Скачать 1.81 Mb.
|
Материалы и разъяснения, касающиеся применения перечня обязательных требований Правомерное поведение – это поведение, соответствующее требованиям нормам права, гарантируемое и охраняемое государством. Правомерное поведение является юридически значимым и регулируется законодательными нормами. Перечень обязательных требований, оценка которых является предметом при проведении регионального государственного экологического надзора на объектах, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому надзору Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)
ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ); ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила); постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»; постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»; приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»; приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».
Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией» (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ. Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т. ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными, автомобильными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект. В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению. Имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся. В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ. В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию. По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено. В то же время, при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий. Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный), определяется согласно Критериям № 903. Таким образом, объект относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно Критериям № 1029), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду». Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки. Пунктом 6 Критериев № 1029 предусмотрено отнесение объекта НВОС к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии со ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС III категории характеризуются незначительным негативным воздействием на окружающую среду, объекты НВОС IV категории - минимальным негативным воздействием. С учетом того, что объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в п. 6 Критериев. В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в п. п. 1 - 3, 7, 8 Критериев № 1029, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности: выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год; выбросы радиоактивных веществ; сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю, водосборные площади. У объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия: наличие стационарных источников выбросов; наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год; отсутствие выбросов радиоактивных веществ; отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности; отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд; отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность). Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции). Если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. "б" п. 6 Критериев № 1029, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории. Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в окружающую среду и в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев № 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Образование отходов в соответствии с Критериями № 1029 не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях № 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС. Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов. Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.
Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил). Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью». При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются: - критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029; - критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (Критерии № 903), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903. Заявка представляется в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по месту нахождения объекта: - в территориальный орган Росприроднадзора - по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, согласно критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903; - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору. Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756. В случае отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя технической возможности представления заявки в электронном виде, заявки могут быть направлены посредством почтового отправления, при этом исчисление сроков рассмотрения таких заявок ведется с даты регистрации поступления заявки в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основанием для включения объектов НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая следующие сведения:
Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки вышеуказанных сведений. Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах. В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления сведений недостаточных для включения в государственный реестр, такой факт рассматривается как непредставление сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет. Учитывая, что представление сведений о местонахождении объекта НВОС и координат источников выбросов/сбросов данного объекта НВОС является, в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведения о координатах объекта НВОС (площадных и линейных) представлены в недостаточном количестве (например, площадной объект представлен двумя точками) или непоследовательно и не позволяют установить форму или границы объекта НВОС, такие данные следует считать не представленными в заявке. В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представлены сведения о координатах источников негативного воздействия, которые территориально не совпадают с координатами объекта НВОС (погрешность указания координат превышает 100м), или предоставлены координаты объекта НВОС, которые территориально не совпадают с адресом местонахождения объекта, такие данные считаются также не представленными в заявке. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение государственного учета объектов НВОС направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки. |
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие... Внимание! В соответствие с п. 5 ст. 16. 4 Федерального закона от 10. 01. 2002 n 7-фз "Об охране окружающей среды" с 1 января 2016... |
Руководство по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую... Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным |
||
1. Установка, запуск модуля, эп 2 Общие вопросы по заполнению «Модуля природопользователя» 3 Формирование заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет 10 |
1. Установка, запуск модуля, эп 2 Общие вопросы по заполнению «Модуля природопользователя» 3 Формирование заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет 9 |
||
Нужно ли нам предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду? Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставляют только субъекты, обязанные вносить плату |
Руководства по соблюдению обязательных требований Раздел 1 Руководство... Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным |
||
Об обязанности подачи заявок Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязанности подачи заявок о постановке на государственный учет... |
Напоминаем о порядке внесения платы за негативное воздействие на... Напоминаем о порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду до 10. 03. 2018 |
||
Руководство по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую... Нормативные правовые акты, регламентирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) |
И зменения по составлению и порядку сдачи Декларации о плате за негативное... При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год необходимо применять ставки платы, утвержденные постановлением... |
||
Инструкция по заполнению расчета платы за негативное воздействие... Аис «Электронная Экология» (далее «Система») предназначена для создания расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду... |
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по плате за негативное... |
||
Правительство российской федерации постановление Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления,... |
Руководство пользователя (версия 2) «Модуль природопользователя» по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду |
||
Статья 23 Федерального закона от 24. 06. 1998 №89-фз «Об отходах производства и потребления» I. Руководство по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду 2 |
Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура напоминает, что не позднее... |
Поиск |