Скачать 185 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУНГУРСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» Рекомендовано Утверждаю: методическим советом Директор протокол № _____ Кадяева С.В. от «___» ___ 20__ г. «___» ______ 20__ г. Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» Автор: Югова Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУ ДО «ЦДОД» Кунгурский район – 2016 Подготовлено за счет денежных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках реализации инновационного социального проекта «Подросток в техносфере - путь в будущее!» Пояснительная записка В настоящее время робототехника является одним из передовых направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий переплетаются с проблемами искусственного интеллекта. Роботы совершенствуются, а сфера их применения становится всё шире, сейчас они используются в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом промышленном производстве. Развитие автоматизированных систем и робототехники изменило не только деловую сферу нашей жизни. Идёт интенсивная разработка домашних и обслуживающих роботов. Во многих странах есть национальные программы по развитию именно STEM образования, потому что место страны в мировой экономике в XXI веке будет определяться не количеством природных ресурсов, а уровнем самых передовых технологий, который определяется уровнем интеллектуального потенциала. Актуальность программы. В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», а также в Концепции развития дополнительного образования детей в РФ подчёркивается важность разработки инновационных образовательных программ в области научно-технического творчества детей и создания необходимых условий для занятий детей техническими видами деятельности. Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» позволяет объединить конструирование и программирование в одном курсе и привить подрастающему поколению интерес к техническому творчеству. Новизна программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» реализуется в рамках федерального инновационного социального проекта «Подросток в техносфере – путь в будущее!». Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства обучающихся с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры. Эти занятия дают детям представление о роботостроении и IT-технологиях, что является ориентиром в выборе будущей профессии. Проектный метод является основной формой обучения. Педагогическая целесообразность Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет детям раскрыть способности к техническому творчеству и изобретательству, что позднее поможет успешно самореализоваться. В процессе конструирования и программирования, учащиеся получают дополнительное образование области физики, механики, электроники и информатики. Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных роботов. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Обучение по данной программе позволяет учащимся:
Цель: создание условий для раскрытия способностей к техническому творчеству и развитию инженерного мышления учащихся. Задачи:
Отличительные особенности программы Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO WeDo и Lego Mindstorms EV3 как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях по робототехнике. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии. Содержание программы предусматривает последовательное изучение двух блоков: «Перворобот LEGO WiDo» и «Робот Mindstorms EV3». Каждый блок программы включает упражнения и творческие задания на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, речи. Блок «Перворобот LEGO WiDo» знакомит учащихся с основными терминами и понятиями: среда программирования, интерфейс, датчик, контроллер и др. Происходит обучение работе по инструкции, анализ получившейся модели и дальнейшая творческая самостоятельная её доработка. Блок «Робот Mindstorms EV3» знакомит учащихся со способами конструирования и программирования более сложных роботов. Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Робототехника» рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы колеблется от 8 до 15 лет. Форма и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю, 96 часов в год. Предусмотрены следующие формы работы: проектирование, моделирование, конструирование. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Задания подбираются с учётом индивидуальности каждого ученика, что обеспечивает успешность их выполнения. Методы обучения: диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы сопровождаются демонстрацией электронных презентаций и действующих моделей роботов; проектный (творческий) – применяется при реализации учащимися собственных творческих проектов. В процессе реализации программы «Робототехника» предполагаются следующие результаты: Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты знать:
уметь:
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы 1.Вводное (организационное) занятие Знакомство с правилами поведения кабинете робототехники. Задачи и содержание занятий по робототехнике в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности. Блок «Перворобот LEGO WeDo» 1.1.Знакомство с технической деятельностью и конструктором Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где ребята смогут познакомиться с технической деятельности человека. Ученики соберут своего первого робота. Практическая работа. Изучение состава конструктора LEGO WeDo, сборка неэлектрифицированной конструкции на свободную тему. 1.2. Среда программирования LEGO Education Изучение среды программирования LEGO Education. Общие сведения о программных блоках. 1.3. Модель «Танцующие птички» Ученики соберут роботизированную модель «Танцующие птички». Изучат ременную передачу. Практическая работа. Сборка модели «Птички». Написание собственной программы 1.4. Модель «Умная вертушка» Ученики соберут роботизированную модель «Умная вертушка». Изучат зубчатые колеса. Узнают как применяется датчик расстояния. Практическая работа. Сборка модели «Умная вертушка». Написание собственной программы 1.5. Модель «Голодный аллигатор» Ученики соберут роботизированную модель «Голодный аллигатор». Применение датчика расстояния. Практическая работа. Сборка модели «Голодный аллигатора». Написание собственной программы 1.6. Модель «Обезьянка-барабанщик» Ученики соберут роботизированную модель «Обезьянка-барабанщик». Изучат применение рычага и кулачкового механизма. Практическая работа. Сборка модели «Обезьянка-барабанщик». Написание собственной программы 1.7. Модель «Рычащий лев» Ученики соберут роботизированную модель «Рычащий лев». Изучат применение датчика наклона. Практическая работа. Сборка модели «Рычащий лев». Написание собственной программы 1.8. Модель «Порхающая птичка» Ученики соберут роботизированную модель «Порхающая птичка». Изучат применение датчика наклона и датчика расстояния Практическая работа. Сборка модели «Порхающая птичка». Написание собственной программы 1.9. Модель «Вратарь» Ученики соберут роботизированную модель «Вратарь». Изучат применение зубчатой передачи Практическая работа. Сборка модели «Вратарь». Написание собственной программы 1.10. Модель «Ликующие болельщики» Ученики соберут роботизированную модель «Вратарь». Изучат применение блока «Экран» Практическая работа. Сборка модели «Ликующие болельщики». Написание собственной программы 1.11. Модель «Спасение самолета» Ученики соберут роботизированную модель «Спасениеа». Выполнение дополнительных заданий. Практическая работа. Сборка модели «Спасение самолета». Написание собственной программы 1.12. Модель «Спасение от великана» Ученики соберут роботизированную модель «Спасение от великана». Выполнение дополнительных заданий. Практическая работа. Сборка модели «Спасение от великана». Написание собственной программы 1.13. Модель «Непотопляемый парусник» Ученики соберут роботизированную модель «Непотопляемый парусник». Выполнение дополнительных заданий. Практическая работа. Сборка модели «Непотопляемый парусник». Написание собственной программы 1.14.Работа над собственным творческим проектом Ученики соберут роботизированную модель по собственному проекту. Выполняют программирование. Практическая работа. Сборка модели по собственному проекту. Программирование 1.15.Защита творческих проектов Блок «Робот Mindstorms EV3» 2.1. Микрокомпьютер Изучение микрокомпьютера EV3. Назначение портов (моторов и сенсоров), порта USB, динамика, дисплея и кнопок. Практическая работа. Подключение EV3 и написание простейших алгоритмических задач. 2.2. Динамики Что представляет собой динамик, его назначение. Освоение способов и приёмов работы с динамиками микрокомпьютера. Практическая работа. Сборка робота. Написание программы. 2.3. Экран EV3 Для чего нужен экран (дисплей). Изучение экрана EV3. Практическая работа. Сборка робота. Написание программы. 2.4. Программирование Повторение известных алгоритмов. Практическая работа. Сборка робота. Написание программы. 2.5. Изучение датчика касания Назначение датчика касания. Изучение специфических особенностей датчика касания. Получение знаний в программировании датчика касания. Практическая работа. Сборка робота. Программирование датчика касания. 2.6. Изучение датчика цвета Назначение датчика цвета. Изучение специфических особенностей датчика цвета. Получение знаний в программировании датчика цвета. Практическая работа. Сборка робота. Программирование датчика цвета. 2.7. Изучение ультразвукового датчика Назначения ультразвукового датчика. Изучение специфических особенностей ультразвукового датчика. Получение знаний в программировании ультразвукового датчика. Практическая работа. Сборка робота. Программирование ультразвукового датчика. 2.8. Изучение гироскопического датчика Назначение гироскопического датчика. Изучение специфических особенностей гироскопического датчика. Получение знаний в программировании гироскопического датчика. Практическая работа. Сборка робота. Программирование гироскопического датчика. 2.9. Движение вперед, назад, повороты влево, вправо Программирование моторов на движение вперед, назад, на повороты влево, вправо. Практическая работа. Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели. 2.10. Движение с ускорением, с замедлением Программирование моторов на движение интегрированным с ускорением, - замедлением, на равноускоренное и равнозамедленное движение. Практическая работа. Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели. 2.11. Движение по линии, по квадрату, по кругу Программирование моторов на движение по линии, по квадрату, по кругу. Практическая работа. Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели. 2.12. Движение с препятствием Программирование моторов и наблюдение за ними и их показателями, в различных узлах модели при движении с препятствием. Практическая работа. Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели. 2.13. Соревнования Подготовка моделей к соревнованиям. Тестирование моделей. Доработка. Проведение соревнований. Список использованных источников и литературы
|
Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Робототехника» Программа дополнительного образования детей «Робототехника», технической направленности, составлена в соответствии с |
Учебной практики Тамара Ивановна – мастер производственного обучения первой квалификационной категории; Морозова Татьяна Михайловна мастер производственного... |
||
Учебной практики Тамара Ивановна – мастер производственного обучения первой квалификационной категории; Морозова Татьяна Михайловна мастер производственного... |
Учебно-методическое пособие по дисциплине «основы аналитической химии» Автор: Прокудина Татьяна Михайловна- преподаватель общеобразовательных дисциплин и междисциплинарных курсов первой квалификационной... |
||
Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых... Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых классов) составлена: Колесняк В. Д. учитель высшей кв категории,... |
Пояснительная записка Учебно-тематический план Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор... |
||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Робототехника» Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий... |
Программа стажировки по дополнительной профессиональной Разработчик программы: начальник отдела дополнительного профессионального образования Ишимского медицинского колледжа, преподаватель... |
||
Программа является модифицированной на базе программы «Лего -к онструирование» «Лего-конструирование» (автор Котельников В. В., педагог дополнительного образования, Государственного бюджетного образовательного... |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Автор: Охотникова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества |
||
Пояснительная записка Автор: Новикова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа является модифицированной на базе программы "Юный картингист" (автор Слюнин Э. Г., педагог дополнительного образования... |
||
Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических... Регламенту работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих... |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Картинг» (автор Стариков К. Г., педагог... |
||
Рабочая программа в области музыкального искусства учебной дисциплины «Вокал» Разработчик – Терентьева Ольга Валерьевна преподаватель первой квалификационной категории по классу вокала |
Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу» Автор: Винокурова Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования Центра детского творчества |
Поиск |