МОУ «Физико-технический лицей»
(с углубленным изучением иностранных языков)
Отчет по методической работе
1. Актуальность задач и направлений методической работы.
Методическая работа лицея призвана обеспечить следующие актуальные задачи:
-
Повышение профессионального мастерства педагогов лицея для успешного осуществления следующих направлений деятельности:
Непрерывность образования (лицей-вуз)
Дифференцированное и индивидуальное обучение
Профильное образование (физико-технический, социально-экономический, социально-гуманитарный профили)
Работа с одаренными детьми
Освоение современных педагогических технологий и ИКТ.
Совершенствование методических приемов работы педагога.
2. Организационно-методическая деятельность.
2.1. Методическая тема.
В 200-2008 уч.г. педагогический коллектив лицея продолжил работу над методической темой, принятой в 2006 году:
«Образовательная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в системе непрерывного образования»
Цель методической работы:
Совершенствование методического мастерства педагогов для успешного создания образовательной среды, способствующей формированию у учащихся готовности к обучению в вузе, гражданской зрелости, высокой нравственности
Задачи:
Методическая разработка темы, создание системы учебно-воспитательной работы с позиции компетентностно-ориентированного образования.
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
Профессиональное становление молодых педагогов.
Изучение и внедрение новых педагогических технологий, в т.ч. ИКТ.
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Этапы работы над методической темой:
Сроки
|
Содержание деятельности
|
Результат
|
Сентябрь 2006- декабрь 2007
|
Выбор ключевых компетенций выпускника ФТЛ
|
Модель выпускника лицея, освоение компетентностно-ориентированных методов обучения
|
Январь 2008 –
май 2008
|
Конструирование ключевых, общепредметных и предметных компетенций
|
Обновление содержания образования, освоение компетентностно-ориентированных методов обучения
|
Сентябрь 2009 –
май 2010
|
Разработка эффективных индикаторов компетентностей
|
Индивидуальные образовательные траектории
|
сентябрь 2010-
май 2011
|
Обобщение опыта,
анализ деятельности
|
Система компетентностно-ориентированного обучения
|
Деятельность педколлектива над методической темой лицея развернута по нескольким направлениям:
Методическая работа по определению сущности компетенций, уровней компетентностей, повышение профессиональной компетентности учителей.
Освоение компетентностно-ориентированных методов обучения.
Создание условий для осуществления учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
В рамках работы над методической темой лицея в этом учебном году сделано следующее:
По первому направлению:
Проведен педсовет (06.11.2007) на тему «Компетентностное образование: модель выпускника лицея» совместно с представителями Совета старшеклассников и родительской общественности. На педсовете были рассмотрены вопросы «Компетентность как единица измерения качества образования» (Соловьева А.М.), «Межкультурная коммуникация» (психолог Охлопкова А.М.), «Гражданский заказ» (родители Вахрамеева И.К., Андриянова Н.А.), «Модель выпускника лицея» (Совет старшеклассников). Итог: разработана модель выпускника лицея.
Проведен совместный расширенный методсовет с педколлективом СОШ № 5 (27.03.2008) по теме: «Компетентностно-ориентированное обучение», на котором выступили следующие учителя ФТЛ:
Петрова И.П. «Педагогическая технология Дебаты»
Ефремова Т.П. «Опыт компетентностно-ориентированного обучения в ФТЛ»
Тарасова Т.А. «Школьное печатное издание как путь личностного самосовершенствования обучающихся»
Самсонова Л.И. «Возможности математики в формировании ключевых компетенций»
Начата работа в МО по конструированию ключевых компетенций.
По второму направлению:
Активно осуществлялся метод проектов: 6-8 классы в обязательном порядке участвовали в программе «Проектная деятельность» с составлением презентации, метод проектов использовался в работе учителей истории (Яковлев А.И.), английского языка (Алиханян А.А., Григорьева М.Г.), математики (Герасимова Л.С., Самсонова Л.И., Ефремова Л.И.), русского языка и литературы (Дубинина В.Н., Стручкова А.М., Дмитриева Л.Р.), географии (Подвигин Л.В.), физики (Васильев Л.В.)
Осваивалась технология Дебатов под руководством Петровой И.П., учителя истории и обществознания. Проведен семинар для учителей лицея по данной технологии, проведены родительские собрания по технологии Дебатов, организован первый турнир ФТЛ по Парламентским Дебатам с участием команд из ФТЛ, ЯГЛ, педагогического колледжа № 2, ЯГУ, а также первые в республике показательные Саха Дебаты (на якутском языке) в присутствии педагогов и учащихся Саха гимназии, ЯГНГ, НПСОШ № 2.
По третьему направлению:
Продолжен проект «Защита рефератов» в 10-х классах, проведен методический семинар по теме «Критерии оценки реферата», усовершенствована система оценки рефератов.
Впервые проведена профессиональная практика учащихся 10-х классов на различных предприятиях г.Якутска при содействии родителей. Для этой цели была создана творческая группа учителей.
2.2. Структура методической службы Физико-технического лицея.
Директор
Педагогический совет
Заместители директора по ВР, УМР, УВР
Аттестационная комиссия
Методический
совет лицея
Библиотека
2.3. Методические объединения.
В лицее 4 методических объединения:
1) МО учителей математики, информатики, физики
2) МО учителей гуманитарного цикла (иностранные языки, якутский язык)
3) МО учителей гуманитарного цикла (литература, русский язык, история)
4) МО учителей естественного цикла
Проведены следующие предметные недели:
Математики, физики, информатики
Русского языка, литературы и истории
Иностранных языков
Не была проведена предметная неделя географии, биологии, химии в связи с болезнью руководителя МО и отсутствием постоянных учителей-предметников по химии и биологии.
Методические семинары - 5:
Сроки
|
Предмет и тема
|
Уровень
|
Кол-во участ
ников
|
Открытые уроки
|
29 октября
2007
|
Английский язык «Развитие речевой ситуации на уроках английского языка»
|
городской
|
52
|
3
Голубкина Л.И.
Иудина Н.М.
Алиханян А.А.
|
12 ноября 2007
|
Разговорный якутский язык и ЯНК Установочный семинар
|
городской
|
18
|
|
11 декабря
2007
|
Русский язык и литература
|
городской
|
48
|
3
Дмитриева Л.Р.
Дубинина В.Н.
Стручкова А.М.
|
Февраль 2008г.
|
Математика – авторские курсы Ефремовых Л.И. и В.П.
|
республиканский
|
52
|
Ефремова Л.И.
Ефремов В.П.
|
4 марта 2008
|
Английский язык
Фундаментальные курсы ИПКРО
|
республиканский
|
21
|
2
Голубкина Л.И.
Иудина Н.М.
|
12 мая 2008
|
Якутский язык и литература
«Образовательная среда как условие формирования компетенций учащихся в системе непрерывного образования»
|
городской
|
28
|
2
Коркина А.П.
Тарасова Т.А.
|
2.4. Участие в научно-практических конференциях, педчтениях, конкурсах.
Сроки
|
Мероприятие
|
Участники
|
Результаты
|
Декабрь 2007г.
|
III Якутские республиканские Рождественские чтения :Общество, школа и Церковь: воспитание личности»
|
Петрова И.П.
|
Сертификат участника
|
Декабрь 2008г.
|
Съезд учителей литературы
|
Дмитриева Л.Р. «Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного обучения»
(из опыта работы методического объединения учителей русского языка
и литературы Физико-технического лицея)
|
Сертификат
|
Февраль 2008г.
|
V слет творчески работающих учителей
|
Ефремова Т.П. «Опыт компетентностно-ориентированного обучения в ФТЛ»
|
Диплом
|
Тарасова Т.А. «Лицейское печатное издание как путь личностного самосовершенствования обучающихся»
|
Сертификат
|
Стручкова А.М. «Особенности изучения очерка «Фрегат «Паллада» И.А.Гончарова в 10 классе»
|
Благодарственное письмо
|
Голубкина Л.И. «Языковая компетентность»
|
|
Иудина Н.М. Дебаты как метод формирования языковой компетентности
|
|
Февраль 2008г.
|
НПК «Использование современных ИКТ, педагогических технологий в процессе обучения, воспитания, управления»
|
Подвигин Л.В. «Мультимедиа-альбом как метод углубленного изучения зарубежных стран в классах социально-экономического профиля»
|
Сертификат
|
Яковлев А.И. «Интерактивные уроки по истории в 5-11 классах»
|
Благодарственное письмо
|
Февраль 2008г.
|
Городской этап республиканского конкурса «Учитель-виртуоз информационных технологий»
|
Яковлев А.И. Урок по истории средних веков «Европа соборов»
|
Сертификат участника
|
Март 2008г.
|
Республиканский научно-методический семинар учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в школах РС(Я). Опыт. Поиски. Перспективы»
|
Стручкова А.М. «Особенности изучения очерка «Фрегат «Паллада» И.А.Гончарова в 10 классе»
|
Сертификат участника, публикация в сборнике работ семинара
|
Дмитриева Л.Р. «Развитие творческих способностей в условиях компетентностной образовательной среды»
|
Сертификат участника,
публикация в сборнике работ семинара
|
Март 2008г.
|
Научно-методическая конференция ЯГУ «Математика в школе и в вузе»
|
Ефремова Л.И. «Анализ итогов ЕГЭ-2007 по математике в ФТЛ»
|
Диплом 2 степени, публикация в сборнике материалов конференции
|
Самсонова Л.И. «Применение обобщенного метода интервалов при решении неравенств высокого уровня сложности»
|
Публикация в сборнике
|
Апрель 2008г.
|
Курсы Microsoft «Партнерство в образовании» при ИПКРО
|
Ефремова Т.П. «Сайт городского сообщества учителей истории и обществознания»
|
Сертификат
|
Апрель 2008г.
|
Городской конкурс молодых педагогов «Молодые таланты столицы»
|
Алиханян А.А.
|
Сертификат участника
|
2.5. Организация предметных чемпионатов для учащихся школ г.Якутска.
Предметные чемпионаты проводятся на базе Физико-технического лицея по инициативе Попечительского совета ФТЛ по принципу блиц-турнира: олимпиада, проверка работ, выявление и награждение победителей происходит в один день. Работа чемпионатов была бы невозможна без помощи городских сообществ учителей-предметников.
Сроки
|
Предмет
|
Классы
|
Кол-во участни
ков
|
Кол-во школ
|
Кол-во призе
ров
|
Кол-во членов жюри
|
декабрь 2007
|
IX чемпионат по математике
|
3-4, 5
|
169
|
31
|
10
|
11
|
февраль 2007
|
III чемпионат по физике
|
8-11 классы с углубленным изучением физики
|
70
|
11
|
12
|
9
|
март 2007
|
III чемпионат по истории
|
5-8
|
196
|
25 городские + Амгинская пед.
Гимназияи Верхневилюйская гимназия
|
12
|
24
|
2.6. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Сроки
|
Учитель, предмет
|
Тема урока
|
Уровень
|
29 октября 2007
|
Голубкина Л.И. английский язык
|
«Travel problems» в 10 классе по УМК «New Opportunites»
|
городской
|
Иудина Н.М. английский язык
|
Развитие речевой ситуации на уроке домашнего чтения в 7 классе
|
Алиханян А.А. английский язык
|
«Автомобили» - урок в 9а классе
|
11 декабря 2007
|
Дмитриева Л.Р. русский язык и литература
|
Проблемно-проектная дискуссия на примере «Донских рассказов» М.Шолохова
|
городской
|
Дебаты на тему «М.Шолохов показал в «Донских рассказах» трагическую правду гражданской войны»
|
Дубинина В.Н.
|
Практическая часть проектной деятельности
|
Стручкова А.М.
|
Презентационная часть проектной деятельности
|
4 марта 2008
|
Голубкина Л.И. английский язык
|
«Get learning»» в 10 классе по УМК «New Opportunites»
|
республиканский
|
Иудина Н.М. английский язык
|
Методы и приемы подготовки к ЕГЭ по английскому языку в 11 классе
|
Апрель 2008г.
|
Алиханян А.А.
|
«Пасха» - урок в 8 классе Мархинской сош № 2 в рамках конкурса молодых педагогов
|
городской
|
Викторина по английским сказкам. Внеклассное мероприятие в 8 классе
|
12 мая 2008
|
Коркина А.П. разговорный якутский язык
|
Формирование языковой компетенции с помощью расширения лексических единиц на примере этапа урока» 5-11 классы
|
городской
|
Тарасова Т.А. якутский язык и литература
|
Урок якутской литературы в 5 классе «Мин сэрии кэмин о5отобун»
|
2.7. Школа молодого учителя.
Количество молодых педагогов со стажем работы до 5 лет – 5 человек
Алиханян А.А. (английский язык) – 1 год
Григорьева М.Г. (английский язык) - 2 года
Подвигин Л.В. (география) – 2 года
Яковлев А.И. (история) – 0 лет
Гоголева Н.М. (физкультура) – 0 лет
ПЛАН РАБОТЫ
Школы молодого учителя на 2007 - 2008 уч.г.
Сроки
|
Для учителей, работающих 1-й год
|
Для учителей, работающих 2-й год
|
Для учителей, работающих 3-4 год
|
сентябрь
|
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации. Календарно-тематическое и поурочное планирование
|
ноябрь
|
Методы контроля знаний. Виды и формы контрольных работ
|
Классное руководство. Составление характеристики класса с учетом возрастных особенностей
|
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников
|
январь
|
Индивидуальная работа с учащимися.
|
Методы работы с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам.
|
март
|
Составление экзаменационного материала. Мониторинг успешности учащихся по предмету.
|
В течение года приняли участие в конкурсе молодых педагогов – 1 человек (Алиханян А.А.), в слете молодых специалистов в команде «Перемена» - 1 человек (Яковлев А.И.)
3. Информационные ресурсы лицея.
Наличие внутришкольной радиостанции - нет
Наличие внутришкольной телестудии - нет
Наличие подключения к Интернету - есть
Наличие школьного сайта - есть
Наличие школьного журнала - «ФТЛ - Формат Тинейджеров Лицея»
Всеобуч по информационным технологиям - школьный семинар, курсы ИПКРО
Владение информационными технологиями:
Общее количество постоянно работающих педагогов
|
Владение офисными технологиями
|
Умение пользоваться Интернетом
|
Создание проектов, компьютерных презентаций
|
Применение компьютера на уроке
|
Повышение квалификации по ИКТ
|
22
|
22
|
20
|
14
|
11
|
6
|
4. Опытно-экспериментальная работа.
Проблема лицея: Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов через компетентностное образование и информационно-коммуникативную направленность образования. Использование альтернативных форм образовательной деятельности.. Разработка Программы дополнительного образования с целью взаимодополнения основного и дополнительного образования.
5. Система повышения квалификации:
|
Прошли в
2007-2008 уч.г.
|
Необходимо пройти
в 2008-2009уч.г.
|
Предметы
|
Курсы ИПКРО
|
5
|
2
|
Математика
Английский язык
|
|
Постоянно посещают (количество)
|
Предметы
|
Городские методические
семинары
|
17
|
русский язык
русская литература
математика
история
физика
информатика
английский язык
якутский язык
библиотечное дело
|
6. Учет национально-региональных особенностей в методической работе лицея.
Проведены семинары для учителей г.Якутска по разговорному якутскому языку, показательные Саха Дебаты.
7. Проблемы в деятельности школьной методической службы.
Загруженность педагогов
Небольшой по количеству коллектив
Недостаточный опыт зам.директора в организации методической службы.
8. Творчески работавшие учителя:
-
№№
|
Ф.И.О. учителя
|
Предмет
|
1.
|
Ефремова Л.И.
|
Математика
|
2.
|
Самсонова Л.И.
|
Математика
|
3.
|
Слепцова З.Н.
|
Математика
|
4.
|
Герасимова Л.С.
|
Математика
|
5.
|
Стручкова А.М.
|
Русский язык и литература
|
6.
|
Дмитриева Л.Р.
|
Русский язык и литература
|
7.
|
Дубинина В.Н.
|
Русский язык и литература
|
8.
|
Тарасова Т.А.
|
Якутский язык и литература
|
9.
|
Коркина А. П.
|
Разговорный якутский язык, зам.дир. по ВР
|
10.
|
Ефремова Т.П.
|
история, зам.дир. по УВР
|
11.
|
Петрова И.П.
|
История, обществознание
|
12.
|
Голубкина Л.И.
|
Английский язык
|
13.
|
Алиханян А.А.
|
Английский язык
|
14.
|
Иудина Н.М.
|
Английский язык
|
15.
|
Яковлев А.И.
|
История, обществознание
|
16.
|
Гоголева Н.М.
|
Физкультура
|
9. Предложения по методической работе:
Авторские курсы учителей математики Ефремова В.П. и Ефремовой Л.И. (ноябрь 2008)
Семинар для учителей истории и обществознания «Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию» (февраль)
Семинар зам.директоров по УВР «Опыт компетентностно-ориентированного обучения в ФТЛ» (декабрь)
Предложение по формированию состава жюри на педчтениях в 2009 году – разделение на секции по предметам с участием в жюри учителей-предметников
|