Скачать 315.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа гуманитарных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «История антропологических идей» Направление подготовки - 46.06.01, Исторические науки и археология Профиль - Этнография, этнология и антропология» Форма подготовки (очная) Школа гуманитарных наук кафедра всеобщей истории, археологии и антропологии курс 2 семестр 4 лекции 18 час. /0,5 з.е. практические занятия 18 час. / 0,5 з.е. лабораторные работы 0 час. /0 з.е. всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.) /1 з.е. самостоятельная работа 72 (час.) /2 з.е. контрольные работы (количество) -0 курсовая работа / курсовой проект 0 семестр зачет 0 семестр экзамен 4 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 № 904. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии, протокол № 6 от «26» января 2015г. Заведующий кафедрой Н.Н. Крадин Составитель чл.-корр. РАН, док. ист. наук, профессор кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии Н.Н. Крадин Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Дисциплина «История антропологических идей» предназначена для аспирантов, обучающихся по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению - 46.06.01 Исторические науки и археология. Профиль подготовки - Этнография, этнология и антропология и входит в вариативную часть обязательных дисциплин учебного плана. При разработке рабочей программы учебной дисциплины использованы Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки - 46.06.01 Исторические науки и археология, учебный план подготовки аспирантов по профилю - Этнография, этнология и антропология. Цель курса – углубленное знакомство с предметом, историей антропологических идей изучения и базисной тематикой социокультурной антропологии. Задачи курса: – дать аспирантам систематическое представление о закономерностях человеческого поведения, социокультурных характеристиках архаических, традиционных и современных обществ, представление о культурном многообразии народов мира; – познакомить с основными разделами социокультурной антропологии и антропологическими субдисциплинами; – ввести аспирантов в курс актуальных теоретических и методологических дискуссий в рамках современного антропологического дискурса; – сформировать навыки использования полученных в результате обучения теоретических знаний в практической деятельности. Интерактивные формы обучения составляют 18 часов и включают в себя лекционные лекция—консультация - 8 часов и практические занятия семинар-пресс-конференция - 10 часов. Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины. Универсальные компетенции: - УК-2 Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. Общепрофессиональные компетенции: - ОПК-1 Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий. Профессиональные компетенции: - ПК-2 Способность анализировать программы научного исследования, экспертно-аналитическую, педагогическую и культурно-просветительскую деятельность в области изучения истории, этнологии и социокультурной антропологии, сохранение и освоения культурного наследия. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины. Аспиранты должны приобрести следующие знания и умения: Знать: Основные понятия курса, предметную область социокультурной антропологии, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира, получить представления об основных антропологических субдисциплинах и направлениях. Современные методы исторического, этнографического исследования и информационно-коммуникационные технологии. Методы научно-исследовательской деятельности в области изучения истории, этнологии и социокультурной антропологии. Основные концепции сохранение и освоения культурного наследия. Уметь: использовать в научно-исследовательской деятельности тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы. Разрабатывать собственные программы исследований и использовать полученные результаты для совершенствования методов изучения этно-исторических процессов и консультирования современных процессов модернизации и политических процессов в посттрадиционных структурах. Анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов. Собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию в экспертно-аналитической, педагогической и культурно-просветительской деятельности Владеть: навыками проведения самостоятельного полевого исследования, усвоить методы социокультурной антропологии (сравнительный, функциональный, структурный и др.), научиться применять достижения современной социокультурной антропологи в прикладной деятельности.
Лекционные занятия (18часов, в том числе 8 часов с использованием методов активного обучения - лекция—консультация) Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора. Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем. Модуль 1. Основные разделы антропологической науки (8 часов) Раздел I. Социальная и культурная антропология (4 часа) Тема 1. Что такое антропология (2 часа) Антропология универсальная наука о сходствах и различиях между человеческими культурами. Философский антропологизм эпохи Нового времени. Эпоха географических открытий. Формирование науки о культуре первобытных народов. Парижское общество этнологии (1839). Американское этнологическое общество (1842). Этнологическое общество в Великобритании (1843). Соотношение терминов "антропология", "этнология", "этнография". Социальная и культурная антропология. Фолькскунде и Фолькеркунде. Модернизация и аккультурация. Исчезновение архаических культур. Изменения содержания антропологической науки: от науки о доисторических общества к науке о различиях между культурами. Универсализм антропологического подхода. Основные разделы антропологической науки. Физическая (биологическая) и социальная антропология. Социальная антропология, этнология, археология, лингвистика, фольклористика. Антропологические субдисциплины: гендерная антропология, городская антропология, политическая антропология, прикладная антропология, экономическая антропология, юридическая антропология и др. Соотношение социокультурной антропологии с социологией и историей. Тема 2. Экологическая антропология (2 часа) Географический детерминизм Ш. Монтескьё и Г. Бокля. "Антропогеография" Ф. Ратцеля. Попытки найти с помощью картирования взаимосвязь между природным зонированием и распространением культурных особенностей. Поссибилизм Ф. Боаса. Широкомасштабные исследования на стыке антропологии и географии. Создание Дж. Стюардом культурной экологии. Культурный материализм М. Харриса. Экологический подход. Экосистемы. Формирование экологической антропологии. Этноэкология. Идеализация бережного отношения архаического человека к природе. Значение экологической антропологии для наших дней. Раздел II. Этапы развития брака и семьи (4часа) Тема 1. Брак и семья (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация) Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора. Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем. Определение брака. Понятие семьи. Исторические этапы развития брака и семьи. Л.-Г. Морган и Ф. Энгельс. Критика однолинейного эволюционизма. Моногамия и полигамия. Полигиния. Полиандрия. Правило экзогамии и эндогамия. Левират. Сорорат. Кросскузенный и ортокузенный брак. Загадка инцеста. Патрилинейность и матрилинейность. Типы послебрачного поселения: вирилокальность, патрилокальность, уксорилокальность и матрилокальность, авункулокальность, амбилокальность, дислокальнойсть, неолокальность. Типология форм семьи. Простая семья. Понятие нуклеарной семьи. Неполная семья. Расширенная семья. Полигамная семья. Моногамная трехпоколенная семья. Братская семья. Формы семьи в эволюционной перспективе. Охотники-собиратели. Земледельцы и скотоводы. Модернизация и индустриальное общество. Сексуальная революция и инновации в семейно-брачных отношениях. М. Мид и становление антропологии детства. Социализация детей и формирование черт национального характера. Воспитание детей в различных культурах. Проект "шести культур" Б. и Д. Уайтингов. Гендерная социализация. Формирование культурной идентичности. Теория идентификации (бессознательное копирование). Теория половой типизация (контроль со стороны взрослых). Теория самокатегоризации (самостоятельно). Ритуалы перехода. Обряды и ритуалы перехода. Игра и ее роль в социализации. Детский и школьный фольклор. Тема 2. Системы родства (2 часа) Родство – связь между людьми, обусловленная общностью их происхождения и порождения. Биологическое и социальное родство. История изучения родства. Л.-Г. Морган. "Системы родства и свойства человеческой семьи" (1871). Способы классификации родства: по способу использования (вокативные термины, референтные термины), по лингвистической структуре (элементарные, деривативные, дескриптивные), по области применения (денотативные, классификационные). Системы терминов родства. Линейность и бифуркативность критерии типологий родства. Линейная система родства (английская, эксимосская). Бифуркативная система родства (турано-ганованиская, ирокезская, дравидская). Линейно-бифуркативная система родства (арабская, суданская). Генерационная система родства (гавайская, малайская). Особые варианты – кроу, Омаха. Искусственное (фиктивное) родство. Аталычество. Кумовство. Побратимство, куначество. Модуль 2. Основные разделы антропологической науки (10 часов) Раздел I. Гендерная антропология (2 часа) Тема 1. Пол и гендер (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация) Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора. Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем. Различие биологического (пол, sex) и культурного (гендер, gend) пола. Истоки феминизма. Марксистский феминизм. Формирование гендерных исследований. Изучение положения и роли женщин в истории. Гендерная антропология. Половой диморфизм. Гендерные роли. Инструментальная и экспрессивная функции. Роль в трудовом процессе мужчин и женщин. Статус женщины в различных культурах. Критика теории "матриархата". Социализация девочек и мальчиков. Женственность и мужественность. Гендерная идентичность. Изменение гендерных ролей. Раздел II. Экономические и прикладные отношения в индустриальных и неиндустриальных обществах (4 часа) Тема 1. Экономическая антропология (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация) Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора. Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем. Принципиальные отличия экономических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Кула. Феномен потлача. Работы М. Мосса о дарообмене (1925). Дар как средство установления коммуникаций. Престижная экономика. Работы М. Блока по истории средневековья. Формализм (марджинализм) и субстантивизм. К. Поланьи. Реципрокация. Редистрибуция. М. Салинз. "Экономика каменного века" (1972). Дж. Далтон. Крестьяноведение. "Моральная экономика" Дж. Скотта (1976). Обмен подарками в современных обществах. Тема 2. Прикладная антропология (2 часа) Понятие "прикладная антропология". Эпоха колониализма и рождение прикладной антропологии. Антропология на государственной службе. Прямое и косвенное управление колониями. Защита прав и интересов коренных народов. Л-Г. Морган. Ф. Боас. Русские этнографы на рубеже XIX XX вв. Советская этнография и ее роль в борьбе с "патриархально-феодальными пережитками". Американская антропология в годы II Мировой войны. Проект по изучению "образов врага". Труды Р.Бенедикт. Крушение антиколониальных режимов и отношение освободившихся народов к антропологии. Прикладные исследования в странах "третьего мира". Моральный кризис в западной антропологии. Критическая антропология. Критика Ориентализма (Э. Саид). Учреждение кодекса профессиональной этики антрополога в США (1969 г.). Оценка последствий профессиональной деятельности антропологов. Проблема "11 сентября" и проблема взаимодействия антропологов с институтами власти. Изменение сферы деятельности антропологов с середины ХХ в. развитие городской антропологии и антропологии организаций. Предупреждение межнациональных и этнических конфликтов. Глобальные социальные проблемы и их антропологическое изучение: СПИД, наркомания, бедность, миграции. Перспективы прикладных исследований в антропологии. Раздел III. Этничность и национальная идентичность. Этнические группы (4 часа) Тема 1. Антропология глобализации (2 часа с использованием методов активного обучения - лекция—консультация) Занятия начинаются со вступительной лекции, преподаватель акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора. Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем. Изменения после II Мировой войны. Крах колониализма. Постиндустриальная революция. Развитие новых технологий производства и транспорта. Развитие средств коммуникаций и информации. Интернет. Глобальный финансовый рынок. Сокращение расстояний и сжимание времени. Формирование транснациональных корпораций. Перемещение энергоемких производств в развивающиеся страны. Экономическое неравенство между нациями. "Золотой миллиард". Бедность и нищета. Международные организации ООН, ВТО, НАТО, ЕС. Предпосылки формирования глобального правительства. Демографическая ситуация в современном мире. Урбанизация. Глобальная иммиграция. Этничность и национальная идентичность. Межконфессиональные и межнациональные и межэтнические конфликты. "Столкновение цивилизаций" (С. Хантингтон). Проблема 11 сентября. Антиглобализм. Универсализм и культурное многообразие. Позиция антрополога. Тема 2. Этническая идентичность (2 часа) Идентичность. Этническая группа. Определение этничности. Примордиализм. Теория этноса Ю.В. Бромлея. Инструментализм. Этническая мобилизация. Конструктивизм. Этнические группы и культурные барьеры. Ф. Барт. Символический конструктивизм П. Бурдье. Культурная и этническая идентичность. Типология этнических конфликтов. Мультикультурализм. Модернизация и культурная однородность. Формирование бюрократических государств. Классы. Государственная идеология. Изобретение наций. Гражданский и этнический национализм. Этносимволы: язык, карта, перепись и историческое прошлое. Современные теории национализма. Примордиализм. Структурный функционализм. Неомарксизм. Конструктивизм. Воображаемые сообщества. Культурный и политический национализм. Национализм и глобализация.
(18часов, в том числе 10 часов с использованием методов активного обучения - семинар-пресс-конференция.) Аспиранты 2 курса всесторонне изучают проблему и докладывают изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, определяет задачи самостоятельной работы. Цель обучения – углубленное изучение дисциплины, закрепление пройденного материала, овладение методологией научного познания. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. Методические указания к практическим занятиям Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у аспирантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Цели практических занятий:
Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия. Затем рекомендуется поставить перед аспирантами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Основная задача педагога - научить человека думать. Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:
Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) вступительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов. В основной части плана выделены последовательность действий обучающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эффективное достижение целей занятия, а также на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка мультимедийного оборудования и учебных мест. Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на мультимедийном оборудовании, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направляет их деятельность на достижение учебных целей. Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней аспирантов. В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведения итогов, указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы. После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается. |
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Интенционным установочным пунктом является также получение студентами навыков по индивидуальному выступлению на ту или иную тему |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) конспекты лекций |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной... Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оуд(б). 04 История предназначена для реализации основной профессиональной... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «технологии программирования» Специализация "Автоматизированные системы в административно-организационном управлении" |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Биологическая химия Направление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... |
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Материалы для организации самостоятельной работы студентов |
||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Материалы для организации самостоятельной работы студентов |
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Материалы для организации самостоятельной работы студентов |
||
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций «management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program |
||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» разработан для студентов 1-3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая... |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) инженерные web-технологии... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Operational management» are designed to train students in the 080200. 68 «Management», qualification (degree) to be earned – Master... |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... |
Поиск |