Тема проекта


Скачать 291.98 Kb.
Название Тема проекта
страница 1/3
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3

Департамент образования города Москвы

Гимназия №1551

ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Исследовательский проект

Тема проекта: Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Автор: Никитина Елизавета Андреевна 10 класс «Б»

Руководитель проекта: Белянова Татьяна Геннадьевна учитель истории и обществознания.



Москва

2016-2017

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1……………………………………………………………………………...5

  1. Основные сведения об антимонопольном законодательстве РФ……….5

    1. Монополия и конкуренция…………………………………………......5

    2. Антимонопольное законодательство………………………………….7

    3. История создания антимонопольного законодательства……………8

    4. Необходимость проведения антимонопольной политики в современной экономике……………………………………………….9

  2. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России…….10

    1. Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..10

    2. Федерально Антимонопольная Служба России……………………12

  3. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах… 14

    1. Антимонопольное законодательство в развитых странах: США и ЕС……………………………………………………………………….14

    2. Сходства и различия антимонопольного законодательства РФ и США……………………………………………………………………16

Глава2…………………………………………………………………………….19

  1. Основные сведения о X5 Retail Group…………………………………..19

  2. Практическая часть………………………………………………….……21

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...24

Приложения……………………………………………………………………...25

Введение.

Одним из важных компонентов экономической политики являетcя антимонопольное законодательство. Проблема регулирования антимонопольной деятельности и охраны конкуренции чрезвычайно принципиальна для решения проблем экономики, которые появляются в разных областях и сферах в различныхных странах мира. Именно поэтому правительство заинтересовано в противостоянии монополизации рынков и поддержке конкуренции. В целях этого противоборства правительство:

  1. Поддерживает создание новых компаний.

  2. Формирует организации, которые следят за развитием рынка в стране.

  3. Выявляет недобросовестную конкуренцию и пресекает ее.

  4. Создает законы, с помощью которых можно выявить компании, которые при обвинении в монополизации будут нести наказание.

Актуальность темы: данная тема поможет мне в моей будущей профессии, при разработке новых бизнес проектов, ведения рыночной конкуренции, производстве товаров и услуг. В направлении менеджмента мне необходимо знать и уметь использовать на практике антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Объект: общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии.

Предмет: нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, а также административная и судебная практика в данной области, история развития данного права в Российской Федерации.

Цель проекта: изучение целей, методов и принципов антимонопольной, политики для создания буклета и возможного развития Х5.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать процесс формирования монополий и антимонопольного законодательства в Российской Федерации.

3. Показать принципы работы антимонопольного законодательства России на основе работы компании X5 Retail Group.

Гипотеза: при покупке крупными компаниями конкурентных магазинов, находящихся в одной отрасли рынка, ФАС России может запретить данную покупку для поддержания дальнейшей конкуренции.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

  2. Изучение работы X5 Retail Group и ФАС.

  3. Изучение материалов СМИ по данной теме.

Продукт: анализ работы одной из ведущих российских продуктовых розничных компаний X5 Retail Group, с созданием буклета, который представляет собой программу осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, рынках сбыта, маркетинге, конкурентов и принцип работы антимонопольной политики с возможным развитием компании при покупке сети «Дикси».

Практическая значимость: данную тему можно рассматривать на основе компаний стран мира, где существует антимонопольное законодательство и проводится защита конкуренции.

Этапы работы над проектом:

  1. Поисковый этап (анализ и сбор информации, формулировка гипотезы, задач и цели исследования, обоснование проблемы, объекта и предмета)

  2. Технологический этап (систематизация материала, оформление буклета)

  3. Презентационный этап (оформление результатов исследования, подготовка к защите, создание презентации)

Сроки: среднесрочный.

Глава 1.

  1. Основные сведения об антимонопольном законодательстве РФ.

    1. Монополия и конкуренция.

Монополией называется ситуация в отрасли, когда:

1) В отрасли существует только одна фирма;

2) Благо, которое она производит не имеет близких заменителей;1

3) Отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

Такая фирма является полным хозяином положения на рынке. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли. Каждый монополист сам выбирает цену своего продукта и объем его предложения. Чтобы понять, что в стране образовалась монополия, стоит обратить внимание на несколько ситуаций. Первое, присутствует один или чрезвычайно большой производитель. Второе, продукция не имеет конкурентных аналогов. Третье, присутствуют высочайшие пороги для входа на рынок компаниями, какие создают подобную продукцию. Также монополия может быть нескольких видов. Естественная монополия, когда производитель занимает самую выгодную позицию на рынке. Он может обладать доступ к дешевому источнику сырья, следственно, будет иметь низкие издержки и низкие цены на товар, большую прибыль и быстрое развитие. Одним из примеров такой монополии в РФ является " Газпром ", доля данной фирмы составляет четвертую часть всех поступлений в государственный бюджет. Чистая монополия, когда на рынке возникает новый производитель, предлагающий продукцию, которая на данный момент не имеет аналогов, но стоимость услуг или продуктов таких монополий может контролировать правительство. Такие монополии встречаются достаточно редко, но в США таким образцом является фирма "ALCOA "( Aluminium Company Of America). В 1945 году фирма полностью контролировала добычу бокситов в Америке. Искусственная монополия- это компании, которые смогли добиться лидирующих позиций на рынке, являются подразделом естественной монополии. Примером в России является «Мосгортранс». Данная компания обеспечивает столицу наземным транспортом. Государственная монополия- данные компании находятся в подчинении главков, министров и так далее. Примером такой монополии в России является «ФГУП Московский эндокринный завод». Производит препараты, которые применяются в различных сферах здравоохранения. Открытая монополия, когда компания начинает производство абсолютно нового товара и некоторое время является единственным производителем данной продукции. Примером такой монополии является компания «Apple» США. Она первая предложила технологию «Touch ID». Закрытая монополия имеет защиту от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав. В частности, компания «USPS» (United States Postal Service) США, доставляет почту первым классом. Формирование «здоровой» конкурентной среды является важнейшим условием развития рыночных отношений. Конкуренция напрямую способствует формированию рынка и регулирует его. Конкуренция- это состязание в какой-либо области с целью получения прибыли. Существует несколько видов конкуренции, они делятся по признакам: по масштабу, характеру развития. С полным списком признаков можно ознакомиться в приложении 6.



  1. Антимонопольное законодательство.

Антимонопольная политика, которая проводится в современном мире, является одним из важных средств регулирования государственной экономики. Антимонопольное законодательство- это комплекс мер, направленных на ограничение предпринимательской свободы деятельности, контроль рынка, пресечений монополистических действий и недобросовестной конкуренции. Конечно, антимонопольное законодательство не обошлось без критики, одни считают, что антимонопольное законодательство охраняет экономические интересы покупателя и способствует развитию экономики, другие, что антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и может приводить к негативным последствиям для потребителя, и экономики в целом. Большинство экономистов, юристов и философов осуждали антимонопольное законодательство. Например, Мюррей Ротбард высказывался о антимонопольном законодательстве так: «Про человека, который пребывает в праздности…можно сказать, что он «ограничивает торговлю», хотя он просто в ней не участвует… Если борцы с монополиями хотят устранить праздность, тогда следует принять закон об обязательном труде и недопустимости досуга».2 Милтон Фридман : « В самом начале своих исследований как сторонник свободной конкуренции я полностью поддерживал антимонопольное законодательство… с течением времени я пришел к выводу, что антимонопольное законодательство приносит гораздо больше вреда, чем пользы, что было бы лучше, если бы его не было, если бы мы от него избавились». 3 На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира, но все же остаются страны, где такого законодательства не существует. Со списком стран можно ознакомиться в приложении 1.

  1. История создания антимонопольного законодательства.

В 1889 году Канада впервые приняла антимонопольный закон-Акт «О предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли», а 2 июля 1890 года в США принимается Акт Шермана. Акт Шермана- первый антимонопольный закон Америки. Данный акт был одобрен сенатором страны и утвержден президентом Гаррисоном, он вынуждал федеральных прокуроров преследовать монополистические объединения и устанавливать наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет, но до того, как президентом стал Теодор Рузвельт закон находился в «спящем режиме». Следует отметить, что в отдельных штатах США антимонопольное законодательство появилось намного раньше. Фермеры Миссури были обеспокоены ростом конкуренции со стороны наиболее крупных и результативных ферм, таким образом создали первое подобие закона. После того как был принят Акт Шермана, антимонопольные законы распространились по всему миру, но этот процесс не был одновременным, так, к примеру, в Италии схожий закон был принят лишь спустя 100 лет.


  1. Необходимость проведения антимонопольной политики в современной экономике.

Антимонопольную политику можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле под антимонопольной политикой подразумеваются конкретные мероприятия и действия антимонопольных органов в сфере регулирования деятельности участников рынка и контролирование соблюдения законодательства. В широком смысле антимонопольная политика содержит в себя все вопросы, связанные с повышением эффективности экономики, ростом конкурентоспособности отечественной продукции, равновесием спроса и предложения. Главными целями антимонопольной политики являются: создание конкурентной среды на рынке, поддержание предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, защита прав потребителя.

Эффективное функционирование различных отраслей и рынков зависит от некоторых факторов: поведения покупателя и продавца, товарная стратегия и ассортимент, политика коммуникаций и рекламы, привлечение инвестиций в производство товаров и услуг, методы решения юридических споров, прибыльность отдельных производств.

Вывод по разделу 1: Создание конкуренции является одним из важнейших условий развития рыночных отношений. Под монопольной властью понимается способность монополиста изменять цену и выпуск товара, изменяя при этом структуру рынка в целом. С появлением на рынке большого количества монополий, появилась необходимость в создании антимонопольного законодательства и служб, его регулирующих. Первая страна, которая приняла антимонопольное законодательство была Канада. Большинство стран мира ввели у себя антимонопольное законодательство и регулирующие службы, но есть такие государства, в которых его нет.

  1. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России.

    1. Антимонопольная политика в Российской Федерации.

Российская Федерация начала свой путь капиталистического развития значительно позже остальных индустриально развитых стран запада. Ее доля в мировом производстве составляла 5 % см. приложение 2. К концу 19 века уровень монополизации в отраслях тяжелой промышленности составлял 60-65 %, а легкой 30 %. Немалую роль в развитии промышленности РФ сыграли инвестиции иностранного капитала. Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась в 1908 г. За образец был взят закон «Шермана» из CША. Однако организации российских предпринимателей смогли сорвать принятие данного закона, и только в 1991 г. был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", об установлениях этого закона можно узнать в приложении 4.

Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц. На данный момент большая часть разделов этого закона утратили силу. В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в снижении цен с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в стране набора методов борьбы с монополизмом. Первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992-1993 гг., не принесли успеха. Весной 1994 г. правительство утвердило новую модель антимонопольной политики, предложенную в "Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации".

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, которые были заняты антимонопольным регулированием, и на их месте было образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью монополий и над соблюдением законодательства перешли к Федеральной антимонопольной службе, которая является на данный момент главным антимонопольным органом. Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

  1. Федерально Антимонопольная Служба России.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, охраны конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России за № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, управление деятельностью которого исполняет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации исполняют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. В регионах численность работников службы составляет 2315 человек, представительства ФАС России за рубежом отсутствуют, а в центральном аппарате численность работников составляет 1189 человек. ФАС России ориентирована на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. С целями ФАС можно ознакомиться в приложении 7.

ФАС России контролирует реализацию иностранных инвестиций в Российской Федерации. ФАС России действует в рамках закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и закона №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». За 6 лет действия федерального закона №57 в ФАС России поступило 331 ходатайство. Из них требовало согласия не более 50 %, а отказ был выдан лишь в 9 случаях, но ни одно решение Правительственной комиссии не было обжаловано в суде, хотя такая возможность есть и предусмотрена в ст. 11 закона № 57-ФЗ. С крупнейшими сделками можно ознакомиться в приложении 5.

Вывод по разделу 2: в разработке и улучшении здоровой конкурентной среды заинтересовано, прежде всего, правительство, а не отдельные компании. Именно по данной причине разработка и проведение мер антимонопольной политики стали одними из главных экономических вопросов в России. Создание ФАС России позволило выверять антимонопольное состояние на ранке Российской Федерации.


  1. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах.

    1. Антимонопольное законодательство в развитых странах: США и ЕС.

Соединенные Штаты Америки- одна из стран, которая первой внедрила антимонопольное законодательство. В основу антимонопольной политики США легли три закона:

  1. Закон Шермана (1890)

  2. Закон Клейтона (1914)

  3. Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914)

Первый антимонопольный закон был принят в 1890 году и назван в честь его разработчика Шермана. 15 октября 1914 года был принят закон Клейтона, подписанный Вудро Вильсоном. Закон получил название по имени разработчика- Генри Клейтона. Согласно закону Клейтона:

  1. Ограничивалась деятельность трестов.

  2. Создана Федеральная торговая комиссия.

Главным документом, регулирующим процесс слияния компаний, стало «Руководство по применению законов при слияниях»4, выпущенное в 1992 г. совместно министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией, в котором определены основные критерии влияния слияния фирм на состояние конкуренции. В настоящее время антимонопольное законодательство США считается одним из самых суровых и эффективных в мире: максимальный штраф, взимаемый с юридических лиц, составляет 10 млн. долл. США, а в будущем возможно его увеличение до 100 млн. долл. США.

Только после окончания Второй Мировой Войны в странах Европы начала распространяться идея о разработке и введении антимонопольного законодательства, но, естественно, каждое государство уже имело свои национальные традиции борьбы с недобросовестной конкуренцией. Например, Франция также обладает богатым опытом охраны конкуренции, реформируя свою систему антимонопольного регулирования и приводя свою законодательную базу в соотношение с законами Евросоюза. Главным законодательным актом является Закон " О свободе цен и конкуренции " от 1986 г. Этот закон содержит универсальные формулировки, применимые во всех областях экономики страны, его отличительной особенностью является лаконичность и простота понимания, как для предпринимателей, так и для антимонопольных органов. Международное антимонопольное право Европейского союза основывается на ст. 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25.03.1957.5 В статье 81 введен запрет на совместную деятельность компаний, ограничивающую торговлю между странами ЕС и конкуренцию на общем рынке. В статье 82 запрещается злоупотребление доминирующим положением любой компании на общем рынке, ограничивающее торговлю между странами.

  1. Сходства и различия антимонопольного законодательства РФ и США.

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось на базе антимонопольного закона США, между тем экономически эти страны отличаются достаточно ярко. В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в ситуации, когда свободная конкуренция стремилась зафиксировать себя, остановив естественный процесс расширения капитала, который способствует функционированию рыночной экономике наиболее продуктивно. Заслуга экономической системы США является тот факт, что она не удерживала объективного процесса концентрации производства и централизации капитала, результатом чего явилось развитие в экономике США крупных корпораций. Российские условия в период принятия антимонопольного законодательства были совершенно иными. Российская экономика представляла собой разновидность монополистической рыночной структуры, в которой носителями монопольной власти были министерства и разные главки. В рыночном хозяйстве монополистические объединения создавались «снизу»; они являются следствием развития конкуренции, которая приводит к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы, делая упор на антимонопольное законодательство, пробовали препятствовать увеличению степени монополизации. Если законодательные акты США были ориентированы на предотвращение концентрации компаний, то законодательные акты РФ – на разделение уже сложившихся монополий, однако по содержанию данные законы сходны. Но несмотря на многочисленные различия, можно отметить и сходства. Они проявляются, в усложнении статей, норм, ограничений и санкций. Запутанность и двусмысленность формулировок, отсутствие стройного механизма реализации и присутствие множества лазеек в формулировке законодательных положений приводят к непредвиденным ситуациям. Чем проще и яснее будет российское антимонопольное законодательство, тем меньше вероятность подобных исходов.6 С полным списком компаний, которые нарушили антимонопольное законодательство за 2008-2013 год можно ознакомиться в приложении 3.

Вывод по разделу 3: таким образом, в сравнение антимонопольного регулирования России и США, можно сказать, что их сходство заключается в том, что оно направлено против крупного капитала, но если представители крупного капитала США смогли нейтрализовать воздействие данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, то представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем. В условиях открытой экономики, формирования мирового хозяйства и глобализации национальные монополии являются основой конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, включая конкуренцию с иностранным капиталом внутри страны. Но несмотря на действующее антимонопольное законодательство происходят моменты, когда оно нарушается. За нарушения данного законодательства взымается штраф.

Вывод по главе 1: главной целью государств на современном этапе является, ограничение конкуренции со стороны крупных фирм, обеспечение необходимых условий развития и повышения эффективности отечественных производителей с учетом национальных интересов страны для укрепления на региональном и мировом рынке. Несмотря на то, что антимонопольное законодательство в России и США формировалось в разное время, оно имеет не только различия, но и сходства. По словам И. Ю. Артемьева: «При отсутствии ограничений на деятельность монополий понятия свободы и справедливости как базовых ценностей развития любого общества и соответственно экономики оказываются нивелированы. Это во многом связано с тем, насколько монополии могут реально хозяйничать в стране. Против недобросовестных чиновников государственной власти ежегодно возбуждается более половины всех антиконкурентных дел. В основе этого явления лежит слияние бизнеса и власти, основанное на коррупции. Если не исправить ситуацию, то нас ждет путь в неэффективный мир, весьма удаленный от магистральных дорог развития цивилизации».7



  1   2   3

Похожие:

Тема проекта icon Тема проекта
Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого»
Тема проекта icon Проекта
Тема проекта «Управление проектом разработки интернет-магазина по Scrum-методологии»
Тема проекта icon Формат Устава проекта
Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта
Тема проекта icon Тема проекта
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Воркуты
Тема проекта icon Дипломный проект тема Проектирование пункта технического обслуживания
Тема проекта (работы) «Проектирование пункта технического обслуживания эксплуатационного депо»
Тема проекта icon Тема проекта
Существующие методы переработки радиоактивных отходов (рао) не решают проблемы окончательного удаления их из биосферы
Тема проекта icon Курсовой проект «К защите допущена»
Тема курсового проекта «Разработка и применение прикладных приложений на базе MapInfo»
Тема проекта icon Тема проекта: «Путешествие в сказочный лес»
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми первой младшей группы возраста 3-4 года
Тема проекта icon Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8
Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30
Тема проекта icon Курсовой проект по дисциплине «Физические процессы нефтегазового производства»
Тема проекта «Физические процессы при проведении гидравлического разрыва пласта для интенсификации добычи нефти»
Тема проекта icon Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право...
Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным...
Тема проекта icon Тема проекта: «Разработка коммерческих образцов горелочных устройств...
Заместитель директора по науке ООО «Тесла» с н с. Гну госнити захаров Александр Алексеевич
Тема проекта icon Описание
Нажмите для отображения проекта в центре. Нажмите для изменения скорости прокрутки экрана. Нажмите для контроля за созданием проекта....
Тема проекта icon Пояснительная записка состав проекта том Основная (утверждаемая) часть проекта планировки
«Яблоновское городское поселение» от 26 сентября 2016 года №592 «О мероприятиях по подготовке проекта планировки территории совместно...
Тема проекта icon Должностная инструкция Главного инженера проекта Главный архитектор проекта
Подразделение
Тема проекта icon Техническое задание. Приложение №1 к указанному Договору
Важными целями разработки проекта планировки и проекта межевания территории являются

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск