В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию


Скачать 130.65 Kb.
НазваниеВ целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию
ТипОтчет
Инвентаризация товаров
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию товарно-материальных ценностей, включая товары, для сопоставления данных бухгалтерского учета об остатках товаров с данными о фактическом наличии товаров, выявленном в ходе проведения инвентаризации. Инвентаризация является одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета.

Основными задачами инвентаризации товаров являются:

· контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей, соответствие их фактического наличия дан­ным бухгалтерского учета;

· проверка правильности соблюдения цен;

· выявление неходовых и залежавшихся товаров;

· выявление нарушений правил хранения и размеще­ния товаров и тары на складах.

Порядок проведения инвентаризации и ее документального оформления определен “Методическими указаниями по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств”, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” проведение инвентаризации обязательно:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при пре­образовании государственного или муниципального унитарного пред­приятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

· при смене материально ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризации бывают планируемые и непланируемые. Планиру­ются периодические, контрольные инвентаризации, а также инвентаризации, проводимые перед уходом материально ответственных лиц в отпуск. Непланируемые инвентаризации проводят при смене (увольнении) материально ответственных лиц, при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, авариях и т.п.), при поступлении сигнала о нарушениях правил торговли и т.д.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Для одновременного проведения проверок при большом объеме работ параллельно создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Состав инвентаризационной комис­сии (представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты, материально ответственные лица) утверждается приказом руководителя организации. В приказе указываются: должность, фамилия, имя, отче­ство председателя и членов комиссии, а также цель и объект инвентари­зации. Приказ должен содержать дату начала и окончания проведения инвентаризации с указанием времени и срока сдачи материалов инвента­ризации в бухгалтерию. Приказ должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В ней также отражаются и результаты проведенной инвентаризации. При про­ведении инвентаризации важно присутствие всех членов комиссии, на­значенных приказом. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания недей­ствительными ее результатов.

На момент проведения инвентаризации материально ответственными лицами прекращаются все операции по приему и отпуску товаров. Мате­риально ответственные лица составляют товарный отчет и сдают его ко­миссии. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к товарному отчету, с ука­занием “До инвентаризации на [дата]”. Председатель комиссии также должен обеспечить пломбирование всех запасных выходов и отдельных кладовых в местах хранения товаров. А материально ответственные лица должны дать расписку на бланке инвентаризационной описи о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные докумен­ты на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все посту­пившие товарно-материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Как правило, товары инвентаризуются в той последовательности, в какой они расположены. Фактическое наличие товаров проверяется по каждому месту их хранения путем пересчета количества в натуре (переве­шивания, перемеривания, обмера). Сведения о фактическом наличии материальных ценностей записываются в инвентаризационную опись, форма которой утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 (унифицированная форма № ИНВ-3).

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах (а при передаче ценностей от одного материально ответственного лица другому – в трех экземплярах). Один экземпляр описи заполняет материально ответственное лицо, а другой – бухгалтер.

После завершения инвентаризации опись передается в бухгалтерию, где сравниваются фактические остатки товаров с данными бухгалтерского учета.

В случае, когда на предприятии организован количественно-суммовой учет товаров; при выявлении отклонений фактических данных об остатках ценностей от учетных составляют сличительную ведомость, в которой указывают расхождения между фактическими и учетными данными по наименованиям и сортам товаров. Если в организации ведется лишь суммовой учет това­ров, то расхождения между фактическими и учетными данными выводятся в целом по всем товарам.

В торговых организациях при инвентаризации нередко выявляются по одним товарам недостача, а по другим – излишки.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в РФ предусматривает следующий порядок регулирования расхождений фактического нали­чия ценностей, выявленных при инвентаризации, с дан­ными бухгалтерского учета:

· убыль ценностей в пределах норм списывается, по распоряжению руководителя организации, на издержки обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в слу­чаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

· недостача ценностей сверх норм естественной убы­ли, а также порча относятся на виновных лиц. В тех слу­чаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты. В доку­ментах, представляемых для оформления списания недо­стач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных орга­нов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заклю­чение о факте порчи ценностей, полученное от отдела тех­нического контроля;

· ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат опри­ходованию и зачислению на результаты хозяйственной де­ятельности, с последующим установлением причин воз­никновения излишка и виновных лиц.

Перекрытие недостач по одним товарам излишками по другим не допускается. Только в порядке исключения, с разрешения администрации предприятия, может быть до­пущен зачет излишков и недостач в случаях возникнове­ния пересортицы:

· за один и тот же проверяемый период;

· у одного и того же материально ответственного лица;

· по одному и тому же наименованию товаров;

· по одной и той же группе товаров, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару.

Пересортица возникает тогда, когда по документам числится, что оприходован или списан один товар, а фактически – другой. Например, в документах указано, что выбыло 100 кг муки высшего сорта, а фактически материально ответственное лицо отпустило 100 кг муки первого сорта. Так образовалась пересортица, вследствие которой выявились: по муке высшего сорта – излишек 100 кг, а по муке первого сорта, недоста­ча 100 кг. При зачете недостачи муки первого сорта излишками по муке высшего сорта получается полный зачет. Зачет по пересортице в количе­стве бухгалтерской проводкой не оформляется. При зачете по суммам бе­рется наименьшая цена. Допустим, что учетная цена одного килограмма муки высшего сорта составляет 6 руб., а муки первого сорта – 5 руб. Сле­довательно, излишек в сумме составит 100 руб. [100 (6 – 5)]. Он должен быть оприходован проводкой:

Дебет счета 41 Кредит счета 91 – 100 руб. – оприходованы излишки товаров, выявленные при инвентаризации.

Если в результате пересортицы сумма недостач превышает сумму из­лишков, то эту разницу необходимо взыскать с материально ответственных лиц. В этом случае с них должно быть потребовано письменное объяснение.

Данные результа­тов инвентаризации представляются руководителю организации, кото­рый принимает окончательное решение.

При проведении инвентаризации могут быть выявлены либо излишки, либо недостачи товарно-материальных ценностей. Результаты инвентари­зации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация.

В случае порчи ценностей должно быть получено заключение от соответствующих специализированных организаций. В этом случае основанием для отражения списания недостач материальных ценностей должно служить обоснованное заключение, утвержденное руководителем торговой организации.

Для равномерного включения в течение отчетного года расходов от списания недостач товаров в пределах норм естественной убыли в состав издержек обращения учетной политикой предприятия торговли может быть предусмотрено создание резерва естественной убыли.

В случае создания резерва на списание естественной убыли товаров ежемесячно производятся отчисления в резерв в пределах утвержденных норм, что оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 44 Кредит счета 96 – создан резерв естественной убыли товаров.

При наличии образованного на предприятии резерва списание недостачи товаров в переделах норм естественной убыли записывается на счетах проводкой:

Дебет счета 96 Кредит счета 94 – списана недостача в пределах норм естественной убыли за счет образованного резерва.

При этом бухгалтеру необходимо помнить, что излишне начисленная сумма резерва в конце года сторнируется.
Учет и документальное оформление потерь и переоценки товаров
Процессы транспортировки, хранения и реализации товаров связаны с возникновением товарных потерь. Товарные потери влияют на издерж­ки обращения и финансовые результаты торговой деятельности. Поэто­му уменьшение товарных потерь является важным источником увеличе­ния товарных ресурсов.

В торговой практике товарные потери делятся на нормируемые и не­нормируемые.

К нормируемым товарным потерям относят естественную убыль и потери от боя и лома товаров в пределах норм.

Такие потери возни­кают в связи с изменением физико-химических свойств товаров (естественная убыль товаров и др.). Причины по­терь могут быть связаны и с психологией людей (потери товаров в магазинах самообслуживания и магазинах с открытой выкладкой). Вследствие своего объективного ха­рактера вышеуказанные потери нормируются, т. е. уста­навливаются их предельные размеры (нормы).

Ненормируемые потери – это недостача товаров сверх норм, а также порча товаров.

Такие потери являются, главным об­разом, результатом бесхозяйственности, запущенности в учете. К сверхнормативным относятся также потери от стихийных бедствий; затраты, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и т. п.; убытки от хищений, виновники которых не установлены.

Товарные потери в торговых организациях выявляют­ся, прежде всего, в момент проведения инвентаризации. В соответствии с Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Федераль­ным законом “О бухгалтерском учете” естественная убыль товаров списывается, по распоряжению руково­дителя организации, на издержки производства или об­ращения; потери товаров сверх норм естественной убы­ли относятся на виновных лиц.

Если виновники товарных потерь не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, то убытки от недостачи и порчи списывают на финансовые резуль­таты. Исключение составляют товарные потери, выявлен­ные при приеме товаров от поставщика или транспорт­ной организации, а также потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщи­кам или транспортным организациям, во втором – не­достачи являются убытками.

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, сумма недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовки, хранения и реализации, независимо оттого, подлежат они списанию за счет организации или виновных лиц, первоначально отража­ется на активном счете 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.

Естественная убыль – это потери товаров при пере­возке, хранении и реализации, связанные с изменением их физико-химических свойств. Так как эти потери воз­никают по объективным причинам, их нормируют, т. е. на каждый товар в отдельности устанавливают норму убы­ли в процентах.

Приказом Министерства внешних экономических свя­зей и торговли Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 631 утверждено, что с 1 января 1997 г. действуют нормы естественной убыли продовольственных товаров для всех организаций торговли, независимо от форм собственнос­ти, без указания ограничения срока. В настоящее время в торговых организациях применяются нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденные прика­зом Министерства торговли СССР от 2 апреля 1987 г. № 88 “Об утверждении норм естественной убыли продоволь­ственных товаров в торговле и инструкций по их примене­нию”, а также эти вопросы рассмотрены в письме Мини­стерства торговли РСФСР от 21 мая 1987 г. № 085 “О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торгов­ле”. Эти нормы разработаны, в частности, для товаров на складах и базах, в розничной торговой сети, на предприя­тиях общественного питания.

Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического на­личия товаров обнаружена недостача. Списывается есте­ственная убыль в фактически обнаруженных размерах, но не выше установленных норм.

В организациях оптовой торговли также нормируется бой товаров в стеклянной посуде и порожней стеклянной посуды при транспортировке, хранении и отпуске това­ров.

Списание естественной убыли товаров производится только после их инвентаризации.

Для списания недостачи товаров в пределах норм ес­тественной убыли после проведения инвентаризации в бухгалтерии оптовой организации составляют расчет ес­тественной убыли.

В организациях оптовой торговли нормы естественной убыли зависят от разных причин, в том числе от сроков хранения товаров.

В тех случаях, когда поступление товаров на склад и отпуск их со склада производятся равномерно, допуска­ется, по разрешению вышестоящей организации, исчис­лять средний срок хранения следующим образом:

Потери товаров от естественной убыли при их хране­нии и реализации списывают в том месяце, в котором про­водилась инвентаризация.

Поскольку потери товаров вследствие естественной убыли образуются за весь период между инвентаризаци­ями (за несколько месяцев), то они и должны быть рас­пределены между всеми месяцами данного периода. Для более равномерного распределения потерь от естествен­ной убыли между всеми месяцами межинвентаризацион­ного периода ежемесячно на издержки обращения мож­но списывать плановую сумму этих потерь, т. е. начислять резерв на естественную убыль.

Пример 11. На складе оптовой организации ООО “Маргарита” во время проведения инвентаризации обнаружена недостача това­ров по покупным ценам на сумму 1150 руб. В соответствии с расчетом естественная убыль составила 1300 руб. Ранее на естественную убыль был начислен резерв в размере 2000 руб. В конце отчетного периода произведена коррек­тировка резерва.

По указанным операциям производятся следующие бух­галтерские записи.

Дебет счета 44 “Расходы на продажу” Кредит счета 96 “Резервы предстоящих расходов” – 2000 руб. – начислен резерв на естественную убыль

Дебет счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” Кредит счета 41, субсчет 1 “Товары на складах” – 1150 руб. – отражается выявленная при инвентаризации недо­стача товаров

Дебет счета 96 “Резервы предстоящих расходов” Кредит счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” – 1150руб. – списывается недостача за счет ранее начисленного резерва.

Дебет счета 44 “Расходы на продажу” Кредит счета 96 “Резервы предстоящих расходов” – 850 руб. – производится корректировка резерва – сторно.
Определив оборот по реализации того или иного това­ра за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму есте­ственной убыли по данному товару. Рассчитав сумму ес­тественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реа­лизованным за межинвентаризационный период.

В случае обнаружения ненормируемых потерь руково­дитель организации назначает комиссию, в которую включаются: представитель администрации, специалист (товаровед), материально ответственное лицо, в отдель­ных случаях – представитель санитарной службы.

Комиссия определяет степень и причины порчи това­ров, виновных лиц и размер ущерба, возможности ре­ализации товаров по сниженным ценам.

После осмотра товаров, пересчета или перевешивания испорченных товаров комиссия составляет “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей”.

Акт передают в бухгалтерию, где проверяют правиль­ность его составления, после чего представляют на утвер­ждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери ценностей (форма № ТОРГ-15)

Материально ответственные лица розничных торговых организаций принимают товары массой нетто. Однако многие товары при приеме невозможно освободить от тары (сметана, повидло, масло в бочках и т. п.). По таким товарам масса нетто определяется путем вычитания мас­сы тары, которая указывается в сопроводительных доку­ментах и обозначена на трафарете, из массы брутто.

После продажи товара освобожденную тару взвешива­ют; при этом ее фактическая масса может оказаться боль­ше, чем по документам. Это связано с тем, что часть товара впиталась в стенки тары.

Разницу между фактической массой тары (определен­ной после ее высвобождения из-под товара) и массой тары по документам, маркировке называют завесом тары. На­личие завеса тары означает, что товара продано меньше, чем оприходовано.

Завес тары оформляется “Актом о завесе тары” (форма № ТОРГ-6), который составляет специальная комиссия, назначаемая руководителем организации. Списание завеса тары производится по-разному. Это зависит от условий договора с поставщиком. При списа­нии завеса тары за счет поставщика ему направляют претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары, и на счетах бухгалтерского учета составляется запись:

Если предъявить претензию поставщику невозможно (акт о завесе тары составлен несвоевременно или непра­вильно оформлен), потери товаров от завеса тары отно­сят на виновных лиц.

Завес тары за счет скидки списывают только в том слу­чае, если при инвентаризации выявляются потери това­ров сверх норм естественной убыли. При этом первона­чально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем, в соответствующей сумме, – есте­ственную убыль.

Практическая часть.


  1. Какие бывают инвентаризации?

  2. Что такое пересортица?

  3. Что называют завесом тары?

Похожие:

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconОтношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный...
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию нефинансовых активов, финансовых...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconМетодические указания разработаны на основе программы дисциплины...
Ых дисциплин. Она должна не только закрепить полученные ранее знания в области теории бухгалтерского учета, бухгалтерского (финансового)...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconПеречень вопросов для конкурса на замещение вакантных должностей...
Каким федеральным законом определяются объекты, основные задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconО результатах проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного...
Принимались к учету бланки первичных учетных документов, не соответствующие унифицированным формам утвержденным Министерством финансов...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconРуководство пользователя Листов: 48
Подсистема учета и отчетности в части обеспечения централизованного составления, представления, свода и консолидации отчетности об...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconРуководство пользователя Листов: 48
Подсистема учета и отчетности в части обеспечения централизованного составления, представления, свода и консолидации отчетности об...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconУчетная политика для целей бухгалтерского учета ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Содержание
Настоящее Положение устанавливает единые методологические основы, порядок организации, форму и способы ведения бухгалтерского учета...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconРуководство пользователя 9 Операция «Предоставление данных бухгалтерской...
Предоставление данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconБухгалтерский учет в строительных организациях
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconПроверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, составления...
Проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, обеспечения требований законодательства краевым...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconИнформационный бюллетень ООО нкф «Дельта-информ» от 09. 02. 2016 г
Положение "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой)...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconКонтрольного мероприятия постановка бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности
Информация об основных итогах контрольного мероприятия департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconКонтрольного мероприятия постановка бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности
Информация об основных итогах контрольного мероприятия департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconЗаказчик настоящим объявляет о проведении открытого конкурса на право...
Заказчик настоящим объявляет о проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой)...

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconПредварительно утвержден
Приложение №1. Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный год 87

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговые предприятия регулярно проводят ин­вентаризацию iconРекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению...
Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм (за исключением кредитных организаций)...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск