Отдел образования администрации Центрального района
Центральный филиал городского центра развития образования
Образовательные учреждения
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОЕКТЫ
Сборник педагогических проектов
педагогов высшей квалификационной категории
Центрального района
ВЫПУСК III
Новосибирск
2011
Л.Ю.Андреевская
Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства развития их интеллектуальных способностей
О.М.Альберти
Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
С.Л. Гусенкова
Развитие исследовательской деятельности школьников в процессе обучения русскому языку и литературе
Г.И. Галямина; Л. В. Назарова
Арсенал древнего воина. Экспериментальная археология как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Е. И. Каян «Волшебный мир анимации»
Н.А. Круглова
Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Е. В. Козлова
Создание условий для развития музыкально- двигательной активности дошкольников в различных видах деятельности
М.Л. Лапыгина
Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения учащихся
Л.В.Платонова
Развитие творческого исследовательского опыта младших школьников
Н.Д.Рыбина
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации стандартов первого поколения
Т.Е.Чагина
Формирование универсальных учебных действий у школьников
|
Образовательные педагогические проекты –
условие эффективной деятельности учителя.
Учителя ,как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
современных знаний в своей специальности.
Д.И. Менделеев
В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, меняется позиция школы, усложняются задачи, которые приходится решать, предъявляются новые требования к педагогической деятельности. Школа сегодня находиться в режиме многообразия инновационных преобразований, развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педагогических технологий, проектов. Проектирование педагогических проектов – это средство решения проблем повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя школы, а также развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в образовательном пространстве.
Педагогические профессиональные проекты требуют от педагогов высокой методической и педагогической культуры; создаются по инициативе школы, педагогов, родителей. В связи с этим руководителям и педагогическим работникам образовательного учреждения важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений микрорайона, города. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы школы (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания. Образовательные проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании. Это требует иного качества образования учащихся, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога. Школа призвана работать над развитием личности ребенка, целенаправленно и эффективно развивать необходимые способности: мобильность, конструктивность, коммуникабельность, ответственность, способность быстро решать возникающие проблемы как в своей собственной жизни, так и в профессиональной.
Для разработки и реализации педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно-организационная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности. С этой целью возможно создание: временных творческих коллективов по разработке проектов, методических объединений, кафедр, групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах. Также важна совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты.
Образовательные проекты способствуют развитию умения самостоятельно решать поставленные задачи, овладевать коммуникативными навыками, раскрывать свои способности, реализовать их в разнообразных видах деятельности, вовлекая учащихся в различные социально-образовательные ситуации.
Уважаемые коллеги!
В сборнике опубликованы фрагменты профессиональных педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии Министерства образования Новосибирской области в ходе аттестации 2010-2011 года. С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.
Надеемся, что опубликованные материалы будут полезны в вашей профессиональной деятельности. Благодарим за сотрудничество.
Андреевская Людмила Юльевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 99 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства развития их интеллектуальных способностей.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.
Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Психолог И.А. Домашенко считает, что "интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".
Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей, таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Под интеллектуальными способностями понимаются память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
Проблема профессионального проекта
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как современные исследования выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учащихся значительно отстает от темпов роста знаний. Это объясняется тем, что усилия многих учителей направлены на усвоение знаний, а не на развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Поэтому, важно учитывать уровень развития эмоциональной сферы младших школьников и уровень сформированности основных приемов умственной деятельности.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка со сверстниками, одноклассниками, взрослыми; в общении и в разнообразных видах деятельности: коммуникативной, игровой, учебной, проектной, рефлексивной и др. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний.
В своей профессиональной педагогической деятельности я пытаюсь решать проблему организации целенаправленного, управляемого со стороны учителя процесса развития интеллектуальных способностей при помощи специальной системы познавательных задач.
Объектом исследования считаю интеллектуальные умения учащихся младшего школьного возраста, а предметом исследования - технологию организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Актуальность профессионального проекта.
Актуальность профессионального проекта заключается в том, что он дал мне возможность решить выявленные в ходе педагогической деятельности проблемы в рамках стандартов первого поколения, с позиций компетентностного и деятельностного подходов. Проект позволяет:
1. Создавать развивающее образовательное пространство через организацию разнообразной учебно-познавательной деятельности младших школьников.
2. Формировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач, умения и навыки практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
3. Показать, что любой учебный материал может стать средством развития интеллектуальных способностей младших школьников.
4. Осуществлять преемственность в обучении в начальной и средней школе, чтобы разрешить противоречие между фактическим уровнем развития интеллектуальных умений младших школьников и предъявляемыми требованиями к интеллектуальному и личностному развитию их в среднем и в старшем звене.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности требует длительной и целенаправленной работы педагога.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна:
- возбуждать интерес ребенка к деятельности по их решению;
- опираться на знания и опыт учащихся;
- способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
- строиться на интегративной основе;
- обучать обобщенным приемам познавательной деятельности.
В теории и практике нередко ставят знак равенства между определениями «творчество», «инсайд», «озарение», полагая, что творчество – удел немногих. С этим трудно согласиться полностью, так как, по мнению многих авторов, «инсайд» - это своего рода свернутый алгоритм, которым ученик овладел при решении различного рода задач. Известно, что многие из подходов к решению проблем очень схожи в разных школьных дисциплинах. В этих условиях ученик, «достав» из своей памяти нужный в данный момент принцип решения сложной творческой задачи, может прийти к «озарению». Именно поэтому, к обучению младших школьников нужно подходить как к процессу овладения способами деятельности. Знание и творчество – это владение способами действия, в том числе и на основе использования алгоритмов. Таким образом, я вижу тесную связь между интеллектуальными способностями и творческими.
Решение данной проблемы актуально не только для начальной школы, но и для дальнейшего обучения ребенка и успешной работы в будущем. В нашей школе акцент делается на художественно-эстетическое развитие на всех ступенях, что позволяет успешно решать задачи по развитию у детей воображения, внимания, памяти, эрудиции, наглядно-образного и словесно-логического видов мышления не только в урочной, но и внеурочной деятельности.
В педагогике и психологии накоплен обширный материал, анализ которого позволяет утверждать, что интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Б. Истомина,
А. И. Раев, Д. Б. Эльконин) зависит от характера, содержания и организации
игровых и учебных программ.
В основе исследований Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили и других находится осознание
того факта, что более высокий уровень развития младших школьников возможен в условиях развивающего обучения. Результатами развивающего
обучения по системе Л. В. Занкова считаются: высокий уровень наблюдения,
развитое мышление и практические интеллектуальные действия.
Основными путями решения профессиональной проблемы стали:
1. Выбор системы обучения: учебно-методического комплекса, форм уроков, дидактических приемов и методов и др.
2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения, позволяющее сохранить здоровье ребенка.
3. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникативных.
4. Формирование банка дифференцированных дидактических заданий по разным предметам в соответствии с индивидуальными психологическими и возрастными особенностями.
5. Осуществление диагностики и комплексного мониторинга интеллектуального развития младших школьников.
Ведущей педагогической идеей опыта можно считать идею о том, что совершенствование технологии организации и содержательной наполняемости различных структурных компонентов урока даже в традиционной системе обучения позволит учителю успешно решать задачу развития интеллектуальных умений младших школьников, необходимых для осуществления активной преобразующей деятельности учащихся.
Стратегическая цель и задачи проекта
Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.
Поэтому основной целью педагогического проекта, вытекающей из профессиональных проблем, считаю развитие интеллектуальных способностей младших школьников в их положительной динамике.
Для этого считаю важным в своей профессиональной педагогической деятельности:
1. Создать в начальной школе условия для полноценного развития детей (первая задача), то есть:
- четко представлять, что я должна развивать в пределах каждого конкретного школьного предмета, при изучении той или иной темы;
- знать, у кого развивать (знание возрастных, психологических и индивидуальных особенностей воспитуемых);
- владеть навыками диагностики;
- знатьт. какими средствами можно развивать то или иное качество;
- не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке;
- осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.
2. Охватить максимальное количество детей различными формами внеурочной, внеклассной деятельности, развивающей интеллектуальные способности, мышление, память, внимание, речь (вторая задача);
3. Повышать познавательную активность и усиливать мотивацию к учению (третья задача);
4. Обучать навыкам самообразования для успешной социализации и самореализации в обществе (четвертая задача).
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выделяю:
· самостоятельность мышления,
· быстрота и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение отличить существенное от не существенного,
· различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
· критичность ума.
Показателями интеллектуального развития считаю:
общий интеллект (показатели — способность к ориентировке в окружающем мире, к составлению целого из частей),
установление отношений (показатели — способность к пониманию сходства, способность к пониманию целостности),
мыслительные операции (показатели — способность к установлению логической связи, обобщению и классификации).
Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Это не значит, что я предлагаю персональные творческие задания только для наиболее способных учащихся. Задания творческого и развивающего характера я даю всему классу, а не только одаренным учащимся и оцениваю при их выполнении только успех.
|