Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»
ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов профиля Летная эксплуатация гражданских воздушных судов Заочного факультета
Санкт-Петербург
2017
Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом Университета
Ш87(03)
Летная эксплуатация: Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов профиля Летная эксплуатация гражданских воздушных судов заочного факультета. Университет ГА. Санкт-Петербург, 2017.
Издаются в соответствии с программой курса «Летная эксплуатация».
Дается программа курса, методические указания по изучению тем, самостоятельной подготовке и выполнению курсовой и контрольных работ для студентов профиля Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов заочного факультета.
Табл. 9. Ил. 4. Библ.7. назв.
Составители:
Г.В. Коваленко, д-р тех. наук, проф.
В.Г. Кизько, канд. тех. наук, доцент.
А.Л. Микинелов, канд. тех. наук, проф.
В.Е. Чепига, д-р физ. мат. наук, проф.
Рецензент:
В.С. Князьков, канд. тех. наук, командир летного отряда ЦЛП
Оглавление
Цель и задачи освоения дисциплины………………………..4
Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……….……….4
Объем дисциплины и виды учебной работы студентов …..6
Содержание дисциплины ……………………………………7
Методические рекомендации по организации
изучения самостоятельной работы студентов …………….23
Лабораторный практикум ……………………………….....26
Курсовая работа……………………………………………..26
Методические указания по выполнению
контрольной работы………………………………………...57
Литература…………….……………………………………...61
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: дать студентам знания на современном научно-техническом уровне по теории, методах и практике летной эксплуатации современных воздушных судов.
Задачи дисциплины:
- получение студентами основных теоретических и практических знаний по вопросам летной эксплуатации как процесса функционирования системы «экипаж-воздушное судно» при полетах в ожидаемых условиях и некоторых особых ситуациях;
- приобретение студентами знаний и компетенций, направленных на осуществление летной эксплуатации при обеспечении высокого уровня безопасности, экономичности и регулярности полетов.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Летная эксплуатация воздушных судов» входит в базовую часть Профессионального цикла (С3.Б22).
Программа по дисциплине «Летная эксплуатация воздушных судов» по направлению подготовки 162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения отражает непрерывную подготовку по социально-экономическим дисциплинам, безопасности полётов, профессиональную, правовую, общенаучную.
Данная дисциплина является профилирующей, определяющей уровень профессиональной подготовки студентов данной специализации. Она является основой для изучения других дисциплин, формирующих профессиональную подготовку. Без знаний теории и практики летной эксплуатации невозможно решать проблемы обеспечения безопасности, регулярности и экономичности полётов в гражданской авиации.
Успешное изучение дисциплины основывается на твердом усвоении учебного материала математики, физики, информатики, авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы, аэродинамики и динамики полета, авиационной метеорологии, аэронавигации, психологии и педагогики.
В свою очередь, данная дисциплина является базой для изучения таких дисциплин, как безопасность полетов, организация летной работы, воздушные перевозки и авиационные работы, правила подготовки и выполнения полетов, практика на летно-штурманских тренажерах, учебные полеты.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс освоения дисциплины «Летная эксплуатация воздушных судов» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные (ОК):
- способностью к восприятию, анализу, критическому осмыслению, систематизации и синтезу информации, полученной из разных источников, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-6);
- владением методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-42);
- способностью использовать полученные знания для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности (ОК-47);
профессиональные (ПК):
- способностью и готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-22);
- способностью и готовностью организовывать, выполнять, обеспечивать и обслуживать полеты воздушных судов (ПК-66);
- способностью организовывать и обеспечивать эксплуатацию воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ПК-106);
- способностью и готовностью внедрять эффективные инженерные решения в практику (ПК-133);
- способностью и готовностью анализировать состояние и динамику показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований (ПК-148);
- готовностью создавать модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-149);
- способностью оценивать инновационный потенциал новой продукции, новых видов работ и услуг (ПК-170);
- владением принципами и законами функционирования системы воздушного транспорта (ПК-180);
- способность разрабатывать модели летной эксплуатации воздушных судов по выбранным критериям (ПСК-1.2);
- способностью осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов (ПСК-1.10);
- владение методами и способами безопасного выполнения эксплуатационных процедур на воздушных судах соответствующих видов и типов (ПСК-1.13);
- способностью оценивать техническое состояние воздушных судов и его систем при выполнении полета (ПСК-1.14);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основы теории летной эксплуатации (ОК-6, ОК-42, ОК-47, ПК-148);
- возможности современных воздушных судов, их систем и комплексов (ПК-20);
- правила летной эксплуатации и их особенности при пилотировании воздушных судов различных классов (ПК-19, ПК-32, ПК-37);
- основы автоматизированного управления воздушными судами (ПК-20);
- перспективы развития воздушных судов их оборудования и методов летной эксплуатации (ПК-148, ПК-149, ПК-180);
Уметь:
- выполнять эксплуатационные процедуры в полете по маршруту и в районе аэродрома (ПСК-1.10, ПСК- 1.13, ПСК- 1.14);
- выбирать наиболее рациональные средства и методы летной эксплуатации с учётом сложившихся условий в полете (ПСК- 1.15, ПК-22, ПК-66);
Владеть:
- навыками расчета интенсивности пилотирования, оперативной загруженности членов экипажа на различных этапах полета воздушного судна (ПК-9, ПК-16).
- методиками разработки стандартных рабочих процедур членов экипажа на различных этапах полета воздушного судна (ПСК- 1.2, ПСК- 1.13).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы студентов бакалавриата ЛЭГВС
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часов
Наименование
|
Всего часов
|
Семестры
|
III
|
VIII
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
144
|
72
|
72
|
В т.ч.: аудиторные занятия, всего
|
24
|
12
|
12
|
из них: - лекции,
|
12
|
6
|
6
|
- практические занятия (ПЗ),
|
12
|
6
|
6
|
- семинары (С),
|
|
|
|
- лабораторные работы (ЛР),
|
|
|
|
- другие виды аудиторных занятий.
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента
|
120
|
60
|
60
|
Курсовая работа (количество)
|
1
|
1
|
|
Расчетно-графические работы (количество)
|
|
|
|
Контрольные работы (количество)
|
2
|
|
2
|
Реферат (количество)
|
|
|
|
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет)
|
|
КУР,
Дифф
зачет
|
Экзамен
|
4. Содержание дисциплины
Раздел 1. Основы летной эксплуатации (3 семестр)
Тема 1. Основные понятия и определения
Структура курса. Взаимосвязь летной эксплуатации с другими науками. Основные понятия и определения. Объект и задачи летной эксплуатации.
Вопросы для самопроверки
Что такое летная эксплуатация?
Что является объектом исследования летной эксплуатации?
Что понимают под эффективностью летной эксплуатации?
Каково основное содержание операторской деятельности?
5. Каковы составные части сенсомоторной деятельности?
Тема 2. Общие и частные проблемы летной эксплуатации
Современные состояния проблем летной эксплуатации. Актуальные задачи летной эксплуатации. Эффективность летной эксплуатации.
Вопросы для самопроверки
Каковы общие проблемы летной эксплуатации?
Из каких частных проблем состоит проблема безопасности полетов?
Какие частные проблемы составляют общую проблему экономичности?
Что такое эффективность летной эксплуатации?
Тема 3. Системный подход в летной эксплуатации
Основные понятия и определения системного подхода. Энтропия, информация и управление.
Вопросы для самопроверки
Что такое большая, сложная эргатическая система?
Из каких функциональных систем состоит современное ВС?
Как определяется информация?
Тема 4. Характеристики воздушного судна как объекта эксплуатации
Надежность ВС и его систем: общие сведения; количественные характеристики надежности; надежность сложных технических систем; резервирование.
Долговечность и живучесть ВС. Эксплуатационная технологичность.
Уровни автоматизации ВС.
Вопросы для самопроверки
Каковы основные характеристики надежности?
Что такое долговечность воздушного судна?
Что такое живучесть воздушного судна?
Что такое эксплуатационная технологичность?
Каковы уровни автоматизации воздушных судов?
Тема 5. Характеристики экипажа
Возможности оператора – члена экипажа. Место и роль человека-оператора в системе управления. Общие принципы переработки информации человеком-оператором.
Распределение и согласование функций человека и машины. Основные характеристики деятельности экипажа ВС. Надежность человека-оператора. Человеческий фактор в летной эксплуатации.
Вопросы для самопроверки
Что определяет объем информационной модели полета?
Какой вид концептуальной модели полета необходим пилоту для принятия решения в особой ситуации?
Что входит в содержание оперативной концептуальной модели полета?
Каковы принципы переработки информации?
Что такое формализованная деятельность?
Что такое эвристическая деятельность?
|