Скачать 130.65 Kb.
|
Инвентаризация товаров В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят инвентаризацию товарно-материальных ценностей, включая товары, для сопоставления данных бухгалтерского учета об остатках товаров с данными о фактическом наличии товаров, выявленном в ходе проведения инвентаризации. Инвентаризация является одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета. Основными задачами инвентаризации товаров являются: · контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей, соответствие их фактического наличия данным бухгалтерского учета; · проверка правильности соблюдения цен; · выявление неходовых и залежавшихся товаров; · выявление нарушений правил хранения и размещения товаров и тары на складах. Порядок проведения инвентаризации и ее документального оформления определен “Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” проведение инвентаризации обязательно: · при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; · при смене материально ответственных лиц; · при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; · в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; · при реорганизации или ликвидации организации; · в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризации бывают планируемые и непланируемые. Планируются периодические, контрольные инвентаризации, а также инвентаризации, проводимые перед уходом материально ответственных лиц в отпуск. Непланируемые инвентаризации проводят при смене (увольнении) материально ответственных лиц, при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, авариях и т.п.), при поступлении сигнала о нарушениях правил торговли и т.д. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Для одновременного проведения проверок при большом объеме работ параллельно создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Состав инвентаризационной комиссии (представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты, материально ответственные лица) утверждается приказом руководителя организации. В приказе указываются: должность, фамилия, имя, отчество председателя и членов комиссии, а также цель и объект инвентаризации. Приказ должен содержать дату начала и окончания проведения инвентаризации с указанием времени и срока сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию. Приказ должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В ней также отражаются и результаты проведенной инвентаризации. При проведении инвентаризации важно присутствие всех членов комиссии, назначенных приказом. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания недействительными ее результатов. На момент проведения инвентаризации материально ответственными лицами прекращаются все операции по приему и отпуску товаров. Материально ответственные лица составляют товарный отчет и сдают его комиссии. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к товарному отчету, с указанием “До инвентаризации на [дата]”. Председатель комиссии также должен обеспечить пломбирование всех запасных выходов и отдельных кладовых в местах хранения товаров. А материально ответственные лица должны дать расписку на бланке инвентаризационной описи о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Как правило, товары инвентаризуются в той последовательности, в какой они расположены. Фактическое наличие товаров проверяется по каждому месту их хранения путем пересчета количества в натуре (перевешивания, перемеривания, обмера). Сведения о фактическом наличии материальных ценностей записываются в инвентаризационную опись, форма которой утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 (унифицированная форма № ИНВ-3). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах (а при передаче ценностей от одного материально ответственного лица другому – в трех экземплярах). Один экземпляр описи заполняет материально ответственное лицо, а другой – бухгалтер. После завершения инвентаризации опись передается в бухгалтерию, где сравниваются фактические остатки товаров с данными бухгалтерского учета. В случае, когда на предприятии организован количественно-суммовой учет товаров; при выявлении отклонений фактических данных об остатках ценностей от учетных составляют сличительную ведомость, в которой указывают расхождения между фактическими и учетными данными по наименованиям и сортам товаров. Если в организации ведется лишь суммовой учет товаров, то расхождения между фактическими и учетными данными выводятся в целом по всем товарам. В торговых организациях при инвентаризации нередко выявляются по одним товарам недостача, а по другим – излишки. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусматривает следующий порядок регулирования расхождений фактического наличия ценностей, выявленных при инвентаризации, с данными бухгалтерского учета: · убыль ценностей в пределах норм списывается, по распоряжению руководителя организации, на издержки обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; · недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также порча относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля; · ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на результаты хозяйственной деятельности, с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. Перекрытие недостач по одним товарам излишками по другим не допускается. Только в порядке исключения, с разрешения администрации предприятия, может быть допущен зачет излишков и недостач в случаях возникновения пересортицы: · за один и тот же проверяемый период; · у одного и того же материально ответственного лица; · по одному и тому же наименованию товаров; · по одной и той же группе товаров, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару. Пересортица возникает тогда, когда по документам числится, что оприходован или списан один товар, а фактически – другой. Например, в документах указано, что выбыло 100 кг муки высшего сорта, а фактически материально ответственное лицо отпустило 100 кг муки первого сорта. Так образовалась пересортица, вследствие которой выявились: по муке высшего сорта – излишек 100 кг, а по муке первого сорта, – недостача 100 кг. При зачете недостачи муки первого сорта излишками по муке высшего сорта получается полный зачет. Зачет по пересортице в количестве бухгалтерской проводкой не оформляется. При зачете по суммам берется наименьшая цена. Допустим, что учетная цена одного килограмма муки высшего сорта составляет 6 руб., а муки первого сорта – 5 руб. Следовательно, излишек в сумме составит 100 руб. [100 (6 – 5)]. Он должен быть оприходован проводкой: Дебет счета 41 Кредит счета 91 – 100 руб. – оприходованы излишки товаров, выявленные при инвентаризации. Если в результате пересортицы сумма недостач превышает сумму излишков, то эту разницу необходимо взыскать с материально ответственных лиц. В этом случае с них должно быть потребовано письменное объяснение. Данные результатов инвентаризации представляются руководителю организации, который принимает окончательное решение. При проведении инвентаризации могут быть выявлены либо излишки, либо недостачи товарно-материальных ценностей. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация. В случае порчи ценностей должно быть получено заключение от соответствующих специализированных организаций. В этом случае основанием для отражения списания недостач материальных ценностей должно служить обоснованное заключение, утвержденное руководителем торговой организации. Для равномерного включения в течение отчетного года расходов от списания недостач товаров в пределах норм естественной убыли в состав издержек обращения учетной политикой предприятия торговли может быть предусмотрено создание резерва естественной убыли. В случае создания резерва на списание естественной убыли товаров ежемесячно производятся отчисления в резерв в пределах утвержденных норм, что оформляется бухгалтерской записью: Дебет счета 44 Кредит счета 96 – создан резерв естественной убыли товаров. При наличии образованного на предприятии резерва списание недостачи товаров в переделах норм естественной убыли записывается на счетах проводкой: Дебет счета 96 Кредит счета 94 – списана недостача в пределах норм естественной убыли за счет образованного резерва. При этом бухгалтеру необходимо помнить, что излишне начисленная сумма резерва в конце года сторнируется. Учет и документальное оформление потерь и переоценки товаров Процессы транспортировки, хранения и реализации товаров связаны с возникновением товарных потерь. Товарные потери влияют на издержки обращения и финансовые результаты торговой деятельности. Поэтому уменьшение товарных потерь является важным источником увеличения товарных ресурсов. В торговой практике товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым товарным потерям относят естественную убыль и потери от боя и лома товаров в пределах норм. Такие потери возникают в связи с изменением физико-химических свойств товаров (естественная убыль товаров и др.). Причины потерь могут быть связаны и с психологией людей (потери товаров в магазинах самообслуживания и магазинах с открытой выкладкой). Вследствие своего объективного характера вышеуказанные потери нормируются, т. е. устанавливаются их предельные размеры (нормы). Ненормируемые потери – это недостача товаров сверх норм, а также порча товаров. Такие потери являются, главным образом, результатом бесхозяйственности, запущенности в учете. К сверхнормативным относятся также потери от стихийных бедствий; затраты, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и т. п.; убытки от хищений, виновники которых не установлены. Товарные потери в торговых организациях выявляются, прежде всего, в момент проведения инвентаризации. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Федеральным законом “О бухгалтерском учете” естественная убыль товаров списывается, по распоряжению руководителя организации, на издержки производства или обращения; потери товаров сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Если виновники товарных потерь не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, то убытки от недостачи и порчи списывают на финансовые результаты. Исключение составляют товарные потери, выявленные при приеме товаров от поставщика или транспортной организации, а также потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщикам или транспортным организациям, во втором – недостачи являются убытками. В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, сумма недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовки, хранения и реализации, независимо оттого, подлежат они списанию за счет организации или виновных лиц, первоначально отражается на активном счете 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Естественная убыль – это потери товаров при перевозке, хранении и реализации, связанные с изменением их физико-химических свойств. Так как эти потери возникают по объективным причинам, их нормируют, т. е. на каждый товар в отдельности устанавливают норму убыли в процентах. Приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 631 утверждено, что с 1 января 1997 г. действуют нормы естественной убыли продовольственных товаров для всех организаций торговли, независимо от форм собственности, без указания ограничения срока. В настоящее время в торговых организациях применяются нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 2 апреля 1987 г. № 88 “Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкций по их применению”, а также эти вопросы рассмотрены в письме Министерства торговли РСФСР от 21 мая 1987 г. № 085 “О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле”. Эти нормы разработаны, в частности, для товаров на складах и базах, в розничной торговой сети, на предприятиях общественного питания. Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического наличия товаров обнаружена недостача. Списывается естественная убыль в фактически обнаруженных размерах, но не выше установленных норм. В организациях оптовой торговли также нормируется бой товаров в стеклянной посуде и порожней стеклянной посуды при транспортировке, хранении и отпуске товаров. Списание естественной убыли товаров производится только после их инвентаризации. Для списания недостачи товаров в пределах норм естественной убыли после проведения инвентаризации в бухгалтерии оптовой организации составляют расчет естественной убыли. В организациях оптовой торговли нормы естественной убыли зависят от разных причин, в том числе от сроков хранения товаров. В тех случаях, когда поступление товаров на склад и отпуск их со склада производятся равномерно, допускается, по разрешению вышестоящей организации, исчислять средний срок хранения следующим образом: Потери товаров от естественной убыли при их хранении и реализации списывают в том месяце, в котором проводилась инвентаризация. Поскольку потери товаров вследствие естественной убыли образуются за весь период между инвентаризациями (за несколько месяцев), то они и должны быть распределены между всеми месяцами данного периода. Для более равномерного распределения потерь от естественной убыли между всеми месяцами межинвентаризационного периода ежемесячно на издержки обращения можно списывать плановую сумму этих потерь, т. е. начислять резерв на естественную убыль. Пример 11. На складе оптовой организации ООО “Маргарита” во время проведения инвентаризации обнаружена недостача товаров по покупным ценам на сумму 1150 руб. В соответствии с расчетом естественная убыль составила 1300 руб. Ранее на естественную убыль был начислен резерв в размере 2000 руб. В конце отчетного периода произведена корректировка резерва. По указанным операциям производятся следующие бухгалтерские записи. Дебет счета 44 “Расходы на продажу” Кредит счета 96 “Резервы предстоящих расходов” – 2000 руб. – начислен резерв на естественную убыль Дебет счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” Кредит счета 41, субсчет 1 “Товары на складах” – 1150 руб. – отражается выявленная при инвентаризации недостача товаров Дебет счета 96 “Резервы предстоящих расходов” Кредит счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” – 1150руб. – списывается недостача за счет ранее начисленного резерва. Дебет счета 44 “Расходы на продажу” Кредит счета 96 “Резервы предстоящих расходов” – 850 руб. – производится корректировка резерва – сторно. Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период. В случае обнаружения ненормируемых потерь руководитель организации назначает комиссию, в которую включаются: представитель администрации, специалист (товаровед), материально ответственное лицо, в отдельных случаях – представитель санитарной службы. Комиссия определяет степень и причины порчи товаров, виновных лиц и размер ущерба, возможности реализации товаров по сниженным ценам. После осмотра товаров, пересчета или перевешивания испорченных товаров комиссия составляет “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей”. Акт передают в бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего представляют на утверждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери ценностей (форма № ТОРГ-15) Материально ответственные лица розничных торговых организаций принимают товары массой нетто. Однако многие товары при приеме невозможно освободить от тары (сметана, повидло, масло в бочках и т. п.). По таким товарам масса нетто определяется путем вычитания массы тары, которая указывается в сопроводительных документах и обозначена на трафарете, из массы брутто. После продажи товара освобожденную тару взвешивают; при этом ее фактическая масса может оказаться больше, чем по документам. Это связано с тем, что часть товара впиталась в стенки тары. Разницу между фактической массой тары (определенной после ее высвобождения из-под товара) и массой тары по документам, маркировке называют завесом тары. Наличие завеса тары означает, что товара продано меньше, чем оприходовано. Завес тары оформляется “Актом о завесе тары” (форма № ТОРГ-6), который составляет специальная комиссия, назначаемая руководителем организации. Списание завеса тары производится по-разному. Это зависит от условий договора с поставщиком. При списании завеса тары за счет поставщика ему направляют претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары, и на счетах бухгалтерского учета составляется запись: Если предъявить претензию поставщику невозможно (акт о завесе тары составлен несвоевременно или неправильно оформлен), потери товаров от завеса тары относят на виновных лиц. Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при инвентаризации выявляются потери товаров сверх норм естественной убыли. При этом первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем, в соответствующей сумме, – естественную убыль. Практическая часть.
|
Отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный... В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию нефинансовых активов, финансовых... |
Методические указания разработаны на основе программы дисциплины... Ых дисциплин. Она должна не только закрепить полученные ранее знания в области теории бухгалтерского учета, бухгалтерского (финансового)... |
||
Перечень вопросов для конкурса на замещение вакантных должностей... Каким федеральным законом определяются объекты, основные задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского... |
О результатах проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного... Принимались к учету бланки первичных учетных документов, не соответствующие унифицированным формам утвержденным Министерством финансов... |
||
Руководство пользователя Листов: 48 Подсистема учета и отчетности в части обеспечения централизованного составления, представления, свода и консолидации отчетности об... |
Руководство пользователя Листов: 48 Подсистема учета и отчетности в части обеспечения централизованного составления, представления, свода и консолидации отчетности об... |
||
Учетная политика для целей бухгалтерского учета ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Содержание Настоящее Положение устанавливает единые методологические основы, порядок организации, форму и способы ведения бухгалтерского учета... |
Руководство пользователя 9 Операция «Предоставление данных бухгалтерской... Предоставление данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской... |
||
Бухгалтерский учет в строительных организациях Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от |
Проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, составления... Проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, обеспечения требований законодательства краевым... |
||
Информационный бюллетень ООО нкф «Дельта-информ» от 09. 02. 2016 г Положение "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой)... |
Контрольного мероприятия постановка бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности Информация об основных итогах контрольного мероприятия департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации... |
||
Контрольного мероприятия постановка бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности Информация об основных итогах контрольного мероприятия департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации... |
Заказчик настоящим объявляет о проведении открытого конкурса на право... Заказчик настоящим объявляет о проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой)... |
||
Предварительно утвержден Приложение №1. Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный год 87 |
Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению... Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм (за исключением кредитных организаций)... |
Поиск |