часть, где находится вещество. 3. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости. 4. Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой. 5. Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды. 6. При обнаружении дефектов химической посуды, разливе или рассыпании химических реактивов немедленно сообщить преподавателю. Задания практической работы: 1. Обнаружение углерода и водорода в парафине. Ход работы. 1. ТБ. 2. Инструктаж по выполнению работы. 3. В пробирки налить по 2 мл каждого из спиртов. 4. Расположить пробирки со спиртами в штативе в порядке возрастания их молекулярной массы. 5. В каждую пробирку добавить по 5 мл воды. 6. Встряхнуть содержимое пробирок. 7. Наблюдать как растворяются спирты в воде. 8. Сделать вывод. 9. На стеклянную палочку намотать вату, обмакнуть в этанол и поджечь. Обратить внимание на характер горения. 10. Стеклянную палочку обмакнуть в глицерине и внести в пламя спиртовки. Обратить внимание на характер горения. 11. Как влияет молекулярная масса спирта на характер реакции горения? 12. В пробирку налить 2 мл этанола, расположить эту пробирку в штативе. 13. Взять медную проволоку, на конце её сделать спираль. 14. Прокалить медную спираль в пламени спиртовки, чтобы медь покрылась чёрным налётом оксида меди. 15. Горячую спираль быстро опустить в пробирку со спиртом. Что наблюдаете? 16. В пробирку прилить 2 – 3 мл раствора щелочи и добавить 2 - 3 капли раствора сульфата меди(II). 17. К образовавшемуся осадку гидроксида меди(II) прилить 2 -3 мл глицерина, смесь взболтать. Что наблюдаете? 16. Оформить отчёт. Критерии оценки: «5» - Знание основных понятий и выполнение практической работы. «4» - Знание основных понятий с небольшими недочётами и выполнение практической работы. «3» - Допущены несоответствия в основных понятиях и в выполнении практической работы «2» - Полное незнание и не понимание основных понятий, не выполнена практическая работа. Домашняя работа. С 148 - 154 (учебник «Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков. Москва. Академия. 2013.) Подготовиться к контрольной работе. Практическая работа №5. Изучение восстановительных свойств альдегидов. Цель работы: 1. Изучить восстановительные свойства альдегидов. 2. Научить анализировать органические вещества. 3.Отработать практические умения и навыки работы с органическими веществами. Оборудование и реактивы: комплекты НПХЛ, раствор AgNO3, раствор NH3OH, 5% раствор HCOH, 10% раствор CuSO4, раствор NaOH. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. 1. Осторожно обращайтесь с огнем. Правильно зажигайте и тушите сухое горючее. Гасите сухое горючее только накрывая пламя фарфоровой чашкой. 2. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а за тем, не вынимая ее из пламени, ту ее часть, где находится вещество. 3. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости. 4. Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой. 5. Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды. 6. При обнаружении дефектов химической посуды, разливе или рассыпании химических реактивов немедленно сообщить преподавателю. Задания практической работы: 1. Изучить восстановительные свойства альдегидов. Ход работы 1. ТБ. 2. Инструктаж по выполнению работы. 3. В сухую пробирку прилить 4 – 5 мл 1% раствора нитрата серебра. 4. В эту же пробирку прибавить по каплям немного раствора аммиака до тех пор пока образующийся осадок полностью не растворится (избыток аммиака в растворе снижает чувствительность реакции). 5. К полученному бесцветному раствору прилить 1 мл 5% раствора формальдегида. 6. Пробирку с реакционной смесью опустить на несколько минут в водяную баню (пробирку с реакционной смесью можно также осторожно нагреть над пламенем спиртовки). 7. Наблюдать на стенках пробирки слой серебра. 8. Сделать вывод. 9. В пробирку налить 4 - 5 мл формальдегида, добавить 3 – 4 мл 10%-го раствора гидроксида натрия и при встряхивании по каплям добавить 2%-ый раствор сульфата меди(II) до появления не растворяющейся взвеси. 10. Верхнюю часть жидкости в пробирке осторожно нагреть до кипения в пламени спиртовки. 11. Наблюдать изменение голубой окраски осадка на жёлтую, а затем на кирпично- красную. 12. Оформить отчёт. |
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ... Методические указания предназначены для обучающихся по специальностям технического профиля 21. 02. 08 Прикладная геодезия |
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине |
||
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы учебной дисциплины «Устранение и предупреждение... |
Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «химия» |
||
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и... Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ |
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания предназначены для студентов 1 и 2 курсов специальности 38. 02. 04 Коммерция по отраслям |
||
Методические указания по выполнению лабораторно-практических заданий... Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ... |
Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10.... Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62 |
||
Методические рекомендации к выполнению практических работ для студентов по дисциплине «Химия» Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области |
Методические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных... Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине... |
||
Методические указания по выполнению практических работ ен. 02 Информатика Методические указания разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине ен. 02 «Информатика» по специальности 270101... |
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Цель проведения практических работ по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания»- закрепления теоретических знаний,... |
||
Методические указания по выполнению практических работ адресованы... Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы огбоу... |
Методические указания к разработке индивидуального проекта по дисциплине... Методические указания к разработке индивидуального проекта по дисциплине Химия составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины... |
||
Методические указания по выполнению практических работ по математике... Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностей: 100701 Коммерция (по отраслям), 140409 «Электроснабжение»... |
Методические указания по выполнению практических работ пм. 03 Выполнение окрашивания волос Методические рекомендации по выполнению практических заданий по профессиональному модулю «ПМ. 03 Выполнение окрашивания волос», разработаны... |
Поиск |