МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕРНОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Приказом директора школы
«30» августа 2015 г. от «31» августа 2015г. № 104
Протокол № 1
______________ И. А. Горлатых
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5-9 класс ФГОС
Содержание
1. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования 5
1.1. Пояснительная записка 5
1.1.1. Цели и задачи программы основного общего образования 7
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной
программы основного общего образования 8
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 11
Общие положения 11
Структура планируемых результатов 12
Личностные результаты освоения ООП 14
Метапредметные результаты освоения ООП 16
1.2.5. Предметные результаты
1.2.5.1. Русский язык 25
1.2.5.2. Литература 27
Иностранный язык (немецкий, английский) 32
История России. Всеобщая история 38
Обществознание 41
География 48
Математика 52
Информатика 69
Физика 73
Биология 80
Химия 85
Изобразительное искусство 89
Музыка 98
Технология 101
Физическая культура 110
Основы безопасности жизнедеятельности 112
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 116
1.3.1. Общие положения 116
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 119
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур 122
2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования 126
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности 126
2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса
при создании реализации программы развития универсальных учебных
действий 126
2.1.2. Цели и задачи программы, описание её места и роли в реализации
требований ФГОС 129
2.1.3. Описание понятий, функций, состава и характеристик
универсальных учебных действий 130
2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий 131
2.1.5. Описание особенностей, основных направлений и планируемых
результатов 132
2.1.6. Описание содержания, видов и форм организации учебной 135
деятельности по развитию информационно- коммуникационных технологий
2.1.7. Перечень и описание основных элементов ИКТ- компетенции и
инструментов их использования 136
2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности
обучающихся 139
2.1.9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными
организациями, формы 142
2.1.10. Описание условий 143
2.1.11. Методика и инструментарий 144
Программы учебных предметов, курсов 144
2.2.1. Общие положения 144
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 145
Русский язык 145
Литература 151
Иностранный язык 169
История России. Всеобщая история 174
Обществознание 204
География 207
Математика 222
Информатика 234
Физика 241
Биология 248
Химия 258
Изобразительное искусство 262
Музыка 266
Технология 274
Физическая культура 282
2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности 284
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 288
2.4. Программа коррекционной работы 317
3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования 328
3.1. Учебный план основного общего образования 328
Календарный учебный график 332
План внеурочной деятельности 334
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы 340
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 340
3.2.2. Психолого- педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 355
3.2.3. Финансово- экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования 357
3.2.4. Материально- технические условия реализации
основной образовательной программы 358
3.2.5. Информационно- методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 363
3.2.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий 365
3.2.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 367
1. Целевой раздел основной образовательной программы
основного общего образования
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования (5 – 9 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жерновецкая средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области разработана в соответствии со ст. 12, ст. 28 п. З (6) ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года, регистрационный № 19644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный № 35915), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ под № 2 в 2015 году, с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, анализа деятельности образовательного учреждения, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования.
Разработка школой основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов коллегиального управления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением: совета Школы и педагогического совета.
В соответствии со ст. 26 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании новой редакции Устава Школы (2015 г.), в целях реализации сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, развитию инициативы коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления с сентября 2015 года будет создан новый орган коллегиального управления: Управляющий Совет школы, который будет осуществлять согласование действий управляющих органов школы: педагогического совета, совета старшеклассников, общешкольного родительского комитета, осуществлять другие функции в соответствии с Уставом школы.
При разработке основной образовательной программы основного общего образования учитывались культурные, национальные, территориальные и социальные особенности.
Школа находится в микрорайоне, удалённом от районного центра. Именно поэтому основной целью образовательной политики учреждения является превращение образования в механизм решения социокультурных проблем микрорайона, воспитание человека, любящего свою малую родину, гражданина своего Отечества. Достижение данной цели выстраивается как постоянное взаимное согласование запросов и возможностей государства, муниципалитета, региона, семьи, обучающегося с одной стороны, и образовательного учреждения с другой стороны. Школа тесно взаимодействует с организациями и учреждениями дополнительного образования. Обучающиеся школы посещают кружки и секции в ДЮСШ, Доме детского творчества.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это:
- признание приоритетности образования;
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
- создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
- светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
- автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и учащихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся на участие в управлении образовательными организациями;
- недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профес-сиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфес-сионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования -развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
|