Общие положения основные интерактивные методы


Скачать 0.72 Mb.
Название Общие положения основные интерактивные методы
страница 1/5
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты

2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

2.3. Деловые и ролевые игры

2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

2.5. Мастер класс

  1. ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

  2. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста) по направлениям подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста) на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в целом они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (таб.1.1).
Таблица 1.1

Доля занятий, проводимых в интерактивной форме по требованиям ФГОС

Шифр

ООП

Доля интерактива, %

030900.62

Юриспруденция

20

050100.62

Педагогическое образование

20

072500.62

Дизайн

20

072600.62

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

20

080100.62

Экономика

20

080200.62

Менеджмент

30

081100.62

Государственное и муниципальное управление

30

090900.62

Информационная безопасность

20

100100.62

Сервис

20

100400.62

Туризм

20

100700.62

Торговое дело

20


Продолжение таб.1.1.

Шифр

ООП

Доля интерактива, %

100800.62

Товароведение

20

101100.62

Гостиничное дело

20

120700.62

Землеустройство и кадастры

20

140400.62

Электроэнергетика и электротехника

20

151000.62

Технологические машины и оборудование

20

190600.62

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

20

190700.62

Технология транспортных процессов

20

201000.62

Биотехнические системы и технологии

20

210700.62

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

20

220400.62

Управление в технических системах

20

221700.62

Стандартизация и метрология

20

222900.62

Нанотехнологии и микросистемная техника

20

230400.62

Информационные системы и технологии

10

230700.62

Прикладная информатика

20

260100.62

Продукты питания из растительного сырья

20

260800.62

Технология продукции и организация общественного питания

20

270300.62

Дизайн архитектурной среды

40

270800.62

Строительство

20

280700.62

Техносферная безопасность

20

036401.65

Таможенное дело

30


Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.
1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод



Рисунок 1.1 Пассивный метод
Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
Активный метод

Рисунок 1.2 Активный метод
Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод

Рисунок 1.3 Интерактивный метод
Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)

  • Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

  • Деловые и ролевые игры

  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

  • Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Общие положения основные интерактивные методы icon Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Введение 2-3стр
Общие положения основные интерактивные методы icon Приборы отопительные общие технические условия
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 «Межгосударственная...
Общие положения основные интерактивные методы icon И сертификации (еасс)
Гост 0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и мсн 01-01-96 «Система межгосударственных нормативных...
Общие положения основные интерактивные методы icon Характеристика заданий, выполняемых в группове
Поэтому в рамках инновационных технологий стараюсь шире применять интерактивные методы прподавания на уроках истории и обществознания....
Общие положения основные интерактивные методы icon Центр развития ребенка Детский сад №252 г. Перми Семинар для воспитателей
Сюжетно-ролевая игра, интерактивные игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов
Общие положения основные интерактивные методы icon Информационный бюллетень osint №33 сентябрь октябрь 2013 г
«atp 2-22. 9» устанавливает общие понятия, основные концепции и методы сбора разведывательных данных из открытых источников для Армии...
Общие положения основные интерактивные методы icon Тема современные методы системных исследований
Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия...
Общие положения основные интерактивные методы icon Общие положения
Документ «Руководство пользователя» предназначен для клиентов ЮниКредит Банка, являющихся пользователями системы Business. Online....
Общие положения основные интерактивные методы icon Мастерская-служба «Галина»
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 "Межгосударственная...
Общие положения основные интерактивные методы icon Основные технические характеристики аппарата
Техника пожарная. Аппараты искусственной вентиляции легких для оказания доврачебной помощи пострадавшим при пожарах. Общие технические...
Общие положения основные интерактивные методы icon Виртуальная лаборатория как одна из форм интерактивного обучения учащихся на уроках химии
День во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели,...
Общие положения основные интерактивные методы icon Общие положения
Основные принципы организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации
Общие положения основные интерактивные методы icon Государственная фармакопея СССР одиннадцатое издание выпуск 2 общие методы анализа
Подготовка Государственной фармакопеи СССР XI издания (гф XI) выпуска 2 "Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье"...
Общие положения основные интерактивные методы icon Галогенирование
Для реакций получения галогенсодержащих соединений приведены основные механизмы реакций и представлены методы синтеза. С целью идентификации...
Общие положения основные интерактивные методы icon Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (гугпс) и Всероссийским научно-исследовательским институтом...
Общие положения основные интерактивные методы icon Содержание общие положения
Основные термины и определения, используемые при проведении запроса предложений, приведены в разделе 2

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск