Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению технологии в 7 классе составлена на основе следующих документов.
Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)
Учебного плана МБОУ «Краснокадкинская ООШ» НМР РТ на 2014-2015 учебный год;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснокадкинская ООШ» НМР РТ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на 2014-2015 учебный год;
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Положения о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Краснокадкинская ООШ».
Программа по технологии для 7 класса разработана на основе:
примерной программы основного общего образования по технологии (авторы В.Д.Симоненко, Технология. Трудовое обучение. Вариант для мальчиков. М.: Вентана-граф, 1997.)
Рабочая программа направлена на достижение целей при обучении семиклассников:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рабочая программа ориентирована на решение задач:
ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
освоение компетенций - умение действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Место предмета в учебном плане ОУ МБОУ «Краснокадкинская ООШ»
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Технология. Трудовое обучение» в 7 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч. в неделю.
Уровень обучения: базовый
Формы организации образовательного процесса: Рабочая программа направлена на реализацию деятельностного подхода к обществоведческому образованию, предусматривает познавательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную деятельность в многообразии форм - индивидуальной, групповой, фронтальной, классно-урочной работы, раскрывающейся в исследовательской, проектной, дискуссионной и др. ее видах.
Формы контроля: тестирование, контрольная работа, практическая работа, проектирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основным предназначением образовательной области «Технология. Трудовое обучение» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. В течение всего периода обучения технологии каждый учащийся выполняет 1 проект. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Охрана здоровья учащихся. На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с электрическими приборами. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал. Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности. С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения технологии 7 класса ученик должен
знать:
-что такое проект;
-основные компоненты проекта;
-с чего начинается технологический проект;
уметь:
-определять потребности людей и общества;
-проводить опрос для определения потребностей;
-обосновывать выбор изделия для проекта;
-формировать задачу проекта;
-разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
-представлять результаты проектной деятельности;
-проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учётом существующих ресурсов; изготовление изделий, соответствующих определённым потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.
знать/понимать:
-характеристики основных функциональных зон и инженерных коммуникаций;
-виды ремонтно-отделочных работ;
-средства оформления интерьера;
-назначение основных видов бытовой техники;
-санитарно-технические работы;
-виды санитарно-технических устройств;
-причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.
-планировать ремонтно-отделочные работы;
-подбирать покрытия;
-заменять прокладки в кране или вентиле;
-пользоваться современной бытовой техникой;
-назначение и виды устройств бытовых электроустановок от перегрузки;
-правила безопасной эксплуатации бытовой техники;
-пути экономии электрической энергии в быту.
-объяснять работу простых электрических по схемам;
-рассчитывать стоимость потребляемой энергии;
-сферы современного производства;
-разделение труда на производстве;
-понятие о специальности и квалификации работника;
-факторы влияющие на уровень оплаты труда;
-пути получения профессионального образования;
-необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
-находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях его получения и трудоустройства;
-сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Трудовое обучение» для учащихся 7 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 1997 г.; а также дополнительных пособий:
для учащихся:
– Карабанов, И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5–9 кл. общеобр. уч. – 2-е изд. / И. А. Карабанов. – М.: Просвещение, 1997.
для учителя:
– Бейкер, Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. – М.: Мир, 1990.
– Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–8 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение, 1980.
– Жданович, Б. Д. Твой сад / Б. Д. Жданович, Л. И. Жданович. – Волгоград: Объед. «Ретро», 1992.
– Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. – М.: Мир, 1992.
– Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.
– Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
– Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов и др. – М.: Молодая гвардия, 1982.
Интернет-ресурсы:
Непрерывная подготовка учителя технологии - http://tehnologiya.ucoz.ru/
Сайт учителя технологии - http://domovodstvo.fatal.ru/
Учительский портал: Технология
К уроку.ру: Технология
Сайт учителя технологии - http://tehnologiya.narod.ru/
Сайт учителя - http://kaselita.ucoz.ru/
LOBZIK - http://www.lobzik.pri.ee/
Что будем делать на трудах?(блог для учителя трудового обучения)- http://natrudax.blogi.by
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, название урока в поурочном планировании
|
Кол-во часов
|
Вводный инструктаж. Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
|
18
|
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.
|
18
|
Художественная обработка древесины.
|
11
|
Культура дома.
|
6
|
Творческая, проектная деятельность.
|
17
|
Итого
|
70
|
Основные понятия темы.
Раздел
|
Основные понятия темы (перечень ключевых слов)
|
Технология обработки древесины.
Элементы машиноведения.
Технология обработки
металлов. Элементы
машиноведения.
Художественная обработка
древесины.
Культура дома.
Творческий проект
|
Влажность, твердость, прочность, упругость, цвет, штабель, сушильная камера, производственная
влажность. Конструктор, чертежник, конструктивный элемент, копировщик. Технологическая
документация, технолог, переход, устав, операция, процесс. Заточка, прифуговка, разводка, заточный
круг, перекос, стружколоматель, долбление гнезд, подгонка шипа и проушины, пилы (лучковая).
Мозаичный рисунок, мозаичный пакет, снятие ворса, поры.
Термическая обработка, закалка, отжиг, отпуск, графическая документация, профиль резьбы, суппорт,
лимб, задняя бабка, токарь, токарно-винтовой станок. Токарные резцы, элементы резца, прорезание
канавок, фрезерование, фреза, резьбовое соединение, болт, шпилька, метчик, вороток, плашка.
Басма, мозаика, чеканка, контур, резиновая прокладка.
Мозаика, орнамент, инструкция, интарсия, маркетри, узор, нож-резак, вставка, гнездо, основа,
набор, пантограф, шпон, пресс, циклевание, цикля, отделка, отбеливание древесины, снятие ворса..
Обои, бордюр, фриз, гобелен, клейстер, клей. Малярные работы, пигменты, краска, эмаль, ручник,
трафарет, маляр, валик, грунтовка. Плитка, плиточник, мастика, плиточные работы.
АРИЗ, алгоритм, стадия, проект, экономика, себестоимость, конструкция, лакирование, эстетика,
экономические затраты.
|
|