Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «педиатрия»
Протокол №___ от «__»___________2017 г.
Председатель, д.м.н., профессор М.А.Скачкова
Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме:
«Основные принципы диспансеризации и реабилитации детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке»
Дисциплина: «Поликлиническая и неотложная педиатрия»
Со студентами 6 курса педиатрического факультета
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры госпитальной педиатрии Протокол №___ от «__»___________2017 г.
Зав.кафедрой
___________ д.м.н., профессор М.А.Скачкова
Оренбург, 2017
Нестеренко Е.В.-к.м.н., доцент, Абубакирова А.В.-ассистент
Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д.м.н., профессора М.А.Скачковой
Основные принципы диспансеризации и реабилитации детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке. Методическое пособие. - Оренбург, 2017- с.18
Модуль: «Диспансеризация и реабилитация детей с хронической патологией на педиатрическом участке»
Перечень формируемых элементов компетенций
Шифр компетенции
|
№ компетенции
|
Содержание компетенции
|
ОК
|
ОК-1
|
Компетенция - Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
|
Компонент – анализ социально-значимых проблем и процессов
|
Содержание – способность выявить и анализировать проблемы и процессы, актуальные для общества.
Во время обсуждения пациентов, материала анализируются актуальные проблемы современной медицины и общества с целью формирования у студентов активной профессиональной и гражданской позиции.
|
Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на воспитание морального облика врача: аккуратности, подтянутости, четкости, доброжелательности, точности и обязательности, выдержки и умения владеть собой; использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного поведения преподавателя на практических занятиях в подразделениях медицинских организаций.
|
Контроль - индивидуальный и фронтальный опрос на практическом занятии, оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, подготовка рефератов, презентаций.
|
ОК-4
|
1. Компетенция – способность действовать в нестандартных ситуациях, готовностью нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
|
1.1.Компонент – использование на практике основ этики и деонтологии при общении с родителями и законными представителя несовершеннолетних детей, страдающими хронической патологией на педиатрическом участке
|
1.1.1.Содержание – способен применять основные категории, принципы этики и деонтологии для профессиональной деятельности, способен выявлять и анализировать ситуации, возникающие в процессе работы в условиях детской поликлиники.
|
1.1.2.Технология – организация учебной и самостоятельной работы студентов во время совместной работы с участковым педиатром на педиатрическом участке, направленной на воспитание морального облика врача: аккуратности, подтянутости, четкости, доброжелательности, точности и обязательности, выдержки и умения владеть собой; использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного поведения преподавателя на практических занятиях в подразделениях медицинских организаций.
|
1.1.3.Контроль - оценка принятых решений (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, редактирование выступлений.
|
|
ОК-8
|
1. Компетенция готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
|
|
|
1.1.Компонент – использование на практике основ этики и деонтологии при общении с родителями и законными представителя несовершеннолетних детей, страдающими хронической патологией на педиатрическом участке
|
|
|
1.1.1.Содержание – способен применять основные категории, принципы этики и деонтологии для профессиональной деятельности, способен выявлять и анализировать ситуации, возникающие в процессе работы в условиях детской поликлиники.
|
|
|
1.1.2.Технология – организация учебной и самостоятельной работы студентов во время совместной работы с участковым педиатром на педиатрическом участке, направленной на воспитание морального облика врача: аккуратности, подтянутости, четкости, доброжелательности, точности и обязательности, выдержки и умения владеть собой; использование в качестве примера художественной литературы, кинофильмов, личного поведения преподавателя на практических занятиях в подразделениях медицинских организаций.
|
|
|
1.1.3.Контроль - оценка принятых решений (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, редактирование выступлений.
|
ОПК
|
ОПК-5
|
1.Компетенция – способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения собственных ошибок.
|
Компонент- анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения собственных ошибок.
|
Содержание – знать основные критерии качества деятельности участкового врача
|
Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов на педиатрическом участке.
|
Контроль - оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей.
|
ОПК-6
|
1.Компетенция- готовность к ведению медицинской документации
|
1.1. Компонент – оформление медицинской документации участкового врача педиатра.
|
1.1.1. Содержание - способен оформлять медицинскую документацию-рецепт, ф-30, ф.-112 (план диспансеризации и реабилитаций у детей с хронической патологией на педиатрическом участке).
|
1.1.2. Технология – оформлять медицинскую документацию-рецепт, ф-30, ф.-112.
|
1.1.3.Контроль – индивидуальный опрос, оценка решения (устно и письменно) ситуационных задач, проверка рабочих тетрадей, контроль усвоения практических навыков.
|
ОПК-8
|
1.Компетенция. – готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач
|
1.2. Компонент – знание групп лекарственных препаратов, использующиеся при противорецидивном лечении у детей с хронической патологией на педиатрическом участке.
|
1.2.1.Содержание – назначать лекарственные препараты детям различных возрастов при различных хронических заболеваниях и стадиях заболевания.
|
1.2.2.Технология - организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на приобретение практических навыков работы с детьми при составлении немедикаментозной реабилитации.
|
1.2.3.Контроль – проверка тетрадей при составлении планов диспансеризации и реабилитации.
|
ПК
|
ПК -2
|
1.Компетенция- способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотр, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями
|
1.2. Компонент- проведение диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями
|
1.2.1.Содержание- организация и проведение диспансерного наблюдения за детьми с различными хроническими заболеваниями на педиатрическом участке.
|
1.2.2.Технология- оформление плана диспансерного наблюдения за детьми различного возраста с различными хроническими заболеваниями и стадиями заболевания на педиатрическом участке.
|
1.2.3.Контроль- индивидуальный опрос на практических занятиях, проверка рабочих тетрадей
|
ПК-14
|
1.Компетенция – готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
|
1.1. Компонент – знание основных принципов диспансеризации и реабилитации детей, страдающих хронической патологией на педиатрическом участке.
|
1.1.1. Содержание – определять необходимость применения природных лечебных факторов, лекарственной немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении .
|
1.1.2. Технология – составлять схемы диспансеризации и реабилитации детям при различных хронических заболеваниях на педиатрическом участке.
|
1.1.3.Контроль – индивидуальный опрос на практических занятиях, проверка рабочих тетрадей.
|
ПК-7
|
Компетенция- готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участие в проведение медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека
|
1.2. Компонент – основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы.
|
1.2.1. Содержание –показания для проведения временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы.
|
|
1.2.2. Технология – проводить экспертизу временной нетрудоспособности и медико-социальную экспертизу.
|
1.2.3.Контроль – индивидуальный опрос на семинарах, тестирование, проверка рабочих тетрадей.
|
Практическое занятие
Тема: Основные принципы диспансеризации и реабилитации детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
Цель: формирование и развитие у выпускников по специальности «Педиатрия» компетенций по основным принципам диспансеризации и реабилитации детей с хронической патологией на педиатрическом участке.
Задачи дисциплины:
Обучающая.
- Знание основных принципов диспансеризации и реабилитации у детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
- Знать кратность осмотров участковым врачом педиатром и узкими специалистами у детей на основе анамнестических, клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования.
- Знать основные медикаментозные и немедикаментозные методы реабилитации детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
- Знать особенности вакцинации детей с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
- Знать санаторно-курортные учреждения от профиля патологии, а также показания и противопоказания к санаторно-курортному оздоровлению.
Развивающая:
- Навыки кратности осмотра участковым врачом педиатром и узкими специалистами при проведении диспансеризации у детей, страдающими эндокринными заболеваниями на педиатрическом участке.
- Навыки кратности назначения лабораторных и инструментальных исследований при проведении диспансеризации у детей, страдающими эндокринными заболеваниями на педиатрическом участке.
-Воспитывающая
- Формирование умения соблюдать этико-деонтологические аспекты при общении с законными представителями ребенка, страдающего хронической патологией.
Вопросы для рассмотрения:
Основные принципы диспансерного наблюдения за детьми с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
Основные принципы реабилитации за детьми с эндокринной патологией на педиатрическом участке.
Диспансеризация в условиях детской поликлиники детей с эндокринной патологией.
Порядок взятия на учет, оформление, сроки осмотров, длительность наблюдения, критерии эффективности диспансеризации, снятие с учета.
Определить физкультурную группу для детей школьного возраста. Рекомендовать вид спорта и сроков начала занятий спортом с учетом состояния здоровья
Оформить медицинскую документацию: ф-112, ф-063, ф-030, санатор-но-курортную карту для детей и подростков, этапный эпикриз, оформить передачу подростков, больничные листы и справки
Основные понятия темы:
Диспансеризация. План диспансеризации. Реабилитация. Виды реабилитации. Вакцинация детей с эндокринной патологией. Физкультурная группа. Санаторно-курортное лечение. Срок диспансерного наблюдения.
План-хронокарта занятия
№ п/п
|
Наиме-нование этапа
|
Вре-мя
мин
|
Цель и создание этапа
|
Частная методика
|
Форма конт-роля
|
Средства и нагляд-ность
|
1.
|
Вступление
|
5
|
Определение цели занятия, содержание каждого этапа занятия
|
Информация о цели практического занятия, значения особенностей течения заболевания в зависимости от возраста
|
|
|
2.
|
Предварительный контроль
|
15
|
Выявить степень подготовленности студентов и выживаемости знания по прошедшим собеседованиям при разборе пациентов
|
Студенты письменно отвечают на задания, по-лученные ответы позволяют оценить подготовку студентов
|
Предварительный конт-роль
|
|
3.
|
Теоритический разбор темы занятия
|
120
|
Углубить знания студентов по теоретическим вопросам
|
Студенты анализируют особенности диспансеризации и реабилитации детей с хронической патологией на педиатрическом участке
|
|
Папка студента, методическое пособие по организации работы студента на кафедре госпитальной педиатрии.
|
4.
|
Совместная работа с участковым врачом педиатром на педиатрическом участке
|
85
|
Углубить знания студентов по принципам диспансеризации реабилитации детей с хронической патологией на педиатрическом участке
|
Совместный осмотр с преподавателем
|
Собеседование
|
Пациенты, история развития ребенка.
|
5.
|
Заключение
|
15
|
Оценка проделанной работы
|
Преподаватель оценивает работу по каждому этапу
|
|
|
Место проведения занятия- учебная комната, кабинет участкового врача педиатра, кабинеты узких специалистов, ГАУЗ «ДГКБ» г.Оренбурга.
Материально техническое обеспечение занятия
Наглядность преподавания
История развития ребенка с хронической патологией.
Набор ситуационных задач по данной теме.
Самостоятельная работа
1. Курация больных детей различных возрастных групп (обслуживание вызовов и активные посещения больных на дому, патронаж диспансерных больных, работа на приеме участкового педиатра группы диспансерных детей, работа на приеме врача - специалиста).
2. Студент должен провести осмотр ребенка, провести комплексную оценку состояния здоровья; оформить запись результатов клинического осмотра и обследования детей; работать с основной медицинской документацией врача педиатра, оформить эпикриз на одного ребенка из группы диспансерного наблюдения, провести анализ структуры диспансерной группы на прикрепленном педиатрическом участке.
3. В процессе коллективного разбора студент проводит комплексную оценку состояния здоровья диспансерного больного, защищает диспансерный эпикиз. Преподаватель по мере необходимости корректирует доклад и комментирует полученные данные.
4. Критерием достижения цели занятия является овладение навыками по клинической диагностике и отработка алгоритмов действия врача по организации диспансерного наблюдения и реабилитации больных детей и подростков.
Ситуационные задачи:
ЗАДАНИЕ № 1
Распишите план «Д» наблюдения с реабилитацией на следующий диспансерный год ребенку Воронову Андрею, 14 лет, проживающего по адресу: г. Оренбург, ул. Алтайская, д. 67. Диагноз: Ожирение II степени, конституционально-экзогенная форма, стабильное течение (Е 66). Состоит на диспансерном учете в течение 3-х лет (апрель).
Первый год «Д» наблюдения: противорецидивное лечение в дневном стационаре (январь).
Второй год «Д» наблюдения: противорецидивное лечение в дневном стационаре (март).
Третий год «Д» наблюдения: противорецидивное лечение в дневном стационаре (февраль).
ЗАДАНИЕ № 2
Распишите план «Д» наблюдения с реабилитацией на следующий диспансерный год ребенку Игнатовой Ирине, 8 лет, проживающей по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачевой, д. 55, кв. 3. Диагноз: Сахарный диабет I типа. Тяжелый. Фаза субкомпенсации (Е 10.0). Состоит на диспансерном учете в течение 2-х лет (май).
Первый год «Д» наблюдения: стационарное лечение по поводу обострения (август) и противорецидивное лечение в дневном стационаре (ноябрь).
Второй год «Д» наблюдения: противорецидивное лечение в дневном стационаре (сентябрь).
Оформите рецептурные бланки на следующие препараты:
цефтриаксон в/м ребенку 1 года
амоксициллин ребенку 3 лет
супракс ребенку 3 лет
сумамед ребенку 5 лет
аугментин ребенку 4 лет
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Обязательная
1. Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
2. Руководство по амбулаторно – поликлинической педиатрии /Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.- 608с. 117
Дополнительная
1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: учебное пособие / под ред. В.А. Доскина.- М.: МИА, 2008. – 464с.
2. Детские болезни: в 2 т.: учебник / под ред. Шабалов Н.П. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 975с.
3. Омолоева Т.С. Принципы оформления медицинской документации в условиях детской поликлиники: учебное пособие для студ.5 курса педиатрического факультета / под ред. Т.С. Омолоевой, Иркутск, 2011.- 35с.
4. Особенности реабилитации детей на амбулаторном этапе/ Омолоева Т.С., - изд.2 –е, дополнен., Иркутск, 2011. – 117с.
5. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – Т.1.- 1024с. – (Серия «Национальные руководства»)
6. Поликлиническая педиатрия / под ред. В.Н. Чернышова. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2007. – 335с.
7. Российский национальный педиатрический Формуляр/ под ред. А.А. Баранова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 678с. с.
8. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии (электронная версия), 2006.
9. Справочник участкового педиатра: диспансеризация детского населения / М.Ф. Рзянкина. В.П. Молочный, Е.В. Бережанская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 446с.
10. Участковый педиатр: новое справочное руководство /под ред. М.Ф. Рзянкиной. В.П. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.- 472 с.
11. Энциклопедия лекарств (РЛС), электронная версия. - М., 2008.
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp (Научная электронная библиотека)
2. http://www.consilium – medicum.com/magazines/ magazines/polik/uchped/- журнал «Участковый педиатр», издание Consilium – Medicum
3. http://www.internist.ru/ (всероссийская образовательная интернет-программа для врачей)
4. http://www.rlsnet.ru/ (справочник лекарственных средств РЛС)
5. http://www.scsml.rssi.ru (Электронная библиотека 1-го МГМУ им. И. М. Сеченова)
6. http://www. mir.ismu.baikal.ru Интернет – сайт ГОУ ВПО ИГМУ
7. http://www. MED – edu. Ru - Медицинский видеопортал
8. http: //www.hedklin.ru - Московский НИИ педиатрии и детской хирургии
9. http://www. nczd.ru - НЦЗД РАМН
10. http: // scsml.rssi.ru - Центральная научно – медицинская библиотека ММА им. И. М. Сеченова
11. http://www. mir.ismu.baikal.ru - ГОУ ВПО ИГМУ, документы кафедры педиатрии № 2 «Стандарты оказания первичной медико – санитарной и специализированной помощи детям»
|
|