Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молдавская, д. 23 «б», тел. (факс) 8 (351) 742-89-89, e-mail mounosh95@mail.ru
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
________ ________________
«___» ___________ 2015 г.
|
|
СОГЛАСОВАНО:
зам.директора по ВР
________ Н.П.Погорельская
«___» сентября 2015 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ НОШ № 95 _______Л. А. Емельянова
«___» сентября 2015 г.
|
|
|
|
|
Рабочая программа
|
|
|
дополнительного образования
|
|
|
«Легоконструирование и робототехника»
|
|
|
Направление: техническое творчество
|
|
|
на 2014-2015 учебный год
|
|
|
возрастная категория учащихся: 5-12 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработчик:
|
|
|
|
|
педагог
дополнительного образования
Елпанова Н.П.
|
|
|
|
|
Челябинск, 2014
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Легоконструирование и робототехника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программных разработок Lego Mindstorms, с использованием пособий и разработок Lego education – официальный сайт http://education.lego.com.
Программа дополнительного образования«Легоконструирование и робототехника» реализует научно-техническое направление дополнительного образования. Она ориентирована на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, а также на младших школьников.
Данная программа дополнительного образования рассчитана на четыре года обучения (один час в неделю).
Рабочая программа дополнительного образования «Легоконструирование и робототехника» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010 г. № 1241);
О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707)
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методическое письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015 - 2016 учебном году».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ №95 на 2015-2019 гг.
Школьный учебный план МБОУ НОШ №95 на 2015 – 2016 учебный год.
Положение о дополнительного образования учащихся МБОУ НОШ №95.
Положение о рабочей программе по дополнительного образования МБОУ НОШ №95.
Цель программы: развитие общеучебных навыков детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-4 классов с помощью моделирования и программирования конструктора «Lego».
Задачи программы:
- развитие общеучебных, коммуникативных умений;
- формирование элементов информационной культуры через навыки информационного видения явлений и процессов окружающего мира при создании моделей (текст, диаграмма, рисунок, модель конструктора);
- формирование навыков программирования;
- развитие образного и логического мышления, мелкой моторики руки и творческих способностей;
- развитие технического мышления, формирование умения самостоятельно решать поставленную задачу через реализацию метопредметных связей;
- развитие коммуникативных умений и способность строить комфортные коммуникативные отношения в микрогруппе и коллективе.
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реализация преемственности дошкольного и начального школьного обучения средствами легоконструирования и робототехники – основная специфика данной программы. Необходимо также отметить, что дети дошкольного возраста являются воспитанниками коррекционной ДОО при школе МБОУ НОШ №95. В результате будут сформированы 4 группы дошкольников: две логопедические, две с задержкой психического развития.
Особенности работы с логопедической группой детей:
развитие слухового внимания;
сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок;
диалогическая и монологическая речь при ответе;
составление рассказов, историй;
совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
развитие творческого мышления.
Особенности работы с детьми, имеющими задержку в психическом развитии:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
неоднократное повторение чёткой инструкции;
проведение подготовительных занятий;
проявление педагогического такта;
развитие творческого мышления.
Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на освоение новых понятий в современном информационном обществе с выходом на практическое использование в среде WeDo и NXT, EV3.
Образовательные конструкторы позволяют учащимся:
- проявлять творческих подход к решению поставленных задач;
- распределять обязанности в группе;
- создавать программируемые модели реальных и фантастических объектов.
Особенностью реализации программы является использование образовательных конструкторов, так как образовательный конструктор и программное обеспечение к нему представляют детям прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Учение происходит успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта. Важно, что в конструировании и программировании ребенок строит свои знания, а учитель лишь консультирует работу. Программное обеспечение отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя.
Рекомендуемый тип занятия – комбинированный.
Рекомендуемая форма – эвристическая беседа с опорой на эвристические знания и опыт конструирования учащихся, фронтальная работа по решению информационных, конструкторских задач и программирования моделей.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ ПОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора LEGO Duplo, LEGO «Первые конструкции», LEGO «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
|
Знакомство с LEGO. «Первые конструкции»
|
1
|
1
|
|
Баланс конструкции
|
3
|
3
|
|
Строим конструкции
|
3
|
3
|
|
Устойчивость конструкции
|
3
|
3
|
|
Передача движения внутри конструкции
|
3
|
3
|
|
Оптимальная форма конструкции
|
3
|
3
|
|
LEGO «Первые механизмы»
|
9
|
9
|
|
Конструирование из LEGO. Проектная работа
|
10
|
10
|
ИТОГО:
|
35
|
35
|
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора Lego Duplo,
Lego «Простые механизмы», Robo Kids 2+ с детьми 6-7 лет (1 класс)
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
|
Знакомство с LEGO. Первые конструкции. Проектная работа
|
16
|
16
|
|
Lego «Простые механизмы». Зубчатые колёса
|
3
|
3
|
|
Lego «Простые механизмы». Колёса и оси
|
3
|
3
|
|
Lego «Простые механизмы». Рычаги
|
3
|
3
|
|
Lego «Простые механизмы». Шкивы
|
3
|
3
|
|
Первые роботы Robo Kids 2+
|
5
|
5
|
ИТОГО:
|
33
|
33
|
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора Lego Wedo, Lego, Lego «Простые механизмы» с детьми 8-9 лет (2 класс)
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
1.
|
Исследование простых механизмов и конструкций
|
4
|
4
|
2.
|
Силы и движение
|
4
|
4
|
3.
|
Измерение
|
3
|
3
|
4.
|
Энергия
|
3
|
3
|
5.
|
Машины с электродвигателем
|
4
|
4
|
6.
|
Lego Wedo «Зоопарк»
|
6
|
6
|
7.
|
Lego Wedo «Футбольный матч»
|
3
|
3
|
8.
|
Lego Wedo «Путешествие»
|
4
|
4
|
9.
|
Творческие проекты Lego
|
3
|
3
|
ИТОГО:
|
34
|
34
|
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT, Lego «Технология и физика 2» с детьми 9-10 лет (3 класс)
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
1.
|
Введение в робототехнику
|
3
|
3
|
2.
|
Программирование и конструирование NXT
|
27
|
27
|
3.
|
Lego и физика. Проектная работа
|
4
|
4
|
ИТОГО:
|
34
|
34
|
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора EV3, Lego «Первоисточники энергии» с детьми 10-11 лет (4 класс)
№ п/п
|
Раздел
|
Количество часов
|
По рабочей программе
|
По авторской программе
|
|
Знакомство со средой конструирования и программирования EV3
|
11
|
11
|
|
Введение в проектирование
|
7
|
7
|
|
Проектная работа с конструктором EV3
|
8
|
8
|
|
Lego «Первоисточники энергии»
|
6
|
6
|
|
Творческие проекты
|
2
|
2
|
|
|
Итого: 34
|
34
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
К личностным результатам освоения курса можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты.
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы NXT;
- как использовать созданные программы;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
- основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
уметь:
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели; использовать созданные программы;
- применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
навыками работы с роботами;
навыками работы в среде ПервоРобот NXT, EV3.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания;
выставки,
самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Мониторинг результатов осуществляется через наблюдение за работой учащихся в паре на занятиях и анализе продуктов совместной (2 человека) деятельности по следующим показателям:
- освоена сборка модели конструктора Lego серий WeDo и NXT, EV3;
- способны различать типы алгоритмов по последовательности шагов;
- умеют составлять простые программы для роботов с датчиками;
- владеют основными способами создания программируемых моделей по собственному замыслу.
Выход: командное участие в ежегодных городских конкурсах по робототехнике.
|