Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация»

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация»


Скачать 333.07 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация»
страница1/3
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЛЕДЖ

Изготовление твёрдых лекарственных форм

Порошки

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

Методические указания к практическим занятиям для студентов

Специальность 33.02.01 Фармация

Ростов-на-Дону

2014
УДК 576.8(07)


Михайлова Н.В. Изготовление твёрдых лекарственных форм. Порошки. Методические указания к практическим занятиям для студентов по МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» / Н.В. Михайлова – Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2014г. – 38 с.

Учебно-методическое пособие – Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33.02.01. «Фармация» составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля и предназначено для студентов, обучающихся по очной и очно-заочной (вечерней) форме.

Рецензенты:

Могильная О.Д., доцент кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России

Кулиш В.С., преподаватель колледжа ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России.

Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России (протокол № 3 от 11.11.2014г.).

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании методического совета колледжа ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России (протокол № 1 от 24 сентября 2014г.).

Одобрено на заседании Цикловой комиссии лабораторной диагностики и фармации колледжа ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России (протокол № 2 от 17 сентября 2014 г.).

©ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2014

©Михайлова Н.В., 2014

СОДЕРЖАНИЕ



Обоснование темы
Порошки – твёрдая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, состоящая из одного или нескольких измельчённых веществ и обладающая свойством сыпучести.

В экстемпоральной рецептуре аптек порошки составляют до 30%, благодаря тому, что имеют много позитивных качеств: высокая биодоступность, сравнительно с таблетками и капсулами, простота приготовления, удобство приема, точность дозирования, универсальность состава. Поэтому приобретение умений и навыков при приготовлении простых и сложных порошков с учетом физико-химических и технологических свойств лекарственных веществ является актуальным.

Знания и умения, приобретаемые по данной теме, будут использованы при последующем изучении курса технологии изготовления лекарственных форм в аптечных условиях.

Тема 2.1. «Порошки» является частью рабочей программы профессионального модуля, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. № 501, зарегистрированного в Минюсте РФ 26.06.2014г. (регистрационный №32861), в части освоения основного вида профессиональной деятельности: изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля и соответствующих профессиональных компетенций.

Изучив данную тему, обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями:

1. Изготавливать твёрдые лекарственные формы порошки по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

2. Изготавливать внутриаптечную заготовку (полуфабрикаты) и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств – письменным, органолептическим, физическим

4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения данной темы должен приобрести практический опыт:

  • приготовления простых и сложных порошков;

  • проведения обязательных видов внутриаптечного контроля лекарственных средств и оформления их к отпуску.

уметь:

  • готовить твердые лекарственные формы порошки простые и сложные;

  • проводить письменный, органолептический, физический контроль порошков, регистрировать результаты контроля, упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску, пользоваться нормативной документацией;

знать:

  • нормативно-правовую базу по изготовлению и внутриаптечному контролю порошков;

  • способы выписывания рецептов на порошки (распределительный и разделительный);

  • требования производственной санитарии;

  • правила изготовления порошков простых и сложных;

  • физико-химические свойства лекарственных средств;

  • виды внутриаптечного контроля;

  • правила оформления лекарственных средств к отпуску.


Практическое занятие по теме: «Изготовление простых дозированных и недозированных порошков»

Цель занятия: научиться изготавливать порошки простые дозированные и недозированные и оценивать их качество.
Вопросы, которые необходимо изучить перед занятием:

1. Определения порошков как лекарственной формы и дисперсной системы

2. Характеристика порошков, требования к порошкам по ГФ.

3. Классификация порошков по составу, способам применения, характеру дозирования, способам прописывания.

4. Способы прописывания порошков.

5. Стадии технологического процесса приготовления простых порошков.

6. Правила подбора упаковочного материала в соответствии с физико-химическими свойствами компонентов порошка.

7. Дозирование порошков.

8. Оценка качества порошков.

9. Оформление к отпуску порошков.
Самостоятельная работа

  1. Выпишите рецепты на латинском языке, опишите технологию изготовления:

  • Дерматола 5 г. Присыпка.

  • Кальция лактат 3,6 г. Раздели на 12 равных частей. Принимать по порошку 2 раза в день

  • 10 порошков кальция лактата по 0,5 г. Принимать по порошку 1 раз в день.

  1. Выпишите рецепт на латинском языке, проведите расчёты, опишите технологию изготовления. Приготовьте по рекомендуемым прописям порошки и оцените их качество. Упакуйте порошки, оформите их к отпуску, напишите паспорта письменного контроля и сдайте преподавателю.



Рекомендуемые прописи:

  1. 6 порошков кислоты ацетилсалициловой по 0,3 г. Принимать по порошку 2 раза в день после еды.

  2. Натрия бензоата 2 г. Разделить на 5 равных доз. По порошку 2 раза в день.

  3. 6 порошков натрия гидрокарбоната по 0,2 г. Принимать по порошку 3 раза в день через час после еды.

  4. Кислоты аскорбиновой 1 г. Разделить на 4 равные части. Принимать по порошку 2 раза в день.

  5. 6 порошков кальция глюконата по 0,4 г. По порошку 2 раза в день

  6. Глюкозы 1 г. Разделить на 5 равных частей. По порошку 3 раза в день.

  7. 6 порошков натрия бензоата по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

  8. Кислоты ацетилсалициловой 1,5 г. Разделить на 5 равных частей. Принимать по порошку 3 раза в день

  9. 6 порошков кислоты аскорбиновой по 0,25 г. По порошку 3 раза в день.

  10. Кальция глюконата 1,8 г. Разделить на 6 равных частей. Принимать по порошку 2 раза в день.

  11. 5 порошков глюкозы по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

  12. Натрия гидрокарбоната 2,5 г. Разделить на 5 равных доз. Принимать по порошку 1 раз в день.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Чему равна навеска вещества при разделительном способе прописывания?

  2. Цель стадии измельчения и основные пути достижения оптимальной степени измельчения.

  3. Фармацевт измельчил 5,5 грамм порошка в ступке № 3. Оцените правильность его действий.

  4. Изготавливая порошки для внутреннего применения, фармацевт просеял их через сито №1. Оцените его действия.

  5. Обоснуйте выбор упаковочного материала для порошков, содержащих ментол и камфору.

  6. Как проверить однородность и сыпучесть порошка?

Практическое занятие по теме: «Изготовление сложных порошков, дозированных и недозированных»
Цель занятия: научиться изготавливать сложные порошки и оценивать их качество.
Вопросы, которые необходимо изучить перед занятием:

  1. Определения порошков как лекарственной формы и дисперсной системы

  2. Характеристика порошков, требования к порошкам по ГФ.

  3. Классификация порошков по составу, способам применения, характеру дозирования, способам прописывания.

  4. Способы прописывания порошков.

  5. Стадии технологического процесса приготовления сложных порошков.

  6. Правила подбора упаковочного материала в соответствии с физико-химическими свойствами компонентов порошка.

  7. Дозирование порошков.

  8. Оценка качества порошков.

  9. Оформление к отпуску порошков.


Самостоятельная работа

  1. Выпишите рецепт на латинском языке, опишите технологию изготовления:

  • левомицетина, гексаметилентетрамина поровну по 2 г, окиси цинка 15 г. Присыпка.

  • 30 порошков, содержащих пиридоксина гидрохлорида по 0,01 г, кислоты аскорбиновой по 0,1 г, глюкозы по 0,3 г. По порошку 3 раза в день.

  1. Выпишите рецепт на латинском языке, проведите расчёты, опишите технологию изготовления. Приготовьте по рекомендуемым прописям порошки и оцените их качество. Упакуйте порошки, оформите их к отпуску, напишите паспорта письменного контроля и сдайте преподавателю.

  2. Рекомендуемые прописи:

  • 6 порошков, содержащих висмута нитрата основного по 0,1 г, натрия гидрокарбоната по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день

  • Кислоты аскорбиновой 1,8 г, кальция лактата 0,6 г. Разделить на 6 равных доз. Принимать по порошку 2 раза в день


Вопросы для самоконтроля.

  1. Технологические стадии изготовления сложных порошков.

  2. Обоснуйте выбор ступки для порошков с пылящими веществами.

  3. Какие вещества выбирают первыми для затирания пор ступки?

  4. По какому принципу добавляют вещества после того, как поры ступки затёрты?

  5. Какое соотношение веществ должно быть выдержано для получения однородной массы при смешивании?

  6. Какие вещества добавляют в ступку в последнюю очередь?

  7. Как вводят в состав порошка ядовитые и сильнодействующие вещества?


Практическое занятие по теме: «Изготовление порошков с лекарственными средствами списка «Б», проверка доз»

Цель занятия: научиться изготавливать порошки лекарственными средствами списка «Б», проверять разовые и суточные дозы этих веществ, оценивать качество изготовленных лекарственных форм.
Вопросы, которые необходимо изучить перед занятием:

  1. Определения порошков как лекарственной формы и дисперсной системы

  2. Характеристика порошков, требования к порошкам по ГФ.

  3. Способы прописывания порошков.

  4. Правила хранения и применения сильнодействующих веществ.

  5. Стадии технологического процесса приготовления сложных порошков.

  6. Изготовление порошков, содержащих только сильнодействующие вещества.

  7. Изготовление порошков с экстрактами сухими, густыми и жидкими.

  8. Правила подбора упаковочного материала и дозирование порошков.

  9. Оценка качества и оформление к отпуску порошков.

Самостоятельная работа

1. Выпишите рецепт на латинском языке, рассчитайте РД и СД сильнодействующих веществ, сравните с ВРД и ВСД, сделайте вывод о возможности изготовления лекарственной формы, опишите технологию изготовления:

  • 30 порошков, содержащих папаверина гидрохлорида по 0,015 г, димедрола по 0,002, кальция глюконата по 0,3 г. Принимать по порошку 3 раза в день.

  • экстракта белладонны 0,2 г, магния сульфата и магния карбоната основного по 1,5 г. Разделить на 10 равных доз. Принимать по порошку 2 раза в день. Использовать раствор густого экстракта 1:2 (0,1 г = 4 каплям раствора) или сухой экстракт.

2. Выпишите рецепт на латинском языке, рассчитайте РД и СД сильнодействующих веществ, сравните с ВРД и ВСД, сделайте вывод о возможности изготовления лекарственной формы, проведите расчёты, опишите технологию изготовления. Приготовьте по рекомендуемым прописям порошки и оцените их качество. Упакуйте порошки, оформите их к отпуску, напишите паспорт письменного контроля и сдайте преподавателю.

Рекомендуемые прописи:

  1. 6 порошков, содержащих папаверина гидрохлорида по 0,04 г, кофеина бензоата натрия по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

  2. Анестезина и натрия гидрокарбоната поровну по 1,8 г. Разделить на 6 равных доз. Принимать по порошку 3 раза в день.

  3. 6 порошков, содержащих новокаина по 0,03 г, висмута нитрата основного по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

  4. Дибазола 0,18 г, анальгина 1,8 г. Разделить на 6 равных доз. Принимать по порошку 2 раза в день.

  5. 6 порошков, содержащих левомицетина по 0,3 г, сахара молочного по 0,2 г. Принимать по порошку 3 раза в день.

  6. Анальгина 1,2 г, кальция глюконата 1,5 г. Разделить на 6 равных доз. Принимать по порошку 2 раза в день.

Вопросы для самоконтроля

  1. Действия фармацевта в случае, если РД и СД сильнодействующих веществ превышает ВРД и ВСД?

  2. Обоснуйте замену густого экстракта белладонны на сухой.

  3. Особенности изготовления порошков в случае, если соотношение веществ превышает 1:20.

  4. Правила введения жидкостей в порошки.

  5. Чем затирают поры ступки, если в рецепте прописаны только сильнодействующие вещества?

Практическое занятие по теме: «Изготовление порошков с лекарственными средствами списка «А», проверка доз»

Цель занятия: научиться изготавливать порошки лекарственными средствами списка «А», проверять разовые и суточные дозы этих веществ, оценивать качество изготовленных лекарственных форм.
Вопросы, которые необходимо изучить перед занятием:

  1. Характеристика порошков, требования к порошкам по ГФ.

  2. Способы прописывания порошков.

  3. Правила прописывания ядовитых и наркотических веществ, порядок их хранения и отпуска из аптек.

  4. Стадии технологического процесса приготовления сложных порошков.

  5. Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими веществами.

  6. Порядок оформления ППК и рецепта на ядовитые и наркотические вещества.

  7. Правила подбора упаковочного материала и дозирование порошков

  8. Оценка качества и оформление к отпуску порошков.


Самостоятельная работа

  1. Выпишите рецепт на латинском языке, рассчитайте РД и СД ядовитых и сильнодействующих веществ, сравните с ВРД и ВСД, сделайте вывод о возможности изготовления лекарственной формы, опишите технологию изготовления:

  • 60 порошков, содержащих атропина сульфата по 0,0015 г, папаверина гидрохлорида по 0,04 г, анестезина по 0,15 г, натрия сульфата 0,2 г. Принимать по порошку 3 раза в день.

  • платифиллина гидротартрата 0,06 г, сахара 7,5 г. Разделить на 30 равных доз. Принимать по порошку 2 раза в день.

  1. Выпишите рецепт на латинском языке, рассчитайте РД и СД ядовитых и наркотических веществ, сравните с ВРД и ВСД, сделайте вывод о возможности изготовления лекарственной формы, проведите расчёты, опишите технологию изготовления с оценкой качества лекарственной формы. Оформите порошки к отпуску, напишите паспорт письменного контроля и сдайте преподавателю.

Рекомендуемые прописи:

1. 60 порошков, содержащих, атропина сульфата по 0,001 г, кофеина бензоата натрия по 0,05 г, сахара по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

2. 50 порошков, содержащих платифиллина гидротартрата по 0,002 г, новокаина по 0,01 г, магния оксида по 0,2 г. По порошку 3 раза в день.

3. 20 порошков, содержащих промедола по 0, 003 г, анальгина по 0,2 г и сахара по 0,25 г. По порошку 3 раза в день.

4. 12 порошков, содержащих прозерина по 0,005 г, тиамина бромида

по 0,03 г, кальция глюконата по 0,2 г. Принимать по порошку 3 раза в день.

5. 15 порошков, содержащих фенобарбитала по 0,01 г, дибазола по 0,03 г и сахара по 0,2 г. Принимать по порошку 1 раз в день.

6. 12 порошков, содержащих платифиллина гидротартрата по 0,005 г, папаверина гидрохлорида по 0,05 г, эуфиллина по 0,2 г. Принимать по порошку 2 раза в день.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Действия фармацевта при приеме рецепта на препарат, содержащий наркотические или ядовитые вещества.

  2. Как изготовить порошок, если все вещества, входящие в его состав относятся к спискам «А» или «Б»?

  3. Кто отвешивает ядовитые и наркотические вещества в аптеке?

  4. Что представляет собой сигнатура?

  5. Правила оформления и отпуска лекарственных форм с ядовитыми и наркотическими веществами.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания к практическим занятиям по общей, неорганической...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической предназначены для студентов специальности...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организации»
Экономика организации [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальностям...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по оп. 06 Основы аналитической химии для студентов...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания для обучающихся отделения «Фармация»
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки обучающихся отделения «Фармация» к семинарско-практическим занятиям...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по практическим занятиям для студентов специальностей...
Методические указания разработаны в соответствии с программой предмета "Теория резания, тепловые процессы в технологических системах"...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconУчебно-методическое пособие для студентов 1, 2 курса очной формы...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-очников (1-2 курсов) учебных заведений (факультетов) неязыковых специальностей...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconУчебно-методическое пособие по клинической фармакологии Оренбург, 2007
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по выполнению практической (лабораторной) работы...
...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconР. В. Треушников Методические указания по подготовке и сдаче квалификационного...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет...

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconУчебно-методическое пособие «язык программирования pascal» для студентов...
Методические указания соответствуют рабочей программе по специальности 09. 02. 03 Программирование в компьютерных системах. 2

Учебно-методическое пособие Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 33. 02. 01. «Фармация» iconМетодические указания по практическим занятиям по учебной дисциплине...
Информатика для студентов специальности 23. 02. 06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и Положения об организации...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск