Рабочая программа учебного курса «Технология»


Скачать 1.11 Mb.
Название Рабочая программа учебного курса «Технология»
страница 1/7
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Технология. Технологии ведения дома (ФГОС ООО)

5-8 классы 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» в 5-8 классах общеобразовательной школы составлена на основe Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа по технологии составлена на основе:

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897/ с учетом примерной ООП ООО (www.fgosreestr.ru)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, М.: Просвещение, 2015 год. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г № 1/15);

  • Программа по технологии,5-9 классы. Авторы программы В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. М.: Вентана – Граф, 2015

  • Примерной программы по технологии 5-8 классы, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы программы: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (ФГОС). М.: Вентана – Граф, 2014



УМК по «Технологии. Технологии ведения дома»


  • Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. -192с.: ил.

  • Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. -192с.: ил.

  • Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. - 160 с.: ил.

  • Технология(ФГОС): 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. - 160 с.: ил.

  • рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 5 классов под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана – Граф, 2014;

  • рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 6 классов под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана – Граф, 2014;

  • рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 7 классов под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана – Граф, 2014;

  • методическое пособие «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 5 классов под редакцией Н.В. Синица.-М.: Вентана – Граф, 2013.

  • методическое пособие «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 5 классов под редакцией Н.В. Синица.-М.: Вентана – Граф, 2013.

  • методическое пособие «Технология. Технологии ведения дома» (ФГОС) для учащихся 7 классов под редакцией Н.В. Синица.-М.: Вентана – Граф, 2014.



Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т.д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательного учреждения по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Примерная программа предмета «Технология» для основной ступени общего образования в составе предметной области «Технология» в контексте подготовки обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обеспечивает:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Цели программы:

1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Задачи обучения:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной,коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 7 классе являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,

  • Формирование представлений о культуре труда, производства,

  • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,

  • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах ( по 70 час.), 1 час - в 8классе (36 час), итого 246 часов за год.

Содержание учебного курса адаптировано к условиям средней общеобразовательной школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, собственной позиции, творческого потенциала учителя, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и соци­альной среды.

На основе данной программы в образовательной организации допускается построение рабочей программы, в которой иначе сочетаются разделы и темы, с минимально допустимой коррекцией объёма времени, отводимого на их изучение.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • распространённые технологии современного производства и сферы услуг;

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • элементы черчения, графики и дизайна;

  • элементы прикладной экономики, предпри­нимательства;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства и культура труда;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности; практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности; проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы. Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Программa предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций (совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся, формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся, развитие учебно-познавательной, ценностно-ориентированной, личностно-развивающей компетенции).

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на

совершенствование этого общества.

При этом приори­тетными видами общеучебной деятельности для всех направле­ний образовательной области «Технология» на этапе основно­го общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование из­вестных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать ориги­нальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формули­рование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять иными словами), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, тех­нологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, вклю­чая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • овладение умениями совместной деятельности: согла­сование и координация деятельности с другими ее участника­ми; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нрав­ственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В течение учебного года учащиеся 5-7 выполняют четыре мини-проекта в рамках содержания разделов программы: «Создание изделий из текстильных материалов», «Рукоделие. Художественные ремёсла», «Интерьер жилого дома», «Технологии обработки пищевых продуктов», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. В 8 классе предполагается два мини-проекта в рамках содержания разделов программы: «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.

Любой творческий проект предполагает абсолютно самостоятельные последовательные действия учащегося в осуществлении определенного замысла и кроме этого, любая творческая работа предполагает развитие воображения, применение фантазии. При создании любого проекта учащимся приходиться решать массу проблем, поэтапное решение проблем, а также последовательное применение знаний, умений, навыков, полученных при изучении технологии – ключ к успешному выполнению любого творческого проекта или работы, повышению уровня знаний по основному предмету, развитию практических навыков, творчества в работе, саморазвитию и профессиональной ориентации.

Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда, инструктаж по технике безопасности труда с целью освоения учащимися технологических знаний, процессов (работа в оборудованных мастерских, на специальном оборудовании). В результате изучения данного курса учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, колющими и режущими инструментами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии. Формируются знания и умения о назначении и применяемых ручных инструментов, приспособлений, оборудования, приемы и последовательность выполнения технологических операций. Кроме того, по каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является и новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии, швейному делу. Например, в данный раздел «Кулинария» включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов. Это занятие способствует формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников при оформлении различных изделий (кулинарные блюда, изделия декоративно-прикладного искусства, а также знакомство их с различными профессиями. Например, это можно наблюдать в таких темах: «Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря», Технология приготовления блюд из мяса»,

«Основы сервировки стола к обеду», «Планировка и интерьер жилого дома», «Конструирование плечевой одежды», «Моделирование плечевой одежды» «Вяжем аксессуары крючком и спицами», «Профессиональное образование и профессиональная карьера». При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

Методы обучения: наглядный, практический, аудиовизуальный, самоконтроля, самоуправления учебными действиями.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Машиноведение» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением, с различными приспособлениями к швейной машине.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии оформления готового изделия отделкой из различных текстильных материалов, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий:

-Учебного проектирования (метод проектов)

-Личностно-ориентированного обучения

-Развивающего обучения

-Проблемного обучения

-Саморазвития личности

-Игровые технологии

-Технологии групповой деятельности

-Информационные образовательные технологии

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

Структура курса не создает учебных перегрузок для школьников и содержит всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей. Так, например, в подготовку урока обязательно включены здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, опорно-двигательной системы).

Поскольку ведущей деятельностью школьников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий, например в раздел «Технологии обработки пищевых продуктов», «Интерьер жилого ». Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Учебный материал составляется таким образом, что содержание основных тем обучения с каждым годом (классом) усложняется, но программа должна оставаться достаточно гибкой для того, чтобы позволить каждому ребенку выявить свою творческую индивидуальность.

Рабочая программа по технологии в 5-8 классах подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

-урок «открытия» нового знания;

-урок отработки умений и рефлексии;

-урок общеметодологической направленности;

-урок развивающего контроля;

-урок – исследование, урок творчества;

-лабораторная работа;

-практическая работа;

-творческая работа;

Все разделы содержат основные теоретические сведения, практические работы. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность.

Для практических работ, учителем, в соответствии с имеющимися возможностями, выбирается такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

В течение учебного года происходит педагогическая диагностика возможностей учащихся, т.к. выполнение проекта носит именно творческий характер и имеет индивидуальный подход к каждому ребенку. Происходит сбор информации для проекта, составление плана работы. Помощь в выполнении проекта оказывается детям постоянно - кабинет помимо основного расписания работает по дополнительному.

При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Например, таких как: ««Технологии обработки пищевых продуктов», «Технологии домашнего хозяйства», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие».

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Необходимо, чтобы построение учебной программы в максимальной степени способствовало развитию детской одаренности, происходило последовательное развитие творческих способностей учащихся, воспитание эстетического вкуса и самостоятельности суждений.

Программа логически связана между собой и развивает друг друга, в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

В 5-7 классе как такового раздела «Электротехнические работы» нет, но в разделах и темах, таких как: «Технологии домашнего хозяйства», ««Технологии обработки пищевых продуктов», «Машиноведение», «Рукоделие» дается смысл технологических понятий, электробезопасность, правила безопасной эксплуатации бытовой техники, влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека, профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

В процессе изучения курса «Технология» школьники должны научиться выполнять и читать схемы, технологические карты, комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц (происходит построение чертежа плечевого изделия). Содержание данного материала отслеживается, например, в таких разделах и темах: «Конструирование швейных изделий», «Изготовление выкроек»

Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приемы оформления интерьера, приемы художественного рукоделия.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материл, свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучения предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса



Личностные


Метапредметные


Предметные


Учащиеся должны иметь представления:
-о бережном отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-о трудолюбии и ответственности за качество своей деятельности;
-о планирование образовательной и профессиональной карьеры

Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда и личной гигиены;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-о народных мастерах как хранителях и носителях народных традиций;
-о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи


Учащиеся должны знать:
-санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в мастерских;
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
-виды, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
-оценку технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
-знать способы обработки и пищевую ценность продуктов питания;
-методы чтения и способы графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
-последовательность построения и моделирования выкроек швейного изделия;
-подготовку швейной машины к работе;
спобы контроля и качества разметки и раскроя плечевого изделия на ткани;
-знать понятие «творческий проект по технологии»

-применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов
-знать историю вязания.




Учащиеся должны уметь:
-воспитывать аккуратность, внимательность во время работы;
-развивать трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности;
-оценивать готовность к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.



Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила техники безопасности;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с культурой производства;
-владеть навыками самообслуживания;
-самостоятельно организовывать выполнение различных творческих работ по созданию швейных изделий

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- ориентироваться в имеющихся средствах и технологиях создания объектов труда;

- распознавать виды, назначение материалов и оборудования, применяемого в технологических процессах

оценивать свойства сырья, материалов и области их применения

характеризовать швейные изделия, сравнивать одежду; - выявлять авторское отношение к изделию

сравнивать еду людей разных стран;

- составлять аннотацию на отдельное изделие



Учащиеся могут проявлять:
-положительное отношение к результатам своего труда и других детей;
-стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
-развивать готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-применять экономическое мышление при организации своей деятельности


Учащиеся должны владеть:
-первоначально приобретенными знаниями и умениями для творческого решения художественных задач;
-самостоятельной организацией выполнения различных творческих работ по созданию швейного изделия;
-поиском решений, возникшей организационной проблемы



Учащиеся должны владеть:
-названием материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение;
-подбором материалов с учётом труда и технологии;
-планированием технологического процесса труда;
-соблюдением трудовой и технологической дисциплины;
-выявлением допущенных ошибок в процессе труда и способами их устранения



- для глухих,

слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.


Могут научиться:
-Проявлять инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-проводить поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы. -- для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.".


Могут научиться:
-Выявлять допущенные ошибки в процессе труда, обосновывать способы их исправления;
-Ориентироваться в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
-Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера.



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» предметной области «Технология» для 1-4 классов составлена на основе
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа Учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» предметной области «Технология» для 1-4 классов составлена на основе
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного курса «Технология» (далее рабочая программа)
«Программы общеобразовательных учреждений технология трудовое обучение для 5-11 классов», автора В. Д. Симоненко. Москва. Просвещение....
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Технология» (авт. Роговцева...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа курса «технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для общеобразовательных 5 –8 классов опирается на
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Учебного предмета «Технология» Среднее общее образование. Пояснительная...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего общего образования (базовый уровень) для 10-11 классов на основе следующих...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа по предмету «Технология» в 3 «В» классе (наименование...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного курса технология при разработке программы...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Адаптированная рабочая программа учебного курса
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 7 вида и составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа учебного курса технология в 5 класcа Пояснительная записка
В связи с развитием социально-экономических отношений в России большое значение приобрело новое качество общего образования
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа по технологии для основной школы предназначена...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Технология» icon Рабочая программа по учебному предмету «Технология»» предназначена...
Тематическое планирование 6кл Содержание учебного предмета7кл

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск