МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2016 г. N 07-834
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов, разработанные во исполнение пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 31 марта 2015 г. N 7.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.А.СИЛЬЯНОВ
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 26 февраля 2016 г. N 07-834
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, САМОВОЛЬНО УШЕДШИМИ ИЗ СЕМЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАКИХ УХОДОВ
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов (далее - Методические рекомендации) разработаны для реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.
Защита прав каждого ребенка, формирование в Российской Федерации системы, обеспечивающей реагирование на их нарушение, создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних определены ключевыми принципами и задачами Национальной стратегии в интересах детей в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 (далее - Национальная стратегия). В том числе речь идет о необходимости разработки и внедрения форм работы с такими детьми, позволяющими преодолевать их социальную исключительность и способствующие их реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Одной из распространенных причин правонарушений несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых в их отношении, выступает безнадзорность детей и подростков, их самовольные уходы из семьи или государственной организации.
В этой связи профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций призвана решать задачи по предупреждению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, профилактики правонарушений и антиобщественных действий, как самих несовершеннолетних, так и в отношении них.
Под самовольным уходом понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), в том числе органов и организаций образования.
Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей недостаточно эффективны. В этой связи необходима разработка и реализация дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.
Данные Методические рекомендации включают примерную структуру и содержание дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций; формы проведения аттестационных процедур (итогового и промежуточного контроля), используемые в процессе освоения дополнительных профессиональных программ; практические материалы для реализации программ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ,
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Примерная структура и содержание дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
Успешность функционирования системы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько учитываются современные научные знания и методологические основы в работе с указанным контингентом детей и подростков.
Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность выполнения различных профессиональных задач.
Необходимость разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций связана с актуальной потребностью повышения уровня их профессиональной компетентности в части решения задач по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.
Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Темы, рекомендованные для рассмотрения в рамках реализации дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, могут составлять отдельный модуль программы для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций, а также могут стать самостоятельными модулями и составить основу программы по рассматриваемому вопросу.
Модульное построение программы позволит, с одной стороны, развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач, с другой стороны, позволит учитывать профессиональные запросы, потребности слушателей, различный квалификационный уровень педагогических работников, условия и специфику различных образовательных организаций.
1.1. Нормативная правовая основа организации деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
В рамках указанной темы/модуля должны рассматриваться основные положения документов, составляющих правовую основу деятельности по профилактике самовольных уходов: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Изучаются законодательные, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части регламентации действий субъектов системы профилактики по вопросам работы с детьми и подростками, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов.
Отдельно должны быть детально проработаны положения Примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы (приложение 2) (далее - Примерный порядок).
В рамках практических занятий отрабатываются основные задачи и функции субъектов межведомственного взаимодействия, прописанные в Примерном порядке, формируются у слушателей компетентности в части разработки системы локальных актов по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
1.2. Условия и факторы, способствующие самовольным уходам детей из семей и государственных организаций.
При рассмотрении данной темы/модуля необходимо проанализировать условия и факторы, следствием которых является самовольный уход несовершеннолетних из семей и государственных организаций на основе изучения имеющихся классификаций и типологий, представленных в зарубежных и отечественных исследованиях. Необходимо рассмотреть:
- индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере, акцентуации характера несовершеннолетнего как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены;
- кризисные периоды в развитии личности в соответствии с возрастным подходом;
- условия среды, негативно влияющие на развитие детей и подростков.
В этом отношении необходимо заострить внимание на особенностях внутрисемейного общения и дошкольной/школьной дезадаптации, так как ошибки воспитания, исходящие как из семьи, так и из образовательной организации, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными своевременно, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития детей и подростков в последующих возрастных периодах.
При изучении данной темы/модуля у слушателей должен быть сформирован алгоритм действий по выявлению несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам из семей и государственных организаций, по определению условий и факторов, следствием которых является самовольный уход.
На практических занятиях изучаются, отрабатываются технологии организации деятельности по выявлению фактов самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций на основе межведомственного полипрофессионального взаимодействия с учетом алгоритма действий, прописанного в Примерном порядке и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
1.3. Программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
В рамках данной темы/модуля изучаются межведомственные и отраслевые программы, разработанные в субъектах Российской Федерации для решения задач профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
На практических занятиях отрабатываются технологии межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов в решении задач профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, в том числе, по розыску несовершеннолетних; принятию мер по возвращению несовершеннолетних в семью, государственную организацию; организации работы после возвращения несовершеннолетних в семью, государственную организацию, на основе положений Примерного порядка и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Изучаются вопросы организации и обеспечения упреждающей профилактики, которая предполагает систему мер, направленных на формирование условий, минимизирующих риски совершения несовершеннолетними самовольных уходов, и непосредственной профилактики, направленной на предупреждение повторных самовольных уходов.
Рассматриваются основы построения и реализации программ и методик, направленных на формирование нормативного (законопослушного) поведения несовершеннолетних. Указанные программы и методики должны обеспечивать комплексную системную работу в направлении нравственного аспекта, связанного с духовно-нравственными, морально-этическими нормами поведения; правового аспекта, связанного с организационно-правовыми нормами поведения.
В рамках теоретических и практических занятий темы/модуля формируется компетентность в организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.
Изучаются субъект-субъектно-ориентированные психолого-педагогические технологии, направленные на развитие личности подростка, формирование рефлексивного отношения к собственной личности, самосознания, предпосылок самоактуализации.
В рамках данного модуля необходимо проанализировать существующие в теории и образовательной практике технологии профилактики детского и семейного неблагополучия, технологии, позволяющие осуществлять эффективную профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций:
технологии укрепления семьи и семейного благополучия; формирования ответственного родительства; формирования здорового образа жизни; формирования ценностей семейной жизни; раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства); межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации (третичной профилактики семейного неблагополучия);
технологии межведомственного взаимодействия при решении проблем детского и семейного неблагополучия;
технологии ведения системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке индивидуальных программ профилактики, реабилитации и сопровождения детей, семей;
технологии профилактики девиантного поведения; организации досуга несовершеннолетних; активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь; правового просвещения несовершеннолетних; оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации; формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения; сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей; профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних; медиативные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1.4. Личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
В образовательной организации ключевой фигурой, обеспечивающей основную потребность несовершеннолетнего в положительных эмоциях, формировании чувства защищенности и базового доверия к людям является педагог, именно от него, его профессиональной компетентности, готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в значительной степени зависит психологическое и социальное благополучие обучающегося образовательной организации.
Важно понимать, что любое поведение формируется на основе наблюдаемых образцов. Первый шаг формирования паттерна поведения - это подражание. Поэтому один из основных инструментов формирования нормативного (законопослушного) поведения обучающихся - нормативное поведение педагогов.
В рамках данной темы/модуля должна быть представлена информация об особенностях профессиональной деятельности педагога, факторах, способствующих профессиональной деформации личности педагога (синдром эмоционального выгорания); о способах совладания с неблагоприятными жизненными и профессиональными ситуациями; методы саморегуляции и восстановления психоэмоционального благополучия.
|