Скачать 142.49 Kb.
|
Интегрированные уроки (русский язык и литература) «Подготовка учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения (С1) и сочинения на лингвистическую тему (С2) в формате ГИА по тексту повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Цель:
Задачи:
Тип урока:
Раздаточный материал: инструкция (клише) для написания сочинения в формате ГИА (приложение 1), отрывок из главы 1, таблица «Варианты сжатия текста» (без записей), отрывок из главы 6 повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», таблица аргументов (без записей). Урок 1. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Темой нашего разговора не случайно выбрана повесть «Собачье сердце», которой мы посвятили предыдущий урок литературы. Мы доказали, что проблемы, поставленные в произведении, злободневны. Экология культуры и души человека. Сегодня, читая отрывок из первой главы, постараемся ответить на вопрос: «Действительно ли Шариков был милейшим псом до встречи с профессором? Как он оценивает окружающую его действительность? По каким качествам классифицирует людей?». Дать верный ответ нам поможет текст повести, поиск изобразительно-выразительных средств и эмоционально окрашенной лексики и определение их роли. Оценить языковые преобразования того времени (стремление к сокращениям, аббревиации, уничтожение «плетения словес», искоренение красоты русского языка, смена положительно окрашенной лексики на негативную) нам поможет создание сжатого текста. 1.Читаем отрывок из главы 1 повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Выявляем особенности повествования (монолог собаки) и стиля автора (использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально окрашенной лексики). На листе зелёным выделяем изобразительно-выразительные средства, жёлтым – эмоционально окрашенную лексику. Делимся своими наблюдениями о мастерстве автора, комментируем роль изобразительно-выразительных средств и эмоционально окрашенной лексики. Определяем микротемы. Главные предложения, которые необходимо сохранить при компрессии текста, вносим в таблицу «Вариант сжатия текста», применяя основные приёмы (обобщение, исключение, упрощение), учитывая количество слов в каждом абзаце. Текст сокращаем до 70-80 слов. Обсуждаем окончательный вариант сжатого изложения. М.А.Булгаков «Собачье сердце». Глава 1 (отрывок).(1)У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! (2)О, гляньте на меня, я погибаю. (3)Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. (4)Пропал я, пропал. (5)Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. (6)Какая гадина, а еще пролетарий. (7)Господи, боже мой - как больно! (8)До костей проело кипяточком. (9)Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь. (10)Чем я ему помешал? (11)Неужели я обожру совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? (12)Жадная тварь! (13)Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире.(14) Вор с медной мордой. (15)Ах, люди, люди. (16)В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудня, судя по тому, как луком пахнет из пожарной пречистенской команды. (17)Пожарные ужинают кашей, как вам известно. (18)Но это - последнее дело, вроде грибов... (19)Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчетливо: завтра появятся язвы и, спрашивается, чем я их буду лечить? (20)Летом можно смотаться в сокольники, там есть особенная, очень хорошая трава, а кроме того, нажрешься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. (21)И если бы не грымза какая-то, что поет на лугу при луне - "милая аида" - так, что сердце падает, было бы отлично. (22)А теперь куда пойдешь? (23)Не били вас сапогом? (24)Били.(25)Кирпичом по ребрам получали? (26)Кушано достаточно. (27)Все испытал, с судьбой своей мирюсь и, если плачу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой еще не угас... (28)Живуч собачий дух. (29)Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. (30)Ведь главное что - как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. (31)Я очень легко могу получить воспаление легких, а, получив его, я, граждане, подохну с голоду. (32) С воспалением легких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания?(33) Прохватит легкое, поползу я на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. (34)И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу... (35)Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь. (36)Человечьи очистки самая низшая категория. (37)Повар попадается разный. (38)Например - покойный Влас с Пречистенки. (39)Скольким он жизнь спас. (40)Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. (41)И вот, бывало, говорят старые псы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. (42)Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из совета нормального питания. (43)Что они там вытворяют в нормальном питании - уму собачьему непостижимо. (44)Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. (45)Бегут, жрут, лакают. (46)…Куда пойду? (47)У-у-у-у-у!.. Примечание: зелёным цветом выделены изобразительно-выразительные средства, жёлтым – эмоционально окрашенная лексика. Таблица «Вариант сжатия текста»
Урок 2. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя. Продолжая работу с повестью, постараемся ответить на вопрос: «Насколько нужны качества Ф.Ф. Преображенского (интеллигентность, образованность, глубокая внутренняя культура, высокая порядочность, мягкость) при смене власти, в переломные годы, на рубеже веков? Почти сто лет прошло. Но мало что изменилось. До сих пор актуальна фраза Филиппа Филипповича: «Разруха не в клозетах, а в головах». Попытаемся навести порядок в своих мыслях, чувствах. Вместе поищем истину и попытаемся понять, каким бывает вдохновение. Речь пойдет о духовном возрождении человека, о сохранении духовности. Антиподом профессору является Шариков – хам, алкоголик, вор, социально опасное существо. В его сердце совсем нет доброты, любви к людям, любви к труду, честности. Ничего нет духовного, есть только физическое сходство с человеком. Отрывок повести, предложенный вашему вниманию, служит тому наглядным примером. Филипп Филиппович нашел в себе мужество признать ненужность и ошибочность своего эксперимента. Зачем лабораторным способом создавать хамов, когда в окружающем мире их много? Нам тоже потребуется определённое мужество сравнить свою речь, особенности воспитания и мышления с мыслями, фразами и воспитанием профессора Преображенского. Непросто будет также решить, правы ли критики, которые утверждают, что у Шарикова было «не собачье, а человеческое сердце, и самое паршивое из всех, которые существуют в природе». 2.Обращаясь к инструкции (клише) для написания сочинений в формате ГИА, повторяем порядок работы с текстом (приложение 1), план сочинения-рассуждения. План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; объяснение-вывод б) аргумент-пример №2, объяснение-вывод 3. Объединение объяснений к аргументам по материалу текста в общий вывод по содержанию тезиса. 2. Читаем отрывок из повести. Глава 6 (отрывок). М.А.Булгаков «Собачье сердце». (1)- Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил человек. (2)Филипп Филиппович покраснел, очки сверкнули. (3)- Кто это тут вам папаша? (4)Что это за фамильярности?(5) Чтобы я больше не слышал этого слова! (6)Называть меня по имени и отчеству! (7)Дерзкое выражение загорелось в человеке. (8)- Да что вы все... (9)То не плевать. (10)То не кури. (11)Туда не ходи... (12)Что уж это на самом деле? (13)Чисто как в трамвае. (14)Что вы мне жить не даете?! (15)И насчет "папаши" - это вы напрасно.(16) Разве я просил мне операцию делать? – человек возмущенно лаял - хорошенькое дело! (17)Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. (18)Я, может, своего разрешения на операцию не давал. (19)А равно (человек завел глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. (20)Я иск, может, имею право предъявить. (21)Глаза Филиппа Филипповича сделались совершенно круглыми, сигара вывалилась из рук.(22) "Ну, тип", - пролетело у него в голове. (23)- Вы изволите быть недовольным, что вас превратили в человека? - прищурившись спросил он. – (24)Вы, может быть, предпочитаете снова бегать по помойкам? (25)Мерзнуть в подворотнях? (26)Ну, если бы я знал... (27)- Да что вы все попрекаете - помойка, помойка. (28)Я свой кусок хлеба добывал.(29) А если бы я у вас помер под ножом?(30) Вы что на это выразите, товарищ? (31)- Филипп Филиппович! - раздраженно воскликнул Филипп Филиппович, - я вам не товарищ! (32)Это чудовищно! (33)"Кошмар, кошмар", - подумалось ему. (34)- Уж, конечно, как же...- иронически заговорил человек и победоносно отставил ногу, - мы понимаем-с. (35) Какие уж мы вам товарищи! (36)Где уж. (37)Мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили. (38)Только теперь пора бы это оставить.(39) В настоящее время каждый имеет свое право... (40)Филипп Филиппович, бледнея, слушал рассуждения человека. (41)Тот прервал речь и демонстративно направился к пепельнице с изжеванной папиросой в руке. (42)Походка у него была развалистая. (43)Он долго мял окурок в раковине с выражением, ясно говорящим: "На! На!". (44)Затушив папиросу, он на ходу вдруг лязгнул зубами и сунул нос под мышку. (45)- Пальцами блох ловить! (46) Пальцами! - яростно крикнул Филипп Филиппович, - и я не понимаю - откуда вы их берете? (47)- Да что уж, развожу я их, что ли? - обиделся человек, - видно, блохи меня любят, - тут он пальцами пошарил в подкладке под рукавом и выпустил в воздух клок рыжей легкой ваты. 3.Знакомимся с высказыванием В.Г.Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям». Это очень интересное высказывание, его можно поделить на четыре смысловые части: мысли и чувства, истина и вдохновение. Определяем, какие примеры нам необходимы. 4 творческие группы подбирают аргументы и фиксируют их в таблицу, зачитывают для одноклассников. Затем группы меняются аргументами и самостоятельно формулируют выводы к ним. Примечание. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА требует свободного, творческого подхода, поэтому фиксируем все найденные аргументы и отрабатываем умение их классифицировать. Таблица аргументов.
4.Защищаем вторую и третью части сочинения с опорой на клише (шаг 3,4). Корректируем записи. Создаем «Банк данных» для всего класса. Примечание. В случае затруднения делать выводы учащимся помогает педагог или группа экспертов (сильных учащихся) 5.Возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока и отвечаем на них, опираясь на словесный материал отрывка из главы 6. 6.Домашним заданием является написание сочинения на лингвистическую тему по тексту из главы 1 (см. урок 1) по одному из высказываний: 1) «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка) 2. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Горшков А.И., известный русский филолог) 3.«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Джанджакова Е.В.) 4.«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.) Приложение 1.Инструкция (клише) для написания сочинения в формате ГИА Шаг 1. Вспоминаем содержание рассказа. Читаем текст. Определяем тему, проблему, идею текста, тип и стиль речи. Шаг 2. Знакомимся с высказыванием и определяем его основную мысль. Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Шаг 3. Оформляем вступление. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что…; выразить своё отношение к Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно, на самом деле, не могу не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с ..., вынужден согласиться с ..., я разделяю точку зрения автора высказывания, я поддерживаю мнение автора, бесспорно мнение автора о том, что ... Шаг 4. Пишем основную часть – подбираем аргументы. Основную часть можно начать следующими фразами: присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста), обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста), докажем эту мысль на примерах из текста..., попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть два; примеры должны быть из указанного текста с номерами предложений и грамотным цитированием; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: таким образом, итак, следовательно, в итоге можно прийти к такому выводу, в заключение можно сказать, что ...; мы убеждаемся в том, что ...; обобщая сказанное, из этого следует, что ... |
Урок на тему: «Наша Земля- магнит» Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный... |
Проекта «Зимующие птицы нашего села» выбрана мной не случайно. Ведь... Проблема: слабые экологические знания о зимующих птицах нашего села, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой |
||
Программа семинара: 17. 02. 2017 (пятница) 10. 00-10. 15 Вступительное... Вступительное слово заместителя директора по увр гбоу гимназии №1532 Г. В. Морозовой |
Урок окружающего мира система Л. В. Занкова Авторы урока: учителя начальных классов моу «сош 70» города Саратова Самохвалова Вера Владимировна |
||
Содержание Вступительное слово Бруно дель Россо |
Интегрированный урок Презентацию работы осуществляют учащиеся на уроке. Учителя физики и биологии освещают соответствующие этапы урока совместно. В презентации... |
||
Конспект амо-урока (занятия) Организационная информация Команда,... Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные... |
Урок по теме «Белки» Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты... |
||
Урока «Класс Паукообразные» Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие» |
О. А. Ильичева школа №1 Кораблино Химия запахов Ход урока Ильичева Оксана Анатольевна. Для меня это особый урок, т к я являюсь участником конкурса «Учитель года». Поэтому рассчитываю на вашу... |
||
Программа конференции: А. Г. Чучалин вступительное слово. А. С. Белевский... Стенограмма видеоконференции при поддержке департамента здравоохранения москвы «тяжёлая пневмония» (18. 01. 2016 г.) |
Урока немецкого языка по теме «Покупаем билеты» Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным |
||
Программа мастер-класса: 10-30 Встреча участников, регистрация 11-00... Место проведения: гбоу школа 1400 Отделение дополнительного образования, каб.№303, эт 3 |
Урока: урок – исследование. Цель урока Цель урока: Обобщить знания учащихся о жирах, полученных из курса биологии. Сформировать представление о жирах, как химических веществах,... |
||
Методическая разработка урока Тема: «Царство грибов» Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться |
Преломление света. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-презентация Дедловский Ю. А; автор уч. – А. В. Пёрышкин; авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин |
Поиск |