Схема написания психолого-педагогической характеристики воспитанника мдоу №
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.и.о. ребенка___________________________________________________________________
Дата рождения__________________ домашний адрес_______________________________
Дата поступления ребенка в дошкольное учреждение, откуда поступил (из семьи, из другого доу), были ли длительные перерывы в посещении образовательного учреждения, по каким причинам__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
На данный момент посещает ___________ группу (старшую, среднюю, подготовительную и др.)
2. Характеристика семьи (ф.и.о. родителей, место работы, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер, кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие), уделяется ли достаточно внимания воспитанию и обучению ребенка
3. Особенности внешнего вида ребенка: (осанка, походка (моторно неловок, неуклюж), жесты, мимика, наличие слюнотечения и т.д.)
4. Соматическое здоровье (группа здоровья, болеет редко, часто болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, аппетит и дневной описываем, если они нарушены)
5. Особенности поведения
Спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нарушения поведения, вредные привычки, доминирующие увлечения и интересы (отсутствуют, слабо выражены, имеют определенную направленность (игра, труд, музыка, рисование, лепка, танцы и др.), реакция на замечания, ошибки, одобрение; взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими (адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д.; умение подчиняться требованиям взрослых); как понимает требования воспитателя; поведение на занятиях: активно ли вступает в контакт с педагогом, участие в работе во время занятий; поведение в играх с детьми: активный (пассивный, гипердинамичный, молчаливый, замкнутый, медлительный, агрессивный, конфликтный).
6. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: навыки самообслуживания сформированы по возрасту или описываем только отклонения от возрастной нормы.
Особенности игровой деятельности:
Любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины; любимая игрушка, наличие идентификации с ней.
7. Работоспособность и отношение к занятиям:
Обратить внимание на то, как ребенок работает: заинтересован ли в выполнении заданий, целенаправленно стремиться довести работу до конца, устойчив в работе или легко отвлекается (без внешних раздражителей или с внешними раздражителями), работает быстро или медленно, как быстро утомляется (в начале, середине, конце занятия), как проявляется утомляемость (становится вялым, возбуждается), наблюдаются резкие колебания работоспособности, как быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход
8. Особенности психического развития и степень усвоения программного материала: данный раздел описывается по классическим нормам возрастного развития (даны ниже) и на основе требования программного материала. При описании указывается степень освоения: усвоено, умеет, в стадии формирования, усвоено неравномерно, знания не автоматизированы (забывает), не усвоено, на данный момент не умеет…
9. Характеристика речи ребенка: описывается в соответствии с возрастными нормами развития (см. ниже).
Словарь: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов
Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации действий и по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.
Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)
Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен
Сформированность навыка звукового анализа и синтеза, знаний по обучению грамоте (подготовительный возраст): отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв, умение читать слоги, отдельные слова
Возрастные нормы психического развития ребенка
(критерии результативности)
К полным 4 годам
Восприятие
|
Цвета
|
Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Формы
|
Шар —круг, куб —квадрат, треугольник
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Величины
|
Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Пространства
|
Далеко — близко, высоко — низко
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Эмоционального
Состояния
|
Радость, грусть, гнев
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Времени
|
День, ночь, лето, зима, допустимо путать осень-весна
|
Называет с признаками, просто называет, узнает на картинке, называет текущее время года и часть суток.
|
Память
|
Зрительная образная: объем —4-5 предметов.
Слуховая образная: объем —3-4 звука.
Слуховая вербальная: объем —4 слова.
Тактильная: объем —3-4 предмета.
|
|
Внимание
|
Объем —4 предмета.
Устойчивость —10-12 минут.
|
|
Концентрация
|
Нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета
—при слабой штриховке.
|
|
Воображение
Репродуктивное
|
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, —взрослый не показывает) с элементами творческого
Дорисовывания, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей
|
|
Развитие интеллектуальной сферы
|
Анализ
|
Описание предмета по известным признакам.
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку.
Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.
Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Конструирует из кубиков по подражанию.
|
|
Зрительный синтез
|
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей —со зрительной опорой или наложением на образец.
|
|
Сравнение предметов
|
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
|
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
|
Обобщение
|
По цвету, форме величине, эмоциональному состоянию, животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, овощи, фрукты.
|
|
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
|
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. Д.) —ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
|
|
Сериация
|
По цвету —3 оттенка;
По величине - 5 предметов;
По расположению в пространстве - 3 положения;
Серия последовательных картинок к известной сказке—4 картинки
|
|
Классификация
|
На основе имеющихся обобщений по одному признаку самостоятельно.
|
|
Эмоциональная сфера
|
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
|
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных
Движений).
|
Коммуникативная сфера
|
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
|
|
Волевая сфера
|
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
|
|
Психофизиологическая сфера
|
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
|
|
Общая моторика, моторика рук
|
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
|
|
Зрительно-двигательная координация
|
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника
|
|
Математика
|
дифференцирует «один-много», считает до пяти механически.
|
|
Речевое развитие:
- имеет словарный запас - более 1000 слов;
- легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
- может использовать глаголы в прошедшем времени;
- может задавать много вопросов;
- может использовать слова, которые полностью не понятны;
- может начать использовать вульгарные слова;
- учится и поет простые песни;
- участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
правильно произносит звуки ш, ж, ч, щ;
Пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту (курочка ряба, теремок, репка);
Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.
Понимание речи:
Понимает названия цветов: "дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("дай мне красный кубик и голубой шар").
К полным 5 годам
Восприятие
|
Эмоциональных состояний
|
Радость, грусть, гнев, удивление, испуг
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Звука
|
Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка
|
Узнавание, описание (громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой), подражание
|
Запаха
|
Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый,
Цитрусовый, ванильный
|
Узнавание, описание (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий)
|
Вкуса
|
Сладкий, горький, кислый, соленый
|
Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как...)
|
Свойства
Предметов
|
Тяжелый — легкий, жесткий — мягкий,
Шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый.
По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. Д.)
|
узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
|
Пространства
|
Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади
|
Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте.
|
Времени
|
Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра.
|
Соотнесение события со временем его происшествия
|
Память:
|
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4 —5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4 — 5 предметов
|
|
Внимание:
|
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15 — 20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
|
|
Воображение:
|
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
|
|
Развитие интеллектуальной сферы
|
Анализ
|
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
|
|
Зрительный синтез
|
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец
|
|
Сравнение предметов
|
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
|
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
|
Обобщение
|
На основе изученных свойств;
— по материалу;
— по эмоциональному состоянию;
К 4 летнему + времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
|
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений
|
Сериация
|
— по цвету — 4 оттенка;
— по величине — 5 предметов;
— по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
— по свойствам — 3 предмета.
|
|
Классификация
|
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
|
|
Эмоциональная сфера
|
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний:
|
Радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
|
Коммуникативная сфера
|
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым
|
|
Волевая сфера
|
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила — в учебной ситуации
|
|
Математика:
|
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
|
|
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки
|
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
|
|
Речь:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть стихотворения.
- словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
- ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
- при вопросах - более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
- отвечает на вопросы «почему»;
- задает вопросы другим, в том числе родителям;
- уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
К полным 6 годам
Восприятие
|
Цвета, формы, величины, пространства, времени
|
Сформированы в полном объеме
|
Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте.
Соотнесение события со временем его происшествия
|
Эмоционального
Состояния
|
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
|
|
Память
|
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
|
|
Внимание
|
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
|
|
Воображение
|
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей придуманных самим ребенком, и т.д.)
|
|
Развитие интеллектуальной сферы
|
Анализ
|
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
|
|
Зрительный синтез
|
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со зрительной опорой на образец
|
|
Сравнение предметов
|
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
|
|
Обобщение
|
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка;
Дикие и домашние животные;
Растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
Вещи (головные уборы, одежда, обувь);
—рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
|
Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений
|
Сериация
|
По цвету — 5 оттенков;
По величине — 7 предметов;
По эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) - 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
— серия из 5 последовательных картинок.
|
|
Классификация
|
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
|
|
Эмоциональная сфера
|
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
• знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
|
|
Коммуникативная сфера
|
Умение объединяться в пары для совместной работы.
умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
|
|
Волевая сфера
|
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
|
|
Личностная сфера
|
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
|
|
Общая моторика, моторика рук
|
Сформирована
|
|
Зрительно-двигательная координация
|
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
|
|
Представления об окружающем мире
|
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии, может назвать дату рождения. Знает название города, страны.
|
|
Математические представления
|
Соотносит цифру с количеством предметов. Может отобрать количество по заданному числу в пределах 10. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
|
|
Речевое развитие:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. Д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
К полным 7 годам
Восприятие
|
Без нарушений
|
|
Память
|
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная: объем — 7 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов.
Тактильная: объем — 7 предметов.
|
|
Внимание
|
Объем — 7-8 предметов.
устойчивость — 25-30 минут.
концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные изображения
|
|
Воображение
|
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
|
|
Развитие интеллектуальной сферы
|
Анализ
|
Умение устанавливать причинно - следственные связи.
умение находить решение проблемных ситуаций.
умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
|
|
Зрительный синтез
|
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
|
|
Сравнение предметов
|
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
|
|
Обобщение
|
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений
|
|
Сериация
|
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
|
|
Классификация
|
По существенным признакам
|
|
Волевая сфера
|
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
|
|
Личностная сфера
|
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
|
|
Математические представления
|
Пишет цифры от 0 до 10. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Сравнение множества в пределах 10. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Решает простые примеры на +,-
|
Сравнение: приложением, пересчетом
|
Представления об окружающем мире
|
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
|
|
Мотивационная готовность к школе
|
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
|
|
Речевое развитие:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
За основу взята книга: Куражева н.ю., Вараева н.в. «Психологические занятия с дошкольниками»
|