Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе


Скачать 0.83 Mb.
Название Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Часть 2

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправ­ленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из оп­ределенных психологических и педагогических предпосылок, сде­лать учебный материал удобным для глубокого и успешного усво­ения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку са­мостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий являет­ся формирование устойчивых познавательных интересов у школь­ников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Определим мотивацию «как совокупность причин психологи­ческого характера, объясняющих поведение человека, его нача­ло, направленность и активность» [1]. Это предполагает рассмот­рение мотивации как циклического процесса непрерывного вза­имного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в дан­ном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет направленность действия, организован­ность и устойчивость целостной деятельности, стремление к до­стижению определенной цели.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличе­ния можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обу­чения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получе­нию образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспи­танности выпускников всех учебных заведений, то важность на­званного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление ха­рактера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Мотивационная составляющая личности достаточно разнооб­разна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представля­ется важным, на наш взгляд, выделение определенных содержа­тельных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Мы исходим из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагнос­тики. Назовем пять таких блоков.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

А.К. Маркова определяет смысл учения [2] как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «при­кладывание», если можно так выразиться, школьником процес­са обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не про­исходят автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обуче­ния необходимо формировать у школьников активное внутрен­нее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Лично­стный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны ана­лизироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обу­чения у ребенка складывается определенное представление об учеб­ной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе смысл учения может претерпевать существенные изменения. Смысл скла­дывается из следующих моментов: осознание ребенком объектив­ной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учеб­ной работы, ее отдельных звеньев. Поскольку все эти аспекты в холе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл уче­ния по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно. Психологические исследования показывают, что при осоз­нании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), лег­че усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентриру­ется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной состав­ляющей личности учащегося.

ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результа­тивности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

  • познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учеб­ной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы сви­детельствуют об ориентации школьников на овладение новыми
    знаниями, учебными навыками, определяются глубиной инте­реса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к су­щественным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение спо­собами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации соб­ственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стрем­ление школьников к самообразованию, направленность на само­стоятельное совершенствование способов добывания знаний;

  • социальные мотивы. Они связаны с различными видами со­циального взаимодействия школьника с другими людьми. На­пример: стремление получать знания, чтобы быть полезным об­ществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимо­сти учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору про­фессии. Также к социальным мотивам относятся и так называе­мые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в жела­нии занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудни­чества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и вза­имодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимо­отношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совер­шенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Второй вариант классификации характеризует отношение мо­тивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют вне­шними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их назы­вают внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: инте­рес к процессу деятельности, интерес к результату деятельнос­ти, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих ка­честв, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради до­стижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание полу­чить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мо­тивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внут­ренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исхо­дить извне, от другого человека. Если без контроля и напомина­ния взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необхо­димо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достиже­ние успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивирован­ные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопуще­ние неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успе­ха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчи­нены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмо­ции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самооп­ределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных уси­лий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясня­ют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везени­ем или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не мо­жет повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсут­ствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то де­лать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впос­ледствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Изложенное указывает на необходимость развития у учащих­ся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлени­ем к недопущению неудачи.

Все виды мотивов, названные выше, учитывались при состав­лении диагностической методики.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школь­ников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последова­тельную систему целей.

Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию. Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учеб­ной деятельности. Поэтому иногда говорят, что цель — это направ­ленность на промежуточный результат учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что мотивы обычно характеризуют учебную дея­тельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содер­жание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником. Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Поста­новка перспективных целей и подчинение им собственного поведе­ния придает личности определенную нравственную устойчивость.

Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Например, принятие за­дания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. наложение учеником этого задания на свой индивидуальный опыт, определение им смысла цели, поставленной учителем. Учи­телю важно помочь ученику научиться активно и самостоятель­но ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ

Следует отличать мотивы от мотивировки. Как правило, она является социально-желательным объяснением отдельных поступ­ков и поведения учащихся в целом. Определенная мотивировка поступка может быть, например, результатом опасения высказы­вания негативной оценки со стороны учителя. Учитывая это, мы ввели блок «Реализация мотива в поведении», который включает в себя ряд динамических характеристик. В данном блоке отражены следующие аспекты мотивации: реальное влияние мотивов уче­ния на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий. Важно определить устойчивость мотивов, частоту их проявления, акту­ализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.

Если мотив имеет для учащихся личностный смысл, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развер­нутости всех компонентов учебной деятельности, когда школьник с удовольствием работает над освоением разных учебных предме­тов, активно ищет дополнительные знания за пределами школь­ных программ, обнаруживает широкую любознательность при от­сутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им про­фессии, представляют большую ценность для личности.

Авторы, работающие над данной проблемой, особое внима­ние обращают на уровни устойчивости интереса к обучению. Ин­терес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспыш­ками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Та­кой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее уга­сает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам. Ус­тойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Сборник статей педагогов дополнительного образования гбу до центр творчества «На Вадковском»
Мастерство педагога как показатель результативности педагогической деятельности
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
Система управления по охране труда и обеспечении образовательного процесса распространяется на всех участников образовательного процесса...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса
Материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса в школе позволяет обеспечить реализацию требований...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Приказ от 29. 08. 2016 №147 рабочая программа подготовительной к...
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной к школе группе...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом...
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Инструкция для сотрудников доу о порядке действий при осуществлении...
Доу является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Программа внеурочной деятельности
«Фантазия. Пластилиновое чудо» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное упреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Образовательная программа гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Анализ результативности работы педколлектива по обучению, воспитанию и развитию школьников
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Тема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Приказ №181 от 21. 09. 15 Основная образовательная программа основного...
Основная образовательная программа Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Домна Читинского...
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Пояснительная записка Содержание образовательного процесса. Возрастные...
Модель образовательного процесса: направления развития и образования детей (далее образовательные области)
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon 2. Ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе icon Инструкция «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе....
Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск