Открытый урок в 6 классе на тему: «Накладные карманы».
Цели: познакомить обучающихся с видами и фасонами накладных карманов, а также технологией их изготовления; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования умения организовывать рабочее место; навыков изготовления гладкого накладного кармана прямоугольной формы и элементов экономического мышления и сознания; развития умения работать по инструкции; воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи, культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, таблицы «Машинные швы», «Обработка карманов», образцы пооперационной обработки из ткани накладных карманов, инструкционная карта, карточки с заданиями, рабочие коробки.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовность учащихся к уроку (наличие формы, инструментов).
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.
III. Изучение нового материала.
Ребята, вы любите загадки?
Чтобы узнать тему урока, вы должны угадать загадку:
Слайд № 1. Загадка.
Потайная кладовка
У всякой обновки,
Тут телефон, и пятак,
И просто так (карман).
Слайд № 2.
Мой знакомый мальчуган
Снят на этой карточке.
У него большой карман
Спереди на фартучке.
Все, что Ваня ни найдет,
Он в карман к себе кладет.
И растет, растет карман
С каждым днем у Вани.
Гайки, гвозди, старый кран
Брякают в кармане...
Речь на уроке пойдет о такой привычной, но очень важной детали одежды – кармане.
Слайд № 3.
Тема урока: «Накладной карман: его история, виды и способы изготовления».
Запишите тему урока и в тетрадях. Теперь определим, что мы будем делать на уроке.
Карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на камзоле эпохи Людовика XIV. Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам. Вот как трактует это понятие словарь: «Карман – вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей».
Мы совершим с вами путешествие в исторические сведения о кармане, его роли в одежде и научимся выполнять накладной карман с отворотом.
Слайд № 4.
В одежде, которую носили наши предки, отсутствовали карманы, все необходимые вещи затыкали за пояс, прятали за пазуху, клали в шапку, либо вешали на шею. На поясе у славян практически всегда висела сумочка - калита или мошна. Нередко можно было увидеть на поясе нож в ножнах, гребень или даже ложку.
Слайд № 5.
Первые карманы на одежде, славяне увидели лишь в 17-18 веке у приезжающих в страну европейцев. А неприязненное и насмешливое отношение к иностранцам перенесено было и на их одежду. Отсюда, скорее всего и выражение - руки в брюки. То есть осуждающая человека характеристика, придающая ему непочтительный, самонадеянный вид бездельника.
Слайд № 6.
Двадцатый век: Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
Слайд № 7.
В современной рабочей одежде карманы несут двойную нагрузку: функциональную и декоративную. Существует множество способов отделки накладных карманов: рюши, оборки, клапаны, тесьма, кружево, стразы...
Слайд № 8.
Карманы делают домашнюю одежду удобной и практичной.
Слайд № 9.
Карманы встречаются не только в одежде, но и на подушках, диванах, в детских кроватках.
С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки. Слово "карман" в них имеет как прямой, так и переносный смысл.
Слайд № 10.
О карманах существует много пословиц и поговорок. Объясните их смысл:
«И больно хочется, да в кармане не можется» (нет денег). Что в этой пословице
имеется в виду?
«Не надейся Роман на чужой карман» (учись деньги зарабатывать
самостоятельно). Как вы понимаете эту пословицу?
«Из чужого кармана платить легко» (часто просите что-то купить вам). Как вы
понимаете это выражение?
«В одном кармане смеркается, в другом заря занимается» – остаться без денег.
«Держи карман шире!» – отказ в просьбе.
«За словом в карман не полезет» – умный общительный человек, находчивый в разговоре, который всегда знает, что ответить собеседнику – что вы на это скажете?
Молодцы!
«Пустой карман...» (нет денег) – что оно обозначает? Правильно.
«Не по карману...», «бить по карману…» (быть очень дорогим) а что в этом выражении мы имеем в виду?
«Набить карман» – разбогатеть.
Хорошо!
Ответы обучающихся.
Вы правильно объяснили смысл этих пословиц и поговорок и сейчас самое время выяснить, в какой одежде используются карманы сегодня. Ответы обучающихся.
Слайд № 11.
Карманы можно встретить практически во всех видах одежды: рабочей, деловой, спортивной, праздничной. Карманы могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние карманы, в свою очередь, подразделяются на прорезные, карманы в швах и накладные. Карманы, которые настрачиваются на изделие, называют накладными. Это очень актуальная и модная деталь в современной одежде. А где такие карманы располагаются? (Ответы обучающихся.)
Слайд № 12-13.
Накладные карманы располагаются на лицевой части изделия и во многом определяют его внешний вид. Их можно использовать по назначению или в качестве декоративной детали. Они могут быть плоскими и объемными, овальным, квадратными, с бейками, кантом, оборкой, кружевом, с отворотами, гладкие и т. д. (Демонстрация образцов.)
Теперь вы видите, насколько важна тема: «Накладной карман».
Слайд № 14.
Ну вот, историю кармана мы узнали. А сейчас давайте поиграем.
ИГРА-ТЕСТ
(Личностно-ориентированное задание).
Слайд № 15.
Каждая ученица выбирает номер вопроса, а затем из трех вариантов ответов выбирает правильный.
Вопрос №1 (не сложный)
Какие виды карманов вы знаете?
а) с отворотом
б) с поворотом
в) с замином
Вопрос №2 (не сложный).
Где нужно хранить иголки?
а) в коробке
б) в пакете
в) в игольнице
Вопрос №3 (не сложный).
Название операции влажно – тепловой обработки, при которой уменьшается толщина шва?
а) приутюжить
б) заутюжить
в) разутюжить
Вопрос №4 (не сложный).
По окончании работы нужно?
а) оставить все на местах
б) убрать рабочее место
в) выйти из кабинета не прощаясь
Вопрос №5 (не сложный).
Как нужно передавать ножницы?
а) кольцами к себе
б) кольцами от себя
в) в футляре
Слайд № 23.
Существуют множество различных вариантов выполнения накладных карманов. Кроят накладные карманы с учетом припуска на подгиб по боковым и нижней сторонам на ширину, равную ширине отделочной строчки плюс 1–1,5 см, или на ширину обтачивания сторон (в зависимости от формы кармана). Долевая нить ткани должна проходить от верхнего среза кармана к нижнему.
Слайд № 24.
Физкультминутка
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим...
Отдохнула детвора,
Снова шить карман пора!
Работа по учебнику.
Посмотрите на рисунок и скажите, какие срезы имеет крой кармана? Ответы обучающихся.
Крой кармана имеет верхний боковой и нижний срезы.
Слайд № 25.
Верхний срез обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом, или подкройной обтачкой. Обработка боковых и нижнего срезов зависит от формы кармана, если карман с закругленным или фигурным нижним срезом применяют шаблон. Его вырезают из плотной бумаги точно по размеру кармана в готовом виде.
Готовый карман помещают на изделие по намеченной линии, наметывают, а затем настрачивают на расстоянии, предусмотренном моделью. Верхние углы кармана закрепляют двойной строчкой. Нитки заметывания края и приметывания кармана удаляют, карман приутюживают через проутюжильник.
Если края кармана отделывают кружевом, оборкой или бейкой, то сначала заготавливают отделочные детали согласно модели. Подготовленную бейку, кант, оборку или кружево накладывают на лицевую сторону кармана лицевой стороной вниз, совмещают верхние концы отделки с линией сгиба верхнего края кармана и скрепляют по линии.
Припуск на подгиб по верхнему краю кармана отгибают на «лицо» кармана по намеченной линии (срез припуска предварительно обрабатывают) и обтачивают углы кармана, одновременно вставляя бейку, кант или другую отделку. Шов притачивания обметывают. Обтачанные уголки выворачивают на лицевую сторону, выравнивают, сметывают края кармана и отглаживают карман. Карман накладывают на изделие по разметке, приметывают и настрачивают по карману на расстоянии 0,1 см от шва притачивания отделки или в шов притачивания бейки или канта. Нитки приметки удаляют и приутюживают карман.
Слайд № 26.
Карманы соединяют с основной деталью чаще всего накладным швом, нитками в тон ткани или отделочной строчкой контрастного цвета.
Слайд № 27.
Давайте запишем с вами в тетрадь словарное слово.
Словарь: накладной карман.
IV. Закрепление теоретического материла.
Слайд № 28-33.
Игра «Назови правильно».
На экране будут появляться изображения одежды с различными видами отделки, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Причем это необходимо делать в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру на строку ниже. Внимание на экран!
Смена слайдов с изображениями одежды с различными видами отделки.
Проверка выполнения задания с повторным просмотром слайдов.
Вопросы к обучающимся:
Какими бывают карманы?
Какие карманы называются накладными?
Где применяются гладкие накладные карманы прямоугольной формы?
2 урок.
Тип урока: практическое занятие.
I. Организационный момент.
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)
Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места. Демонстрация выполнения операций учителем. Повторение правил техники безопасности. Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж учителя.)
Техника безопасности. 1. Расскажите о безопасных приемах работы иглой.
2. Расскажите о безопасных приемах работы ножницами.
3. Какие правила безопасности надо соблюдать при работе на швейной машине?
4. Расскажите о безопасных приемах работы с утюгом.
II. Практическая работа «Изготовление образца гладкого накладного кармана прямоугольной формы».
«Изготовление образца гладкого накладного кармана прямоугольной формы»
Оборудование: рабочие коробки, чертежные принадлежности, кисточка клей, альбом, ткань для образца, швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник.
Ход работы.
1. Раскроить основную деталь и деталь кармана. Их долевые нити должны иметь одно направление. Карман раскраивается с учетом припусков: с боковых и нижней сторон – по 1 см, по верхнему краю – 3 см.
2. Наметить место расположения кармана на основной детали строчками прямых стежков.
3. Заутюжить припуск подгибки (1 см) верхней линии кармана на изнаночную сторону.
4. Заутюжить подгибку (2 см) верхней линии кармана на изнаночную сторону.
5. Обтачать уголки кармана. Для этого перегнуть подгибку верхнего среза на лицевую сторону и закрепить ее булавками. Проложить строчку, вынуть булавки.
6. Вывернуть подгибку кармана на изнаночную сторону и приутюжить.
7. Подогнуть и приутюжить припуски по сначала по нижней, а затем по боковым сторонам.
8. Закончить обработку верхнего среза кармана – выполнить закрепляющую строчку на 1 мм от края подгиба (последнюю операция шва вподгибку с закрытым срезом).
9. Наложить карман на основную деталь по разметке, приколоть, наметать.
10. Настрочить карман по трем сторонам, поворачивая в углах на игле. Выполнить закрепки.
11. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить.
12. Оформить образец в альбом.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Текущий инструктаж.
Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы.
Целевой обход учителя: контроль, проверка правильности выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности
(После 20 мин. работы - физкультминутка) А сейчас мы немного отдохнём.
Проверка качества работы:
1. Строчка ровная, проходит строго по краю подгиба.
2. Углы прямые, хорошо выправлены, припуски не торчат и не видны.
3. Закрепки выполнены двойной строчкой или в форме треугольника.
4. ВТО выполнена качественно.
Организация выставки работ обучающихся. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин.
III. Закрепление нового материала.
Вопросы к обучающимся:
1. Для чего служат карманы в швейных изделиях?
2. Какие по форме бывают карманы?
3. Чем отличаются накладные карманы от остальных карманов?
4. Где могут располагаться карманы?
5. Как обрабатываются срезы в накладных карманах?
6. В какой последовательности обрабатываются срезы в гладком накладном кармане?
7. Как вы обрабатывали углы?
8. Какие швы постоянного назначения используются при изготовлении накладных карманов?
9. Какие строчки временного назначения используются при выполнении этой работы?
10. Какие операции ВТО вы выполняли?
11. Образец какого кармана вы изготовили сегодня?
12. Как проверить качество выполнения работы?
IV. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Накладные карманы пришиваются без прорезания ткани. Они очень распространены во всех видах одежды. Модели карманов этого вида могут быть как плоскими, так и объемными. Плоские карманы плотно прилегают к изделию, и даже бывают совершенно незаметны. Объемные карманы, наоборот, за счет специальных линий или вытачек выделяются на одежде. Форма, размер и отделка карманов может быть самой различной. Обработку накладных карманов начинают с изготовления карманов. Верхний край карманов обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом. Иногда накладные карманы укрепляют тонкими клеевыми прокладками, которые создают мягкую форму. Прокладку кроят точно по выкройке кармана без припусков на швы и подгибку. Накладные карманы пришивают вручную или настрачивают на машине. Вручную карманы пришивают чаще всего на тонких, изящных блузках или платьях, когда обработка должна быть не видна. Сегодня вы изготовили самый простой накладной карман – гладкий, прямоугольной формы.
Оценка работы обучающихся на уроке.
V. Домашнее задание(личностно-ориентированное задание):
1. Нарисовать карман необычной формы
2. Нарисовать карман с аппликацией
3. Нарисовать платье с красивыми карманами
|