Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей»


Скачать 315.72 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей»
страница 1/3
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



Школа гуманитарных наук

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«История антропологических идей»
Направление подготовки - 46.06.01, Исторические науки и археология

Профиль - Этнография, этнология и антропология»

Форма подготовки (очная)
Школа гуманитарных наук

кафедра всеобщей истории, археологии и антропологии

курс 2 семестр 4

лекции 18 час. /0,5 з.е.

практические занятия 18 час. / 0,5 з.е.

лабораторные работы 0 час. /0 з.е.

всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.) /1 з.е.

самостоятельная работа 72 (час.) /2 з.е.

контрольные работы (количество) -0

курсовая работа / курсовой проект 0 семестр

зачет 0 семестр

экзамен 4 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 № 904.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии, протокол № 6 от «26» января 2015г.
Заведующий  кафедрой Н.Н. Крадин

Составитель чл.-корр. РАН, док. ист. наук, профессор кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии Н.Н. Крадин

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Дисциплина «История антропологических идей» предназначена для аспирантов, обучающихся по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению - 46.06.01 Исторические науки и археология. Профиль подготовки - Этнография, этнология и антропология и входит в вариативную часть обязательных дисциплин учебного плана.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины использованы Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки - 46.06.01 Исторические науки и археология, учебный план подготовки аспирантов по профилю - Этнография, этнология и антропология.

Цель курса – углубленное знакомство с предметом, историей антропологических идей изучения и базисной тематикой социокультурной антропологии.

Задачи курса:

– дать аспирантам систематическое представление о закономерностях человеческого поведения, социокультурных характеристиках архаических, традиционных и современных обществ, представление о культурном многообразии народов мира;

– познакомить с основными разделами социокультурной антропологии и антропологическими субдисциплинами;

– ввести аспирантов в курс актуальных теоретических и методологических дискуссий в рамках современного антропологического дискурса;

– сформировать навыки использования полученных в результате обучения теоретических знаний в практической деятельности.
Интерактивные формы обучения составляют 18 часов и включают в себя лекционные лекция—консультация - 8 часов и практические занятия семинар-пресс-конференция - 10 часов.

Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины.

Универсальные компетенции:

- УК-2 Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

Общепрофессиональные компетенции:

- ОПК-1 Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий.

Профессиональные компетенции:

- ПК-2 Способность анализировать программы научного исследования, экспертно-аналитическую, педагогическую и культурно-просветительскую деятельность в области изучения истории, этнологии и социокультурной антропологии, сохранение и освоения культурного наследия.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Аспиранты должны приобрести следующие знания и умения:

Знать: Основные понятия курса, предметную область социокультурной антропологии, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира, получить представления об основных антропологических субдисциплинах и направлениях.

Современные методы исторического, этнографического исследования и информационно-коммуникационные технологии. Методы научно-исследовательской деятельности в области изучения истории, этнологии и социокультурной антропологии. Основные концепции сохранение и освоения культурного наследия.

Уметь: использовать в научно-исследовательской деятельности тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы. Разрабатывать собственные программы исследований и использовать полученные результаты для совершенствования методов изучения этно-исторических процессов и консультирования современных процессов модернизации и политических процессов в посттрадиционных структурах. Анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов. Собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию в экспертно-аналитической, педагогической и культурно-просветительской деятельности

Владеть: навыками проведения самостоятельного полевого исследования, усвоить методы социокультурной антропологии (сравнительный, функциональный, структурный и др.), научиться применять достижения современной социокультурной антропологи в прикладной деятельности.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Лекционные занятия

(18часов, в том числе 8 часов с использованием методов активного обучения - лекция—консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.
Модуль 1. Основные разделы антропологической науки (8 часов)

Раздел I. Социальная и культурная антропология (4 часа)
Тема 1. Что такое антропология (2 часа)

Антропология   универсальная наука о сходствах и различиях между человеческими культурами. Философский антропологизм эпохи Нового времени. Эпоха географических открытий. Формирование науки о культуре первобытных народов. Парижское общество этнологии (1839). Американское этнологическое общество (1842). Этнологическое общество в Великобритании (1843).

Соотношение терминов "антропология", "этнология", "этнография". Социальная и культурная антропология. Фолькскунде и Фолькеркунде.

Модернизация и аккультурация. Исчезновение архаических культур. Изменения содержания антропологической науки: от науки о доисторических общества к науке о различиях между культурами. Универсализм антропологического подхода.

Основные разделы антропологической науки. Физическая (биологическая) и социальная антропология. Социальная антропология, этнология, археология, лингвистика, фольклористика. Антропологические субдисциплины: гендерная антропология, городская антропология, политическая антропология, прикладная антропология, экономическая антропология, юридическая антропология и др. Соотношение социокультурной антропологии с социологией и историей.
Тема 2. Экологическая антропология (2 часа)

Географический детерминизм Ш. Монтескьё и Г. Бокля. "Антропогеография" Ф. Ратцеля. Попытки найти с помощью картирования взаимосвязь между природным зонированием и распространением культурных особенностей. Поссибилизм Ф. Боаса. Широкомасштабные исследования на стыке антропологии и географии. Создание Дж. Стюардом культурной экологии. Культурный материализм М. Харриса. Экологический подход. Экосистемы. Формирование экологической антропологии. Этноэкология. Идеализация бережного отношения архаического человека к природе. Значение экологической антропологии для наших дней.
Раздел II. Этапы развития брака и семьи (4часа)
Тема 1. Брак и семья (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Определение брака. Понятие семьи. Исторические этапы развития брака и семьи. Л.-Г. Морган и Ф. Энгельс. Критика однолинейного эволюционизма.

Моногамия и полигамия. Полигиния. Полиандрия. Правило экзогамии и эндогамия. Левират. Сорорат. Кросскузенный и ортокузенный брак. Загадка инцеста. Патрилинейность и матрилинейность.

Типы послебрачного поселения: вирилокальность, патрилокальность, уксорилокальность и матрилокальность, авункулокальность, амбилокальность, дислокальнойсть, неолокальность.

Типология форм семьи. Простая семья. Понятие нуклеарной семьи. Неполная семья. Расширенная семья. Полигамная семья. Моногамная трехпоколенная семья. Братская семья.

Формы семьи в эволюционной перспективе. Охотники-собиратели. Земледельцы и скотоводы. Модернизация и индустриальное общество. Сексуальная революция и инновации в семейно-брачных отношениях.

М. Мид и становление антропологии детства. Социализация детей и формирование черт национального характера. Воспитание детей в различных культурах. Проект "шести культур" Б. и Д. Уайтингов. Гендерная социализация. Формирование культурной идентичности. Теория идентификации (бессознательное копирование). Теория половой типизация (контроль со стороны взрослых). Теория самокатегоризации (самостоятельно). Ритуалы перехода. Обряды и ритуалы перехода. Игра и ее роль в социализации. Детский и школьный фольклор.
Тема 2. Системы родства (2 часа)

Родство – связь между людьми, обусловленная общностью их происхождения и порождения. Биологическое и социальное родство. История изучения родства. Л.-Г. Морган. "Системы родства и свойства человеческой семьи" (1871).

Способы классификации родства: по способу использования (вокативные термины, референтные термины), по лингвистической структуре (элементарные, деривативные, дескриптивные), по области применения (денотативные, классификационные).

Системы терминов родства. Линейность и бифуркативность  критерии типологий родства. Линейная система родства (английская, эксимосская). Бифуркативная система родства (турано-ганованиская, ирокезская, дравидская). Линейно-бифуркативная система родства (арабская, суданская). Генерационная система родства (гавайская, малайская). Особые варианты – кроу, Омаха.

Искусственное (фиктивное) родство. Аталычество. Кумовство. Побратимство, куначество.
Модуль 2. Основные разделы антропологической науки

(10 часов)

Раздел I. Гендерная антропология (2 часа)
Тема 1. Пол и гендер (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Различие биологического (пол, sex) и культурного (гендер, gend) пола. Истоки феминизма. Марксистский феминизм. Формирование гендерных исследований. Изучение положения и роли женщин в истории. Гендерная антропология.

Половой диморфизм. Гендерные роли. Инструментальная и экспрессивная функции. Роль в трудовом процессе мужчин и женщин. Статус женщины в различных культурах. Критика теории "матриархата". Социализация девочек и мальчиков. Женственность и мужественность. Гендерная идентичность. Изменение гендерных ролей.
Раздел II. Экономические и прикладные отношения в индустриальных и неиндустриальных обществах (4 часа)
Тема 1. Экономическая антропология (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Принципиальные отличия экономических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Кула. Феномен потлача. Работы М. Мосса о дарообмене (1925). Дар как средство установления коммуникаций. Престижная экономика. Работы М. Блока по истории средневековья.

Формализм (марджинализм) и субстантивизм. К. Поланьи. Реципрокация. Редистрибуция. М. Салинз. "Экономика каменного века" (1972). Дж. Далтон. Крестьяноведение. "Моральная экономика" Дж. Скотта (1976). Обмен подарками в современных обществах.
Тема 2. Прикладная антропология (2 часа)

Понятие "прикладная антропология". Эпоха колониализма и рождение прикладной антропологии. Антропология на государственной службе. Прямое и косвенное управление колониями. Защита прав и интересов коренных народов. Л-Г. Морган. Ф. Боас. Русские этнографы на рубеже XIX XX вв. Советская этнография и ее роль в борьбе с "патриархально-феодальными пережитками". Американская антропология в годы II Мировой войны. Проект по изучению "образов врага". Труды Р.Бенедикт.

Крушение антиколониальных режимов и отношение освободившихся народов к антропологии. Прикладные исследования в странах "третьего мира". Моральный кризис в западной антропологии. Критическая антропология. Критика Ориентализма (Э. Саид). Учреждение кодекса профессиональной этики антрополога в США (1969 г.). Оценка последствий профессиональной деятельности антропологов. Проблема "11 сентября" и проблема взаимодействия антропологов с институтами власти.

Изменение сферы деятельности антропологов с середины ХХ в. развитие городской антропологии и антропологии организаций. Предупреждение межнациональных и этнических конфликтов. Глобальные социальные проблемы и их антропологическое изучение: СПИД, наркомания, бедность, миграции. Перспективы прикладных исследований в антропологии.

Раздел III. Этничность и национальная идентичность.

Этнические группы (4 часа)
Тема 1. Антропология глобализации (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Изменения после II Мировой войны. Крах колониализма. Постиндустриальная революция. Развитие новых технологий производства и транспорта. Развитие средств коммуникаций и информации. Интернет. Глобальный финансовый рынок. Сокращение расстояний и сжимание времени.

Формирование транснациональных корпораций. Перемещение энергоемких производств в развивающиеся страны. Экономическое неравенство между нациями. "Золотой миллиард". Бедность и нищета. Международные организации   ООН, ВТО, НАТО, ЕС. Предпосылки формирования глобального правительства.

Демографическая ситуация в современном мире. Урбанизация. Глобальная иммиграция. Этничность и национальная идентичность. Межконфессиональные и межнациональные и межэтнические конфликты. "Столкновение цивилизаций" (С. Хантингтон). Проблема 11 сентября. Антиглобализм. Универсализм и культурное многообразие. Позиция антрополога.
Тема 2. Этническая идентичность (2 часа)

Идентичность. Этническая группа. Определение этничности. Примордиализм. Теория этноса Ю.В. Бромлея. Инструментализм. Этническая мобилизация. Конструктивизм. Этнические группы и культурные барьеры. Ф. Барт. Символический конструктивизм П. Бурдье. Культурная и этническая идентичность. Типология этнических конфликтов. Мультикультурализм.

Модернизация и культурная однородность. Формирование бюрократических государств. Классы. Государственная идеология. Изобретение наций. Гражданский и этнический национализм. Этносимволы: язык, карта, перепись и историческое прошлое.

Современные теории национализма. Примордиализм. Структурный функционализм. Неомарксизм. Конструктивизм. Воображаемые сообщества. Культурный и политический национализм. Национализм и глобализация.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

(18часов, в том числе 10 часов с использованием методов активного обучения - семинар-пресс-конференция.)

Аспиранты 2 курса всесторонне изучают проблему и докладывают изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, определяет задачи самостоятельной работы.

Цель обучения – углубленное изучение дисциплины, закрепление пройденного материала, овладение методологией научного познания. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у аспирантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Цели практических занятий:

  • помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

  • научить их работать с книгой, пользоваться справочной и научной литературой;

  • формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия.

Затем рекомендуется поставить перед аспирантами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие.

Основная задача педагога - научить человека думать.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

  • соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

  • поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

  • выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) вступительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов.

В основной части плана выделены последовательность действий обучающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эффективное достижение целей занятия, а также на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка мультимедийного оборудования и учебных мест.

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на мультимедийном оборудовании, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направляет их деятельность на достижение учебных целей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней аспирантов.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведения итогов, указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Интенционным установочным пунктом является также получение студентами навыков по индивидуальному выступлению на ту или иную тему
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) конспекты лекций

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оуд(б). 04 История предназначена для реализации основной профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «технологии программирования»
Специализация "Автоматизированные системы в административно-организационном управлении"
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Биологическая химия Направление...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций
«management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» разработан для студентов 1-3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) инженерные web-технологии...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
«Operational management» are designed to train students in the 080200. 68 «Management», qualification (degree) to be earned – Master...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей» icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск