Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе»

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе»


НазваниеМетодическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе»
страница1/9
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Кавминводский институт сервиса

(КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Овчинникова Л.А.

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе»

Пятигорск, 2012

УДК 159.9

ББК 88.9

О 35

Кафедра «Туризм»

Составитель:

к.псих.н., доцент кафедры «Туризм»

Овчинникова Л. А.

Рецензент:

д.б.н., профессор кафедры «Туризм»

Репс В.Ф.
О 35 Овчинникова Л.А. Методическое пособие для подготовки к практическим

занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе»

- Пятигорск: КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012 -56 с.

Методическое пособие включает в себя материалы для проведения практических занятий по курсу «Методы психологической диагностики в сервисе», целью которого является закрепление теоретических знаний по дисциплине, приобретения навыков использования методов психодиагностики в практической деятельности.

В пособии представлены планы проведения практических занятий, различные виды практических заданий по темам курса.

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» по решению Научно-методического совета КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» для внутривузовского издания (протокол №3 от 10.12.12 )

© КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

© Овчинниоква Л.А.

Тематика практических занятий

1.Принципы и методы психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований.

2. Психодиагностическая задача и основные этапы ее решения. Требования к тестам и психодиагностическим методикам.

3. Понятие и теории интеллекта, тесты изучения умственных способностей.

4. Проективные методики: сущность, разновидности, практикум.

5. Составление анкеты и интервью, проведение анкетирования.

6. Приемы изучения личности потребителя.

7. Выявление эмоционального состояния и разных видов психологического влияния во взаимодействии между людьми.

8. Типы личности и поведения и их значение для профессии менеджера.

9. Практикум по применению стандартизированных и нестандартизированных методик для диагностики межличностных отношений в группе

Планы практических занятий

Тема 1. Принципы и методы психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований.

Вопросы:

  1. Психодиагностика как практическая дисциплина.

  2. Принципы психодиагностики.

  3. Методы психодиагностики.

  4. Психодиагностика и смежные направления исследований.

  5. Применение методов психодиагностики на разных этапах организации сервисного обслуживания.


Задания:

  1. Продолжите следующие определения:

- Психологическая диагностика – это область психологической науки…

- Цель современной психологической диагностики – фиксировать и описывать в упорядоченном виде…

- Диагностические методики – это набор средств…

- Цель практической психодиагностики – дать материал (заключение) для…

- Тестология – это система знаний…

2. Заполните таблицу «Принципы психологического исследования»

Название принципа

Содержание принципа

  1. Принцип детерминизма




  1. Принцип активности сознания личности




  1. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий развития




  1. Принцип единства психики и деятельности




  1. Принцип системности




  1. Принцип развития






3.Раскройте значение основных направлений психологической науки, с которыми связана психодиагностика:

Название направления

Представители

Предмет изучения

  1. Дифференциальная психология







  1. Психометрия







  1. Психологическая оценка








4.Психологическая оценка – это комплексное исследование индивидуально-психологических качеств личности, включающее в себя тестирование и беседу. Заполните таблицу, объяснив каким образом можно распознать различные признаки психического состояния человека, его нервно-психической устойчивости:

Виды психического состояния

Характеристика признаков, соответствующих ему

  1. Оптимальное психическое состояние




  1. Психическое перевозбуждение




  1. Психическая заторможенность





5.Какие методы психодиагностики можно использовать на следующих этапах сервисного обслуживания:

  1. Вступление в контакт.

  2. Ориентация в личности клиента и в проблеме.

  3. Аргументация и представление товара.


Тема 2. Психодиагностическая задача и основные этапы ее решения. Требования к тестам и психодиагностическим методикам.

Вопросы:

  1. Понятие психодиагностической задачи.

  2. Этапы решения задачи, понятие психологического диагноза.

  3. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

  4. Онлайн-тестирование.

  5. Требования к тестам.

Задания:

1.Охарактеризуйте психодиагностические задачи с точки зрения их использования и ответственности психодиагноста:

Виды психодиагностических задач

Характеристика

Пример

1.Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения







2.Данные используются самим психодиагностом для постановки диагноза, хотя вмешательство осуществляется специалистом другого профиля







3.Данные используются самим психодиагностом для постановки диагноза, который служит основанием для выбора методов воздействия







4.Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.








2.Раскройте сущность понятия «психологический диагноз».
3.Объясните специфику видов психологического диагноза, предложенных Я. Рейковским:

- Осуществление диагноза деятельности, поведения –…

- Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности –…

- Осуществление диагноза механизмов регуляции –…

- Диагностика генезиса механизмов регуляции -….

4. Заполните таблицу «Причины диагностических ошибок по З. Плевицкой»:

Ошибки, связанные со сбором данных:

Ошибки в переработке, интерпретации данных:

1.Ошибки наблюдения:…..

1.Эффект «первого впечатления»-…..

2.

2.

3.

3.




4.




5.



5.Дайте объяснение основным этическим принципам в работе психодиагноста:

- Конфиденциальность результатов тестирования - …;

- профессиональная компетентность психодиагноста-….;

- соответствие психодиагностических методик, предъявляемым к ним требованиям-…;

- квалифицированное применение методик- …;
6. Объясните специфику онлайн-тестирования, основные проблемы и опасности при применении онлайн-тестов.
7. Заполните таблицу «Условия эффективности психологического теста» (по Л.Ф. Бурлачук):

Условия

сущность

1.Использование шкалы интервалов




2.Надежность




3.Валидность




4.Дискриминативность




5.Наличие нормативных данных





Тема 3. Понятие и теории интеллекта, тесты изучения умственных способностей.

Вопросы:

  1. Понятие интеллекта.

  2. Теории структуры интеллекта.

  3. Понятие «социальный интеллект».

  4. Тестирование интеллекта различными методами.

  5. Тест IQ, методика изучения умственных способностей К.О.Т.

Задания:

1.Раскройте основные положения, на которых базируется психометрическая модель интеллекта:

1)…..;

2)…..;

3)…..;
2. Дайте определение «интеллекта», учитывая основные подходы к его изучению (укажите ученых-сторонников данного подхода):

- Интеллект, это то, что измеряется тестами интеллекта.

- Интеллект-…;

- Интеллект - …;
3. Заполните таблицу «Теории структуры интеллекта»:

Название теории структуры (модели) интеллекта

Основное содержание, понятия

1.Иерархические теории (Спирмен, Кэролл);




2.Мультифакторная теория интеллекта Терстоуна




3.Модель интеллекта по Гилфорду




4. Модель интеллекта по Айзенку




5. Модель интеллекта по Кеттеллу




6. Модель интеллекта по Гарднеру




7. Модель интеллекта по Стернбергу





4.Раскройте содержание понятия «Социальный интеллект» в соответствии со взглядами ученых:

Социальный интеллект – это…:

а) Э. Торндайк:……

б) Вернон:…..

в) Г. Олпорт:….

г) Ю.Н. Емельянов:…..

д) Х. Гарднер:….

5. Охарактеризуйте виды тестов интеллекта в зависимости от типа заданий, приведите примеры:

- вербальные тесты;

- невербальные тесты.
6. Используя Приложение 1, выполните методику «КОТ», проанализируйте ее содержание, результаты. Ответьте на вопрос: «Что является определяющим фактором эффективной когнитивной деятельности человека?».
Тема 4. Проективные методики: сущность, разновидности, практикум.

Вопросы:

  1. Понятие проекции, ее виды.

  2. Общая характеристика проективных методов исследования личности.

  3. Достоинства и недостатки проективного метода.

  4. Ознакомление с основными проективными тестами: психогеометрический тест, метод цветовых выборов, рисуночные тесты.

Задания:

1.Дайте определение понятию «проекция», уточните специфику следующих видов проекции:

а) классическая проекция-….;

б) атрибутивная проекция-…;

в) аутическая проекция-…;

г) рационализированная проекция-…
2. Раскройте сущность трех принципов, лежащих в основе проективного подхода:

- направленность на уникальное в структуре личности….;

-…….;

-…….;
3. Какие признаки являются общими для всех проективных методик?
4. Заполните таблицу «Классификация проективных методик»:

Вид методик

содержание

Пример

1.Конститутивные







2.Конструктивные







3.Интерпретативные







4.Катартические







5.Экспрессивные







6.Рефрактивные







7.Импрессивные







8.Аддитивные








5.Сформулируйте все «за и против» относительно вопроса применения проективных методик.
6.Используя Приложение 2, выполните «Психогеометрический тест», проанализируйте результаты.
7.Изучите основные принципы в интерпретации методики «МЦВ» (методика цветовых выборов). Используя стимульный материал (цветные карточки), проведите исследование в парах, на основании чего составьте психологический портрет.
8.Ознакомьтесь с основными характеристиками рисуночных тестов, заполните таблицу:

Вид рисуночного теста

Автор

Сущность (что является предметом изучения?)

Процедура проведения и обработки данных

1.Автопортрет










2.Несуществующее животное










3.Дом.Дерево.Человек












9.Используя Приложение 3, выполните «Проективный рисунок человека», проанализируйте и дайте психологическую оценку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconА. И. Мансурова, Р. Р. Зиннатов методы кха в экологическом мониторинге учебное пособие
Методы кха в экологическом мониторинге: Методическое пособие к лабораторным и практическим занятиям для студентов направления подготовки...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconА. И. Мансурова, Р. Р. Зиннатов методы кха в экологическом мониторинге учебное пособие
Методы кха в экологическом мониторинге: Методическое пособие к лабораторным и практическим занятиям для студентов направления подготовки...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconУчебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconМатериалы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «медицина катастроф»
Для подготовки к занятиям студентов необходимо рекомендовать учебник Сахно или его электронную версию

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconМетодические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные...
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные методы социологического исследования» для магистрантов

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconМетодическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Фармакология»
Занятие «Знакомство со структурой рецепта. Сокращения используемые в рецепте. Обозначение количества лекарственного вещества в рецепте....

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconМетодические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconФомичева Н. С. Методы психологической диагностики и тестирования
Фомичева Н. С. Методы психологической диагностики и тестирования. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconУчебно-методическое пособие к лабораторным работам по дисциплине...
Математическое моделирование приборных системах: Учебно-метод пособие к практическим занятиям / Самар гос техн ун-т; Сост. А. О....

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconСоломин Игорь Леонидович современные методы психологической экспресс-диагностики...
Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconУчебно-методическое пособие Методические указания к практическим...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconРуководство к практическим занятиям по биохимии
Р 82 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие/ Под ред. И. П. Смирновой. М.: Оргсервис-2000, 2008. 101 с

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» iconСборник лекций по неврологии учебное пособие
Учебное пособие составлено сотрудниками курса нервных болезней. Предназначено в помощь студентам IV-V курсов медицинского факультета...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск