Скачать 0.99 Mb.
|
Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького Отдел аудиовизуальных материалов и литературы по искусству В мире музыкальных инструментов Методическое пособие Волгоград 2011 ББК 85.315 В11 Составители Ольга Владимировна Бганцева, Елена Геннадьевна Сафонова Редактор-составитель Тамара Ивановна Климова Редактор Ольга Александровна Лященко Ответственный за выпуск Ольга Александровна Лященко
Содержание
От составителя Музыка окружает человека со всех сторон. Это и трели птиц, и звон колокольчиков, и шорох деревьев. Всю эту своеобразную музыку создает сама природа. Человек же во все времена пытался воссоздать природные звуки при помощи самых разнообразных приспособлений. Со временем люди научились составлять совершенно другие мелодии, отличные от звуков природы, но такие же прекрасные и неповторимые. А инструменты, позволяющие создавать затейливые композиции, стали разнообразнее. Каждый народ создавал свои, характерные только для него, традиционные инструменты, а значит, и сама музыка имела своеобразные отличия. Можно длительное время спорить о том, какие инструменты лучше звучат, какие проще в использовании, или какие из них появились раньше всего. Но все музыкальные инструменты созданы для того, чтобы радовать человека своими прекрасными звуками. Не случайно же музыка на лестнице искусств занимает самую верхнюю позицию, являясь вершиной, возглавляющей все другие виды творчества и мастерства. Музыкальные инструменты – очень необычные предметы, своеобразные устройства из различных звучащих материалов, с помощью которых музыканты исполняют, импровизируют и сочиняют музыку. Самое поразительное в музыкальных инструментах то, что они являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств. Вам не нужно знать язык, на котором говорит музыкант, играющий восхитительную музыку. Вы поймёте всё без слов, потому что музыка – универсальный язык. Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа материала, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью. Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются, и происходит чудо, имя которому – музыка. Материалы данного пособия рассказывают об истории создания музыкальных инструментов и могут быть полезны в подготовке и проведении мероприятий по музыкальному воспитанию. Пособие будет полезно библиотекарям, организаторам внеклассной работы общеобразовательных школ, а также всем, кто интересуется историей музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты – инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый музыкальный инструмент обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания музыкальных инструментов зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы, и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (сурдины), различных приёмов звукоизвлечения (пиццикато, флажолет). Музыкальные инструменты принято делить на народные и профессиональные. Народные музыкальные инструменты могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и «межнациональными», пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты. В России издавна существовали ансамбли народных музыкальных инструментов (гусляров, гудошников, домристов); во второй половине XVII в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце XIX в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские музыкальные инструменты (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Профессиональными музыкальными инструментами считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные музыкальные инструменты своими истоками уходят в народные прототипы. Народным музыкальным инструментом в далёком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея – гобой и т. п. Развитие музыкальных инструментов непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни музыкальные инструменты, благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты – кайрак), многие другие подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые. Наиболее отчётливо связь музыкальных инструментов с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где музыкальные инструменты веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в XV–XVI вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра «аристократическими» виолами. В XVII–XVIII вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но «безжизненная» продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время, в ансамблевой и оркестровой практике, перестают применять европейскую лютню и её разновидности – теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем – гитарой. К концу XVIII в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент – фортепьяно. Профессиональные музыкальные инструменты, ввиду сложности их конструкции, более чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники производства – наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами XVI–XVII вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. – они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных музыкальных инструментов происходило в XVIII–XIX вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832 г.), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале XIX в. вентильной механики у медных духовых инструментов, превратившей их из так называемых натуральных музыкальных инструментов, с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических музыкальных инструментов. Для определения видов музыкальных инструментов существуют различные системы классификации. Общеизвестна трехгрупповая система, по которой музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные – на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным музыкальным инструментам относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных музыкальных инструментов, применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале XX в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во второй половине XIX в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля–Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку музыкальные инструменты делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых – сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых – натянутая упругая мембрана; третьих – натянутая струна; четвёртых – столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные – на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные – на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые – на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д. Среди современных музыкальных инструментов особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар). |
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
Методическое пособие по педиатрии ббк Методическое пособие подготовлено: Быковым В. О., Водовозовой Э. В., Душко С. А., Губаревой Г. Н., Кузнецовой И. Г., Кулаковой Е.... |
||
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
Учебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7 С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред.... |
||
Учебно-методическое пособие тверь 2015 удк 339. 543(075. 8) Ббк у428-861.... С 47 Таможенные платежи: учебно-методическое пособие. – Тверь: Твер гос ун-т, 2015. – 155 с |
Учебное пособие к курсу лекций часть 1 Волгоград 2011 ббк л93 Рекомендовано... «Организационные основы приема и обслуживания туристов» для студентов, обучающихся по специальности 080502 Экономика и управление... |
||
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики» Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое... |
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
||
Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж Методическое пособие по фармакологии предназначено для студентов 2 курса очной и очно-заочной форм обучения (специальность Фармация,... |
Методическое пособие Рязань 2012 ббк 88. 841 + 88. 411 Ракчеева А. Н., Воробьева Е. В Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников |
||
Учебно-методическое пособие Челябинск 2013 удк 29(07) ббк 74. 268.... Денисов, А. М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: учебно-методическое пособие... |
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению... Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 38. 04. 04... |
||
Руководство пользователя Переносной расходомер-счетчик «взлет пр» «Инструкция по монтажу» В11. 00-00. 00 Им и «Техническое описание и инструкция по эксплуатации» В11. 00-00. 00 То, входящими в комплект... |
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению... Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 09. 04. 03... |
||
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,... |
Ббк я Я дидактические и методические аспекты использования мультимедийных средств в учебном процессе: метод пособие / А. Б. Яковлев. Омск:... |
Поиск |