Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики
Департамент менеджмента
Рабочая программа дисциплины
Современная экономическая политика
для образовательной программы
Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
Разработчик программы
Зуева Е.Л., к.э.н., доцент, ZyevaEL@hse.perm.ru
Одобрена на заседании департамента менеджмента
«___»____________ 2015 г.
Руководитель департамента И.Н. Шафранская _______
Утверждена «___»____________ 2015 г.
Академический руководитель образовательной программы
К.С. Кондратьева_________________
Пермь, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», обучающихся по магистерской программе «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности», изучающих дисциплину «Современная экономическая политика».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденным ученым советом НИУ ВШЭ, протокол №50 от 06.12.2013;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденным в 2015 г.
2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Современная экономическая политика» является ознакомление студентов со спецификой и особенностями переходной экономики России, дать им представление об основных направлениях рыночных реформ и о перспективах развития экономики России.
А также дать студентам целостное представление о национальной хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти, а также коммерческих структур в области экономики.
Знания, полученные в процессе изучения данного курса должны использоваться далее при изучении специальных курсов, в последующей практической деятельности.
Целью дисциплины в области воспитания личности является формирование необходимых студенту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
знать основные параметры экономического развития России в рамках командной модели с 1917 по 1985 г. и в период реформирования экономики с 1985 по 1991 г.; понять специфику и особенности переходной экономики России.
Иметь системное представление:
об особенностях экономического развития Пермского края.
Уметь:
четко определять причины перехода России к рыночной экономике; ориентироваться в направлениях рыночных реформ, их содержании, результатах, проблемах; оценивать перспективы, направления, варианты дальнейшего развития российской экономики.
Обладать навыками:
системного анализа процессов и явлений современной российской экономики.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы
|
СК-1
|
Соотносит и развивает свои общекультурные навыки, развивает свой профессиональный уровень путем изучения дополнительных материалов по курсу (медиатека, Internet)
|
лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения (дискуссии, анализ кейсов и т.д.)
|
Способен устно публично выступать (дискуссировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия
|
ПК-5
|
Готов к публичному изложению и аргументированной защите своей точки зрения по определенной проблеме; корректно использует профессиональные термины и обороты
|
Обсуждение проблемных вопросов, устное решение кейсов на семинарах
|
Способен работать со специализированными правовыми системами (базами данных) на русском (государственном) языке для задач профессиональной и научной деятельности
|
ПК-9
|
Осуществляет поиск требуемой информации с помощью баз данных, на основе полученных результатов принимает решения и совершает действия, дает квалифицированные заключения и консультации. Самостоятельно отслеживает обновления баз для более эффективной данных организации профессиональной деятельности
|
Работа с автоматизированными информационно-поисковыми правовыми системами «КонсультантПлюс»; «Гарант»; «Кодекс» при выполнении домашних заданий
|
Способен описывать юридически значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках экономических, социальных и гуманитарных наук
|
ПК-11
|
Анализирует практическую ситуацию, определяет вид и характер сложившихся отношений, определяет применимую норму к практической ситуации, определяет влияние фактов и событий на изменение практической ситуации
|
Работа в группах
|
Способен строить профессиональную юридическую деятельность на основе принципов законности, справедливости и социальной ответственности
|
ПК-16
|
Проводит грамотный анализ ситуации, определяет и способен применить принципы законности, справедливости и социальной ответственности в своей деятельности
|
Семинарские занятия
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современные проблемы предпринимательского права», «Преступления в сфере экономики».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин;
Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме;
Уметь находить эмпирические аналоги теоретических концептов, иллюстрировать различные теоретические проблемы примерами из жизни индивидов и организаций.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин 2 курса образовательной программы «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности», а также при написании магистерской диссертации.
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Раздел I. Экономика России в условиях командной модели управления
|
22
|
2
|
4
|
-
|
16
|
2
|
Раздел II. Формирование рыночной экономики в России. Институциональные реформы
|
22
|
2
|
4
|
-
|
16
|
3
|
Раздел III. Кризисы в современной российской экономике
|
22
|
2
|
4
|
-
|
16
|
4
|
Раздел IV. Эволюция роли государства в переходной экономике России
|
22
|
2
|
4
|
-
|
16
|
5
|
Раздел V.Экономическая стратегия государства
|
26
|
4
|
4
|
-
|
18
|
|
ИТОГО
|
114
|
12
|
20
|
-
|
82
|
|