Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет социологии
Программа дисциплины
МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНТЕРВЬЮ
Для направления 040100.68 «Прикладные методы социального анализа рынков»
(подготовки магистров 1 курса)
Автор программы:
О.Б. Савинская,
к.соц.н., доцент кафедры МСИАСИ,
savinskaya@list.ru
Одобрена на заседании кафедры методов сбора и анализа социологической информации 22 апреля 2013 г., Протокол № 3
Зав. кафедрой И.М.Козина
Рекомендована секцией УМС "Социология" «14» мая 2013 г.
Председатель Е.Р. Ярская-Смирнова
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.В. Надеждина
Москва
2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Оглавление
Оглавление
Оглавление 2
1. Область применения и нормативные ссылки 2
2. Цели освоения дисциплины 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы 7
5. Тематический план учебной дисциплины 7
6. Формы контроля знаний студентов 8
6.1. Критерии оценки знаний, навыков 9
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине 9
7. Содержание курса 10
8. Образовательные технологии 16
8.1. Методические указания студентам. 16
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 17
9.1. Вопросы к зачету. 17
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18
10.1. Базовые учебники 18
10.2 Основная литература. 18
10.3. Дополнительная литература 19
10.4. Электронные ресурсы 20
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Прикладные методы социального анализа рынков», изучающих дисциплину «Метод индивидуального интервью».
Программа разработана в соответствии с:
оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;
Образовательной программой 040100.62 «Прикладные методы социального анализа рынков»;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности «Социология», утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Метод индивидуального интервью»:
- научиться демонстрировать современные знания по методологии проведения социологического исследования с применением качественных методов,
- научиться применять качественную методологию и качественные методы от этапа сбора до анализа и описания результатов исследования в одной из практических областей работы социолога,
- научиться оценивать качество проведенного качественного исследования, критически осмысливать результаты исследования, творчески видоизменять программу исследования и отдельные этапы проведения исследования с целью повышения качества работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
получить знания о характере и типе оценочных исследований. Умение идентифицировать и охарактеризовать метод индивидуального интервью;
научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи, для достижения и решения которых следует использовать качественные методы;
получить навыки общения с заказчиком, ведения переговоров по проведению исследований с применением качественных методов;
уметь определять уместность использования метода индивидуального интервью для решения конкретной задачи, сравнивать познавательные возможности разных качественных методов;
познакомиться с методическими аспектами работы интервьюера, научиться применять методы индивидуального интервью в качественных исследованиях;
освоить техники анализа качественных данных;
получить навыки презентации результатов качественного исследования для различных типов аудитории;
уметь идентифицировать политические и социальные аспекты исследовательского процесса, которые могут повлиять на смещение в результатах исследования;
уметь идентифицировать формальные и неформальные политические рамки исследование и занимать исследовательскую позицию в различного рода исследовательских коммуникациях.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен предлагать модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности (формируется частично)
|
СК-М2
|
- научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи, для достижения и решения которых следует использовать качественные методы
|
лекции, написание текущих эссе, участие в проектной работе в малых группах
|
Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности (формируется частично)
|
СК-М3
|
- научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи оценочного исследования, для достижения и решения которых следует использовать качественные методы;
- познакомиться с методическими аспектами работы интервьюера и наблюдателя, научиться применять методы индивидуального интервью;
- освоить техники анализа качественных данных;
|
участие в проектной работе в малых группах, выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, устные презентации
|
Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность (формируется частично)
|
СК-М5
|
- получить навыки общения с заказчиком, ведения переговоров по проведению исследований с применением качественных методов;
- научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи качественного исследования,
- разрабатывать программу качественного исследования и шаги ее реализации,
- выполнять запланированную деятельность пошагово, анализировать, отслеживать и фиксировать удачи и трудности выполнения программы.
|
участие в проектной работе в малых группах, выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, устные презентации, обсуждение презентаций
|
Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности (формируется частично)
|
СК-М6
|
- познакомиться с методическими аспектами работы интервьюера, научиться применять методы индивидуального интервью в качественных исследованиях;
освоить техники анализа качественных данных;
- освоить техники анализа качественных данных с учетом особенностей качественного исследования;
- получить навыки презентации результатов качественного исследования для различных типов аудитории;
- уметь идентифицировать политические и социальные аспекты исследовательского процесса, которые могут повлиять на смещение в результатах исследования;
|
участие в проектной работе в малых группах, выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, написание текущих эссе
|
способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)
|
ИК - М1.2.НИД_7.1 С
|
- научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи оценочного исследования, для достижения и решения которых следует использовать качественные методы,
- освоить техники анализа качественных данных с учетом особенностей качественного исследования;
|
участие в проектной работе в малых группах, выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, написание текущих эссе
|
способность разрабатывать предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (формируется частично)
|
ИК - М1.2. ПД6_1.2_1.3 С
|
- уметь идентифицировать политические и социальные аспекты исследовательского процесса, которые могут повлиять на смещение в результатах исследования;
- уметь идентифицировать формальные и неформальные политические рамки исследование и занимать исследовательскую позицию в различного рода исследовательских коммуникациях.
|
участие в проектной работе в малых группах, выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, написание текущих эссе
|
способен руководить социальными проектами в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (формируется частично)
|
ИК-М1.3.ПД_1.2_1.3. ПД6_1.3
|
- получить навыки общения с заказчиком, ведения переговоров по проведению исследований с применением качественных методов;
- научиться идентифицировать и описывать проблемы, цели и задачи качественного исследования,
- разрабатывать программу оценочного исследования и шаги ее реализации,
- выполнять запланированную деятельность пошагово, анализировать, отслеживать и фиксировать удачи и трудности выполнения программы,
- уметь идентифицировать формальные и неформальные политические рамки исследование и занимать исследовательскую позицию в различного рода исследовательских коммуникациях
|
участие в проектной работе в малых группах
|
способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью (формируется частично)
|
СЛК – М8
|
- освоить техники анализа качественных данных с учетом особенностей качественного исследования;
- получить навыки презентации результатов качественного исследования для различных типов аудитории.
|
выполнение домашних заданий по реализации группового проекта, написание текущих эссе, устная презентация результатов проекта
|
|