Содержание
1. Аннотация …………………………...……………………………………
|
3
|
2. Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………
|
7
|
3. Конспекты лекций………………………………………………………
|
23
|
4. Материалы для практических занятий…………………………………
|
150
|
5. Материалы для самостоятельной работы студентов……………………
|
174
|
6. Контрольно-измерительные материалы…………………………………
|
187
|
7. Список литературы………………………………………………...……
|
201
|
8. Глоссарий……………………………………………..……………………
|
204
|
9. Дополнительные материалы (перечень)…………………………………
|
219
|
ABSTRACT
The teaching materials on the course «Operational management» are designed to train students in the 080200.68 «Management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program.
These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 080200.68 «Management», (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (November 18, 2009. № 636).
The content of the teaching materials on the course are based on modern science and educational practice and reflects the author's approach to the subject matter.
Contents of the course covers the following issues: introduction-Denial in operations management, creation of the operating system, operative production management, inventory management.
Discipline «Operational management» is logically associated with such courses as «Management in conditions of globalization», «Innovation management», «Corporate governance», «Modern strategic analysis».
The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.
The total number of the course’s credits – 3 credits (108 hours).
These teaching materials on the course include the following materials:
Course syllabus;
Lectures notes;
Materials for practical training lessons;
Materials for students’ private study;
Test and examination materials;
Reading list;
Glossary;
Additional materials.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ ________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ _________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ
1. Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Операционный менеджмент» является теоретическая подготовка магистров к теоретической и практической деятельности в области построения, организации функционирования и улучшения операционных систем предприятий различных организационно-правовых форм, формирование у магистра:
системного представления об управлении организацией на основе современных теорий и концепций;
умения применять основные подходы к построению, анализу и улучшению функционирования операционных систем в управлении организацией.
Задачи дисциплины:
изучение отечественных и зарубежных концепций и практических моделей операционного управления их для применения в деятельности предприятий (организаций);
изучение основных этапов построения и анализа операционных систем в организации как проекта по совершенствованию системы управления, оценка рисков проекта;
приобретение навыков проектирования процессной модели системы операционного менеджмента;
изучение существующих подходов к оценке результативности и эффективности операционных систем управления;
анализ перспектив развития операционного менеджмента как основы общей системы управления организацией для обеспечения устойчивого развития.
2. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры
Дисциплина «Операционный менеджмент» связана с общепрофессиональной подготовкой будущих магистров, и ее изучение базируется на знаниях смежных дисциплин и предполагается в тесной зависимости с такими дисциплинами общенаучного и профессионального циклов, как: «Менеджмент в условиях глобализации», «Инновационный менеджмент», «Корпоративное управление», «Современный стратегический анализ».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков. Выпускник должен обладать следующими компетенциями :
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);
обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6).
профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая:
способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);
способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4).
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
основные тенденции развития операционного менеджмента как в целом в мире, так и в отраслевом и страновом разрезах;
основные этапы создания системы операционного управления и процессных бизнес-моделей деятельности;
основные подходы к оценке операционного менеджмента на основе использование процедур аудита, самооценки по различным критериям;
перспективы развития операционного менеджмента в рамках общей системы управления.
Уметь:
– формировать организационный план создания/развития системы операционного менеджмента на предприятии;
– разрабатывать программы обучения персонала в области операционного менеджмента;
– создавать процессные бизнес-модели деятельности организации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 для реализации основных процессов деятельности предприятия;
– обосновывать и применять в деятельности предприятия современные теории и концепции операционного менеджмента.
Владеть:
– навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество научно-исследовательской и прикладной деятельности в области операционного менеджмента;
– навыками постановки и решения проблем операционного менеджмента;
– методами оценки систем операционного менеджмента;
– методами работы с нормативными источниками, содержащими требования к системам операционного менеджмента;
– навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
– способами представления итого проделанной работы в виде отчетов, контрольных работ, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.
4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, дискуссии.
5. Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: 12 часов – лекции, 24 часа – практика, 72 часа самостоятельная работа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.
6. Контроль успеваемости
Промежуточная аттестация проходит 2 раза в семестр и предусматривает выполнение тестовых заданий.
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДМЖЕНТ (2 часа)
Управление производством и операциями: основные понятия и модели. Типы производства. Производство как операционная система. Ключевая роль потребителя и операционном управлении. Стратегии производственного менеджмента. Стратегические принципы операционного менеджмента. Интеграционные образования в производстве.
Тема 2. СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (4 часа)
Проектирование операционной системы. Размещение предприятия. Понятие и принципы формирования производственных структур. Технико-экономические характеристики типов производства. Организация производственных процессов во времени. Развитие форм организации производства в современных условиях. Организация поточного производства. Концепция «Lean».
Тема 3. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ (2 часа)
Оперативное управление производством. Формирование производственной программы. Формирование плана производства. Графические и сетевые модели.
Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ
(4 часа)
Управление запасами. Основные виды запасов на предприятии. Основные виды издержек, связанные с размером партии поставок. Система с фиксированным количеством. Система с фиксированным временем.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
с использованием метода активного обучения(18 часов)
Практическое занятие №1
Тема 1. Введение в организационный менеджмент (6 часов)
Вопросы для подготовки выступления (доклад и презентация):
Классификация производственных процессов
Способы описания производственных процессов
Взаимосвязь организационных структур и производственных процессов.
Показатели оценки производственных процессов и их влияние на эффективность работы предприятия
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
I. Известно, что для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне компаниям необходимо управлять четырьмя видами ресурсов:
технологией;
структурами, которые обеспечивают конкурентное преимущество;
хорошо организованными и высоко интегрированными информационными потоками;
образованием, повышением квалификации и мотивацией людей.
Какие из перечисленных функций относятся к компетенции операционных менеджеров?
II. При обсуждении возможности выживания американской промышленности в 21-м веке были выделены пять наиболее важных для этого условий:
долгосрочная стратегическая ориентация, а не краткосрочный подход, направленный на решение «текущих» проблем;
дух здоровой, честной конкуренции;
ориентация на потребителя;
искусное управление технологиями;
мотивация перемен, способность управляющих преодолевать состояние тревоги и риска, сопровождающее позитивные перемены.
Какие их перечисленных условий наиболее существенны для российской промышленности?
Какие условия Вы бы добавили?
Практическое занятие №2
Тема 2. Создание операционной системы (6 часов)
Вопросы для подготовки выступления (доклад и презентация):
Особенности процессных моделей производственных предприятий и предприятий сферы услуг
Использование метода QFD при проектировании производственных процессов
Использование метода FMEA при проектировании производственных процессов
Использование метода FTA при проектировании производственных процессов
Сравнительный анализ процессных моделей и систем оценки результативности и эффективности при серийном, единичном и массовом производстве.
Использование метода SMED при проектировании производственных процессов
Использование метода «Предотвращение невидимой ошибки» (пока-ека) при проектировании производственных процессов
Использование метода «Бережливое производство» при проектировании производственных процессов
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
Обобщите информацию о методах, используемых при проектировании производственных процессов, заполнив таблицу «Сравнительный анализ методов совершенствования производственных процессов» (укажите не менее 15 критериев).
Таблица 1 – Сравнительный анализ методов совершенствования производственных процессов
Критерий сравнения
|
Наименование премии
|
QFD
|
SMED
|
…
|
…
|
…
|
Год (период) создания
|
1968
|
1960-годы
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №3
Тема 3. Оперативное управление производством (6 часов)
Вопросы для подготовки выступления (доклад и презентация):
Основные проблемы текущего управления
Особенности контроля в оперативном управлении
Сущность и особенности агрегированного планирования в оперативном управлении
Способы оценки эффективности и сбалансированности плана оперативного управления
|