Скачать 51.31 Kb.
|
МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» Урок – семинар по русской литературе: «Страницы жизни Максима Горького» Разработала: учитель русского языка и литературы Андреева Эльвира Петровна первой квалификационной категории. 2012 Урок- семинар по русской литературе в 11 классе по теме: «Страницы жизни Максима Горького». Цель: расширить представление учащихся о личности Горького; пробудить учеников к высказыванию собственной точки зрения; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией; проверить усвоение учащимися творчество писателя; формировать в обучающихся такие качества, как честность, справедливость. Оборудование: книжная иллюстрированная выставка, компьютерная презентация, аудио и видеозаписи. Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение, технология модерации. Подготовка к занятию: За неделю до проведения урока учитель знакомит учащихся с вопросами семинара. Ход урока: 1. Оргмомент. Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - семинар. Он пройдёт в форме деловой игры. Вы много читали, усиленно готовились и теперь много знаете, я думаю, что всё у нас получится. Итак, начинаем наш урок. 2. Вступительное слово учителя. (Слайдовая презентация) Слайд №1. Существуют белые пятна истории, мифы…Один из таких мифов – о великом пролетарском писателе Алексее Максимовиче Горьком. Давайте задумаемся. Почему старые школьные учебники литературы подробно преувеличивали, муссировали все события в жизни Горького до 1917 года, а с 1917 по 1936-й почему-то отзывались о нём коротко и непонятно? Почему в 1921 году великий пролетарский писатель вдруг покидает страну? Почему Горький долгое время живёт за границей? Почему писатель в 1931 году вернулся в Россию? И, наверное, самый главный вопрос – кем был Горький? Идеологом режима, оправдывающим все преступления или честным человеком, всё понимающим, но не нашедшим силы, что-то изменить? Так, кто же он – Максим Горький? Ребята, давайте попытаемся понять писателя, понять чувства и его мысли, подлинный трагизм его исканий и попытаемся восстановить страницы, выпавшие из его творчества. Наш урок так и называется: «Страницы жизни Максима Горького». «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать?» - так любил говорить публицист Горький. Слайд №2. Следуя этому правилу мы организуем игру – подготовку книги о Горьком. Для этого мы организовали две творческие группы и каждая группа становится авторским коллективом. Итак, нам предстоит выпустить сборник архивных документов и публицистических статей. Вам в помощь открыта книжная выставка, откуда вы можете взять книги, если они вам понадобятся. Чтобы авторский коллектив подготовился к работе, предлагаю провести разминку. Вы будете давать ответы по очереди, размышляя вслух, может быть дополняя и уточняя друг друга. 3. Работа по вопросам семинара. Вопрос: Книгу мы будем составлять с помощью современников Горького, его биографов и специалистов-учёных. Кого бы вы пригласили к сотрудничеству? (Архивиста, историка, литературоведа, современников Горького: И.А. Бунина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина и др.) Уч-ль: Вы пригласили авторов и консультантов, собрали вам нужные материалы, но, чтобы хорошо сделать книгу, необходимо проникнуться дух ом той эпохи, понять её. В этом нам поможет музыка. (звучит музыка «Марш энтузиастов») Работа с датами. Для нашей книги подойдёт историко-биографическое вступление. Определите круг исторических дат, на которые вы будете опираться. (дети зачитывают и комментируют). Работа с Интернетом. Уч-ль: Чтобы книга наша привлекала внимание читателей, необходимо её иллюстрировать. От каждого авторского коллектива надо отправить одного человека в архив, чтобы подобрать фотографии для иллюстрации нашей книги. Для любого русского писателя одной из главных проблем становилось отношение к власти. Так было и с М. Горьким. Именно эти взаимоотношения станут содержанием следующей главы (слайд) Задание: Выберите отрывок из «Несвоевременных мыслей», в котором Горький выступает как оппонент власти. (команды прочитывают отрывки из «Несвоевременных мыслей».) Уч-ль: Пробыв 10 лет за границей, Горький возвращается домой и активно включается в новую жизнь: много ездит по стране и выступает… Сохранилась запись его речи. (Видеозапись выступления Горького). Уч-ль: Предстоит выяснить, есть ли у нас материалы об обстоятельствах возвращения Горького. Оказывается, на этот счёт существовала инструкция ГПУ: … (ученик знакомит с инструкцией) Проблемный вопрос Будем ли включать её в книгу? Только ли по этим причинам вернулся Горький на Родину? (ответы команд). Вывод: Книга публицистики обязательно должна быть достоверной. Но нельзя представлять возвращения Горького на Родину упрощённо. Тут действовали разные причины, среди которых, конечно же, главная – тоска по Родине. Уч-ль: С архива репортаж, наверное, уже готов? Давайте послушаем их. Уч-ль: Итак, книга наша иллюстрирована и сейчас вы будете работать над одной из самых трудных и ответственных глав книги. Задание: Вы должны принять или отклонить следующие два документа. (читаются документы). К нам в редакцию также поступают звонки читателей, узнавших о подготовке книги, давайте послушаем их. Взвесьте все «за» и «против» и запишите свои выводы. 4. Завершающий этап урока. Уч-ль: Итак, авторский коллектив закончил работу над книгой. Хотелось бы верить, что книга получилась объективной. Честной. Но у нас осталось место ещё для одной главы – рубрика «Знаете ли вы, что..» или «Это интересно». (ученики выступают по темам: « Дружба М. Горького с марийским писателем Янышем Ялкайном», «М. Горький в традиционной марийской рубашке») 5. Обобщение урока. Уч-ль: Вот мы и завершили работу. Сегодня мы с вами попытались восстановить некоторые страницы из жизни Горького. Думаю, это у нас получилось. Плохая книга заканчивается на последней странице, но хорошая книга не заканчивается никогда. Вот она прочитана, закрыта. И всё-таки не закончилась, потому что про неё ты помнишь и думаешь. Наши команды хорошо поработали, пора их оценить и вручить награду. _(уч-ль ставит оценки). Несколько слов о том, каким будет приз. Известно, что Алексей Максимович был большим коллекционером и собрал немало:, монеты, медали, картины, денежные знаки, нэцке.(в японском искусстве – это миниатюрные фигурки). На рабочем столе Горького стояли нэцке – изображение трёх обезьянок: одна закрыла руками глаза, другая – уши, третья – рот. Нэцке иллюстрирует японскую легенду, которая говорит: будь всегда честным, правдивым, справедливым, а то бог покарает тебя, лишив зрения, слуха и речи. Я тоже вам хочу подарить с пожеланием фигуру ангела, пусть этот ангелочек укажет вам верный и правильный путь в вашей жизни. Я верю, что вы тоже будете всегда честными и правдивыми в этой жизни. Д/з: написать сочинение-рассуждение: «Чему учит нас жизнь Максима Горького». Урок закончен, всем спасибо. |
Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра» Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания... |
Урок по теме «Белки» Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты... |
||
Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования... |
Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии» Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока |
||
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005.... |
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005.... |
||
Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт |
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005. — 368 с.... |
||
С. Д. Дрейден. Страницы большой жизни Гайдебуров П. П., Скарская Н. Ф. На сцене и в жизни: Страницы автобиографии / Вступит ст. С. Д. Дрейдена. М.: Искусство, 1959. 308... |
С. Д. Дрейден. Страницы большой жизни Гайдебуров П. П., Скарская Н. Ф. На сцене и в жизни: Страницы автобиографии / Вступит ст. С. Д. Дрейдена. М.: Искусство, 1959. 308... |
||
Урок в 9 «а» классе по теме: «Алюминий и его соединения» Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая, беседа, лабораторная работа |
Название/ Местонахождение ЦпкиО имени Максима Горького/ Крымский вал, дом 9, станция метро: «Октябрьская» |
||
Урок по биологии в 8 классе по теме: "Витамины" ... |
Урок путешествие в 3 «Б»классе по теме «Табличное умножение и деление» ... |
||
Урок по теме: «Литература оттепели» Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля |
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек.... |
Поиск |