Составители: Боева Е. Л


Скачать 0.81 Mb.
Название Составители: Боева Е. Л
страница 1/6
Тип Лекция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лекция
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением отдельных предметов»



Составители:

Боева Е.Л. - директор МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением

отдельных предметов», учитель химии
Венгер Л.Г. - заместитель директора по учебно-

воспитательной работе МБОУ «СОШ №27 с

углублённым изучением отдельных предметов»
Важничин С.В. - преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №27

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рецензенты:

Смелковская М.Ю. – кандидат филологических наук, начальник отдела

МБОУ ДПО (ПК) СОГИУУ

Баронина Л.А. – заместитель директора по учебно-

воспитательной работе МБОУ «СОШ №27 с

углублённым изучением отдельных предметов»

Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………стр. 3

Раздел 1.

Методические разработки …………………………………………………………..стр. 4

  1. Лекция для родителей «Взаимодействие педагогического коллектива

образовательного учреждения с семьями воспитанников как важнейший фактор успешного раскрытия и развития творческого потенциала одарённых обучающихся»

  1. Планирование работы с родителями одарённых детей в МОУ «СОШ №27 с

углублённым изучением отдельных предметов»

  1. Родительское собрание «Роль семьи, родителей для развития потенциальных

возможностей ребенка»

  1. Психолого-педагогическая консультационная служба для родителей

«Скорая помощь».

Раздел 2.

Методика диагностики одарённости для родителей и педагогов…………….стр.14

2.1. Анкета для определения позиции родителей, имеющих одарённых детей


(Д. Льюис)

2.2. Карта интересов для младших школьников

2.3. Анкета «Как распознать одарённость» (авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч)

2.4. Многофакторный личностный опросник FPI ( МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА В )

2.5. Методика оценки общей одарённости

2.6. Методика «Карта одарённости»

2.7. Вербальная характеристика самооценки личности подростка

2.8. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)

2.9. Исследование гибкости мышления

2.10. Изучение словесной ассоциативной способности (С.Медник в адаптации Т.В.Галкиной, Л.Г. Алексеевой)
Список рекомендуемой литературы ………………………………………………....стр. 50

Введение
Цель составителей данных методических рекомендаций – оказание помощи родителям в освоении наиболее доступных диагностических приёмов и методов по выявлению одарённости своего ребёнка:

  • методических психолого-педагогических консультаций;

  • контрольно-оценочных методик;

  • субтестов и других вариантов измерения результативности.

Материалы сборника сгруппированы по следующим направлениям:

Раздел 1. Методические разработки

Раздел 2. Методика диагностики одарённости для родителей и педагогов

Методические разработки содержат объяснения и рекомендации, которые смогут помочь родителям выявить область одарённости своего ребёнка, разработать правильную систему мер по развитию одарённости своего ребёнка.

В большинстве рекомендуемых вариантов диагностирования даётся методика, цель, ход проведения, рекомендации по обработке и интерпретации материалов.

Список рекомендуемой литературы поможет расширить представление родителей об авторах и тематике публикаций по проблемам детской одарённости. Изучение и практическое применение разнообразных диагностических методик позволит повысить теоретическую и методическую грамотность родителей.

Составители сборника выражают надежду на то, что представленные материалы смогут помочь родителям практически подойти к проблеме формирования личности одарённого ребёнка.

Раздел 1. Методические разработки

1.1.Родительский лекторий: «Взаимодействие педагогического коллектива образовательного учреждения с семьями воспитанников как важнейший фактор успешного раскрытия и развития творческого потенциала одарённых обучающихся»

К понятию «одарённость» не следует подходить односторонне. Большинство учёных сходятся на том, что об интеллекте ребёнка следует судить не только по тому, что он сможет сделать на основе следования алгоритму. Настоящий интеллект проявляется более всего в ситуациях, где необходимо сделать оригинальный выбор, применить новые знания, перенести эти знания в новые жизненные ситуации. Соединение природного дара и внешних факторов и изучается педагогами и психологами в связи с понятием «одарённость».

Необходимо признать, что внешние факторы играют не менее важную роль в развитии таланта. Это заботливые и любящие родители, талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники. Только слияние этих двух основ (генетические возможности и внешняя среда) образуют то неповторимое сочетание, которое может привести личность к выдающимся достижениям. Поскольку внешние факторы составляют подвижное, постоянно меняющееся пространство и условия для развития одарённости можно создать, то современная психология склоняется к тому, что «одарённость» не статическая, а динамическая характеристика. Следовательно, одарёнными и талантливыми обучающимися считаются те, кто выявлен педагогами-профессионалами, как личности, обладающие высоким творческим потенциалом. Обучение таких детей требует дифференцированного подхода, позволяющего выходить за рамки учебных программ. Следует учесть и то, что дети, склонные к высоким достижениям, могут не проявить их сразу, но при этом иметь потенции к ним в любой из следующих областей:

  • общие интеллектуальные способности;

  • конкретные академические способности;

  • творческое, или продуктивное, мышление;

  • лидерские способности;

  • художественные и исполнительские искусства;

  • психомоторные способности.


Семья и школа – важнейшие системы, каждая из которых помогает ребенку приобрести опыт познания окружающего мира. И необходимо отметить, что только при эффективном взаимодействии друг с другом они дадут положительный результат адаптации школьника в социуме.

Весьма значимыми задачами нашего образовательного учреждения как важнейшего социального института являются формирование активного курса на восстановление семейно-культурных ценностей, на совершенствование педагогического мастерства родителей, повышение уровня воспитательного потенциала и педагогической грамотности семьи.

Согласно исследованиям школьного психолога степени взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, 23% родителей не ожидают помощи от образовательного учреждения, 32% мало интересуются содержанием и методами образовательного процесса, воспринимая школу как «место пребывания» для своих детей. Нередко педагоги и сами отстраняются от активного взаимодействия с семьями воспитанников - 37% родителей и 12% педагогов подтверждают возможность воспитания и развития ребенка, не сотрудничая друг с другом.

Для решения возникших проблем встала необходимость создания единого педагогического пространства в системе «Образовательное учреждение – Семья» и поиск новых форм, методов и технологий работы с семьей в различных контекстах, например, в сфере творческих способностей как приоритетном направлении в процессе гармоничного развития личности ребенка.

Перемены в современном российском социуме повлекли за собой изменения ценностей: на первое место выходят креативность, инициативность, самостоятельность, высокий уровень познавательных потребностей личности, стремление к творческому поиску. Отсюда вытекает необходимость перехода современного образования от репродуктивного усвоения суммы готовых знаний, добытых человечеством, к образованию, в ходе которого происходит становление креативной личности, способной критически мыслить, умеющей видеть возникающие проблемы и творчески подходить к их решению. Всё это должно осознаваться всеми участниками образовательного процесса, как педагогами, так и родителями.

В практической психологии и педагогике определены условия успешности развития творческих способностей у детей (Голубева Э.А., Никитин Б.П. и др.), минимальный их набор включает следующие компоненты [6]:

  • наличие доброжелательной оценки и поощрения творчества со стороны взрослых, вызывающие положительные эмоции и являющиеся стимулом саморазвития; формирование у ребенка чувства безопасности;

  • наличие материальных и психологических условий, необходимых для возникновения творческого продукта;

  • предоставление возможностей для реализации творческого потенциала (наличие знаний, владение техниками и приемами и т.д.).

Известно, что важнейшим критерием развития креативности у детей является методически грамотная организация развивающей работы по формированию творческих способностей и развитию творческого потенциала ребенка. Как отмечает профессор Московского Государственного Университета, известный ученый и талантливый педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер, «зачастую факторы микросреды могут обладать весом, соизмеримым с фактором наследственности и даже полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать, действия последнего» [2]. Поэтому педагогам и родителям так важно организовать единую воспитательно-образовательную среду для эффективного развития творческих способностей детей. Основываясь на многолетнем опыте работы, можно утверждать, что данная проблема особенно актуальна в настоящее время, так как родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на образовательное учреждение. Также многие родители, стремясь воспитать определенные качества личности, дать знания, сформировать умения и навыки, не владеют методикой воспитания и обучения. А если полагаться только на интуицию, то понятно, что достижение главной цели будет проходить методом проб и ошибок, с большими затратами как со стороны взрослого, так и ребенка. Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы.

Для преодоления указанных разногласий на пути к гармоничному сотрудничеству семьи и образовательного учреждения в МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» комплексно и пошагово решаются следующие задачи:

Шаг 1 - Стимулирование педагогов образовательных учреждений к поиску и освоению эффективных форм сотрудничества с семьями в контексте развития творческих способностей детей;

Шаг 2 - Побуждение родителей к активному участию в жизни ребенка дома;

Шаг 3 - Создание единого пространства для развития творческих способностей детей.

Для того чтобы родители стали союзниками педагогов и помогали обеспечивать процесс эффективного творческого развития своих детей, необходимо убедить их в значимости этого дела, помогать быть терпеливыми, деликатными, верить в своего ребенка. Важно помнить, что творческий человек - самореализовавшийся человек: «С его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими он будет таким человеком, у которого появятся продукты творчества и творческая жизнь» [5]. Конечным результатом деятельности творческого человека является результат становления самого человека с его творческим потенциалом и творческой индивидуальностью.
1.2. Планирование работы с родителями одарённых детей в МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов»


№ п/п

Форма проведения мероприятия

Название мероприятия

Цели

Дата

1

Родительское собрание

«Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Дать понятие одарённости, помочь выявить признаки одарённости у ребёнка

08.09

2

Анкетирование

Анкета для детей «Как распознать одарённость»

(авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч)


Определение приоритетных видов деятельности, интересов и наклонностей ребёнка

15.09

3

Анкетирование

Карта интересов для подростков

Выявление сферы деятельности, в которой ребёнок может себя удачно реализовать

22.09

4

Беседа

Определение степени сформированности одарённости

Определить, насколько сформирована у ребёнка способность к данной деятельности

29.09

5

Тестирование

Тест на изучение оригинальности решения задач на воображение

Выявление неординарности, оригинальности процесса воображения

06.10

6

Тестирование

«Семантический дифференциал»

Определение эмоционально-личностного отношения человека к другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы

13.10

7

Опрос

Многофакторный личностный опросник FPI

Исследование личности ребенка

20.10

8

Анкетирование

Анкета для родителей

«О талантах ребенка»

Выявление типологии одарённости детей

27.10

9

Наблюдение за ребёнком




Определение уровня развития по сравнению с большинством остальных сверстников

10.11

10

Беседа с учителями




Выявление признаков специальной умственной одаренности в определенной области науки, искусства

17.11

11

Тестирование

«Карта одарённости»

Составить индивидуальный план развития

24.11

12

Тестирование

Определение свойств темперамента

Оценить различные свойства темперамента

01.12

13

Составление характеристики

Методика оценки общей одарённости

Выявление общей картины развития ребёнка

08.12

14

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

«Диалог с родителями»

Выявление рисков и методов противодействия им в системе работы с одарёнными детьми

15.12

15

Анкетирование

«Интеллектуальный портрет»

помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка

22.12

16

Психолого-педагогическая консультационная служба

«Скорая помощь»

Помочь родителям в разрешении сложных ситуаций, содействовать разработке антикризисной программы

В течение года

17

Беседа

«Круг моих интересов»

Знакомство других ребят с интересами сверстников

19.01

18

Выставка работ

«Мои увлечения»

Знакомство других ребят с интересами сверстников

26.01

19

Беседа с родителями

«Нужно ли развивать способности ребенка?»




02.02

Изучение познавательных процессов

Память

20

Тестирование




определение объема кратковременной зрительной памяти

09.02

21

Тестирование




Оценка оперативной зрительной памяти

16.02

22

Тестирование




Характеристика динамических способностей процесса запоминания

23.02

23

Тестирование




Диагностика опосредованной памяти

02.03

Мышление

24

Тестирование

Матрица Равена




09.03

25

Тестирование

Тест Айзенка

Оценка общего интеллектуального развития и степени развитости специальных способностей

16.03

Воображение

26

Тестирование

Скульптура

Определить, насколько у ребенка развита фантазия

23.03

27

Тестирование

Особенности творческого воображения




30.03

Речь

28

Тестирование

Определение понятий

Оценка уровня развития речи

06.04

29

Тестирование




Определение активного словарного запаса

13.04

Внимание

30

Тестирование

Определение объема внимания

Оценка внимания

20.04

31

Тестирование

Определение продуктивности и устойчивости внимания




27.04

32

Тестирование




Оценка переключения внимания

04.05

Диагностика личности

33

Тестирование




Определение свойств темперамента

11.05

34

Тестирование

Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Оценка степени развитости черты личности «агрессивность»

18.05




  1. Родительское собрание

Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Форма работы: круглый стол

Цель: «Определение главенствующей роли семьи для развития потенциальных возможностей ребёнка»

Задачи:

  • Сформировать позитивное и объективное отношение родителей к понятию «одарённость».

  • Познакомить родителей с некоторыми формами диагностических приёмов для определения степени одарённости их ребёнка.

  • Содействовать сближению школы и семьи в проблеме психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

Участники: родители одарённых детей, учителя начальных классов, школьный психолог.

Подготовительный этап: провести анкетирование одарённых детей, обработать анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.

Оборудование: бланки анкет для родителей, выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу  одарённости у детей.

План:

  1. Психологические особенности одаренного ребенка (школьный психолог).




  1. Роль семьи в раскрытии детской одарённости. Советы родителям одаренных детей (учитель).

  2. Анализ анкетирования детей (школьный психолог).

  3. Анкетирование родителей «О талантах ребенка» (школьный психолог).

  4. Выставка творческих работ детей. Обмен мнениями, решение спорных вопросов (учитель)

  5. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.

Ход собрания

Учитель

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Ваши дети неординарны, они наделены способностями, уровень которых превосходит способности их сверстников. Но необходимо помнить о том, какая ответственность ложится на вас в становлении личности вашего ребёнка. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одарённости и талантливости вашего сына или дочери. Впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность. Но и здесь есть опасность переусердствовать, так как необходимо помнить, что, каким бы талантливым человек ни родился, только через упорство и труд он добивается успеха.
Психолог

  1. Психологические особенности одарённого ребенка.

Под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и  трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одарённости связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одарённые дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одарённого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одарённые дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одарённому ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одарённых детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и  упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В заключение хотелось бы сказать следующее, по отношению к детям с различными проявлениями одарённости часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одарённости результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одарённые дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одарённым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и  проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одарённого ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и  радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Учитель

  1. Роль семьи в раскрытии детской одарённости.

Огромную роль в раскрытии детской одарённости играет семья. Необходимо понимать, что одарённые дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одарённость ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одарённого сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одарённости ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

  • он очень любознателен;

  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

  • его речь очень развита, большой словарный запас;

  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

  • настойчив в достижении поставленной цели;

  • у него повышенные математические способности в сфере вычисления и  логики;

  • может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

  • обладает богатой фантазией и воображением;

  • рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д.,

- все это подтверждает наличие одарённости у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательная обстановка необходимы одарённому ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Советы родителям одарённых детей:

  • поймите ребёнка и осознайте его уникальность;

  • помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;

  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребёнка;

  • не забывайте уделять внимание физической активности;

  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

  • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребёнка.




  1. Психолого-педагогическая консультационная

служба для родителей

«Скорая помощь»

Для родителей очень важно не только определить, что их ребёнок относится к разряду одарённых, но и правильно выработать воспитательную позицию. Иногда родители сопротивляются причислению их ребёнка к одарённым, заявляя, что хотят, чтобы он был нормальным, таким же, как все. В ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одарённого ребёнка?» - родители отвечают, что всё было прекрасно, пока ему не приклеили ярлык одарённого и не сообщили об этом родителям. Действительно ли думающие родители  всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одарённости собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом, – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
Рекомендации:

  1. Не торопитесь принимать решение за ребёнка, ведь если он действительно обладает незаурядными способностями, то им необходимо дать развиться. Нереализованность потенциальных возможностей может привести к разногласию с внутренним миром юноши или девушки.

  2. Ребёнок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к своему сыну или дочери?» Существует также опасность того, что самовосприятие ребёнка будет изменено ярлыком одарённости.

  3. Некоторые родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А.В.Петровский, считая своего ребёнка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют его исключительность, забывая, что он остаётся всё тем же ребёнком.

  4. Если одарённость проявляется в какой-то специфической области (например, музыкальные способности), то не следует заполнять всё время ребёнка музыкальными занятиями, препятствуя полноценному развитию других способностей. В этом случае односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей.

  5. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одарённых сверстников, некоторые родители ограничивают общение своего сына или дочери с товарищами, составляя для них такое насыщенное расписание занятий, которое не оставляет ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одарённый ребёнок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка детским коллективом, формирования мнения о нём, как о заносчивом и эгоистичном.

  6. Для выявления позиции родителя по отношению к своему одарённому ребёнку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д.Льюисом. На основании результатов анкетирования родитель может корректировать своё отношение к ребёнку. В итоге он должен прийти к осознанию того, что открытие одарённости собственного ребёнка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность и отступление перед трудностями. Родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одарённые дети – это прежде всего дети.

  7. Если родителями обнаружены выдающиеся способности у ребёнка, нужно обратиться за консультацией к специалистам – психологам, музыкантам, художникам, писателям (в зависимости от той области, в которой проявляется одарённость). Воспитывать таких детей необходимо вместе со специалистами в процессе индивидуальных занятий. Однако следует помнить о недопустимости перегрузки занятиями одарённого ребёнка, иначе это может привести к нервно-психическим заболеваниям и даже к торможению способностей.

  8. Условия, необходимые для комфортного развития одарённости:

- создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную деятельность детей;

- ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта;

- предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы, широкий подход к решению проблемы;

- сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребёнка;

- использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;

- бережное отношение к процессу и результату деятельности.
Раздел 2. Методика диагностики одарённости для родителей и педагогов
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Составители: Боева Е. Л icon «международный институт рынка» методические рекомендации по подготовке,...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Составители: составители Д. В. Березовский, А. А. Бодров,...
Составители: Боева Е. Л icon Методические указания и лабораторные работы Составители: д т. н.,...
Составители: д т н., проф., Щинников П. А., к т н., доц., Дворцевой А. И., асс. Галанова А. И., асс Сафронов А. В
Составители: Боева Е. Л icon Цикла
Составители: заведующий кафедрой дерматовенерологии, д м н., профессор Родин А. Ю., ассистент Ерёмина Г. В
Составители: Боева Е. Л icon Терапия
Составители: преподаватели терапии Казанского базового медицинского колледжа Нуриева Л. Г., Сушенцова, М. М., Киселева Л. П
Составители: Боева Е. Л icon Терапия
Составители: преподаватели терапии Казанского базового медицинского колледжа Нуриева Л. Г., Сушенцова, М. М., Киселева Л. П
Составители: Боева Е. Л icon Составители Ф. Д. Кузнецов, А. К. Белотелов
Техническое обслуживание релейной защиты и автоматики электростанций и электрических сетей
Составители: Боева Е. Л icon Государственный комитет по жилищной и строительной политике
Составители: В. Н. Алексютин, Г. М. Банных, Ю. А. Гутарев, В. В. Зарудный, В. Н. Колосков, Ю. А. Корытов
Составители: Боева Е. Л icon Справочник Издание 3-е, переработанное и дополненное
Авторы-составители: В. Д. Дмитриев, Д. А. Коровин, А. И. Кораблев, Г. П. Медведев, Б. Г. Мишуков, М. П. Наумов, Г. С. Чистова
Составители: Боева Е. Л icon Біз мектепке барамыз
Авторы-составители: Татаурова Н. Л., Тирская И. А., Дрыгина Т. А., Корчевская Г. Г., Шелипова С. И., Шакабаева С. Г., Митрофанова...
Составители: Боева Е. Л icon Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,...
Составители: Боева Е. Л icon Моделирование сюжетно-ролевых игр Авторы-составители
Артюшина Л. И. – заведующая кафедрой «Дошкольное воспитание» Костанайского педагогического колледжа
Составители: Боева Е. Л icon Марий Эл «йошкар-олинский строительный техникум»
Составители: Т. К. Шапкина – преподаватели экономических дисциплин гбоу спо рмэ «йост»
Составители: Боева Е. Л icon Иркутск
Авторы-составители: А. В. Петров (руководитель группы), А. А. Гордин, О. В. Гордина, В. Я. Кузеванов, В. В. Скращук, А. В. Ставров,...
Составители: Боева Е. Л icon «Пути решения проблемы самовольных уходов детей из семьи»
Составители: Ведрова Л. А., методист бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Составители: Боева Е. Л icon Методическое пособие Авторы-составители: М. Ю. Брандт, С. И. Козленко,...
Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования с. 6
Составители: Боева Е. Л icon Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника:...
Законы. Легенды 6

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск