Дипломная работа


Скачать 0.88 Mb.
Название Дипломная работа
страница 1/7
Тип Диплом
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7
Московская духовная академия

Сектор заочного обучения

кафедра Церковной Истории

Дипломная работа

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в

начале ХХ века (1900-1923 гг.)

Предмет: История Русской Церкви

Автор: Выпускник МДА СЗО 2015г.

иеромонах Симеон (Кулагин)

Научный руководитель: Кожевников И.Е.

Сергиев Посад

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………...………….2

Глава 1. Уставные преобразования в скитской жизни в начале ХХ века и численность братства…………………………………………………………..13

Глава 2. Строительство в скиту в начале XX века……………………………23

Глава 3. Смута в скиту и похожие события монастырской истории

начала ХХ века…………………………………………………………………..39

Глава 4. Закрытие скита………………………………………………………...54

Заключение……………………………………………………………………....66

Список источников и использованной литературы…………………………..68

Приложения……………………………………………………………………...73
Поминайте наставники ваша,

иже глаголаша вам слово Божие:

их же взирающе на скончание жительства,

подражайте вере их (Евр. 13, 7)
Введение

История Церкви Христовой – неисчерпаемый источник примеров для назидания и размышления. Как в рассмотрении жизни каждого человека, так тем более явственнее и значительнее в изучении истории Церкви, раскрывается истина о Промысле Божием. Особенно назидательным и важным для монаха представляется знакомство с историей родной обители, памятуя слова преп. Варсонофия Оптинского – «упадок и запустение обителей начинается с забвения своих основателей и подвижников» 1.

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в XIX – начале XX вв. являлся тем местом, где появилось, достигло своего расцвета и прекратилось, такое уникальное явление, как Оптинское старчество. Уникальность его заключается в том, что на протяжении столетия (с 1822 г. – основание скита, до 1923 г. – окончательное закрытие скита безбожной властью) в скиту, сменяя и преемствуя друг другу, несли свое служение Богу и народу Божию четырнадцать преподобных старцев.

Актуальность работы обусловлена, прежде всего, проблемами возрождения монашеской жизни в современной Русской Церкви. Духовная преемственность в русском монашестве практически прервалась за годы советской атеистической власти, а если и сохранилась, то в виде единичных нитей, не исчезнувших в годы гонений и террора. Исследования наиболее ярких и важных примеров монашеской жизни дореволюционной России важно как для создания основных уставных и регламентирующих документов современного монашества, так и для знакомства с живой отечественной аскетической традицией. Приближается 200-летний юбилей Оптинского скита (2021 г.), поэтому необходимость создание обобщающей работы по истории скита и его подвижников становится все более очевидной. Надеемся, что данная работа внесет свой посильный вклад в создание наиболее полного исследования такого уникального и интересного явления, как Иоанн-Предтеченский скит. Новизна работы обусловлена тем, что в современной литературе не существует как обобщающих исследований по истории Иоанно-Предтеченского скита, так и работ, посвященных периоду 1900–1923 гг. в истории Оптиной пустыни. Все четыре главы работы – уставные изменения и численность братства, строительство в скиту, смута в её историческом контексте, и, особенно, закрытие скита – содержат новые материалы, основанные на вновь выявленных источниках, что позволило сделать обобщающие выводы.

Хронологические рамки работы – 1900–1923 гг. – это последний период существования скита в эпоху оптинских старцев. Нижняя граница хронологических рамок совпадает с началом XX столетия. В 1900 г. начинается строительство нового каменного двухуровнего храма, во многом изменившего облик скита. Также нижняя хронологическая граница обусловлена и имеющейся источниковой базой. Именно в 1900 г. в скиту было возобновлено ведение Летописи после значительного перерыва в 1883–1899 гг. В силу этого внутренняя жизнь скита, например, в 1890-х гг. известна нам весьма фрагментарно. Вместе с тем, и в светской исторической науке 1900 г. традиционно рассматривается как начало одного из периодов истории России (в советский науке именовавшийся «периодом империализма»). Верхняя хронологическая граница обусловлена окончательным выселением монахов из скита в августе 1923 г. и прекращением существования скитского братства.

Таким образом, хронологические границы охватывают очень интересный и насыщенный период, в рамках которого скит достиг своего расцвета, максимального количества братства, пережил бурное строительство и ряд кризисов (смута; призыв значительной части братства на мировую войну; революция 1917 г.), и прекратил свое существование под давлением радикально изменившихся исторических обстоятельств.

Объект исследования – Иоанно-Предтеченский скит и его братство как единое историческое, духовное и культурное явление. Предметом исследования является внутренняя жизнь скита в последний период его истории эпохи Оптинских старцев. Возрождение монашеской жизни в скиту в конце 1980-х гг. должно, на наш взгляд, также стать предметом важного и актуального исследования.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексный историко-архивный анализ и историческая характеристика жизни Оптинского скита в последний период его существования в эпоху старцев.

Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:

1) провести анализ источников по истории скита с учетом, как известных ранее, так и выявленных в ходе исследования;

2) на основе собранного историко-архивного материала реконструировать историю скита в первую четверть XX в.;

3) проследить динамику численности братии и уставные преобразования;

4) выявить и исследовать особенности хозяйственной жизни и строительства;

5) включить события скитской жизни в более широкий контекст монастырской истории;

6) ввести в научный оборот новые архивные материалы.

Методологической и теоретической основой данного исследования являются принципы историзма и научной объективности, а также системный и сравнительно-аналитический подход при анализе архивных документов и опубликованных источников. Принцип историзма позволил рассмотреть жизнь скита с учетом конкретных исторических условий, в хронологической последовательности событий, выявить происхождение каждого явления, совокупность составляющих его элементов и степень влияния на дальнейшее развитие. Принцип научной объективности дал возможность изучить этапы жизни скитского братства с позиций документальной достоверности, избежать искаженных субъективных оценок прошлого и на основе привлеченных документальных материалов попытаться восстановить достоверную картину истории скита. Использование системного и сравнительно-аналитического подходов позволило рассмотреть монастырь как целостный организм, как единую духовную и архитектурно-хозяйственную структуру, как совокупность взаимосвязанных элементов, то есть как систему. Применение названных принципов сделало возможным исследовать совокупность фактов и явлений, связанных между собой общей динамикой и логикой развития.

Источниковедческую базу работы можно разделить на три группы.

  1. Материалы бывшего оптинского архива, хранящиеся в двух фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) – ф. 213 и ф. 214. Это источники, подробно повествующие о строительных работах в скиту, переписка с Калужской консисторией и архиереем, строительные сметы, акты проверок епархиальными комиссиями.

  2. Архив музея «Оптина пустынь» (1919–1928 гг.), сохранившийся в фондах Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) – ф. 521. Это уникальные материалы, отразившие момент закрытия скита, создания музея на его территории и период сосуществования скита и музея. Корпус этих источников очень многообразен. Документы только вводятся в научный оборот и требуют дальнейшего изучения. Представленная в работе попытка реконструкции событий, связанных с закрытием скита, с опорой на материалы ф. 521, может и должна быть продолжена.

  3. Архив Оптиной пустыни (АОП). Архив монастыря создавался в основном за счет копирования материалов ф. 213 и ф. 214 НИОР РГБ, позже обогатился документами, посвященными новомученикам и исповедникам Оптинским. В числе прочего, в архиве монастыря есть копия «Летописи Иоанно-Предтеченского скита», оригинал которой хранится в ф. 213 НИОР РГБ. Летопись скита велась с момента основания, но со значительными лакунами, во время которых летопись либо не велась, либо не сохранилась. Имеются материалы Летописи за 1821–1860, 1865–1882, 1900–1914, 1915–1916, 1917–1918 гг. Таким образом, за исследуемый период, Летопись имеет пропуски в 1914–1915, 1916–1917 гг. Последние записи Летописи относятся к июню 1918 г. В 2008 г. была предпринята попытка издания Летописи Скита, но это издание стоит признать неудачным, так как в нем содержатся многочисленные неточности как в самом тексте Летописи, так, еще более, в комментариях к тексту 2.

  4. Для написания работы привлекались материалы Российского государственного исторического Архива Санкт-Петербурга (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 534).

Библиографию, посвященную Иоанно-Предтеченскому скиту Оптиной пустыни, можно условно разделить на две большие группы

  1. работы написанные участниками либо современниками событий (таким образом, это группа относится к XIX – первой половине XX вв.);

  2. исследовательская литература, по большому счету появившаяся лишь в конце 1980-х гг. При этом основная часть литературы посвящена Оптинскому старчеству, как явлению в целом, либо его персоналиям.

Первой работой, полностью посвященной Оптинскому скиту, стало «Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни» 3, подготовленное оптинским иеромонахом Леонидом (Кавелиным, будущим наместником Троице-Сергиевой Лавры). Работа посвящена первым четырем десятилетиям существования скита, содержит очень важную информацию о внутренней жизни и уставных особенностях скита, и является незаменимым пособием для любого исследователя.

В конце XIX в. другим оптинским монахом – иеромонахом Ерастом (Вытропским) – было подготовлено новое «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита» 4. Отец Ераст был письмоводителем старца Амвросия (Гренкова), заведующим канцелярией монастыря, принимал участие в издательской деятельности Оптиной. В своей работе автор объединил описания монастыря и скита и более подробно проработал вторую половину ХIХ в., активно использовал документы из Калужской духовной консистории. В остальном, как структура работы, так и ее содержание весьма близки первой работе иеромонаха Леонида.

Очень важным источником по рассматриваемой теме является статья духовного писателя Е. Поселянина «Скит при Оптиной Пустыни и воздвигаемый в нем храм» 5, опубликованная в 1902 г., еще до окончания возведения храма. В статье сообщается о побудительных причинах, приведших к строительству нового скитского храма, а также содержится самая ранняя и достоверная информация о самих строительных работах.

Одной из наиболее ценных и информативных работ по истории скита начала XX в. является «Дневник послушника Николая Беляева» (будущего преподобного Никона Оптинского исповедника)6. Дневник велся послушником в течение 1907–1910 гг. по благословению старца Варсонофия. Дневник очень хорошо дополняет Летопись скита за эти годы, и наиболее интересен для реконструкции внутренней повседневной жизни скита, в значительной степени закрытой для мира.

Издательством монастыря Оптина пустынь в последние годы было подготовлено издание двух сборников, составленных в монастыре и скиту в конце XIX – начале XX вв.: «Подвижники благочестия Оптиной пустыни XIX – начала XX»7 и «Жизнеописания почивших скитян»8. Более важным представляется второй сборник, содержащий краткие (а иногда и довольно пространные) биографии монахов и послушников, погребенных на скитском кладбище (всего 79 жизнеописаний).

После 1917 г. исторические описания Оптиной пустыни создали еще два автора, занявшиеся оптинской проблематикой еще до революции: протоиерей Сергий Четвериков и И.М. Концевич. Отец С.Четвериков, часто бывавший в обители до революции, писал во многом по памяти, по своим впечатлениям и прочитанной литературы. Будучи в эмиграции, он не имел возможности познакомиться с основными источниками. Его книга «Оптина пустынь» 9, являющаяся скорее не исследованием, а историческим повествованием, увидела свет в 1926 г. (в 1988 г. появилось второе, дополненное издание). Автор делит историю возобновленной пустыни (с конца ХVIII в.) на четыре периода: с 1796 г. по конец 1820-х гг.; с начала 1830-х по начало 1860-х (настоятельство архимандрита Моисея (Путилова) и старчество Льва (Наголкина) и Макария (Иванова)); с начала 1860-х по 1894 г. (настоятельство архимандрита Исаакия (Антимонова) и старчество Амвросия (Гренкова)); и период после 1894 г. Материал изложен свободным стилем, в хронологическом порядке, новые факты по сравнению с предыдущими описаниями здесь практически не встречаются.

Последний опыт создания исторического описания Оптиной пустыни тоже принадлежит эмигранту И.М. Концевичу, православному богослову, ученику оптинских старцев. Его труд «Оптина пустынь и ее время»10 был написан за границей на основе доступной литературы (в то время уже весьма значительной) и разрозненных источников (в том числе устных свидетельств и личных впечатлений). Над эитой темой автор начал работать в 1940-х гг. в Сергиевском богословском институте в Париже, избрав ее для диссертации, а потом продолжал собирать материал. Труд не был закончен до конца его жизни и увидел свет в 1970 г. Представленные сведения по объему значительно превзошли предыдущие описания Оптиной пустыни (они доведены до времени закрытия монастыря), но содержат фактические ошибки, повторы, несогласованные места. В опубликованной книге материал расположен в хронологическом порядке с вставками биографий старцев, причем не только наиболее известных, но и, например, игумена Феодосия (Поморцева). Он делает упор не столько на фактографическую насыщенность, сколько на описание интересных и назидательных случаев. Отдельное место отводится сущности и истории старчества.

Современная оптинская историография начинается в конце 1980-х гг., в годы ослабления идеологических ограничений, и её начало совпадает с возрождением обители. Именно современный период характеризуется началом систематической научной работы, с привлечением максимально широкого круга источников. Большое количество исследований и публикаций было подготовлено профессором-филологом В.В. Кашириной 11, охватившей широкий круг тем – издательская деятельность монастыря, письма старцев, персоналии. Историк Г.М. Запальский12 провел исследование влияния Оптиной пустыни, которое оказывалось на разные монастыри через оптинских воспитанников, в силу самых разных причин покинувших обитель, и исплнявших церковное служение в разных уголках Российской империи. Также в исследовании проведен всесторонний анализ состава братии.

Издательством монастыря подготовлено четыре выпуска «Оптинского альманаха» 13. Выпуски содержат как исследования, рецензии, так и публикации источников. Каждый выпуск посвящен определенной теме. Первый выпуск посвящен главным образом эпохе гонений, разорения и закрытия обители. Второй выпуск посвящен теме «Оптина пустынь и русская культура». Статьи альманаха повествуют о таких деятелях культуры, как И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев и др., и о месте Оптиной пустыни в их жизни и творчестве. Третий выпуск наиболее разнообразен по тематике и хронологии. Четвертый выпуск – «Крестный путь» – посвящен событиям XX в., в том числе – Оптинской смуте, новомученикам и исповедникам оптинским, истории существования на территории уже закрытого монастыря и скита лагеря польских военнопленных в 1939–1941 гг.

В последние 20-25 лет опубликовано большое количество жизнеописаний Оптинских старцев и сборников их эпистолярного наследия. Сейчас вокруг личности каждого из 14 преподобных старцев сложился свой корпус литературы, включающий как переиздания дореволюционной литературы, так и совершенно новые исследования и находки. Отдельной частью оптинской агиографии являются жизнеописание новомучеников и исповедников Оптинских, подготовленные братией обители и известным исследователем игум. Дамаскиным (Орловским)14.

При написании главы «Смута в скиту и похожие события монастырской истории начале ХХ века» была привлечена литература по истории ряда русских монастырей – Пантелеимонова монастыря на Афоне (и более широко – по проблеме имяславия) 15, Соловецкого монастыря 16, Глинской пустыни 17.

Не смотря на некоторое разнообразие оптинской историографии, нет обобщающих работ по Оптинскому скиту – «сердцу Оптиной пустыни», месту служения преподобных старцев. Единственной такой работой до сих пор является «Историческое описание скита…» о. Леонида (Кавелина), охватывающее период с 1821 по 1861 гг. и изданная полтора столетия тому назад.

Структура работы. Работа состоит из четырех глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Первая глава посвящена уставным преобразованиям, происшедшим в скитской жизни в исследуемый период, а также анализу численности братства. Во второй главе рассматривается активное строительство, развернувшееся в скиту в начале XX столетия. Третья глава рассматривает смуту, охватившую монастырь и в большей степени скит, а также включает эти события в более широкий контекст монастырской истории начала века. Четвертая глава посвящена жизни скитского братства в эпоху революционных преобразований и закрытию скита. В каждой главе делаются частные выводы, а общие – подводятся в заключении. В приложениях дан план скита 1911 г.; план главного скитского храма Иоанна Предтечи; а также две скитские фотографии с монашествующей братией начала XX в.

Результаты работы были апробированы автором при подготовке трех публикаций. Две из них опубликованы на сайте МДА, третья – на сайте монастыря Оптина пустынь:

«Оптинская смута 1910–1912 гг. в контексте исторических событий» // http://www.mpda.ru/site_pub/2764118.html.

«Святитель Феофан Затворник и оптинские старцы» // http://www.mpda.ru/site_pub/2774957.html.

«Исторический опыт и современные направления общественного служения монастыря Оптина Пустынь» // http://www.optina.ru/pub/p19/.

Также была подготовлена публикация для Полного собрания сочинений святителя Феофана, Затворника Вышенского, двух ранее неизвестных писем свт. Феофана в Оптину пустынь с комментариями к ним (в печати).

Приступая к исследованию истории Оптинского скита, вспоминаются слова первого скитского историографа – скитское жительство «имеет целью своею: при единодушном жительстве, глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное, при том, со внимательным рассматриванием самого себя, и постоянною молитвою, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира, – сообразно с учением и опытами Св. Отец, прославленных в Христианской Церкви»18.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Дипломная работа icon Дипломная работа по теме: “ Интерактивная база данных по дендраклиматологии” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Дипломная работа icon Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального...
...
Дипломная работа icon Дипломная работа содержит таблиц, литературных источников 11 и графических приложений 4
Дипломная работа содержит таблиц, литературных источников – 11 и графических приложений – 4
Дипломная работа icon Дипломная работа
Факторы, влияющие на решение по выбору системы электронного документооборот
Дипломная работа icon Дипломная работа
Квалификация: Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель
Дипломная работа icon Дипломная работа
Защита персональных данных: ответственность за нарушения трудового законодательства
Дипломная работа icon Дипломная работа проектирование и внедрение
Охватывают почти все действия с платформой Asterisk
Дипломная работа icon Дипломная работа
Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям
Дипломная работа icon Дипломная работа
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дипломная работа icon Министерство образования и науки Челябинской области гбу дпо «Челябинский...
Использование активных форм обучения как условие формирования профессиональных компетенций
Дипломная работа icon Дипломная работа
Современное состояние конъюнктивальной микрофлоры пациентов до и после хирургического лечения катаракты
Дипломная работа icon Дипломная работа реализация механизма аутентификации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Дипломная работа icon Дипломная работа
Средства анализа эффективности выполнения программ на языке Fortran dvmh на кластере с графическими процессорами
Дипломная работа icon Дипломная работа «Допущена к защите»
Введение Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности
Дипломная работа icon Дипломная работа
Анализ состояния геоинформационных технологий в решении типовых задач управления региональной недвижимостью Тульской области
Дипломная работа icon Дипломная работа на тему: «Реализация сервисов многоцелевого поиска и заказа группы товаров»
Научный руководитель к ф м н., доц. Н. Г. Графеева

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск