Скачать 236.2 Kb.
|
![]() 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социология гендерных отношений и социология семьи». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Социология гендерных отношений и семьи» являются:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
основные направления исследований в рамках современной гендерной социологии и социологи семьи; отличительные черты теоретико-методологических подходов к анализу гендерных аспектов современного общества, используемой в социологическом исследовании; основные подходы к гендерной структуре общества и ее элементов; возможности и ограничения социологического анализа гендерных аспектов социальных явлений и процессов.
анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к социологическому анализу гендерных аспектов социальной реальности; самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках области исследования социологии гендерных отношений и семьи; провести исследование социальных явлений и процессов в гендерной перспективе, с целью определения особенностей социальных феноменом в современном обществе; работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины.
сбора эмпирических данных анализа теоретических источников В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализаций 040100.62 «Социология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социологическая теория Социальная структура и социальная стратификация Социальная теория. Раздел. Введение в социологию и история социологии Методология и методы социологии Социология средств массовой коммуникации Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Социология рекламы Социология молодежи Социология потребления Социология политики 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждения прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: аналитический характер выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, грамотный подбор материалов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,4·Отекущий; + 0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная, где Отекущий = 1·Од/з; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Орезультирующая = 0,5·Озачет + 0,5· Онакопленная Способ округления оценки: арифметический В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплиныРаздел 1 Теоретические подходы к изучению гендера Лекция 1. Концептуализация понятия гендера (2 часа). История возникновение концепта «гендер». Проблематизация пола. Гендер как базовый фактор социальной стратификации. Возникновение термина «гендер» и гендерных исследований. Гендерные исследования и исследования женщин. Роль феминизма как движения и теории. Отечественные гендерные исследования, специфика появления и развития. Лекция 2. Теоретические основания гендерных исследований: биологический детерминизм (2 часа). Биология формирует пол. Биолого-эволюционный подход. Теория полового диморфизма Геодокяна. «Анатомия – это судьба». С. Бем «Линзы гендера» - линза биологического эссенциализма. Лекция 3. Культурный детерминизм (2 часа). Теоретические основания гендерных исследований: кросс-культурные конструкции гендера. Вариативность в определении гендера. Гендерное разделение труда в контексте разных обществ. Лекция 4. Конструктивисткая перспектива (2 часа). Теоретические основания гендерных исследований: социальное конструирование гендера. Биологический и социальный пол: дихотомия и ее преодоление. Теория социального конструирования гендера. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности. Драматический интеракционизм И. Гофмана: понятие гендерного дисплея. К. Уэст и Д. Зиммерман: «создание гендера». Семинар 1. Институционализация гендерных исследований на Западе и в России (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС. 1999. № 3. С. 177-185. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 17-48. Дополнительная литература к семинару: Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // ОНС. 1996. №6. Тартаковская И. Введение // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 9-18 Семинар 2. Биологический детерминизм в понимании гендера (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН. 2004. С. 39-76, 97-103. Киммел М. Предназначено природой. Биология формирует пол // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 39-80 Дополнительная литература к семинару: Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М.: Феникс. 1994. С. 328-360 Тартаковская И. Биологические факты и политические интерпретации: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…» // Гендер для «чайников». М.: «Звенья». 2006. С. 11-26 Семинар 3. Культурные объяснения гендерных различий (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре:
Дополнительная литература к семинару: Гидденс Э. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С.152-170. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2000. С. 89-140 Семинар 4. Социальное конструирование гендера (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер. 2007. С. 126-192 Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306 – 335 Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N3/4. СС. 171-182. Дополнительная литература к семинару: Киммел М. Неравенство и различие. Социальное конструирование гендерных отношений // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 144-178 Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127-136. Тартаковская И. Современные направления развития гендерной теории и гендерных исследований // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.95- 113 Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. 1997. СС. 94 - 124 Раздел 2. Социологический анализ вгендерных аспектов социальных явлений и процессов. Лекция 1. Публичная сфера и гендерное разделение труда (2 часа). Понятие публичной сферы. Специфика разделения на публичную и приватную сферы. Вертикальная и горизонтальная сегрегация: «женская» и «мужская» работа. Рынок труда как гендерный институт. Гендерные аспекты технологии. Гендерное наполнение трудовых отношений. Экономическая занятость женщин. Роль профессионализма в утверждении маскулинной идентичности. Лекция 2. Приватная сфера и гендерные отношения в семье (2 часа). Семья как объект гендерного анализа. Парсонс: нуклеарная семья, инструментальные и экспрессивные роли. Критика нуклеарной семьи как понятия и института. Гендерная социализация. Семья как объект государственной политики. Современные теории семьи. Социальный институт материнства. Домашняя работа как предмет социологии. Лекция 3. Мужские исследования (2 часа). Политические предпосылки возникновения «мужских исследований». Основные теории маскулинности. Различные типы маскулинностей. Поло-ролевой и конструктивистский подходы к изучению маскулинности. Понятие гегемонной маскулинности. «Ответственное отцовство» и кризис маскулинной идентичности. Лекция 4. Культурные репрезентации гендера (2 часа). Понятие репрезентации Л. Малви и теория мужского взгляда. Гендер и художественные жанры. Репрезентации женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-советская трансформация. Мужчины и женщины на страницах массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирования гендерных различий: реклама. Семинар 1. Гендреные аспекты профессиональной занятости (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С. 310 – 331. Киммел М. Гендерезированное рабочее место // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 274-314. Дополнительная литература к семинару: Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 299-327. Хоткина З. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.353 – 378. Семинар 2. Гендерные аспекты семьи и родительства (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Киммел М. Гендерезированная семья // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 181-241. Тартаковская И. Приватная сфера и гендерные отношения в семье // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 189-208. Дополнительная литература к семинару: Бенериа Л. Неоплачиваемый труд: в продолжение дискуссии // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ.2002. С.275-298. Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 328-351. Семинар 3. Маскулинность как предмет гендерного анализа (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Кон И. Мужские исследования в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 562-605. Коннелл Р. Маскулинность и глобализация // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 851-880. Дополнительная литература к семинару: Гилмор Д. (2001) Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, С. 880-905. Кон И. (2006) Зачем нужны отцы? // «Звезда». № 12, С.124-145. Семинар 4. Медиа репрезентации гендера (2 часа). Вопросы к семинару:
Основная литература для обсуждения на семинаре: Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287. Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465. Дополнительная литература к семинару: Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505. Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998. 8Образовательные технологииВ учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляЗадание 1. Проанализируйте объявления о вакансиях (в газете, на сайте) Выберите 100 объявлений, разделите их на «мужские», «женские» и гендерно-нейтральные где нет указания на пол работника. Проанализируйте список требования которые предъявляются к исполнителям «мужской» «женской» и гендерно-нейтральнйо работы. Задание 2. Составьте бюджет свободного времени для мужчины и женщины, имеющих семью. Зафиксируйте виды деятельности и время потраченное на их осуществление. Сравните полученные данные. Проанализируйте различия в использовании свободного времени мужчинами и женщинами. Задание 3. Выберите 2-3 номера глянцевых журналов для мужчин и женщин. Сделайте анализ рубрик и статей в каждом журнале. Реконструируйте образ мужественности и женственности, представленный в текстах. Проанализируйте визуальные репрезентации мужственности и женственности представленные в журналах. Сравните вербальные и визуальные репрезентации гендера. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебник
10.2Основная литератураБем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН. 2004. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер. 2007. С. 126-192 Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306 – 335. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N3/4. СС. 171-182. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС. 1999. № 3. С. 177-185. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287. Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С. 310 – 331. Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН. 2004. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 17-48. 10.3Дополнительная литератураАбубикирова Н. Что такое «гендер»? // ОНС. 1996. №6. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 299-327. Бенериа Л. Неоплачиваемый труд: в продолжение дискуссии // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ.2002. С.275-298. Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 328-351. Гидденс Э. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С.152-170. Гилмор Д. (2001) Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, С. 880-905. Кон И. (2006) Зачем нужны отцы? // «Звезда». № 12, С.124-145. Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127-136. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2000. С. 89-140. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М.: Феникс. 1994. С. 328-360 Тартаковская И. Биологические факты и политические интерпретации: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…» // Гендер для «чайников». М.: «Звенья». 2006. С. 11-26. Тартаковская И. Современные направления развития гендерной теории и гендерных исследований // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.95- 113. Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. 1997. СС. 94 — 124. Хоткина З. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.353 – 378. Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998. 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы. |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... | ![]() | |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 40.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, изучающих... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68, обучающихся... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... |
Поиск |