Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению технологии в 7 классах составлена на основе следующих документов:
-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии(приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- на основе Примерной программы основного общего образования и требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 №253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год";
-Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997 г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;
- на основе методических рекомендаций «Особенности преподавания учебного предмета « Технология» в 2014/2015 учебном году».
- на основе учебного плана МБОУ «СОШ №7» на 2014-2015 учебный год;
.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения:
ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии;
работа в группах;
создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования;
обеспечение межпредметных связей;
взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования
.Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета Технология в 7 классе выделены 2 учебных часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 70ч.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
Что такое технический рисунок, эскиз и черте;
Основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры поверхности и их взаимное расположение, уметь осуществлять их контроль;
Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
Виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
Устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
Назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента и приспособлений, уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
Основные виды механизмов по выполняемым ими функциям ;
Возможности и использование компьютерных технологий в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
Общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
Виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
Устройство сливного бачка;
Учащиеся должны уметь:
Рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
Осуществлять наладку простейших ручных инструментов;
Производить простейшую наладку станков, выполнять основные ручные и станочные операции;
Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и тел вращения;
Понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
Графически изображать основные виды механизмов передач;
Находить необходимую техническую информацию;
Осуществлять контроль качества изделий;
Выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
Выполнять шиповые соединения.
Шлифовать и полировать плоские металлические детали. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
Применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- Использовать компьютер для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
- Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
- Ориентироваться на рынке труда и услуг;
- Определять расход и стоимость электроэнергии
Основное содержание учебного предмета
Технология обработки древесины (22ч)Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков.
Виды древесных материалов и сфера их применения.
Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах и схемах.
Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки.
Заточка деревообрабатывающих инструментов. Правила безопасности.
Изготовление изделий из конструкционных или поделочных материалов: выбор заготовки для изготовления изделий с учетом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов;
Отклонения и допуски на размеры деталей. Шиповые столярные соединения.разметка заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов, приборов и приспособлений.
Обработка ручными инструментами заготовок с учетом видов и свойств материалов; Разметка и запиливание шипов и проушин.визуальный и инструментальный контроль качества деталей; Графическое изображение шиповых соединений.
Соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ; контроль и оценка качества изделий; выявление дефектов и их устранение.
Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями.
Использование технологических машин для изготовления изделий. Точение фасонных и конических деталей на токарных станках по дереву.
Защитная и декоративная отделка; Правила безопасности.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.Художественное точение изделий из древесины. Чертеж точеной фасонной детали.
Изготовление изделий с использованием технологий промысел, распространенных в районе проживания.
Художественная обработка древесины. Мозаика на изделиях из древесины.
Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Технология обработки металла (18ч).
Металлы, сплавы, их механические и технологические свойства, сфера применения. Особенности изделий из пластмасс.
Чертежи деталей, изготовляемых на токарных станках. Сечения и разрезы.
Назначение и устройство токарно-винторезных станков. Кинематическая схема станка.
Виды и назначение токарных резцов. Углы заточки. Технология токарных работ по металлу.
Управление токарно-винторезным станком. Инструкция по технике безопасности.
Приемы работы на токарном станке по металлу.
Чертежи деталей, изготовленных на фрезерных станках.
Устройство настольного вертикально-фрезерного станка. Приемы управления. Правила безопасности .
Нарезание внутренней и наружной резьбы. Резьбонарезные инструменты. Правила безопасности. Технология обработки металла.
Тиснение по фольге. Ажурная скульптура. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
Мозаика с металлическим контуром. Басма. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
Пропильной металл. Чеканка на резиновой подкладке. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
Электротехнические работы (10ч)
Организация рабочего места. Использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ.
Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах.
Соблюдение правил электробезопасности. Правила эксплуатации бытовых электроприборов.
Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем.
Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии.
Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.
Сборка моделей электротехнических устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме, проверка их функционирования.
Культура дома (10ч).
Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. Применение основных инструментов для- ремонтно- отделочных работ.
Подготовка поверхностей помещения к отделке. Нанесение на подготовленные поверхности водорастворимых красок. Наклейка обоев и пленок.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
Уход за различными видами половых покрытий.
Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Творческий проект (4ч).
Основные требования к проектированию изделий. Тематика творческихпроектов. Эвристические методы поиска новых решений. Этапы проектирования и конструирования. Применение ИКТ при проектировании.
Экономические расчеты при выполнении проекта. Определение себестоимости. Затраты на оплату труда. Способы проведения презентации проектов. Презентация проектов.
Форма организации контроля результатов обучения: тесты, практические занятия.
Уровень обучения: базовый
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Режим работы школы: шестидневная учебная неделя
Литература
«Технический труд» В.Д. Симоненко, 2012
«Обслуживающий труд» П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, 2013
Календарно тематическое планирование 7класс
№
|
|
Тема
|
Дата по плану
|
Дата факт
|
|
|
Технология обработки древесины 22ч
|
|
|
1-2.
|
1-2
|
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков.
Виды древесных материалов и сфера их применения. Сушка древесины.
|
1.09.
4.09.
|
|
3-4.
|
3-4
|
Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах и схемах.
|
8.09.
11.09.
|
|
5-6.
|
5-6
|
Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки.
Заточка деревообрабатывающих инструментов. Правила безопасности.
|
15.09.
18.09.
|
|
7-8.
|
7-8
|
Изготовление изделий из конструкционных или поделочных материалов: выбор заготовки для изготовления изделий с учетом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов.
|
22.09.
25.09.
|
|
9-10.
|
9-10
|
Отклонения и допуски на размеры деталей. Шиповые столярные соединения.разметка заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов, ПРИБОРОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.
|
29.09.
2.10.
|
|
11-12.
|
11-12
|
Обработка ручными инструментами заготовок с учетом видов и свойств материалов. Разметка и запиливание шипов и проушин.визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Графическое изображение шиповых соединений.
|
9.10.
13.10.
|
|
13-14.
|
13-14
|
Соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ; контроль и оценка качества изделий; выявление дефектов и их устранение.
Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями.
|
16.10.
20.10.
|
|
15-16.
|
15-16
|
Использование технологических машин для изготовления изделий. Точение фасонных и конических деталей на токарных станках по дереву. Защитная и декоративная отделка. Правила безопасности.
|
23.10.
27.10.
|
|
17-18.
|
17-18
|
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Художественное точение изделий из древесины. Чертеж точеной фасонной детали.
|
30.10.
|
|
19-20.
|
19-20
|
Изготовление изделий с использованием технологий промысел, распространенных в районе проживания.
Художественная обработка древесины. Мозаика на изделиях из древесины.
|
10.11.
13.11.
|
|
21-22
|
21-22
|
Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
|
17.11.
20.11.
|
|
|
|
Технология обработки металла 18ч
|
|
|
23-24.
|
1-2
|
Металлы, сплавы, их механические и технологические свойства, сфера применения. Особенности изделий из пластмасс.
|
24.11.
27.11.
|
|
25-26.
|
3-4
|
Чертежи деталей, изготовляемых на токарных станках. Сечения и разрезы.
|
1.12.
4.12.
|
|
27-28.
|
5-6
|
Назначение и устройство токарно-винторезных станков. Кинематическая схема станка.
|
8.12.
11.12.
|
|
29-30.
|
7-8
|
Виды и назначение токарных резцов. Углы заточки. Технология токарных работ по металлу.
|
15.12.
18.12.
|
|
31-32.
|
9-10
|
Управление токарно-винторезным станком. Инструкция по технике безопасности.
|
22.12.
25.12.
|
|
33-34.
|
11-12
|
Приемы работы на токарном станке по металлу.
|
29.12.
|
|
35-36.
|
13-14
|
Чертежи деталей, изготовленных на фрезерных станках.
|
12.01.
15.01.
|
|
37-38.
|
15-16
|
Устройство настольного вертикально-фрезерного станка. Приемы управления. Правила безопасности .
|
19.01.
22.01.
|
|
39-40.
|
17-18
|
Нарезание внутренней и наружной резьбы. Резьбонарезные инструменты. Правила безопасности.
|
26.11.
29.01.
|
|
|
|
Художественная обработка металлов 6ч
|
|
|
41-42.
|
1-2
|
Тиснение по фольге. Ажурная скульптура. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
|
2.02.
5.02
|
|
43-44.
|
3-4
|
Мозаика с металлическим контуром. Басма. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
|
9.02.
12.02.
|
|
45-46.
|
5-6
|
Пропильной металл. Чеканка на резиновой подкладке. Материалы, инструменты, технология выполнения, правила безопасности.
|
16.02.
19.02.
|
|
|
|
Электротехнические работы (10ч)
|
|
|
47-48.
|
1-2
|
Организация рабочего
места. Использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ.
|
26.02.
02.03
|
|
49-50.
|
3-4
|
Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах.
Соблюдение правил электробезопасности. Правила эксплуатации бытовых электроприборов.
|
5.03.
12.03.
|
|
51-52.
|
5-6
|
Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем.
|
16.03.
19.03.
|
|
53-54.
|
7-8
|
Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии.
|
2.04.
6.04.
|
|
55-56
|
9-10
|
Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.
Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей конструктора по схеме, проверка их функционирования.
|
9.04.
13.04.
|
|
|
|
Культура дома (10ч)
|
|
|
57-58.
|
1-2
|
Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.
|
16.04.
20.04.
|
|
59-60.
|
3-4
|
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. Применение основных инструментов для ремонтно-отделочных работ.
|
23.04.
27.04.
|
|
61-62.
|
5-6
|
Подготовка поверхностей помещения к отделке. Нанесение на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев и пленок.
|
30.04.
7.05.
|
|
63-64.
|
7-8
|
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
Уход за различными видами половых покрытий.
|
11.05.
14.05.
|
|
65-66.
|
9-10
|
Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
|
18.05.
|
|
|
|
Творческий проект (4ч)
|
|
|
67-68.
|
1-2
|
Основные требования к проектированию изделий. Тематика творческих проектов. Применение ИКТ при проектировании.
|
21.05.
|
|
69-70.
|
3-4
|
Экономические расчеты при выполнении проекта. Проведение презентации проектов.
|
21.05.
|
|
Система контролирующих материалов.
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу.
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»-почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности; отдельные операции выполнены с отклонением от образца ( если не было на то установки ); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой на 100=90%
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70-80% от общего количества
«3» - соответствует работа, содержащая 50-60% правильных ответов
«2» - правильных ответов менее 50%
Критерии оценки проекта
«5» - учащийся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, имеет высокое качество;
«4» -ученику учитель оказывал незначительную помощь, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, работа выполнена в срок;
«3» - ученику учитель оказывает значительную помощь, выполненное изделие имеет низкое качество, частично отвечает требованиям проекта, но выполнено в срок;
«2» - ученик постоянно нуждался в помощи, изделие не соответствует требованиям к проекту.
Критерии защиты проекта
1.Оригинальность темы и идеи проекта.
2.Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия, прочность, надежность, удобство использования).
3.Технологические критерии (соответствие документации, оригинальность применения и сочетание материалов, соблюдение правил техники безопасности);
4.Эстетические критерии (композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры);
5.Экономические критерии ( потребность в изделии, экономическое обоснование, рекомендации к использованию, возможность массового производства).
|