Цели данной программы:
1) предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
2) обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи:
1. Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
2. Способствовать формированию положительного «образа — Я»;
3. Развивать навыки самоуважения;
4. Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;
5. Привить навыки эффективного общения;
6. Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;
7. Сформировать навык принятия обоснованных решений;
8. Сформировать навыки постановки и достижения цели;
9. Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.
Концепция программы
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».
В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.
Подпрограмма «Полезные привычки»
Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.
Задачи:
дать учащимся знания о табаке и алкоголе; — способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;
способствовать формированию навыков ответственного поведения.
Подпрограмма «Полезные навыки»
Цель: предупредить употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.
Задачи:
дать учащимся необходимые по возрасту знания об наркотиках и ВИЧ;
способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;
способствовать формированию навыков ответственного поведения.
Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решения.
Цели первичной профилактики наркозависимости:
1. Предотвращение употребления подростками ПАВ
Формирование у подростков здорового образа жизни
Задачи:
Формирование позитивного отношения подростков к себе
Формирование ответственности за свое поведение
Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению
Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.
В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы
1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.
2. Изменение отношения к возможному приему ПАВ
3. Уровень конфликтности в подростковой среде
4. Оптимизация внутрисемейных отношений
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности
1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:
1.1. Появление у подростков устойчивых интересов
1.2. Повышение успеваемости
1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения; б) конструктивного общения между собой и со взрослыми; в) отстаивания и защиты своей точки зрения; г) осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Учащиеся должны знать: болезни, связанные с применением ПАВ;причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании); вредное влияние ПАВ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:применять полученные знания на практике;уметь говорить «Нет»;вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Основные мероприятия по реализации программы
№
п/п
|
Наименование мероприятие
|
Форма проведения
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
1
|
Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании. Анкетирование при входе в программу.
|
Анкетирование
|
Сентябрь-октябрь
|
классные руководители
|
2
|
Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков
|
Классный час
|
сентябрь
|
классные руководители
|
3
|
Тренинг №1« Курение-дело серьезное!».
|
Тренинг
|
октябрь
|
классные руководители
|
4
|
Тренинг № 2 « Как влияет курение на молодой организм».
|
Тренинг
|
октябрь
|
классные руководители
|
5
|
Тренинг № 3 « Скажи « нет!» ПАВ!».
|
Тренинг
|
ноябрь
|
классные руководители
|
6
|
Тест «АССОЦИАЦИИ» Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.
|
Тестирование
|
ноябрь
|
классные руководители
|
7
|
Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»
|
Тестирование
|
декабрь
|
классные руководители
|
8
|
Тест «СИГАРЕТА»
|
Тестирование
|
декабрь
|
классные руководители
|
9
|
Тренинг для родителей
« Мы в ответе за тех, кого воспитали».
|
Тренинг
|
январь
|
классные руководители
|
10
|
«Социологический опрос»
|
Опрос
|
январь
|
классные руководители
|
11
|
Информационный час: Уголок Здоровья Всемирный день без табака
|
Лекция
|
февраль
|
классные руководители
|
12
|
Советы, как бросить курить.
|
Лекция
|
февраль
|
классные руководители
|
13
|
Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости
|
Лекция
|
Март
|
классные руководители
|
14
|
Тренинг: «Молодежь против наркотиков»
|
Тренинг
|
Март
|
классные руководители
|
15
|
Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям»
|
Тренинговое занятие
|
апрель
|
классные руководители
|
16
|
Тренинговое занятие
«Пути достижения жизненных целей»
|
Тренинговое занятие
|
апрель
|
классные руководители
|
17
|
Классный час: «Профилактика алкоголизма в подростковой среде».
|
Классный час
|
Май
|
классные руководители
|
18
|
Классный час: «Заблуждение о безвредности пива»
|
Классный час
|
Май
|
классные руководители
|
19
|
Информационный час «Пиво - молодежный напиток?»
|
Классный час
|
Июнь
|
классные руководители
|
20
|
Анкетирование по завершении программы
|
Анкетирование
|
июнь
|
классные руководители
|
Тематическое планирование по программе профилактики ПАВ
(табакокурение, алкоголизм, наркомания) в 1- 4 классах
тема
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата проведения
|
1. Дружи с водой.
2.Советы доктора Воды
3.Полезная пища, вредная пища
4.Уход за зубами
5. Поведение в школе
6.Расти здоровым
7.Воспитай себя
8.Курить – здоровью вредить
9.Здоровый образ жизни
10.Помоги себе сам
11.Как отучить себя от вредных привычек
12.Умей организовать досуг
13.Путешествие в страну здоровья
-Культура здорового образа жизни
14.Как помочь себе сохранить здоровье
15.Что мы знаем о курении
16. Умей сказать «Нет!»
17. Злой волшебник табак
18. Злой волшебник алкоголь
19.Злой волшебник наркотик
20. Умей выбирать друзей!
|
|
|
|
Тематическое планирование по программе профилактики ПАВ
(табакокурение, алкоголизм, наркомания) в 5 -7 классах
тема
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата провед
|
1.Я выбираю здоровье
2.О вреде курения
3.Берегите здоровье
4.Курильщик- сам себе могильщик
5.Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом
6.Трезвость-норма жизни
7.Не курил бы с детства дядя - был бы сильный и большой
8.Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества
9.Наркотики - путь в никуда
10.Табакокурение
11. Анкетирование при входе в программу. Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании. 12.Тренинг №1« Курение-дело серьезное!».
13.Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»
14. Тест «СИГАРЕТА»
15. Классный час: «Заблуждение о безвредности пива»
16. Тренинг для родителей « Мы в ответе за тех, кого воспитали».
17. Информационный час: Уголок Здоровья - всемирный день без табака 18. День здоровья
19. День борьбы с курением
20. Анкетирование по завершении программы
|
|
|
|
Тематическое планирование по программе профилактики ПАВ
(табакокурение, алкоголизм, наркомания) в 8 -11 классах
тема
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата проведения
|
1.Есть выбор-жизнь без наркотиков
2.Нет без вредного табака
3.Остановись у преступной черты
4.Здоровье нации в 21 веке (агитбригада)
5.Подросток и наркотики (диспут)
6.Остановим зло (кл.час)
7.Вместе против белой смерти
8.Хочешь быть здоровым -будь им.
9.Моя жизнь в моих руках.
10.Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (игровая программа)
11.Что делает человека здоровым и счастливым (беседа)
12.Опасности современного общества
13.Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании. Анкетирование при входе в программу.
14. Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков
15. Тренинг №1« Курение-дело серьезное!».
16. Тренинг № 2 « Как влияет курение на молодой организм».
17. Тренинг № 3 « Скажи « нет!» ПАВ!».
18. Тест «АССОЦИАЦИИ»
19. Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»
20. Тест «СИГАРЕТА»
21.«Социологический опрос»
22.Информационный час: Уголок Здоровья - всемирный день без табака
23. Советы, как бросить курить
24. Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости
25. Тренинг: «Молодежь против наркотиков»
26. Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям»
27. Тренинговое занятие «Пути достижения жизненных целей»
28. Классный час: «Профилактика алкоголизма в подростковой среде».
29. Классный час: «Заблуждение о безвредности пива»
30. Информационный час «Пиво - молодежный напиток?»
31 День здоровья
32. День борьбы с курением
33. День борьбы со СПИДом
34. Анкетирование по завершении программы
|
|
|
|
|