Система диагностики сформированности исследовательских умений младших школьников в рамках курса робототехники
Образовательная робототехника - новая технология обучения, основанная на использовании конструкторов, имеющих возможность программирования. Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем, опирающаяся на такие дисциплины как электроника, механика, программирование. Данная технология в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды реализуется через курс «Юный конструктор».
Изучение курса «Юный конструктор» дает наиболее эффективный результат при организации исследовательской деятельности младших школьников. Исследовательская деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов.
Для эффективной оценки формирования и развития исследовательских умений младших школьников используется система диагностики данных умений. Нами проведена входная и контрольная диагностики.
Оценка уровня сформированности исследовательских умений младших школьников осуществляется по следующим критериям [2]:
Уровень мотивации к технической направленности
в исследовательской деятельности младших школьников.
Развитие мышления младших школьников в реализации исследовательской деятельности.
Проявление самостоятельности младшими школьниками в исследовательской деятельности при работе с робототехникой.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников исследовательских умений в технических видах деятельности был использован комплекс методик.
Комплекс методик, направленных на выявление уровня сформированности
у младших школьников исслеледовательских умений
в технических видах деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Методики и диагностические задания
|
Уровень мотивации к технической направленности
в исследовательской деятельности младших школьников
|
Наличие положительного мотива к технической деятельности
|
Диагностика специальных способностей детей
(А.де Хаан, Г.Каф) (адаптированная)
Приложение 1
|
Наличие интереса к работе с конструктором
|
Опросник для младших школьников
Приложение 2
|
Развитие мышления младших школьников
в реализации исследовательской деятельности
|
Беглость мышления
|
Тест Торренса
Приложение 3
Исследование быстроты (беглости) мышления Приложение 4
|
Гибкость мышления
|
Тест Торренса
Исследование гибкости мышления
Приложение 5
|
Оригинальность мышления
|
Тест Торренса
|
Логическое мышление
|
Тест Равена
Приложение 6
|
Проявление самостоятельности младшими школьниками
в исследовательской деятельности при работе
с робототехникой
|
Содержательно-операционный показатель
|
Выполнение заданий с конструктором
(Метод наблюдения)
Приложение 7
|
Волевой показатель
(мотивы, движущие ребёнком в процессе взаимоотношения с одноклассниками. готовность и стремление к преодолению сложностей в процессе поиска информации)
|
Методика «Нерешаемая задача»
Приложение 8
|
Приложение 1
Диагностика специальных способностей детей (адаптированная)
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей. [1]
Инструкция:
Перед вами 8 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:
++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Таблица ответов
Вопросы
|
Варианты ответов
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
8
|
|
Итого:
|
|
Утверждения
1. Ребенок интересуется механизмами и машинами.
2. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.
3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
4. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).
5. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.
6. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.
7. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.
8. Быстро и легко осваивает компьютер.
Обработка и анализ результатов
Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под столбцом.
Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:
0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);
5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);
9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);
13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).
С помощью этого теста можно определить есть ли интерес у вашего ребенка к занятиям технической направленности.
Приложение 2
Опросник «Наличие интереса к работе с конструктором»
Данная методика включает опросник для младших школьников.
Целью опросника явилось изучение уровней заинтересованности учеников
в робототехнической деятельности и в работе с лего-конструктором.
Нами был разработан опросник, состоящий из 9 вопросов, связанных
с робототехникой и лего-конструированием. Уровень заинтересованности учеников в робототехнической деятельности определялся по количеству набранных баллов и распределялся в соответствии с оценочной шкалой:
-высокий уровень–5 –6 баллов;
-средний уровень–3 –4 балла;
-низкий уровень –1 –2 балла.
Опросник «Наличие интереса к работе с конструктором»
Знаешь ли ты, что такое робототехника? Если нет, то хотелось бы узнать?_____________________________________________________________
Какие виды конструктора тебе больше нравятся? (выбирается один или несколько вариантов ответа)
1. Деревянный
2.Металлический
3. Пластмассовый
4. Магнитный
5. Радиоуправляемый
6. Электронный
Хотелось ли тебе создавать модели из деталей Лего - конструктора? Почему?
Да,_____________________________________________________
Нет,_____________________________________________________
У меня нет Лего-конструктора, но мне _____________________________
Тебе нравится собирать модели по образцу, по пошаговой инструкции или собственные модели? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие модели из Лего - конструктора ты уже собрал самостоятельно?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересно ли тебе изучать механизм работы модели, собранной из электронного конструктора? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотелось бы тебе узнать, что такое ременная передача?
Да, потому что____________________________________________
Нет, потому что___________________________________________
Из каких источников ты узнаешь о новинках в сфере робототехники? (выбирается один или несколько вариантов ответа)
Энциклопедии
Журналы
Интернет
СМИ
_______________________________________________________
Если тебе предложат построить волшебный город, что ты выберешь для работы? Почему?
Конструктор Лего с мотором, так как ________________________
Кубики, так как __________________________________________
Пластмассовые блоки, так как ______________________________
Характеристика уровней заинтересованности обучающихся
в робототехнической деятельности
Уровни
|
Характеристика
|
Низкий уровень
|
Характеризуется отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний в роботехнической деятельности, отсутствием ответов, где ученик демонстрирует свои знания в области Лего-конструирования.
|
Средний уровень
|
Характеризуется стремлением учащегося к проявлению заинтересованности в работе с конструкторами Лего, ответы типа «У меня нет конструктора, но очень хотелось бы, чтобы была возможность с ним работать, и он у меня был». Ученик поверхностно знаком с миром роботов, немного знает об их происхождении и устройстве.
|
Высокий уровень
|
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность робототехнической деятельности, но и проявить максимально свои знания в этой области. Ответы даются полные, очень точные и носят характер умозаключений. Ученику нравится работать с Лего-конструктором, и в ответах указываются названия тех конструкций, которые им создавались.
|
Приложение 3
Тест креативности Торренса (диагностика творческого мышления)
Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. [1]
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки: ·
- рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения. ·
- рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название. · осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
|