Организация бухгалтерского учета


Скачать 0.63 Mb.
Название Организация бухгалтерского учета
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В отличие от оперативно-технического и статистического учета бухгалтерский учет как упорядоченная система обобщения информации о деятельности юридических лиц основывается исключительно на применении метода документирования. Этот метод предусматривает сплошное и беспрерывное документирование всех хозяйственных операций, которые осуществляются в деятельности предприятий, учреждений и организаций. Задокументированные хозяйственные операции, принятые к учету, записываются в учетный регистр (книга, журнал, ведомость, таблица и т.п.).

Очевидно, что каждая упорядоченная система предусматривает применение определенных правил, норм и порядков, которые закрепляются соответствующим нормативным документом для общего пользования.

При документировании хозяйственных операций и отражения их в регистрах бухгалтерского учета необходимо обеспечить выполнение определенных требований.

Главные и принципиально важные условия и требования, которые должны соблюдаться для обеспечения достоверности и обоснованности записей в бухгалтерском учете, изложены в Законе Донецкой Народной Республики "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 27.02.2015 г. № 14-ІНС с изменениями и дополнениями (далее – Закон).

Остановимся на определении таких терминов, как "хозяйственная операция", "первичные документы" и "регистры бухгалтерского учета" согласно действующему законодательству. Согласно Закону, хозяйственная операция - это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов, обязательств и собственного капитала предприятия. Ответственность за обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных (включенных в учета) документов на протяжении установленного срока несет владелец (руководитель) предприятия. Главный бухгалтер должен обеспечить отражение на счетах и в регистрах бухгалтерского учета информации о всех хозяйственных операциях. 

Первичные документы - письменные свидетельства, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжение и разрешения администрации (владельца) на них проводка. Владелец (руководитель) предприятия распорядительным документом утверждает перечень должностных лиц, которых наделяет правом подписывать первичные документы. И наконец, регистры бухгалтерского учета - носители определенного формата (бумажные, машинные) в виде ведомостей, книг, журналов, машинограмм и т.п., предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету.

Регистры бухгалтерского учета согласно пункту 4 статьи 9 Закона должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.

Следует отметить, что до принятия соответствующих нормативных актов Министерства финансов Донецкой Народной Республики, согласно Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 № 9-1 "О применении Законов на территории ДНР в переходный период" (с изменениями), при ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой отчетности необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой Министерства финансов Украины:

– Положениями (стандартами) бухгалтерского учета в Украине;

– Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 № 419;

– прочими нормативно-правовыми актами, касающимися ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

В ДНР первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность составляются на русском языке, который является языком работы, делопроизводства и документации. Если к бухгалтерскому учету принимаются первичные документы из финансово-хозяйственной деятельности предприятия, составленные иностранным языком (банковские, товарные, транспортные документы, коносаменты и т.п.), то они должны иметь аутотентичный перевод на русском языке.

Первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или (если это невозможно) непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки информации на основании первичных документов могут составляться сводные документы, которые также относятся к первичным.

Первичные документы для предоставления им юридической силы и доказательности должны иметь такие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от лица которых составлен документ, название документа (формы), код формы, дату и место составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должности лиц, ответственных за разрешение на осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа, фамилии лиц, которые дали разрешение на осуществление хозяйственной операции, и непосредственных исполнителей операции, их личные подписи. Каждой стороной (предприятием), принимающей участие в осуществлении хозяйственной операции, должны быть получены (использованы) для записей в регистрах бухгалтерского учета первичные документы, информация в которых идентично удостоверяет содержание, объем и стоимость осуществленной хозяйственной операции.

В зависимости от характера операции и технологии обработки данных к первичным документам может быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия, номер документа, основание для осуществления операции, данные о документе, который удостоверяет лицо- получателя и т.п.

Первичные документы и учетные регистры составляются как ручным, так и машинным способом.

Документ, изготовленный машинным способом, должен быть записан на материальном носителе (магнитном, бумажном), изготовлен и иметь разметку согласно требованиям соответствующего стандарта и закодирован согласно утвержденной системе кодификации. По требованию контролирующих или судебных органов и своих контрагентов предприятия обязаны за свой счет сделать копии таких документов на машинном носителе. Предприятия, которые составляют учетные регистры на машинных носителях, обеспечивают технические средства для их воспроизведения в удобном для чтения виде.

Физическое и юридическое лица, которые принимают участие в осуществлении операций, связанных с приемом и выдачей средств, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества, должны получать от предприятия, учреждения, которое выполняет эти операции, копии первичных документов о такой операции.

Первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных в установленном порядке. В условиях компьютеризации учета и либерализации прав предприятий в сфере учетной политики предусмотрено осуществление документирования хозяйственных операций с использованием самостоятельно изготовленных бланков (например, при осуществлении хозяйственной операции могут непосредственно на компьютере печататься приходный кассовый ордер, накладная и т.п.). Однако самостоятельно изготовленные бланки должны иметь обязательные реквизиты типовых или специализированных форм, если они не имеют статуса бланков строгого учета.

Бланки форм первичных документов, на которые оформляются отдельные операции (предоставление услуг за наличный расчет, выдача отдельных товарно-материальных ценностей и т.п.) могут быть бланками строгой отчетности. Бланки строгой отчетности подлежат обязательной централизованной нумерации одинаковым способом.

Во время заполнения первичных документов обязательным требованием является обеспечение сохранности записей в документах на протяжении установленного периода хранения документов и предотвращение возможности внесения несанкционированных и незаметных искажений. Необходимо также исключить случаи заполнения документов чернилами или другими средствами красным цветом, поскольку в бухгалтерском учете традиционно этот цвет использован для исправления ошибок (метод сторно).
Предлагаем Вам подробно рассмотреть алгоритм заполнения всей кассовой документации: от приходного и расходного кассового ордера до кассовой книги.
ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР: ТОНКОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ
Приходный кассовый ордер (типовая форма №КО-1, утвержденная Положением о кассовых операциях) (далее — ПКО) — документ, которым оформляют прием денежной наличности в кассу.

Оформление ПКО и квитанции к нему — прерогатива бухгалтера. Последний должен заполнять ПКО, разумеется, как и любые другие кассовые документы, только чернильной или шариковой ручкой, с помощью печатных машинок, компьютерных средств или другими способами, которые обеспечивают целостность этих записей в течение отведенного для хранения документов срока. Имейте в виду: ПКО не терпит исправлений (п. 3.10 Положения о кассовых операциях).

Особенности составления ПКО

Их несколько. Итак, рассмотрим их сквозь лупу:

— ПКО выписывают в одном экземпляре;

  • в ПКО обязательно следует указывать основание для составления и приложенные к нему документы (например, чек, накладная, договор);

  • в ПКО, который оформляют на общую сумму проведенных предприятием кассовых операций (например, получение денежной наличности из банка по чеку и оприходование ее в кассе), реквизит "Прийнято від" не заполняют (п. 3.10 Положения о кассовых операциях);

  • оформленный ПКО подписывает главный бухгалтер или другое лицо, уполномоченное руководителем предприятия (п. 3.3 Положения о кассовых операциях). Потом бухгалтер его регистрирует в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3 или № КО-За) и передает кассиру для оплаты (п. 3.11 Положения о кассовых операциях);

  • сразу после получения денежной наличности от плательщика кассир подписывает ПКО, а на приложенных к нему документах ставит оттиск штампа или надпись "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год) (п. 3.-12 Положения о кассовых операциях);

  • прием денежной наличности с помощью ПКО можно производить только в день его составления (п. 3.10 Положения о кассовых операциях). Если плательщик по каким-либо причинам не успел оплатить оформленный ПКО в этот день, то кассир возвращает его бухгалтеру, и последний аннулирует такой документ. В следующий раз бухгалтер выписывает уже новый ПКО;

  • выдавать ПКО на руки лицам, которые вносят денежную наличность, запрещено (абз. 2 п. 3.10 Положения о кассовых операциях);

  • для плательщика документом, подтверждающим внесение средств в кассу предприятия, является заверенная оттиском печати квитанция к ПКО (отрывная часть ПКО) (п. 3.3 Положения о кассовых операциях). Плательщику ее отдают после того, как он внесет денежки;

  • ПКО, по которому уже получена денежная наличность, прилагают к первому экземпляру отчета кассира.


ОФОРМЛЯЕМ РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР
Как известно, расходным кассовым ордером (ф.№ КО-2) (далее — РКО) оформляют выдачу наличных из кассы. Заполняют его только чернильной или шариковой ручкой. Делать это можно также с помощью печатных машинок, компьютерных средств или другими способами, которые обеспечивают целостность записей в течение определенного для хранения документов срока. Такие требования содержатся одновременно в двух документах: Положении № 88 и п. 3.10 Положения о кассовых операциях. Будьте внимательны, заполняя РКО, ведь любые исправления в нем недопустимы (п. 3.10 Положения о кассовых операциях).

Выписывая РКО, в нем фиксируют основания составления и перечисляют приобщенные документы (заявление на выдачу наличных, расчет). Если на приложенных к РКО документах (расчетах, ведомостях, накладных) фигурирует разрешительная подпись руководителя, то дублировать ее на самом РКО не обязательно (п. 3.4 Положения о кассовых операциях). В остальных случаях на кассовом ордере рядом с подписью главбуха или уполномоченного работника должна стоять подпись руководителя.

Но прежде чем удостоверять РКО у уполномоченных лиц, бухгалтеру нужно зарегистрировать его в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. №№ КО-3 или КО-За), в котором документу присваивают порядковый номер и указывают цели расходования средств. Помните, что наличные можно выдавать только тому лицу, на чью фамилию оформлен РКО. Получив деньги на руки, получатель проставляет в документе дату и расписывается. Лицам, получающим наличные, сам ордер не выдают — он остается у кассира.

Если возникла необходимость выдать деньги третьему лицу, то получатель должен оформить на него. В таком случае в РКО после ФИО получателя бухгалтер дописывает ФИО доверенного лица. Доверенность оставляют в кассира и подшивают к РКО (п. 3.6 Положения о кассовых операциях).

В РКО, выписанном на общую сумму проведенных предприятием операций (сдача наличных в банк), реквизит "Получил" заполнять не нужно (п. 3.10 Положения о кассовых операциях).

На всех приобщенных к РКО документах следует поставить штамп "Оплачено" и указать рядом с оттиском или на нем дату уплаты (число, месяц и год) (п. 3.12 Положения о кассовых операциях).

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
Для начала определимся, с чем имеем дело. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов — это кассовый документ, который используют для регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и других кассовых документов (п. 1.2 Положения о кассовых операциях).

Главные банкиры страны утвердили две формы журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (см. приложение 4 к Положению о кассовых операциях):

  • типовая форма № КО-3;

  • типовая форма № КО-За.

Но, к сожалению, в Положении о кассовых операциях не указано, чем же отличаются эти две формы. Только в примечаниях к ф. № КО-За сказано, что ее можно вести вместо журнала № КО-3. Впрочем, после их тщательного изучения, можно предположить, что ф. № КО-За позволяет одновременно вести учет приходных и расходных кассовых документов. Также она проще, поэтому ее целесообразнее использовать предприятиям с небольшим кассовым оборотом. Вместе с тем нужно помнить, что в п. 3.11 Положения о кассовых операциях черным по белому написано: журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов нужно вести отдельно по приходным и расходным операциям. Итак, рекомендуем не рисковать и, даже используя типовую ф. № КО-За, вести два журнала: один для регистрации приходных документов, второй — расходных. Ведь за нарушение правил ведения кассовых операций - админштраф.

Теперь приступим к процедуре заполнения журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов. Бухгалтер, прежде чем отдать оформленные приходные и расходные кассовые ордера кассиру, должен их сначала зарегистрировать в этом журнале. То есть указать в нем дату и номер документа, подтверждающего поступление или выбытие денежных средств из кассы, сумму средств к выдаче (получению), также при необходимости заполняют графу "Примечания".

Предупреждаем: если журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров вы ведете на бумажных носителях, то его ежегодно надо начинать заново.

Кстати, регистрацию кассовых документов можно осуществлять и при помощи компьютерных средств, которые обеспечивают формирование и распечатку журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Главное, чтобы форма и содержание такого электронного журнала соответствовали требованиям типовой ф. № КО-3 или № КО-За. Также если вы отдаете предпочтение автоматизированному способу регистрации документов, то не забывайте ежедневно распечатывать информацию о зарегистрированных документах в виде "Вкладного листа журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров" (абз. 2 п. 3.11 Положения о кассовых операциях).

ВЕДОМОСТЬ НА ВЫПЛАТУ ДЕНЕГ: СПОСОБЫ ЗАПОЛНЕНИЯ
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Организация бухгалтерского учета icon Перечень вопросов для конкурса на замещение вакантных должностей...
Каким федеральным законом определяются объекты, основные задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского...
Организация бухгалтерского учета icon Методические указания разработаны на основе программы дисциплины...
Ых дисциплин. Она должна не только закрепить полученные ранее знания в области теории бухгалтерского учета, бухгалтерского (финансового)...
Организация бухгалтерского учета icon Сущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета...
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...
Организация бухгалтерского учета icon Введение 2 1 концепции бухгалтерского учета 5
Особенности бухгалтерского учета и контроля затрат на содержание служебного транспорта 27
Организация бухгалтерского учета icon В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской...
Инвентаризация является одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета icon Теоретические основы учета расчетов с покупателями и
Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Современная кровля"
Организация бухгалтерского учета icon Контрольная работа по мдк. 01. 01. «Практические основы бухгалтерского...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум...
Организация бухгалтерского учета icon Методика автоматизации управленческого и бухгалтерского учета корпорации. Методик аавтоматизации
Целью документа является краткое изложение принимаемых основных категорий и соглашений управленческого учета и подробное изложение...
Организация бухгалтерского учета icon В помощь бухгалтеру
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и Инструкции по его применению», содержат достаточно ин­формации...
Организация бухгалтерского учета icon Иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации...
Настоящая Учетная политика для целей бухгалтерского учета (далее Учетная политика) разработана в соответствии с
Организация бухгалтерского учета icon Методическое пособие для овладения студентами по пм 01 «Документирование...
Пм 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»
Организация бухгалтерского учета icon Положение об учетной политике Отдела образования администрации Ибресинского...
Г. №402-фз «О бухгалтерском учете», Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря...
Организация бухгалтерского учета icon Инструкция по бюджетному учету часть I. Организация бюджетного учета
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления...
Организация бухгалтерского учета icon Программа дисциплины Организация и проведение налоговых проверок...
Дисциплина «Организация и методика налоговых проверок» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения основ...
Организация бухгалтерского учета icon Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
Министерства финансов Российской Федерации Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и
Организация бухгалтерского учета icon Учетная политика для целей бухгалтерского учета ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Содержание
Настоящее Положение устанавливает единые методологические основы, порядок организации, форму и способы ведения бухгалтерского учета...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск