Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)


Скачать 144.31 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ


СОГЛАСОВАНО

Школа Биомедицины ДВФУ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ОП

Заведующий кафедрой

Приборостроения







_____________ Короченцев В.И.

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ Короченцев В.И.__

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«04» июня 2012г

«04» июня 2012г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ДАТЧИКИ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Направление — 201000.68 Биотехнические системы и технологии

Форма подготовки – очная

Школа биомедицины ДВФУ

Кафедра Приборостроения

Курс 1, семестр 2

Лекции – не предусмотрены

Практические занятия – 36 час.

Семинарские занятия – не предусмотрены

Лабораторные работы – не предусмотрены

Всего часов аудиторной работы – 36 час.

Самостоятельная работа – 108 час.

Реферативные работы предусмотрены

Курсовые работы не предусмотрены

Экзамен – 2 семестр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №784 от 22.12.2009)

Рабочая программа дисциплины обсужден на заседании кафедры приборостроения протокол от «04» июня2012г. № 10

Заведующий кафедрой: В.И Короченцев
Составитель: Е.Н. Сальникова

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__» _ ________2013___г. № ___

Заведующий кафедрой _______________________В.И.Короченцев____

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2014 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Курс «Датчики в биологии и медицине» разработан для студентов 1 курса направления 210000.68 «Биотехнические системы и технологии» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина включена в состав вариативной части общенаучного цикла основной образовательной программы магистратуры данного направления. Общая трудоемкость 4 зачетных единицы.

Для освоения курса необходимо знание следующих дисциплин (разделов): высшая математика (линейная алгебра и аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории поля, дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, функции комплексного переменного, статистика, векторный анализ), физика (физические основы механики, электричество и магнетизм, физика колебаний и волн, волновые уравнения, собственные частоты колебаний тел различных геометрических форм, законы распространения, отражения и преломления упругих колебаний, теория поглощения колебаний в различных средах), информатика (алгоритмизация и программирование), физические основы получения информации, общая электротехника, материаловедение (конструкционные свойства различных материалов), измерительные преобразователи в объеме, соответствующем программе подготовки бакалавров направления «биотехнические системы и технологии» 201000.62.

Основная цель дисциплины - дать студентам методическую основу и схемотехнические знания для обеспечения биологического эксперимента приборами и устройствами сбора и обработки данных.

Задачи:

  1. научить применять знания основ физико-химического взаимодействия ИП (БЭ) и БО и принципов построения преобразователей и электродов при конструировании датчиков различного назначения;

  2. научить применять знания основ физико-химического взаимодействия ИП (БЭ) и БО и принципов построения преобразователей и электродов при эксплуатации датчиков различного назначения.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника:

  • способность понимать основные проблемы в своей предметной области, выбирать методы и средства их решения (ПК-3);

  • способность анализировать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников в сфере биотехнических систем и технологий (ПК-7);

  • способностью проектировать устройства, приборы, системы и комплексы биомедицинского и экологического назначения с учетом заданных требований (ПК-9).

После изучения данной дисциплины студенты должны знать

  • основные типы и варианты конструкций ИП и БЭ для электрофизиологических и аналитических исследований,

  • метрологические характеристики, методы и образцовые средства для испытания, проверки и калибровки ИП и БЭ,

  • электрохимические основы потенциалообразующих процессов в измерительной ячейке,

  • зависимости, определяющие потенциал электрода и потенциал смещения, электропроводность отведения биологических структур и искусственных электролитов;

  • каналы взаимодействия технических и биологических элементов,

  • примеры реализации медико-биотехнических систем и технологий оценки, контроля управления состоянием и поведением живых организмов;

владеть

  • методическими вопросами применения ИПЭ и БЭ;

  • методом поэтапного моделирования при синтезе биотехнических систем заданного класса;

  • методами расчета основных функциональных характеристик биотехнических систем;

уметь

  • согласовать ИП (БЭ) с измерительными цепями;

  • рассчитать основные метрологические характеристики ИП (БЭ);

  • разрабатывать структуры БТС различного типа и требования к техническим и биологическим элементам БТС, обеспечивающие их оптимальный функционирования;

  • разрабатывать структуру медицинских диагностических, исследовательских и информационных комплексов и оптимизировать состав их элементов; формулировать задачи инженерной реализации перспективных направлений развития биомедицинской и экологической инженерии;

  • применять полученные знания в области разработки медико-биологических объектов;

использовать

современную научно-техническую информацию для анализа, систематизации и получения представления о тенденциях создания новых ИП; направления развития электродной техники, о возможностях бесконтактных методов съема МБ информации.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Учебным планом не предусмотрено проведение лекционных занятий.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса


Практические занятия (36 час.)
Занятие 1. Общие понятия и определения (2 час.)

  1. Введение. Биотехнические системы.

  2. Области применения и классификации.

  3. Медицинские БТС: диагностические, терапевтические, хирургические системы и искусственные органы, аппараты искусственного обеспечения.

  4. Роль ИП и БЭ при проведении медико-биологических исследований и воздействий.

  5. Особенности биологических объектов и требования, предъявляемые к ИП и БЭ.

  6. Особенности измеряемых характеристик.

  7. Структурная схема измерительно-информационной БТС медицинского назначения.

  8. Термины и определения.

  9. Примеры биотехнических систем, используемых в практике госпиталя ТОФ, краевой клинической больницы, других медицинских организаций.


Занятие 2. Структурная схема БТС диагностического типа. (2 час.)

  1. Активная система.

  2. Пассивная система.

  3. Виды и параметры воздействующих физических полей.

  4. Понятие «датчик биомедицинской информации».

  5. Требования к измерительным преобразователям и биоэлектрическим электродам.


Занятие 3. Метрологические характеристики ИП и БЭ. Схемы согласования первичных ИПЭ с техническими средствами регистрации и измерения (2 час.)

  1. Анэргетическое согласование.

  2. Энергетическое согласование.

  3. Согласование по характеристическому сопротивлению.

  4. Метрологические характеристики ИП, методы и стенды для их оценивания.

  5. Основные специальные и метрологические требования, предъявляемые к датчикам и электродам.

  6. Согласование электродов с усилителем биопотенциалов.

  7. Требования к источникам питания.

  8. Помехи и методы борьбы с ними. Способы уменьшения помех в измерительном канале. Выделение полезного сигнала.

  9. Сопряжение ИП с персональным компьютером и создание телеметрических каналов передачи биомедицинской информации.

  10. Последовательный интерфейс и его использование при сборе МБИ. Приборный интерфейс.


Занятие 4. Метрологические характеристики ИП и БЭ. Защита предлагаемой конструкции датчика – измерителя температуры (2 час.)

  1. Выработка рекомендаций по калибровке датчика.

  2. Требования к техническому описанию устройства.

  3. Требования к составлению инструкции по эксплуатации.


Занятие 5. ИП температуры (2 час.)

  1. Чувствительные элементы датчиков.

  2. Основные принципы построения чувствительных элементов ИП.

  3. Тензометрические полупроводниковые чувствительные элементы.

  4. Гальваномагнитные чувствительные элементы.

  5. Емкостные чувствительные элементы.

  6. Проволочные чувствительные элементы.

  7. Волоконно-оптические чувствительные элементы.


Занятие 6. ИП давления, деформации, силы. (2 час.)

  1. Первичные измерительные преобразователи.

  2. Упругие элементы ИП.

  3. Основные характеристики и конструктивные формы упругих элементов ИП.

  4. Основы инженерного расчета упругих элементов ИП.

  5. ИП давления, деформации, силы.

  6. Оптико-электрические измерительные преобразователи (ОЭИП). Применение в медико-биологической практике.


Занятие 7. ИП состава, скорости и расхода газа и биожидкостей (2 час.)

  1. ИП состава, скорости и расхода газа и биожидкостей.

  2. Применение термосопротивлений в биомедицинской практике. Пирометры.

  3. Изучение методик расчета и конструкции основных типов резистивных измерительных преобразователей.

  4. Корректировка технических описаний и инструкций по эксплуатации датчиков, подготовленных студентами.


Занятие 8. Пьезоэлектрические преобразователи: пьезоэффект, местные уравнения пьезоэффекта, коэффициент электромеханической связи (2 час.)

  1. Пьезоэффект.

  2. Местные уравнения пьезоэффекта.

  3. Коэффициент электромеханической связи.


Занятие 9. Эквивалентные схемы. Расчет пьезопластины (2 час.)

  1. Методика расчета пьезоэлектрического преобразователя.

  2. Особенности расчета в импульсном режиме.

  3. Эквивалентные схемы.

  4. Расчет пьезопластины.


Занятие 10. Учет импульсного возбуждения пьезоэлемента при расчете электроакустического тракта (2 час.)

  1. Учет импульсного возбуждения пьезоэлемента при расчете электроакустического тракта.

  2. Практика применения пьезоэлектрических преобразователей различного назначения в медицинском лечебно диагностическом центре «Мечников».


Занятие 11. Источники биоэлектрических сигналов и их характеристики. Потенциалообразующие процессы измерительной ячейки. Электропроводность измерительной ячейки. (2 час.)

  1. Источники биоэлектрических сигналов и их характеристики.

  2. Потенциалообразующие процессы измерительной ячейки.

  3. Электропроводность измерительной ячейки.


Занятие 12. Типы, особенности конструирования и применения проводящих БЭ. Влияние методики измерения биопотенциалов на параметры выходных сигналов БЭ. (2 час.)

  1. Типы, особенности конструирования и применения проводящих БЭ.

  2. Влияние методики измерения биопотенциалов на параметры выходных сигналов БЭ.


Занятие 13. Структурная организация биообъекта. Частотные и временные характеристики сигналов БО (2 час.)

  1. Структурная организация биообъекта.

  2. Частотные и временные характеристики сигналов БО.


Занятие 14. Направления развития электродной техники. Изолированные электроды: емкостные электроды, резистивно - емкостные электроды, емкостно-динамические, твердотельные. (2 час.)

  1. Направления развития электродной техники.

  2. Изолированные электроды: емкостные электроды, резистивно - емкостные электроды, емкостно-динамические, твердотельные.

  3. Расширение частотного диапазона емкостных электродов за счет введения активной составляющей.

  4. Твердотельные электроды в микроисполнении.


Занятие 15. Ионоселективные электроды. (2 час.)

Проведение занятия на базе исследовательской лаборатории.
Занятие 16. Топография электродов (отведений) (2 час.)

  1. Топография электродов (отведений).

  2. Методы биполярных и униполярных измерений.

  3. Собственное время биообъекта.

  4. Биологические ритмы.


Занятие 17. Время обследования, продолжительность обследования, размещение электродов и ИП на биообъекте (2 час.)

Проведение занятия на базе исследовательской лаборатории НПО «Арктика» ДВО РАН.

Занятие 18. Тенденции в разработке и использовании ИП и БЭ (2 час.)

  1. Принципиально новые типы ИП и БЭ.

  2. Интеллектуальные ИП в медико-биологической инженерии.

  3. Ведущие фирмы мира, разрабатывающие и выпускающие датчики медико-биологического назначения.




  1. контроль достижения целей курса

Перечень вопросов на экзамен


  1. Схемы согласования первичных ИПЭ с техническими средствами регистрации и измерения.

  2. Метрологические характеристики ИП, методы и стенды для их оценивания. Системы 0,1 и 2 порядков.

  3. Типы, особенности конструирования и применения проводящих БЭ.

  4. Системы отведений при различных электрофизиологических методиках обследования.

  5. Потенциалы границ раздела фаз «металл-металл», «раствор-раствор», «металл-раствор».

  6. Потенциал электрода. Потенциал смещения.

  7. Электропроводность биологических структур отведения и искусственных электролитов.

  8. Проводящие электроды первого рода.

  9. Проводящие электроды второго рода.

  10. Проводящие слабополяризующиеся электроды.

  11. Влияние методики измерения биопотенциалов на параметры выходных сигналов БЭ.

  12. Направления развития электродной техники: резистивные, резистивно-емкостные, емкостно-динамические и твердотельные электроды.

  13. Конструкции и эквивалентные схемы пьезоэлектрических преобразователей. Методика расчета п\преобразователей различного назначения. Влияние конструктивных элементов на частотные характеристики. Конструкции

  14. Выбор ИП и БЭ при проведении медико-биологических исследований и воздействий (конкретное название исследования\воздействия)

  15. Технические проблемы учета влияния методики измерения биопотенциалов на параметры выходных сигналов БЭ.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов


Рефераты

  1. Метрологические характеристики измерительных преобразователей.

  2. Области применения ультразвуковой диагностической аппаратуры.

  3. Тензорезистивные датчики.

  4. Ионоселективные электроды.

  5. Особенности конструкций ультразвуковых датчиков, используемых в хирургии.

  6. Технические характеристики ультразвуковой терапевтической аппаратуры.

  7. Метрологические характеристики ультразвуковой физиотерапевтической аппаратуры.

  8. Электроды для амплипульстерапии

  9. Электроды для дарсонвализации

  10. Технические характеристики современной ультразвуковой хирургической аппаратуры.

  11. Перспективные направления в развитии электродной техники.




  1. Учебно-методическое обеспечение исциплины

Основная литература

  1. Орлов Ю.Н. Электроды для измерения биоэлектрических потенциалов: Учебное пособие/Под ред. М.С.Щукина.- М,:Изд-во-МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006-224с.

  2. Антропов В.А., Антропова Л.Х. Применение гальваномагнитных явлений в полупроводниках для создания приборов и устройств СВЧ диапазона. - Пенза: ПГУ, 2011. - 166 с. http://window.edu.ru/resource/986/74986

  3. Емельянов Сергей Иванович, Жуков Павел Георгиевич, Красножен Владимир Николаевич, Федоров Игорь Владимирович. Инструменты и приборы для малоинвазивной хирургии. СПб.: Человек, 2004

  4. Старченко И.Б., Вишневецкий В.Ю. Биотехнические и медицинские технологии: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 52 с. http://window.edu.ru/resource/707/76707

  5. Дж. Фрайден. Современные датчики. Справочник. М.:Техносфера, 2006. – 592с.

  6. Шарапов В.М., Полищук Е.С., Кошевой Н.Д., Ишанин Г.Г., Минаев И.Г., Совлуков А.С. Датчики : справочник. - М.:Техносфера, 2012 -624с.

  7. Л.В. Жорина, Г.Н.Змиевской Основы взаимодействия физических полей с биологическими объектами: Учебное пособие /Под ред. М.С.Щукина.- М,:Изд-во-МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006-240с.

  8. В.Б.Акопян, Ю.А.Ершов. Основы взаимодействия ультразвука с биологическими объектами. : Учебное пособие /Под ред. М.С.Щукина.- М,:Изд-во-МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005-224с.

  9. В.М.Шарапов, М.П.Мусиенко, Е.В.Шарапова. Пьезоэлектрические датчики /Под ред. В.М.Шарапова. –М.: Техносфера, 2006. – 632с.


Дополнительная литература

  1. Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99. Государственная система обеспечения единства измерения. Метрология. Основные термины и определения. Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.-32с.

  2. ГОСТ 24878-81 Термины и определения понятий в области биоэлектрических электродов, предназначенных для съема потенциалов, создаваемых органами и тканями человека, находящегося в воздушной и водной средах.





Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Интенционным установочным пунктом является также получение студентами навыков по индивидуальному выступлению на ту или иную тему
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) конспекты лекций

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «технологии программирования»
Специализация "Автоматизированные системы в административно-организационном управлении"
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Биологическая химия Направление...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История антропологических идей»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций
«management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» разработан для студентов 1-3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) инженерные web-технологии...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
«Operational management» are designed to train students in the 080200. 68 «Management», qualification (degree) to be earned – Master...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск