1. Цели производственной практики
Целями освоения производственной практики являются:
- повышение качества профессиональной подготовки студентов;
- закрепление полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла;
- совершенствование навыков самостоятельной практической работы по проектированию элементов программного обеспечения.
2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются:
- получение практических навыков в области разработки современного программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям заказчика;
- получение практических навыков при разработке программного обеспечения коллективом программистов, тестировании, внедрении и сопровождении программного обеспечения.
3. Место производственной практики в структуре ОП бакалавриата
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
|
Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
Современные системы программирования
Программирование мобильных устройств, Конструирование программного обеспечения, Проектирование и архитектура программных систем, Программно-аппаратные средства защиты информации
|
Дипломная (выпускная квалификационная) работа
|
4. Форма проведения производственной практики
Виды деятельности бакалавра в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие логического мышления, стратегического видения ситуации, умение руководить группой людей. Производственная практика представляет собой выполнение практических работ с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на выполнение конкретных задач по автоматизации предприятия.
5. Место проведения производственной практики
Практика может проводиться на предприятиях любых форм собственности (организация, фирма, НИИ, кафедра, лаборатория и т.д.) и должна быть организована в ИТ-отделах (подразделениях).
В период практики обучающиеся подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на предприятии.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
Обучающийся должен знать нормативные и распорядительные документы, регламентирующие деятельность предприятия, подразделений, должностные инструкции; организационную структуру предприятия, место ИТ-подразделений, их задачи и взаимодействие с другими подразделениями.
|
Обучающийся должен уметь выполнять обследование объектов автоматизации, анализ предметной области в соответствии с поставленными для прохождения практики задачами; применять современные технологии разработки программного обеспечения, используемые на предприятии, для решения профессиональных задач; разрабатывать техническую документацию согласно стандартам.
|
Обучающийся должен владеть навыками применения инструментальных средств разработки программного обеспечения, используемых на предприятии; навыками оформления программной документации.
|
Обучающийся должен иметь представление о современных информационных технологиях, используемых на предприятии, о средствах создания, контроля качества программного обеспечения; об организации деятельности ИТ-подразделений, работы ИТ-специалистов; о решаемых задачах, связанных с разработкой и использованием ИТ, выполняемых проектов.
|
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1
|
понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой
|
ПК-2
|
способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования
|
ПК-3
|
готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности
|
ПК-4
|
готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности
|
ПК-5
|
умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
|
ПК-6
|
способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта
|
ПК-7
|
способность выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график
|
ПК-8
|
способность готовить коммерческие предложения с вариантами решения
|
ПК-9
|
выпускник должен демонстрировать; знакомство с архитектурой ЭВМ и систем
|
ПК-10
|
умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов
|
ПК-11
|
навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации
|
ПК-12
|
навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения
|
ПК-13
|
способность оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения
|
ПК-14
|
способность создавать программные интерфейсы
|
ПК-16
|
навыки использования различных технологий разработки программного обеспечения
|
ПК-17
|
умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения
|
ПК-19
|
понимание стандартов и моделей жизненного цикла
|
ПК-20
|
навыки проведения практических занятий с пользователями программных систем
|
ПК-15
|
навыки использования операционных систем, сетевых технологий, средств разработки программного интерфейса, применения языков и методов формальных спецификаций, систем управления базами данных
|
ПК-18
|
понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества
|
ПК-21
|
способность оформления методических материалов и пособий по применению программных систем
|
ПК-22
|
понимание классических концепций и моделей менеджмента в управлении проектами
|
ПК-23
|
понимание методов управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения
|
ПК-24
|
понимание основ групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии
|
ПК-25
|
понимание методов контроля проекта и умение осуществлять контроль версий
|
ПК-26
|
понимание основных концепций и моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения
|
ПК-27
|
понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг)
|
|
7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 6 недель, 324 академических часа.
№ п/п
|
Разделы (этапы) практики
|
Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу обучающихся
|
Трудоемкость в часах
|
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
|
|
6 семестр
|
1
|
Знакомство со структурой подразделения, ознакомление с техническими средствами выделенного рабочего места, инструктаж по технике безопасности, производственный инструктаж
|
Ознакомление с техническими средствами, подготовка к собеседованию по технике безопасности
|
6
|
собеседование
|
2
|
Получение задания на практику, его детализация
|
Анализ полученного задания
|
4
|
|
3
|
Ознакомление с маршрутом (функционалом) проектирования в предложенной среде
|
Освоение технологий проектирования
|
8
|
собеседование
|
4
|
Освоение программного обеспечения, требуемого для выполнения полученного задания
|
Освоение методик использования программных средств
|
16
|
собеседование
|
5
|
Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
|
Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
|
16
|
собеседование
|
6
|
Синтез структуры разрабатываемого модуля приложения в соответствии с требованиями технического задания
|
Знакомство с методами и алгоритмами работы компонентов программных комплексов
Разработка диаграмм классов, модели данных. Разработка топологии
|
16
|
оценка результатов
|
7
|
Моделирование работы полученной структуры модуля
|
Анализ полученной структуры либо тестирование разработанного программного модуля
|
16
|
оценка результатов
|
8
|
Анализ полученных результатов
|
сам. работа
|
12
|
оценка результатов
|
9
|
Оформление отчета по практике
|
сам. работа
|
10
|
отчет с выводами и
предложениями
|
10
|
Защита отчета по практике
|
|
4
|
зачет
по практике
|
|
8 семестр
|
1
|
Знакомство со структурой подразделения, ознакомление с техническими средствами выделенного рабочего места, инструктаж по технике безопасности, производственный инструктаж
|
Ознакомление с техническими средствами, подготовка к собеседованию по технике безопасности
|
8
|
собеседование
|
2
|
Получение задания на практику, его детализация
|
Анализ полученного задания
|
8
|
|
3
|
Ознакомление с маршрутом (функционалом) проектирования в предложенной среде
|
Освоение технологий проектирования
|
16
|
собеседование
|
4
|
Освоение программного обеспечения, требуемого для выполнения полученного задания
|
Освоение методик использования программных средств
|
34
|
собеседование
|
5
|
Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
|
Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
|
34
|
собеседование
|
6
|
Синтез структуры разрабатываемого приложения в соответствии с требованиями технического задания
|
Знакомство с методами и алгоритмами работы компонентов программных комплексов
Разработка диаграмм классов, модели данных. Разработка топологии
|
40
|
оценка результатов
|
7
|
Моделирование работы полученной структуры разрабатываемого приложения
|
Анализ полученной структуры либо тестирование разработанного приложения
|
32
|
оценка результатов
|
8
|
Анализ полученных результатов
|
сам. работа
|
26
|
оценка результатов
|
9
|
Оформление отчета по практике
|
сам. работа
|
14
|
отчет с выводами и
предложениями
|
10
|
Защита отчета по практике
|
|
4
|
зачет
по практике
|
|
ИТОГО:
|
|
324
|
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
Во время проведения производственной практики используются следующие технологии: индивидуальное обучение приемам работы и настройки сред программирования, правилам организации построения программного кода, обучение методикам обработки и интерпретации информационного обеспечения инженерных процессов, коллективная система разработки программных проектов. Предусматривается проведение самостоятельной работы обучающихся под контролем руководителя практики от производства на всех этапах работ и обработки получаемых данных. Осуществляется обучение правилам написания инструкций для пользователей разрабатываемого приложения.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающегося на производственной практике
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
1. Технологические и функциональные стандарты.
2. Современные модели и методы оценки качества программного обеспечения.
3. Требования к информационной системе.
4. Содержательные алгоритмы обработки информации.
5. Современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии.
6. Проектирование модели данных информационной системы.
7. Проектирование приложений как компонента информационной системы.
8. Проектирование инфраструктуры информационной системы.
9. Проектирование защиты и безопасности информационной системы.
10. Управление проектом на этапе создания детальных проектов компонентов информационной системы.
11. Тестирование и отладка программного кода.
12. Менеджмент качества ИТ-проекта.
13. Методы и средства обеспечения информационной безопасности.
14. Рынок программно-технических средств.
15. Внедрение, адаптация и настройка инженерных информационных систем.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Обучающийся должен предоставить по итогам практики:
1) Дневник производственной практики;
2) Индивидуальное задание на производственную практику;
3) Отчет по производственной практике.
В процессе оформления документации обучающийся должен обратить внимание на правильность оформления документов.
В дневнике должны быть отражены результаты текущей работы и выполненные задания. Дневник производственной практики заполняется лично обучающимся.
Записи о выполненных работах производятся по мере необходимости. Достоверность записей проверяется руководителем от предприятия и заверяется его подписью.
После окончания производственной практики организуется защита отчета по всем разделам практики. В результате обучающемуся на основе персональных оценок по каждому разделу практики и защиты отчета выставляется окончательная оценка по производственной практике.
Основные критерии оценки практики:
- деловая активность студента в процессе практики;
- производственная дисциплина студента;
- устные ответы студента при защите отчета;
- качество выполнения отчета о практике;
- оценка руководителей практики от предприятия и кафедры.
Отчет по практике должен иметь описание проделанной работы и быть представлен в электронном виде и на бумажном носителе.
Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку бакалавра.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
№
|
Перечень основной производственной и дополнительной литературы по темам практики (с указанием количества экземпляров в библиотеке), программное обеспечение и Интернет-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение
|
Основная производственная литература
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". - М. : Омега-Л, 2007. - 19 с.
Макконнелл, С. Совершенный код. Мастер-класс : практ. рук. по разраб. програм. обеспечения / [пер. с англ. под общ. ред. В. Г. Вшивцева]. - М. : Рус. Ред., 2007. - 896 с.
Оскерко, В. С., Пунчик, З. В. и др. Технологии баз данных : учеб. пособие для вузов. - Минск : Изд-во БГЭУ, 2007. - 171 с.
Эспозито, Д. Microsoft ASP.NET 2.0. Углубленное изучение : пер. с англ. : мастер-класс. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с.
Алексеев, В. Е., Таланов, В. А. Графы и алгоритмы. Структуры данных. Модели вычислений : учеб. - М. : Интернет-Ун-т информ. технологий, 2006. - 320 с.
Канер С., Фолк Дж., Кек Нгуен Е. Учебно-исследовательская работа в семестре: Пер. с англ. - К: ДиаСофт, 2001. - 544 с.
Тамре Л. Введение в Учебно-исследовательская работа в семестре. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - С. 368.
|
3
3
5
3
2
3
3
|
Дополнительная литература
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
|
Иан С. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.-624 с.
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических
информационных систем: учеб. для экон. вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 347 с.
Иванова Г.С. Объектно-ориентированное программирование: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М. :
Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. - 367 с.
Калбертсон Р., Браун К., Кобб Г. Быстрое тестирование. – М.: Вильямс , 2001. – 384 с.
Kaner C., Bach J., Pettichord B. Lessons Learned in Software Testing. - Wiley, 2001. – 352 с.
Мартин Фаулер Архитектура корпоративных программных приложений. Москва. Изд. Вильямс 2004.
К. Гецци, М. Джазайери, Д. Мандриоли .Основы инженерии программного обеспечения. - Санкт-Петербург БХВ 2005.
Э. Таненбаум, М. Стеен Распределенные системы. Принципы и парадигмы. - Питер 2004.
Д. Макгрегор, Д.Сайкс. Тестирование объектно-ориентированного программного обеспечения. 2002.
Beck. Test-Driven Development: By Example. Addison-Wisley, 2003.
Э.Салливан .Время-деньги. - Microsoft Press, Русская редакция. - М., 2002.
Бек, К. Экстремальное программирование. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2002.
Болски М. Язык программирования Си: справочник. М.: Радио и связь, 1988, 96 с.
ДКерниган Б.В., Плоджер Ф.Д. Элементы стиля программирования. М.: Радио и связь, 1989, 304 с.
Керниган Б.В., Ритчи Д., Плоджер Ф.Д. Язык программирования Си. Задачи по языку Си. М.: Финансы и статистика, 1985, 279 с.
Программирование на языке C : пер. с англ. / С. Кочан. - 3-е изд. - М. : Вильямс, 2007. - 489 с.
Шнейдерман Б. Психология программирования. М.: Радио и связь, 1984, 304 с.http://programmersclub.ru/21/
|
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Портал об автоматизированном тестировании ПО [Электронный ресурс]. -
http://automated-testing.info/tools/performance-testing
Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/
Sun Microsystems. Java Language Specification, http://java.sun.com/j2se/
Object Management Group's Unified Modeling Language http://www.omg.org/uml/
Сервер информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим
доступа к сайту: http://citforum.ru/ свободный.
Интерфейс. Портал по ИТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.interface.ru/home.asp свободный.
AlgoList – алгоритмы, методы, исходники [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://algolist.manual.ru/ свободный.
RSDN [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.rsdn.ru/ свободный.
Интернет-Университет Информационных Технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.intuit.ru/ свободный.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.ict.edu.ru/ свободный.
Центр образовательных ресурсов Microsoft [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.microsoft.com/rus/education/highereducation/faculty/resource-center.aspx свободный.
|
11. Материально-техническое обеспечение производственной практики
|
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
|
Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
|
IT-отдел предприятия
|
Операционная система Windows, Linux, Mac OS.
|
Обучающее
|
IT-отдел предприятия
|
Программа VS.Net, Java, Perl, Python и др.
|
Обучающее
|
IT-отдел предприятия
|
Офисный интегрированный пакет Microsoft Office 2010.
|
Обучающее (для подготовки отчета)
|
12. Обязанности обучающегося (практиканта) при прохождении производственной практики
Права обучающегося:
знакомиться со структурой, организацией деятельности организации (предприятия);
участвовать при выполнении непосредственной работы над индивидуальным заданием;
обращаться к руководителям практики по вопросам практики.
Обязанности обучающегося:
в соответствии с приказом прибыть к месту прохождения практики в указанное время;
соблюдать распорядок дня практики. Проявлять дисциплинированность и исполнительность;
выполнять программу практики в полном объеме;
выполнять поручения и задания руководителей практики;
проявлять творческий и деловой подход при выполнении поручений и заданий руководителей практики;
составлять отчеты и схемы, предусмотренные программой прохождения практики;
в конце каждого рабочего дня делать записи о выполненной работе в дневнике практики;
по окончании практики заполнить дневник практики, подготовить отчет о прохождении практики, соответствующие приложения и блок-схемы;
представить на кафедру: отчет о прохождении практики, с приложениями (+ СD), дневник практики;
13. Обязанности руководителя практики от кафедры
определить в соответствии с программой практики конкретные мероприятия с участием (или в присутствии) обучающихся, разъяснить при необходимости смысл, содержание и назначение отдельных действий;
представлять информацию о каждом прикрепленном обучающемся с оценкой его теоретических знаний;
подписать отчет обучающегося о практике, при необходимости внести в отчет замечания и предложения по работе обучающегося и совершенствованию организации практики.
Обязанности руководителя практики от предприятия
предварительно согласовывать вопросы организации практики с руководством практики;
обеспечить личную безопасность обучающимся;
принять участие в закреплении соответствующих руководителей практики за обучающимися в общем инструктаже, проводимом непосредственно после начала практики;
организовывать групповые и индивидуальные консультации, дополнительные занятия по вопросам и проблемам, возникающим во время прохождения практики;
осуществлять ежедневный контроль и оказывать постоянную помощь по вопросам, возникающим в ходе практики;
изучить и обобщить результаты практики, организовать защиту отчета обучающимися по материалам практики;
по итогам практики подготовить отчет о работе обучающихся, указав положительный и отрицательный опыт и предложения по совершенствованию практики.
14. Дополнения и изменения в рабочей программе практики на учебный год _____/______
|
Следующие записи относятся к п.
|
Автор
|
Зав. кафедрой
|
|
Принято УМУ______________________________ Дата:_____________________
|